Файл: Программа по курсу развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


воображения: задания на подсчет об­щего числа изображения одной и той же фи­гуры, заданной своим контуром, при многочис­ленных взаимных пересечениях этих контуров;

деление фигуры на части по заданным услови­ям; составление из заданных частей фигур, об­ладающих указанными свойствами; преобразова­ние фигур по заданным параметрам; задания на взаимное расположение фигур на плоско­сти; на изменение формы, размера, цвета за­данной фигуры; на дополнение заданной фигу­ры или объекта до целого с использованием предложенных частей; на выделение геометри­ческих фигур из множества заданных по описа-' нию их свойств; задания на определение «на глаз» размера фигуры, сравнение «на глаз» раз­меров заданных фигур (выбери ту из предло­женных фигур, которая полностью войдет в задан­ный круг и т. п.);

памяти: зрительные диктанты по специ­ально разработанным таблицам, слуховые дик­танты; дидактические игры математического со­держания: «Запомни математические термины», включающие в себя 7—10 слов; воспроизведи «Цепочку слов», содержащую 3—4 тройки свя­занных по смыслу слов; «Повтори-ка!» фразу, состоящую не менее чем из 10 слов, и другие игры и задания, направленные на запомина­ние, прочное овладение математической термино­логией и символикой, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического;

мышления: простейший анализ сначала с практическим, а затем мысленным расчленением объекта на составные элементы; задания на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; простей­шие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки с последующим распространением используемой закономерности или свойства на более широкий класс объектов; на выявление закономерности с ее последующим использованием для выпол­нения задания; на формулировку умозаключе­ния из двух условий, связывающих определен­ным отношением три объекта; на проведение классификации предметов, чисел, числовых выра­жений, величин, текстовых задач, геометриче­ских фигур и др. по заданному или найден­ному принципу классификации; задачи комбина­торного характера, логические задачи, требую­щие построения цепочки рассуждений;

математические игры: «Кто первый скажет 100?», «Взять палочки последним», «Числовой кроссворд», «Математические квадраты, рамки,


треугольники», арифметические ребусы и голо­воломки.

V. Работа на ЭВМ:

Экскурсия в класс-кабинет, оснащенный пер­сональными компьютерами. Знакомство с ЭВМ? клавиатура, дисплей, принтер. Назначение каж­дой из названных частей, назначение элект­ронно-вычислительных машин, их возможности.

Отработка с помощью программ-тренажеров на компьютерах навыков сложения и вычита­ния в пределах 20, навыков письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100;

формирование умений решать простые и составные текстовые задачи.

Знакомство с графическими возможностями компьютера: построение точки, линии, отрезка, отрезка кривой, луча.

II класс

I. Арифметический материал:

1. Умножение и деление чисел в преде­лах 100: табличное и внетабличное умножение и деление; деление с остатком. Четные и нечет­ные числа. Особые случаи умножения и деления с единицей и нулем, невозможность деления на нуль. Взаимосвязь и взаимопроверка действий умножения и деления. Название компонентов и результата действий умножения и деления. Порядок выполнения действий в числовом вы­ражении.

Числа от 1 до 1000: нумерация чисел:

чтение, запись, сравнение; нумерационные случаи сложения и вычитания; приемы устных вычис­лений; письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000; умножение и деление трех­значного числа на однозначное.

2. Простые текстовые задачи на раскрытие смысла действий умножения и деления, на уве­личение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел; на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость:

масса одного предмета, количество предметов. общая масса и др.

Составные текстовые задачи на нахожде­ние третьего слагаемого, на нахождение суммы двух произведений, на разностное и кратное сравнение двух произведений, на нахождение чет­вертого пропорционального и др. Составление простых и составных текстовых задач.

Килограмм, грамм, центнер. Соотношения между единицами массы. Перевод одних единиц в другие.

Единицы измерения времени: сутки, месяц, год, час, минута. Соотношения между единица­ми измерения времени. Отличие таблицы мер времени от метрической системы мер.

II. Алгебраический материал:

Запись свойств арифметических действий • особых случаев с помощью букв; вычисление значений в выражениях вида: З+а, в—4,

в."2, 4-а, а-в, <2:в при заданных числовых зна­чениях входящих в них букв; решение уравне­ний вида: х+2=14, 5+х=&, 10— х=2, х- 2= 12, 24:.»:= 6, х:3=8, 6-х==18 способом подбора и на основе взаимосвязи между компонентами и ре­зультатом действий.



III. Геометрический материал:

Отрезок. Ломаная. Длина ломаной. Сход­ство и различие между ломаной и много­угольником. Многоугольник. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Сумма длин сторон (периметр) многоугольника. Периметр прямоугольника (квад­рата) . Деление прямоугольника (квадрата) на пря­моугольники, квадраты, треугольники. Вычерчива­ние прямоугольника (квадрата) на клетчатой бу­маге.

Различные виды треугольников: прямоуголь­ный, остроугольный, тупоугольный.

Обозначение буквами геометрических фигур:

точек, отрезков, ломаной, луча, угла, многоуголь­ника (треугольника, прямоугольника, квадрата).

Километр. Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие.

IV. Содержательно-логические задачи и за­дания, задания на развитие познавательных про­цессов школьников:

на проведение анализа и выделение главных, существенных свойств и признаков математиче­ских понятий, отношений, построений, высказы­ваний;

на классификацию математических элементов, понятий, геометрических фигур, текстовых за­дач и др., на установление связи и отношения между родовыми и видовыми понятиями;

на выявление закономерности с целью ее использования для выполнения заданий; на обоб­щение и расширение области использования изу­чаемого свойства, закономерности;

решение логических задач, требующих по­строения цепочки логических рассуждений; логиче­ское обоснование предполагаемого результата;

отыскание логических ошибок в приводимых рас­суждениях; построение простейших умозаключе­ний, их проверка и уточнение;

на приведение контрпримеров, на построение фостейших доказательств;

на решение задач комбинаторного характера;

составление геометрических фигур из заданных частей, составление фигур-силуэтов с использо-«анием специальных наборов «Танграм», «Пифа­гор», «Волшебный круг» и др.;

математические игры: «Веселый счет», «Вол­шебные рамки», «Магические произведения», «Числовые ребусы», «Побеждает чет» и др.

V. Работа на ЭВМ:

Отработка навыков табличного умножения и деления, внетабличного умножения и деления;

деление с остатком.

Решение простых и составных текстовых хадач.

Вычерчивание отрезка, ломаной линии, по­строение прямоугольника (квадрата) на дисплее компьютера. Решение задач геометрического со­держания на деление фигуры на заданные части.

III класс


I. Арифметический материал:

1. Числа от 1 до 1 000 000: нумерация чисел: чтение, запись, сравнение; арифметические действия в пределах миллиона: сложение, вычи­тание; умножение и деление многозначного числа на двузначное (трехзначное) число.

Числовые выражения в 3—4 действия, содер­жащие сложение, вычитание, умножение и деле­ние (со скобками и без них). Вычисление их значения.

Единицы измерения времени: секунда, ми­нута, час, сутки, месяц, год, век; соотношения между ними. Решение простых задач на вычисле­ние времени. Тонна, центнер. Соотношения между единицами массы.

2. Доля числа. Нахождение доли числа и чис­ла по его доле. Дроби, сравнение дробей с оди­наковым знаменателем. Простые задачи на нахож­дение доли числа и числа по его доле.

3. Текстовые задачи на нахождение четвер­того пропорционального, на нахождение неиз­вестного по двум разностям; задачи на одно­временное движение в противоположных направ­лениях и навстречу друг другу; различные тек­стовые задачи в 3—4 действия на сложение, вы­читание, умножение и деление.

Составление задач, обратных данной. Состав­ление и решение составных текстовых задач.

II. Алгебраический материал:

Решение уравнений вида: х-(-412=765, 4114-+х=564, 872—.(=218, х—136=500, 6-л=426, х: 18=270, 364 : х==2 на основе зависимости меж­ду компонентами и результатом арифметического действия.

Алгебраическая формула периметра прямо­угольника (квадрата), алгебраическая формула площади прямоугольника (квадрата).

Использование уравнений при решении тек­стовых задач.

III. Геометрический материал;

1. Окружность и круг. Центр, радиус, диа­метр окружности (круга). Полукруг. Кольцо. Взаимное расположение на плоскости двух кру­гов, двух окружностей. Расположение на плоско­сти окружности и прямой.

2. Представление о площади фигуры. Еди­ницы измерения площади: квадратный санти­метр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный миллиметр. Соотношения между еди­ницами площади.

Нахождение площади прямоугольника (квад­рата), нахождение стороны прямоугольника (квад­рата) по заданной площади и длине другой стороны.

Палетка. Нахождение площади произволь­ной фигуры с помощью палетки.

I

Единицы длины: километр, миллиметр. Соот­ношения между всеми единицами длины.

3. Представления о многогранниках: прямо­угольный параллелепипед, куб.

IV. Содержательно-логические задачи и за­дания, задания на развитие познавательных про­цессов школьников:

мышления учащихся при одновременном вни­мании к развитию и совершенствованию всех познавательных процессов на более сложном ма­тематическом материале, соответствующем содер­жанию первых трех блоков: задания на выяв­ления закономерностей на основе наблюдения, анализа, сравнения с последующим использова­нием подмеченной закономерности для выполне­ния задания; прямое и косвенное применение изученных свойств (правил), требующее догадки, сообразительности, использования знаний в новых условиях; на выявление причинно-следственных связей, требующих четкого оформления высказы­ваемых суждений в математических терминах;


на построение цепочки взаимозависимых и взаимо­связанных логических рассуждений при реше­нии логических задач; элементарные комбинатор­ные задачи.

Первоначальные топологические представле­ния (уникурсальные фигуры).

V. Работа на ЭВМ:

Отработка алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел; письменного умножения и деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число; отработка умения применять правила о порядке выполнения дей­ствий в числовом выражении (со скобками и без них). Формирование умений решать простейшие уравнения.

Решение текстовых задач на движение с гра­фической иллюстрацией (задачи на одновремен­ное движение в противоположных направлениях и навстречу друг другу). Решение составных текстовых задач с использованием схематического рисунка.

Построение геометрических фигур (прямо­угольника, квадрата) на дисплее компьютера, преобразование одной фигуры в другую, деление фигур на части.

Программа подготовлена в лаборатории математического образования ИОО МО С. И. ВОЛКОВОЙ, Н. Н. СТОЛЯРОВОЙ