Файл: Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний в преподавании новейшей истории России в хх начале ххi века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
СЕРПУХОВСКИЙ РАЙОН
МОУ «ЛИПИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Муниципальный этап профессионального конкурса
«Педагог года Серпуховского района-2019»
Номинация «Учитель года Серпуховского района»
Образовательный проект:
«Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний в преподавании новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века»
Автор:
Ажищев Роман Валерьевич,
учитель истории и обществознания
2018 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………...………………….……..3
Основная часть
Глава I. Фальсификация истории как феномен………………………………………..…..6
1.1. Понятие «фальсификации исторических знаний»……………………………………6
1.2. Цели и мотивы фальсификаторов истории…………………..………….....................7
Глава II. Основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ
– начале ХХI века………………………………………………………………….………..8
Глава III. Государственная политика Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории России…………………………………………..…..10
Глава IV. Главная цель изучения истории в современной школе……………….……...13
Глава V. Практическая направленность исследования……………………………….....15
Заключение.. ……………………………………………………………………………….16
Информационные источники……………………………………………………………...17
Введение
В современных реалиях искажение исторических истин является одним из самых действенных приемов пропаганды. Переписывание истории, неправильная или же неполная подача информации используется во многих странах мира с целью обеспечения своих политических амбиций.
Есть все основания полагать, что фальсификация истории началась ещё во времена самых ранних цивилизаций. Как только человечество стало тем или иным способом сохранять сведения о своём прошлом, сразу нашлись те, кому было выгодно их исказить. Причины тому самые различные, но в основе своей это стремление на примерах прошедших лет доказать современникам истинность существовавших на тот момент идеологических и религиозных учений.
Современными исследователями проблемы фальсификации российской истории обоснованно отмечается, что «наша история, наше культурное и духовное наследие — это огромный национальный ресурс. Это тот ресурс, который, в отличие от минеральных богатств, не растрачивается. Он может только преумножаться. Но попытки фальсифицировать историю могут привести к тому, что этот ресурс будет девальвирован» (См.: Подберезкин А.И. Выступление на научно-практической конференции МГИМО (У) МИД России «Противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России)» http://victory65.mgimo.ru/vol6/book62/index.phtml).
Ученые по-разному оценивают идею борьбы с историческими фальсификациями в рамках школьной программы. Старший преподаватель Высшей школы экономики Илья Усов считает, что «борьба с фальсификацией истории — это попытка дать на противоречивые вопросы в российской истории один - единственно верный ответ», и «если административно попытаться запретить или навязать одну - единственно верную точку зрения, то это остановит развитие исторической науки». Школьник, по мнению Усова, должен понимать, что история — это не один единственно верный взгляд на череду событий, а споры, различные оценки, иногда противоположные суждения.
Профессор СПбГУ Владимир Колотов приводит примеры, когда российская и советская история подвергаются корректировке и затем трактуются не в пользу нашей страны.
«Пересмотр итогов Второй мировой войны, разрушение памятника солдату в Эстонии, признание Голодомора - это всё связано с попытками переписать историю, внушить молодому поколению чувство неполноценности, стыда за свою историю», - считает Владимир Колотов.
Тема фальсификации истории не нова, но в нынешней сложной геополитической обстановке она приобретает еще большее значение. Всё вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы моего проекта.
Цель проекта: разработать методическую копилку для формирования у учащихся компетенций противодействия попыткам фальсификации истории.
Задачи:
-
Определить понятие «фальсификации исторических знаний» и причины этого процесса, а также цели, мотивы и методы фальсификаторов истории. -
Выяснить основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века и меры государственной политики Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории России. -
Сделать вывод о том, что формирование критического мышления у учащихся является средством противодействия попыткам фальсификации истории. -
Создать инициативную группу учащихся, которые будут заниматься изучением проблематики фальсификации исторических знаний.
Подготовить исследовательские работы учащихся по данной
проблематике.
Объект проекта: искажение исторических фактов в школьном курсе истории.
Предмет проекта: причины искажения исторической информации.
Гипотеза: ожидается, что составление методической копилки послужит основой для формирования у учащихся компетенций по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение и аналогия.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты: повышение у учащихся интереса к спорным вопросам истории (в т.ч. и фальсификации исторических знаний) и повышения качества обученности по предмету.
Практическая направленность: выступления по данной проблематике на ШМО, ММО и различных научно-практических конференциях, использование на уроках истории, обществознания, права, внеурочных мероприятиях.
Основная часть
Глава I. Фальсификация истории как феномен
1.1. Согласно Большой Советской Энциклопедии фальсификацией (позднелат. falsificatio, от falsifico — подделываю) называется: 1) злостное, преднамеренное искажение данных, заведомо неверное истолкование чего-либо. 2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов; подделка. Википедия: свободная энциклопедия содержит такое определение: фальсификация или переписывание истории — сознательное искажение исторических событий.
Профессор истории Александр Анатольевич Данилов даёт такое определение фальсификации истории: Фальсификация — это предумышленное, а порой и злонамеренное искажение исторических фактов и событий, истолкование их в угоду какой-то позиции.
Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.
К фальсификации истории в широком смысле может быть отнесено историческое мифотворчество. Примеры исторического мифотворчества известны еще в истории древних цивилизаций. Это явление широко распространено и в современном мире.
В ХХ – начале ХХI века мифология приняла новые, специфические формы. Доминирующим типом стали политические и идеологические мифы.
В современном мире уровень мифологичности общественной жизни имеет тенденцию к росту. В новых социальных и национальных условиях воссоздаются старые мифы. Идеологи националистических движений мистифицируют историю путем тенденциозных интерпретаций исторических источников, памятников истории и культуры, представляя обществу желаемую модель исторического образа.
В постсоветской России, как отмечают эксперты, происходит процесс разрушения прежних, в том числе советских мифов и одновременно рождения новых, постсоветских мифов.
1.2. Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими. Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории.
В первом случае речь идет о социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть связаны с целями и задачами антироссийской пропаганды.
Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом). В последнем случае доминирующим фактором, как правило, являются материальные интересы фальсификаторов истории, стремление заработать средства за счет публикации своих произведений большими тиражами, желание «отомстить» конкретным оппонентам, включая представителей органов власти, государственного управления.
Фальсификации истории России в ХХ – начале ХХI века нередко предстает как компонент антироссийской пропаганды. Попытки фальсификации истории России в ХХ – начале ХХI века, как правило, связаны с текущими политическими и материальными интересами тех или иных заинтересованных сил и призваны способствовать обоснованию материальных претензий к Российской Федерации под видом компенсации за якобы нанесенный когда-то ущерб.
Об этом неоднократно заявляли руководители Российского государства. Ответом Российского государства на этот вызов современности стало создание в 2009г. комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Глава II. Основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века
Ярким примером фальсификаций истории СССР-России в ХХ – начале ХХI в. является тенденциозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («голодомор») при президенте В.А. Ющенко.
Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.
В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.
Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов (проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны — «неизвестная война»).
Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.
Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).
Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).
Общей задачей распространения мифологизированных, искаженных трактовок событий Новейшей истории можно считать ослабление влияния России в мире за счет внедрения в общественное сознание таких «версий» исторических событий, которые призваны формировать негативный образ России, провоцировать рост русофобских настроений в мире. Примером таких фальсификаций можно назвать тенденциозное освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе (Россия – Грузия), события на Украине (майдан, «крымская весна», гражданская война на Донбассе) и т.д.
Глава III. Государственная политика Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории России