Файл: Билет 1 тюркология и объект ее изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая для тюрко-монгольских языков лексема adγïr / azraga образует комплекс однокоренных односложных слов *ad ≈ *az ≈ *až ≈ *at ≈ *as ≈ *ax ≈ *aj ≈ *oj ≈ *öj по общим Алтайским языкам. *aγ «раздвоение», *ad «разъединение», *ad «ноги», *ad «раздвоение», *ad «раздвоение», *ad «жеребец», * az «азбана» односложные AQ ≈ au ≈ at ≈ ad ≈ az ≈ až ≈ aj ≈ aw и др. производные лица, входящие в комплекс гомогенных односложных, с гипотетическим корнем *a/ï модель V. aj «говорить, рассказывать»: Bilge tonukuq baņa ajdï «Бiлгiш Тоникуқ маған айтты». ar→arqa «спина»; ar→arqï «по ту сторону, позади» (ДТД, 32): Semiz buqalï arqïda bilser «Семiз бұқалы артта бiлсе»
Сравнительно самостоятельная область общего языкознания, которая в широком масштабе изучает происхождение, родство, ход развития, родство алтайских языков и финно-угорских, японских, корейских и др. языков. Первые предположения, мнения-предложения 18 века о «четкости урало-алтайских языков» Ф. И. Страленберга, В. Шотта, Ф. Е. Видлемана, О. Бетлингка, г. Винклера, М. А. Кастрена, Ю. Немета, В. Банга, И. Грюнцеля, А.Вамбери и др. стали упоминаться в трудах исследователей. К основному формированию Алтайского языкознания относятся тюркология, монголоведение, тунгусо-маньчжурские исследования и др. большое влияние оказали научные фундаментальные исследования в областях, публикация фактических языковых данных. Таким образом, в ходе взаимного сопоставления материалов этих языков были выявлены соответствующие явления и общие языковые закономерности на фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Такие межъязыковые сходства, общие черты в результате генеалогии.Таким образом, была сформулирована самая основная проблема Алтайского языкознания – «Алтайская теория только языка». Согласно этой теории, современные тюркские, монгольские, Тунгусско-маньчжурские языки в очень раннюю эпоху эволюционировали из одного языка в другой, и их происхождение считается четким. В этом конкурсе участвуют как японский, так и корейский языки. Сторонниками этой теории, видными альтаистами были Г. И. Рамстедт, Е. Д. Поливанов, Н.Н.Поппе, Б. Я. Владимирцов, В. И. Цинциус, О. П. Суник, Л. Г. Герцемберг, Н. А. Сыромятников, Н. А. Баскаков, Б. Базылхан, Ш. Хаттори, Ш. Озава, А. Г. Азербаев, С. А. Старостин, г. Мижиддорж, т. Томортогоо, М. Базаррагияа и др. Ученые пришли к выводу, что эти языки принадлежат одному и тому же родовому языку. А против этого, отрицателем этой теории является В. Котвич, Дж.Ученые Клоусон, г. Дерфер, л. Лигети, А. М. Щербак и Д. Шинор, И. Бенцинг, Г. Д. Санджив и др., которые с подозрением относятся к этому вопросу, объясняют, что сходства в этих языках, общие черты являются следствием процессов переплетения, смешения, соединения языков. Поэтому Алтайская теория языка изучалась двумя способами: историко-сравнительным и историко-типологическим, и теория превратилась в две области. Представители направления 1 доказали общность современного тюркского, монгольского, Тунгусско-маньчжурского языков, японского, корейского языков и финно-угорского происхождения; Представители направления 2 считают, что эти языки были отдельными языками с самого начала до сегодняшнего дня (или возникли из одного языка в другой). Большая часть исследователей утверждает, что теория о том, что эти языки изначально развились из «одного базисного языка», убедительна, что историко-сравнительный подход дает положительные результаты, что свидетельствует о адекватности языковых данных. Публикуются многочисленные сравнительные данные по фонетическому, лексическому, морфологическому, синтаксическому построению этих языков. Выявлены следующие общие черты алтайских языков: закон созвучия звуков,
созвучие гласных и согласных, постоянство корневой морфемы (или корневого слова), присоединительная система присоединяемых к ней дополнительных морфем, зависимые союзы, наличие некоторых устойчивых имен в словарном запасе, вопросительных звеньев, соблюдается порядок детерминации, детерминации и построения предложений (начальный, повествовательный) , частое употребление наречий, предлогов и т.д. В исследованиях ученых присутствует множество предложений, дополнений и противоположных мнений об этом подобном подобном явлении, общих закономерностях. Новая теория Алтайского языкознания была предложена казахским ученым Б. Базылханом. В результате его историко-сравнительного изучения тюркского, монгольского ([[казахский язык|казахский, монгольский) языков , которые он назвал» Озек тіл", и Тунгусско-маньчжурского, японского, корейского языков был обобщен вывод: изначально Алтайский был всего лишь одним языком. Из этого родственного языка современные алтайские тюркские, монгольские, Тунгусско-маньчжурские, японские, корейские языки эвол. развиваясь, он пережил 1. эпоху» жестового языка«; 2. эпоху» кельтского слова«; 3.эпоху» сложного слова " и достиг уровня современных самостоятельных языков. Ученые-исследователи выявляют и доказывают языковыми фактами родство, общность, общие закономерности тюркского, монгольского, Тунгусско-маньчжурского языков. В том числе изучалась идентичность корневых и дополнительных морфем в словообразовательной системе каждого языка как свидетельство наиболее актуальных, главных родственных связей. А к этим языкам относятся японский, корейский (А. Г. Азербаев, С. А. Старостин и др.) и финно-угорский (М.сянен, Х. Паасонен, Б. Коллиндер, Б. Мункачи, Д. Фокох-Фукс, Дж. Г. Киекбаев и др.), а также американские майя, кечуа, сиу и др. были проведены интересные факты, анализ родства языков (С. Викандер, М. Арибжанов, А. Каримуллин и др.). Проблемы теории Алтайского языкознания: структура бабаалтайского языка, хронология развития языков. еще слишком рано говорить о том, что проблемы нашли полное решение: этапы, степени родства, общие основные закономерности, охватывающие языковое построение в целом, и т.д. Поэтому необходимо более детально проводить историко-сравнительные, сопоставительные диахронные, синхронные исследования по этим языкам. А. и др. с 1957 года ежегодно проводится работа по проблемам алтайских ученых. Конференция (Dіak-the Permanent Іnternational Altaіstіc Conference) проделала большую работу. Центром востоковедения Академии Наук Республики Казахстан 2-5 июня 1993 г. в г. Алматы был проведен очередной 36-й Курултай Алтайского языкознания. В данной международной сессии приняли участие 75 ученых-исследователей из США, России, Турции, Германии, Японии, Бельгии, Кореи, Монголии, Калмыка, Тывы, Китая, Венгрии, Кыргызстана, Израиля и др. стран, 25 ученых-исследователей из Казахстана (история, культура, философия и др.). по отраслям), более 100 докладов. В ходе курултая было установлено, что фундаментальные труды казахстанских ученых в области тюркологии и казахского языкознания имеют огромное значение для Алтайского языкознания.


На тюркско-монгольском, Тунгусско-маньчжурском, корейско-японском, угро-финском, самодийском языках: созвучие гласных, ассимиляция гласных, сходство индийских звуков в корне, соединительный характер дополнительных морфем способность передавать здравый смысл через единственное число корня, существуют сходства между определителями, дополнениями, составителями перед членами предложения, относящимися к ним и т.д.
2.Классификация тюркских языков Средневековья.:
Кашгари
3.изучение тюркских языков за рубежом.
Проблема изучения языка и истории, общей культуры тюркоязычных народов была впервые поднята в Токийском университете: Куракичи Сиротори, Кадзуо Эноки, Масао Мори, Нобуа Ямада и др. Кафедра востоковедения, работающая в университете киоты, является крупным центром изучения истории Средней Азии. На этой кафедре работал один из крупнейших представителей японской тюркологической школы – Тору Ханэда. В Японии с 1917 года работает библиотека востоковедения (Тойо Бунко), в которой собран фонд научной литературы, относящейся к восточной культуре и истории, языку и литературе.
Армин Вамбери, Йоханес Берценг(презентация Зарубежная тюркология)

Билет 20:
1. период становления языков тюркских народов как самостоятельных языков:
думаю это период после советского союза.
Главной особенностью третьего этапа тюркологической науки ХХ в. является то, что каждая тюркская республика должна самостоятельно определять свой язык, направление изучения его исторического пути развития, выявлять пробелы в изучении истории, культурного наследия тюркских народов (в отношении политической идеологии).
2. научные предположения о языке Хун:
гунны являются предками тюркского племени, если они поддерживают мнение, что говорили на тюркском языке – А. Н.Бернштам, л. Лигети, В. В. Бартольд, Н.А.Аристов, К. Сиротория, А. Ремуза, Ю. Клапрот и др. большинство сторонников этого направления отдают предпочтение тюркоязычным древним булгарам. Гуннский язык является общим для предков тюрков и монголов-М. А. Кастрен, г. Рамстед.
Обши характер языка гуннов:

в начале слова только Б, в середине слова только П. Но остальные согласные встреаются как в начале слова так и в конце.
Ауслаут в позиции используется d (ïd `дай и отпусти`), как в руническом языке древнетюркских и древнеюйгурских памятников.
3. принципы классификации В. А. Богородицкого:
В его классификации тюркские языки делятся на семь групп, исходя из фонетических особенностей, а также географических и территориальных признаков.

Билет 21:
1.отношение Чагатайского языка к современным тюркским языкам. Особенности произведений А. Новои:
Современные узбекский и уйгурские языки являются прямыми продолжениями чагатайского языка. Чагатайский язык – это тюркский письменно-литературный язык, который был на своей высшей точке при правлении шейбанидов и джанидов на территории Мавераннахра(Бухара).
Знаменитый венгерский путешественник Арминий Вамбери говорил про Алишера Новои, что он самый знаменитый узбекский поэт.
Работы Алишера Новои дали большой толчок в развитии литературы на тюркских языках. Он использовал многовековые традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, что делало его произведения уникальными.
2. принципы классификации В. Радлова:
оно поделил тюркские языки на 4 группы по фонетическим признакам


3.подходы к теории Алтая:
1. эпоха Алтая. Это не определено наукой, не определено веком жизни, а древним веком. В древности тюркские тюки существовали в единстве с монгольским, тюнг-манджурским, японским, корейским народами, языки которых также были езарскими, теркиндесскими языками.
В тюркологии Алтайский век формировался с середины века, когда теория» алтайских языков". Его форматорами выступили немецкие ученые В. Шотт и М. Кастрен. Но все-таки, в конце концов, все-таки, в XVIII веке. В 1730 году в Стокгольме в 1730 году офицер шведской армии Таберт Штраленберг опубликовал в Сибирской стране труд под названием «Северная и восточная часть Европы и Азии». В этой работе Штраленберг говорит, что тюркские, монгольские, ноңғүс-манджурские языки являются родственными языками, происходящими от одной основы в бабе, и называет их «алтайскими языками». Вышеизложенные немецкие ученые теоретизировали эту точку зрения Страленберга и включили в состав данных языков угро-финский, самодийский языки, дав им название» урало-алтайские языки". Позже исследователи добавили корейский и японский языки к языкам, принадлежащим к этой группе, /семье/./ Е. Поливанов, Г. Рамстед/
По мнению специалиста по истории тюркских языков Н.А.Баскакова, тюркский язык связан с монгольским, ноңғыс-манджурским языками, среди которых имеются не только типологические, но и родственные, теркинтестические черты как из их фонетической системы, так и из основного чувственного фонда. Так называемый алтайский язык тоже говорит об этом. А с угро-финским языком, то есть Уральским языком, хотя близость между Алтайским языком не родственная, а типологическая, поэтому угрофин пишет, что почти нет доказательств того, что самодийские языки связаны с Алтайским языком. А, тюрколог А. Н. Кононов говорит, что среди тюркских, монгольских, тюнгус-манджурских языков все лексическое и фонетико-грамматическое словосочетание неоспоримо, но трудно надеяться, что оно будет известно в грядущем уаките, но все же общие черты среди «алтайского языка» следует использовать при изучении истории тюркского языка.
Существует международный комитет алтаистики. Этот комитет ежегодно проводит совещание» Тюркская Интернациональная алтаистическая конференция".
У Закиева Алтайский период(Баскаков) – это период до саков.
Спустя некоторое время после рождения Алтайской теории до сих пор не установлено, являются ли общие элементы алтайских языков типологическим или генеалогическим признаком.Ученые-компаративисты, проводившие исследования по Алтайскому прогнозу, не исключают наличия как генеалогических признаков, так и типолого-ареальной близости между монгольским, бездно-маньчжурским, а также корейско-японским языками.
Поэтому полностью поддерживает отнесение указанных языков к «алтайской языковой семье» или «Алтайскому языковому объединению».
Тем не менее, результаты сравнительно-сопоставительных, сравнительно-исторических исследований, проведенных с диахронной и синхронной точек зрения проблема природы языков в Алтайском языковом объединении остается главной проблемой лингвистической тюркологии.

Билет 22:
1. значение классификации Ф. Корша:
Федор Корш при построении своей классификации выделял два признака: фонетический и морфологический. При том он старался выбирать отдельные признаки, захватывающие большие арелы. Самойлович же в своей классификации также опирался на классификацию Корша.
2.языковые признаки, выражающие характер эпохи Средневековья в становлении тюркских языков:
В произведении «Дивани лугат ат-Турк», подготовленном на основе лексикографических позиций арабского языкознания, Махмуд Кашгари систематизирует грамматическую структуру тюркских языков в соответствии с положениями грамматики арабского языка.
«Дивани лугат-ит-Турк», написанная в ХІ веке грамматико-лексикографическим характером, на основе исторического сравнительного метода приводит примеры из основных тюркских языков и диалектов (Огуз, АРГУ, кыпчак, Турк, булгар, Карлук, шигил, ягма, ябаку, тогсы, жомул и др.).
М. Кашгари, отмечая, что звучание в тюркских языках не имеет большого значения, показывает 9 различных соответствий.
В каждой главе исследователь, назвавший одну книгу, проводил свой анализ в каждой книге по определенной системе (алфавитной, структурной, связанной с тем, как создается звук), 1-к словам, начинающимся с буквы алиф, 2-к словам, не имеющим звуков алиф, вау, йа, 3-к словам, в которых один и тот же звук повторяется дважды, 4-к книгам с буквы йа книга 5 посвящена трехбуквенным словам, книга 6-четырехбуквенным словам, книга 7-словам с носовыми ходами, книга 8-словам с двумя согласными
В языке памятника «Кодекс Куманикус», написанного в столице Золотой Орды – городе Сарай, отчетливо прослеживаются некоторые фонетические, грамматические явления и закономерности, отражающие особенности казахского языка. Например: произнесение звука š вместо звука č; использование звука s вместо звука š; использование звука ž вместо звука j; произнесение звука t вместо звука d; использование звуков q,k вместо звуков γ,g и т. д.
3. тюркские языки огузско-булгарской группы:
огузо-булгарская подгруппа: а)древние языки - печенегов и кузов; б) современные - гагаузский язык и язык балканских тюрков;

Билет 23:
1. сущность генеалогической классификации тюркских языков:
генеология – означает родословная. Как говорил Шлейхер – язык подобен биологическому организму.
2. влияние тюрко-славянских связей на развитие тюркологии:
Первое взаимодействие тюрков и славян – гуннское нашествие (4-5 вв.)
Языковые данные, отражающие историко-социальные отношения тюрко-славянских народов в 8-9 вв., сохранились в летописях славян «Повести временных лет» (ІХ в), «слово о полку Игореве».
Племенной союз тюрков – великое Булгарское государство, населявшее Азовское море в VIII в. до н. э., имел тесные отношения со славянскими княжествами.Даже после распада Великой Булгарии и ухода со сцены истории к середине VIII в. тесная связь между их наследниками и славян была в непрерывном продолжении.
Хазарское государство и кавказские народы.
ІХ-Х вв. тюркско-славянская связь описывается в основном по отношению к племенам печенек, кангари (кангар), булгар, половец. Топонимы, сформировавшиеся в связи с началом заселения тюркскими племенами славянских степей того периода, также являются результатом двусторонней связи.
Колониальная политика
3. тюркские языки огузско-туркменской группы:
огузо-туркменская подгруппа: а) древний язык: огузский, зарегистрированный Махмудом Кашгари; б)современные языки - туркменский язык, трухменский

Билет 24:
1. первый филологический труд по фонетике и грамматике тюркских языков:
Дивани лугат ат тюрк – Махмуд Кашгари. В словаре М. Кашгари «Дивани лугат ат-Турк», который обобщил данные тюркских языков XI века, сравнил личностно-смысловые особенности гомогенных слов в нескольких тюркских языках и диалектах, дал их толкования на арабском языке, как переводной словарь, так и Сравнительный словарь, толковый словарь, Этимологический словарь, этнолингвистический словарь и диалектолгический словарь элементы позиций применялись в совокупности. Это отражает универсальность, энциклопедический характер первого тюркского словаря.
2.место казахского языка в классифкации С. Малова.
У его классификации – хронологический принцип. Следовательно, казахский язык находится в группе новейших тюркских языков.
3. тюркские языки кыргызско-кипчакской группы:
Кыргызский, Алтайский( Алтай, телеут, теленгит диалекты)

Билет 25:
1. Исторические источники тюркологии:
Кодекс Куманикус, Дивани лугат ат тюрк, Повесть временных лет, Слово о полку игореве, Орхоно-Енисейские памятники
2. тюркологические исследования А. Н. Самойловича:
Классификация тюркских языков, основанная на исследованиях Радлова и Корша
3. тюркские языки огузско-сельджукской группы.
«единный среднеазиатский турецкий литературный язык исламской эпохи»
исправил перевод Березина текста ярлыка Тохтамыша.
Происхождение названия Крым не имеет отношения к слову кырым

Билет 26:
1. Проект Азиатской Академии:
Один из важнейших проектов в истории тюркского языкознания XIX века – в 1810 году востоковед-дипломат, министр народного просвещения (1833 г.). Сергей Семенович Уваров представил «проект Академии Азии», состоящий из двух частей, посвященных восточной цивилизации и культуре и восточным языкам. Хотя в тот период реализация этого проекта была невозможна, идеи проекта уточнили направление дальнейшего развития тюркологических исследований.
С. С. Уваров во время своего пребывания на посту президента Академии открывает музей Азии (11 ноября 1818 года) при Кунсткамере академии (музей, в котором хранятся редкие предметы и рукописи). Открытие музея Азии, первого официального учреждения по изучению тюркской культуры и языка, углубило академический характер тюркологии. Сохранение многих ценных артефактов, касающихся истории и культуры, языка и литературы тюрков, имеет большое значение для истории тюркологии.
2. вклад Ш. Уалиханова в тюркологию:
«О мусульманстве в степи»
«Киргизская родословная»,
«Следы шаманства у киргизов»
«Этнографическое наследие казахов»
С ним связывался Березин о ярлыке Тохтамыша
Экспедиция генарала Гасфорта от Омска до Заилийского Алатау.
Экспедиция Хоментовского на Иссык-Куль(кыргызы)(памятники, легенды)
Исследования эпического творчества кыргызов «Манас»
Экспедиция в Кашгарию(против манчьжурского господства) – собрал много важных сведений о прошлом и настоящем Алтышара(Кашгарии) – также труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-лу(Малой Бухарии» - первый научный труд посвященный истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана.
3. Особенности Хакасской языковой группы:
К особенностям, характеризующим данную подгруппу, относятся: наличие согласного з в середине слова вместо чередующихся по языкам согласных й

д т, например, азах (вм. айак, адак, атах) "нога", за исключением кондомского диалекта шорского языка и северных диалектов алтайского языка; б) наличие согласного с з в конце слов вместо и в других языках, например, кес- (вм. кий-) "надевать" и пр. (также кроме кондомского диалекта шорского языка и северных диалектов алтайского языка); в) наличие начального ч и н н' вместо чередующихся й ж дж дь с в других языках, например, чыл (вм. йыл, жыл, джыл, дьыл, сыл) "год" и нагмыр//н'амыр//нагбур//нанмур (вм. йагмыр йамгыр), "дождь" и пр., г) чередование согласных м // б п в середине слова, например кебе (вм. кеме) "лодка", тебир (вм. темир) "железо" и пр.; д) наличие причастий типа пилгечи//пилеечи "знающий" и другие фонетические и морфологические особенности, а также весьма характерный для данной подгруппы языков словарный состав.

Билет 27:
1. первое официальное учреждение, собирающее наследие тюркских народов:
Азиатский музей?
2. сравнительно-Историческая фонетика тюркских языков:
Например возьмем Кыпчакскую группу: а именно Кыпчако-ногайскую подгруппу: ногайский, каракалпакский, казахский: там есть по 9 гласных звуков: а, ә, о, ө, і, и, ы, у, е – и именно буква ә пришла с персидского языка(лексика арабского происхождения).
таг – тав(гора), тег-тий(прикасаться), огрен – уйрен(учиться). Огузские – дил(язык), гэл(приходить), бен(я). – кыпчакские же: тил, кел, мен.
3. тюркология в Казахстане:
Губайдолла Айдаров: один из первых ученых-тюркологов, кто подготовил подробный свод лексики и грмматики рунических текстов: «Язык орхонского памятника Бильге кагана» и тд.
Алтай Сарсенович Аманжолов: автор курсов «введение в тюркологию»
Мырзатай Жолдасбеков переводил текста с древнетюркского языка на казахский и русский

Билет 28:
1. система письма тюркских народов:
справа- налево, сверху - вниз
2. сравнительно-историческая морфология тюркских языков:
Морфология кыпчакского языка(как и пратюркский язык) имеет агглютинативный строй.
например те же аффиксы принадлежности – они отличаются огромным количеством фонетических вариантов, что говорит об их долгом развитии и древнейшем сущестовании.
Например: огузский – адама(человеку), а кыпчакский – адамга.
ог – берерис, кып – берермиз(мы дадим).
Причастие: ог –мыш миш, а кып – ган ген кан кен
3. Особенности развития языка тюркских народов в Советском Союзе:
Комплексное и всестороннее систематическое изучение тюркских языков соответствует второму этапу. Тюркология в советское время называлась "Советская тюркология» или "отечественная тюркология"*. Главной особенностью Отечественной тюркологии того времени было то, что все языки тюркских народов, крупные и мелкие, становились предметом изучения, проводилась планомерная научно-исследовательская работа с государственной точки зрения. В крупных городах Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, где сосредоточены другие тюркские народы, созданы высшие, средние учебные заведения, подготовлено большое количество национальных кадров по языковым и литературным специальностям.
Лингвистическая сфера тюркологии в советское время велась по нескольким направлениям: академические грамматики, язык письменных памятников, путь развития тюркских языков, лексикографические труды, учебные пособия и др.


Билет 29:
1. направление развития тюркологии в XXI веке:
(Парадигма структурного исследования и Парадигма антропогенного исследования)
а) письмо памятников, б) тюркская лексикография, в) современные тюркские языки
2. сравнительно-историческая лексикология тюркского языка:
это любые словари. Махмуд Кашгари. Для более легкого изучения лексики в срав истор методе слова делят на опрделенные группы – человек, животные и т.д.
Есть тюркский пласт – есть заимствованный пласт. Заимствованный пласт свидетельствует о развитии и связях с другими племенами.
ог – капу, кып – есык(дверь)
ог- ийги, эйи, кып – жаксы, йакшы(хороший)
3. Особенности Якутской языковой группы:
Современный якутский язык, имея некоторые общие уйгурские черты, характеризуется следующими основными чертами, выделяющими его из состава языков уйгурской группы: а) наличие согласного т в середине слова вместо чередующихся по языкам согласных й   д  з, например, атах (вм. айак   адак  азах) "нога", б) наличие согласного с в начальной позиции в слове вместо чередующихся по другим языкам й   ж  дж  дь ч, например, сыл (вм. йыл   жыл джыл дьыл чыл) "год", суол (вм. йол жол  джол  чол) "путь, дорога", в) исчезновение в некоторых словах начального с, например, агыс "восемь" вместо сегиз в других языках; эн "ты" вместо сен в других языках; г) переход звука с (< ш < ч) в h в середине слова, например, быhах "нож" вместо бысах (бышак, пычак); д) наличие восходящих дифтонгов типа ыа, иэ, уо, ÿö, отсутствующих в других тюркских языках. Кроме того, якутский язык характеризуется своеобразными чертами своего грамматического строя, главным образом в области морфологии, и, как уже было указано выше, особенностями своей лексики.

Билет 30:
1.вклад А. Байтурсынова в тюркологию:
Известно, что ветераны алаш, служившие единству тюркского мира, с особой ответственностью подошли к вопросам расширения функционального диапазона казахского языка, развития отраслевой терминологии, унификации алфавитной системы тюркских языков и орфографических норм в аспекте «Халық тағдыры», «ел тағдыры», написали работы в этом направлении. Поэтому сегодняшнее поколение должно знать, что все деятели Алаша внесли свой вклад в развитие тюркологии.
Байтурсынов - ученый, внесший выдающийся вклад в развитие лингвистического тюркологии, отец казахского языкознания. С 1910 г. начал писать учебники казахского языка: "Учебное пособие" (1912-1925 гг.). Переиздавалось 7 раз); были написаны учебники, состоящие из трех частей, изданные в виде трех мини-книг. «Тіл-құрал» стал не только началом школьных учебников, но и началом познания казахского языка на родном языке, стал краеугольным камнем современной науки "казахский язык".
2. Казанская тюркологическая школа:
Татарский язык преподается и в I-казанской гимназии, открытой в 1758 году. Проект приказа «об обучении восточным языкам в I-казанской гимназии», утвержденного указом царя России, будет подготовлен по предложению М. А. Казембека». Программу обучения татарскому языку в гимназии также готовит Казембек М. А., учебный предмет, состоящий из практической и грамматической частей, ведется с 4 класса. При участии преподавателя гимназии Сагита Хасановича Хальфина в 1785 году был подготовлен объемный труд «татарский словарь для учащихся казанской гимназии», состоящий из двух томов. Одним из высших учебных заведений, где наряду с другими восточными языками начали систематически преподавать тюркские языки, является Казанский университет (1804 г.). Для преподавания восточных языков в Казанском университете Кристиан Мартин Френ был специально приглашен из Германии в 1807 году и читал лекции по арабскому, персидскому, тюркскому языкам до 1817 года, а в 1815 году был назначен деканом историко-филологического факультета университета. Мирза Мухамед Али Касым оглы Казем-Бек (Александр Касимович), инициировавший открытие турецко-татарской кафедры в Казанском университете в 1828 году, возглавлял эту кафедру до 1846 года. Эта кафедра служила первым образовательным центром, предоставляющим академическое образование по тюркским языкам.
3. уйгурско-Тувинская (тукюйская) языковая группа:
Характерными признаками для данной подгруппы являются в фонетической структуре: а) наличие согласного д в середине слова вместо чередующихся т з й в других языках, например, адак (вм. атах, азак, айак) "нога", адырылмаз (вм. айырылмаз) "не различающийся", эдгÿ (вм. ийги) "добрый" и пр., кудрук (вм. куйрук   кузрук) "хвост" и пр.; б) наличие согласного т в конце слов вместо чередующихся с - й в других языках, например: кут- (вм. куй-   кус-