Файл: Программа по курсу развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
1—III классы трехлетней начальной школы
Объяснительная записка
Предлагаемый курс математики для начальных классов характеризуется теми же базисными понятиями и их структурой, что и действующий в настоящее время курс начальной математики: число — величина — геометрическая фигура. Одна из основных целей разработки и создания нового курса математики в начальных классах — создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения математического кругозора детей младшего школьного возраста.
Основное содержание предлагаемого курса математики в начальных классах представлено пятью различными б л о к а -м и: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, а также блоком содержательно-логических задач и заданий и блоком, который условно можно назвать компьютерным и который ставит своей целью дать учащимся элементарные навыки пользователя персональным компьютером.
Первые три блока — арифметический, алгебраический и геометрический — являются основными носителями математического содержания курса, так как именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов, тем и разделов. Четвертый блок в содержательном плане выстраивается на базе трех первых блоков • представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных способностей детей, основой чего служит развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Помещенный в программу пятый блок — «Работа на ЭВМ» — посвящен использованию современного персонального компьютера в начальных классах для формирования у детей элементов компьютерной грамотности, в частности умений работать с клавиатурой компьютера. Содержательное наполнение этого раздела (блока) предполагает в основном программы-тренажеры, составленные по изучаемому числовому материалу для отработки навыков вычислений по соответствующим разделам курса:
табличного сложения и вычитания, умножения и деления, для формирования умений решать текстовые задачи, простейшие уравнения и т. д.
Главная особенность предлагаемого курса — его направленность не только на то, чтобы дать школьникам числовую грамотность, но и на то, чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.
Таким образом, основными компонентами математического образования, получаемого при полном использовании всех пяти блоков предлагаемой программы, являются:
— числовая грамотность учащихся, знакомство с элементами алгебры (буквенная символика, обобщения высокого уровня абстракции), начальные геометрические пред-
ставления, знакомство и практическая работа с величинами, единицами измерения некоторых величин (длина, масса, площадь, время), изучение соотношений между различными единицами величин;
— целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников и базирующееся на нем начальное математическое развитие, включающее в себя умения наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, распространять на более широкую область математических закономерностей установленные свойства, проводить классификацию объектов (групп объектов), понятий и др. по заданному принципу, развитие способностей к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
— начальное знакомство с современными ЭВМ, формирование элементарных навыков работы на них.
Необходимость усиления математического развития учащихся и повышения их общей математической культуры привели к расширению содержания действующего курса математики в начальных классах за счет включения в него некоторых элементов алгебры и геометрии, а также специального блока, включающего в себя систему содержательно-логических задач и заданий. Построение этого блока заданий подчинено следующим основным принципам:
— каждый элемент, введенный в этот блок, имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления;
— каждый элемент блока несет в себе определенное математическое содержание и определенную умственную нагрузку для детей, способствует реализации идеи овладения математическими приемами как методами познания не только математики, но и других учебных предметов, дает возможность увидеть и осознать практическую и прикладную значимость математических знаний;
— каждый элемент блока представлен в нестандартной, интересной для детей этого возраста форме, построен на доступном для них материале.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение серии специальных
логических задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность детей, кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разностороннего анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизации знаний, проявления творческой инициативы и познавательной активности. В процессе выполнения таких заданий ученики будут овладевать математическими приемами как определенными методами познания, глубже осознавать полученные знания, их практическую и прикладную ценность.
Современный уровень и перспективы развития общества диктуют и необходимость раннего знакомства с современными ЭВМ уже в начальных классах.
Работу учащихся на персональных ЭВМ целесообразно построить так, чтобы, с одной стороны, в ее процессе дети получали навыки пользователя компьютером, а с другой,— отрабатывали программные знания и умения математического характера, в частности навыки счета, умения решать текстовые задачи, вычислять значения числовых выражений, решать уравнения, задачи геометрического содержания.
Блочное построение программы дает возможность создать несколько вариантов начального курса математики, инвариантом в каждом из которых будут первые три блока, что гарантирует изучение начального курса математики на уровне, необходимом для продолжения математического образования в средних классах школы, для изучения других школьных предметов, для повседневной жизни. В зависимости от местных условий, от состава класса и индивидуальных особенностей учителя, помимо уже описанного варианта с полным использованием всех пяти блоков, могут быть построены такие варианты программы:
— изучение только первых трех блоков, при этом получается курс математики, близкий к действующему в настоящее время курсу начальной математики, но с некоторым усилением алгебраической и геометрической пропедевтики;
— изучение первых четырех блоков (I—IV) позволит значительно усилить развивающую функцию обучения по отношению к его образовательной, информационной функции, развить познавательные способности детей, позволит сформировать умения использовать полученные знания для усвоения новой информации, даст детям не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие
их интеллекта, позволит наиболее полно использовать гуманитарный потенциал учебного предмета математика;
— изучение первых трех блоков может быть подкреплено учебной работой на персональных компьютерах, содержание которой определено в блоке V (I—Ш+У блоки).
Применение ЭВМ в учебном процессе позволит в определенной степени создать условия для индивидуализации обучения, провести определенную дифференциацию при обучении, так как предлагаемые про-^а.^аал-т^йнаж-е^ы. мас\т та^ьвд[оаахьс,«. и зависимости от степени продвинутое™ ученика в усвоении учебного материала и его способностей. Использование ЭВМ поможет учителю оперативно провести текущий и итоговый контроль, создать условия для сокращения объема домашнего задания.
Программа описанного курса составлена в соответствии с учебным планом по математике, который действует в настоящее время в трехлетней начальной школе, т. е. на изучение курса еженедельно отводится по б часов в каждом классе.
Расширенное содержание нового курса, выраженное двумя целостными блоками:
блоком содержательно-логических задач и заданий и блоком работы на ЭВМ — удается реализовать, как показал эксперимент, за счет переориентации методической системы обучения на приоритет развивающей функции обучения, за счет переноса акцента на целенаправленное и систематическое развитие познавательных процессов у детей, что позволит изменить динамику продвижения по программному материалу, а также за счет отработки вычислительных навыков на персональном компьютере, что значительно ускорит этот процесс, высвободив часть учебного времени.
Для реализации в учебном процессе блока содержательно-логических задач и заданий используются специальные альбомы с печатной основой, методические рекомендации к ним. Названные учебно-методические пособия используются в комплекте с учебно-методическими пособиями но математике, действующими в настоящее время в трехлетней начальной школе и разработанные авторским коллективом:
М. И. Моро, М. А. Байтовой, Г. В. Бель-тюковой и др., которые, как показал опыт работы по ним, обеспечивают эффективное обучение, в частности арифметическую грамотность младших школьников.
Реализация предлагаемого курса поможет гчителю направить обучение на активное
развитие мыслительных процессов, сделать обучение развивающим, повысить интеллектуальный уровень детей.
Содержание обучения
I класс
I. Арифметический материал:
1. Числа от 1 до 20: нумерация чисел; арифметические действия: сложение и вычитание;
переместительное свойство сложения; связь сложения с вычитанием. Число 0.
Числа от 1 до 100: нумерация чисел, запись, чтение, сравнение чисел; сложение и вычитани( чисел. Проверка сложения и вычитания. Числовые выражения. Скобки. Правила о порядке выполнения действий в числовом выражении. Особые случаи сложения и вычитания. Масса тела и ее измерение. Килограмм Емкость. Литр.
2. Простые текстовые задачи на нахожденго суммы и остатка, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, на разностное срав нение чисел. Составные задачи в 2 действие с использованием действий сложения и вычи тания.
Составление текстовых задач изученных ви дов. Решение обратных задач.
II. Алгебраический материал:
Применение букв для записи чисел. Запис;
переместительного свойства сложения с помощьк букв.
Скобки. Запись сочетательного закона сложе ния с помощью букв.
Вычисление значения выражения, содержа щего одну-две буквы, при заданных значениям входящих в него букв.
III. Геометрический материал:
Точка. Линия. Прямая, кривая линия. Луч Отрезок. Ломаная. Вершины, звенья ломаной Замкнутые и незамкнутые линии.
Представление о плоском угле. Сравнеши углов. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Измерение длины отрезка. Сантиметр, деци метр, метр. Соотношения между единицам) длины.
Сравнение длин отрезков. Нахождение сум мы длин двух отрезков.
IV. Содержательно-логические задачи и за дания, основанные на математическом содержа нии первых трех блоков и направленные н< развитие познавательных процессов у школь ников:
внимания: определение правильных ходо в обычных лабиринтах, выбор из них самоп короткого; продвижение по лабиринтам, построен ным по принципу «дерева решений», в том чис ле графическим и арифметическим; самостоя тельное составление «писем» (графических и ариф метических) к лабиринтам, составление лаби рингов;
математические игры: «Веселый счет». Измени форму, или размер, или цвет», «Прибавить, вычесть»; зрительные диктанты с изображением различных предметов (5—7), с изображением чисел, математических выражений, арифметических примеров, геометрических фигур и т. д.