Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент по делам казачества и кадетских

учебных заведений Ростовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Орловский казачий кадетский корпус»






Утверждена приказом директора ГБОУ РО «Орловский казачий кадетский корпус»

139 от 31.08.2020

________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

Уровень общего образования – основное общее образование класс 8

Количество часов: в 8«А» - 35 часов, 8 «Б» - 35 часов

Учитель: Коноваленко Александр Владимирович
Рабочая программа разработана на основе учебного предмета «Офисные программы» М.С. Цветковой, О.Б. Богомоловой 7 – 9 классы, которая входит в сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности: 7-9 классы» / составитель М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, рассчитанной на 34 часа в год.

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Занимательная информатика» для 8-х классов разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 04.02.2020)
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказа Минпросвещения от 18.05.2020 №249)

- приказ Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования


- Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2020-2021 учебный год

- Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2020-2021 учебный год

- сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности: 7-9 классы» / составитель М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Основной целью программы является обучение работы с офисными программами через создание творческих проектов по информатике. Предмет развивает творческие способности учащихся, а также закладывает пропедевтику наиболее значимых тем информатики и позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах по математике и информатике.
Цель программы:  развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ.

        Задачи:

  • формирование навыков обработки текста в текстовом ре­дакторе;

  • формирование навыков составления мультимедийных презентаций;

  • формирование умений создавать и редактировать вычислительные таблицы.


Общая характеристика учебного предмета


Учебная программа «Занимательная информатика» позво­ляет освоить наиболее распространенные офисные программ­ные пакеты для обработки текста и подготовки презентаций. Некоторые возможности офисных программ рассматривают­ся в предмете информатики основной школы. Модули данного учебного предмета расширяют изучаемую в предмете информатики тему за счет использования практических и проектных работ. Предлагаемый учебный предмет для внеурочной деятельности избыточен по содержанию и позволяет составлять различные комбинаторные сочетания тем, учитывая возможность их изучения в предмете информатики и внеурочной деятельности. Модульная структура предмета дает возможность выбрать опти­мальную сложность выполняемых заданий и их адекватное сочетание. Можно сократить один из модулей и количественно увеличить другой, т. е. обеспечивается максимальная встраи­ваемость учебного предмета в образовательный процесс.

Важным является то, что в процессе изучения данного предмета учащиеся не просто знакомятся с отдельными программ­ными продуктами, но и осваивают возможности использова­ния информационных объектов, созданных средствами одних программ, при последующей подготовке документов в других программах. Сформированные умения и навыки востребованы при изучении практически всех учебных предметов основной образовательной программы в основной школе.



Структура предмета предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий на персональном компьютере с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

При проведении занятий предмета предлагается использовать следующие формы работы:

  • демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

  • фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением учителя;

  • самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение части занятия;

  • самостоятельная (в режиме самообразования), когда ученики выполняют творческие задания в течение части занятия или в свободное от занятий время;

  • проектная, когда ученики выполняют индивидуальные работы по тематике изучаемого предмета.

Предмет включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего предмета. Теоретическая и прикладная часть предмета изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое  занятие начинается с  мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.

Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой.
Формы отчетности и контроля

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. Формой итогового контроля является защита группового или индивидуального проекта учащегося по теме предмета.


Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам предмета.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах предмета. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий -  оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • итоговый контроль проводится в конце всего предмета в форме публичной защиты творческих работ (индивидуальных или групповых);

Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей предмета и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по предмету.

Места учебного предмета в учебном плане

Программа учебного предмета «Занимательная информатика» рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю, 1 год обучения) и предназначена в качестве внеурочной деятельности для кадет 8 классов.

35 часов для 8 «А» класса, 35 часов для 8 «Б» класса.
Содержание учебного предмета


Предлагаемые модули учебного предмета самостоятельны и не­зависимы друг от друга по содержанию и могут быть сокраще­ны или увеличены по времени, в зависимости от потребностей обучающихся.

Методические указания по использованию практикумов, в том числе разработки уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеоде­монстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методиче­ском пособии: Богомолова О. Б. Преподавание информаци­онных технологий в школе. М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2009.

Если в пропедевтическом предмете информатики были сфор­мированы необходимые практические умения работы со стан­дартными приложениями Windows, то при изучении перво­го модуля можно будет повторить и систематизировать имеющиеся навыки, что послужит хорошей основой для осво­ения профессионального программного обеспечения. При этом следует использовать самые сложные задания (высокий уро­вень сложности). Сэкономленное учебное время можно пере­распределить между другими модулями.

Практикум «Занимательная информатика», использу­емый при изучении второго модуля, позволяет сформировать у учащихся навыки работы с текстовыми документами раз­личного вида (в том числе иллюстрированными), их професси­ональной верстки, а также «оцифровки» печатной текстовой информации (например, текста со страниц книг) путем ее ска­нирования и оптического распознавания текста. Указанные операции по подготовке и обработке текста широко исполь­зуются учащимися не только непосредственно на уроках ин­форматики, но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих письменных работ, а также могут быть востребованы при организации (в том числе в рамках коллективной проектной деятельности) школьного издательства и пр.

Перед началом занятий по данному практикуму пред­полагается, что учащиеся обладают навыками работы в ОС Windows, а также навыками ввода и редактирования текста в простейших текстовых редакторах.

Во втором модуле рассмотрены основные направления об­работки текста с использованием текстового процессора Word, вопросы сканирования и оптического распознавания текстов в программе ABBYY FineReader, а также верстки в настоль­ной издательской системе PageMaker.