ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также, все письменные памятники древних тюркских языков, которые могут служить нам ориентирами, определяющими вхождения каждого данного племени (народности) в ту или иную общность племен (народностей), а следовательно, и каждого данного языка в соответствующую языковую общность.
Таким образом, при построении классификации языков внутри, например данной тюркской группы языков, необходимо, прежде всего, исходить из истории, тюркских народов, т.е. изучать те последовательно развивавшиеся роды, племена, племенные союзы и народности, а также, и те социально-экономические формации, в условиях которых формировались как отдельные тюркские племена, союзы племен и народности, так и их языки.
Кроме того, при классификации языков необходимо учитывать не только их схождения внутри данной группы или подгруппы, полученные в результате общего происхождения и родства этих племен, а также пребывание этих племен в одной общности или в одном союзе родов и племен, но и их расхождения, которые возникали и возникают в результате распада этих общностей, в результате воздействия на отдельные языки языков различных по происхождению племен и народов в процессе этногенетического развития наконец, в результате самостоятельного развития языков по внутренним законам». В основу классификации тюркских языков Н. Баскакова
положены принципы периодизации истории развития тюркских народов и языков, которые в свою очередь. непрерывно следуя один за другим, возникали и распадалися сначала на мелкие родовые объединения первобытнородового общинного строя, затем на крупные племенные объединения,
2.становление тюркологии как самостоятельной науки, отличающей ее от востоковедения как отдельной науки:
В 1795 году в Париже была открыта первая в западном мире высшая школа, посвящённая изучению тюркских языков «Школа живых восточных языков.
В России тюркология как самостоятельная дисциплина сформировалас во второй половине XIX века. Большую роль в её становлении и развитии сыграли исследования М. А. Казембека («Грамматика турецко-татарского языка», 1839), О. Н. Бетлингка («Грамматика якутского языка», 1851), П. М. Мелиоранского («Арабская филология о турецком языке», 1900), А. Н. Самойловича («Опыт краткой крымско-татарской грамматики», 1916).
В развитие тюркологии в дооктябрьский период большой вклад внесли российские учёные: В. В. Радлов, И. Хальфин, К. Насыри, Ч. Ч. Валиханов, Н. Ф. Катанов, Х.-Г. Габяши; в советский период — тюркологи, внёсшие значительный вклад в развитие мировой тюркологии: В. А. Богородицкий, С. Е. Малов, Г. Х. Ахатов, Н. И. Ашмарин, Н. А. Баскаков, Н. К. Дмитриев, А. Н. Кононов, Э. Р. Тенишев, Л. З. Заляй, Дж. Г. Киекбаев, А. М. Щербак, М. Ш. Ширалиев и другие. Значительная работа была проведена по изучению говоров и диалектов тюркских языков, разработана грамматическая система, изданы научные грамматики, фразеологические словари. Большое развитие получила тюркская лексикография: составлены и изданы национально-русские и русско-национальные многотомные толковые, а также терминологические, диалектологические словари. Достижением советских тюркологов стало также создание сравнительной фонетики и морфологии и синтаксиса тюркских языков.
3. Сведения о тюрках в русских летописях:
Языковые данные, отражающие историко-социальные отношения тюрко-славянских народов в восемнадцатом-ІХ веке, сохранились в летописях славян «Повести временных лет» (ІХ в), «слово о полку Игореве».
В связи с усилением связи русских с сибирскими ханствами и началом их влияния в XVI веке было уделено внимание изучению языка сибирских турок. Российское Царство продолжало собирать данные о тюрках. Сведения о тюрках приводятся также В «Повести о Царьгороде» Нестер–Искандера, трактате Ивана Пересветова о тюрках Ивану Грозному, «истории Скифа» Андрея Лызлова, двухтомной «Истории Турции» молдавского ученого Дмитрия Кантемира.
Билет 17:
1. цель и задачи дисциплины введение в тюркскую филологию:
Цель дисциплины введение в тюркскую филологию-дать сведения по вопросам становления тюркологической науки, истории изучения тюркских языков, исторических этапов становления и развития тюркских языков, классификации тюркских языков.
Задачи: Разъяснение предмета, целей и задач исследования, научно-методологических позиций и методов; Показать путь становления тюркологии, характер комплексности, значение в пространстве гуманитарных наук; Объяснение особенностей этапов исторического развития тюркских языков; Дать сведения об основных условиях историко-генеалогической классификации тюркских языков; Дать разъяснения по основным особенностям языковых групп, отдельных тюркских языков; Ознакомление с основными научными направлениями, актуальными проблемами современного тюркского языкознания; Показать место казахского языкознания в тюркологии и др.
2.данные о тюрках в китайских летописях:
По сложившемуся навыку китайцы называли турка "тужюэ". А по легендам и источникам видно, что турецкое имя и турецкий народ появились гораздо раньше. До того, как турки стали известны под своим именем, они были разделены на улусы.
Были летописи где представлена легенда о том, как имя династии было названо Ашиной с появлением турецкого слова. Там одна страна, которая сама по себе является улусной, разгромлена соседним государством, а все население уничтожено, но один 10-летний мальчик, не имея возможности убить ребенка, его бросили на поляну. Одна волчица кормит его мясом. Мальчик с удовольствием сближается с волком. Услышав, что ребенок жив, Хан вражеской страны снова посылает человека убить его. Посланный человек уничтожает ребенка, видит оборотня рядом с ним и пытается убить его. Однако волчица убегает и прячется в пещере одной горы. В той же пещере она рожает десять мальчиков. У каждого будет своя кампания. Они растут и выходят из пещеры и подчиняются.
Теперь остановимся на источниках из легенд о жилищах турок и возникших родовых племенах. В летописи винмы говорится, что турки - это выходцы из другой ветви гуннов, а в другом месте говорится, что «предки турок вышли из страны саков на севере гуннов». Здесь нельзя сомневаться, что гунны вышли из другой ветви. Потому что гунны давно ушли со сцены истории, когда турки увлеклись китайскими писаниями. А турков можно услышать, что они возникли из Сакской страны на севере гуннов. Д. и. н., археолог К. Акишев, изучавший саков в Семиречье, пришел к выводу, что они были Саками в» Тиграхау " [2]. Саки - тоже разновидность гуннов. Эти племена были взаимно родственными, когда-то возникшими и расширяющимися, когда они были возведены в ранг страны. А в летописи Суинамы говорится, что предки турок были «входными ху, которые жили в Пинляне». Хулар-это то, что китайцы не создали гуннов, а турки сравнили с ними. А когда царь последней династии Уей уничтожил тай-у саков, то сказал, что «Ашина 500 семей вошли в нуньеры», - говорили турки, сидевшие по соседству с Саками. В этих сообщениях также отмечается, что гуннские, сакские, турецкие племена являются соседними родственными племенами с древних времен.
В летописи истории династий Севера также говорится, что турки, вероятно, были одной из ветвей гуннов. А где-то еще, что предки турок происходили из Сакской страны на севере гуннов и повторялись. Повторяемость их первопричин, вероятно, свидетельствует о родстве. А общий уставный ежегодник, по-видимому, был написан между второй половиной VIII-IX вв.
3.Самойлович А. Н. место казахского языка по классификации:
Кыпчакская или «Тау» - группа.
Билет 18:
1. общие черты и различия между Западным и восточным языками хун: по фонетическим и морфологическим признакам:
В западной ветви:
а)замещение «д з т» на звук «й», например аяк, а не азак, адак, атах
б) дифференциация звуков б-п, д-т, з-с, г-к
в) много заимствованной лексики с арабского языка(иранских языков), а восточной ветви – много заимствований с монгольского языка.
г) более развитая структура сложного предложения и много союзов
В восточной ветви:
а) наличие чередующихся по отдельным языкам согласных з, д, т, вместо й западной ветви тюркских языков, например, в слове адак/азак вместо айак "нога"
в) слабая дифференциация или отсутствие дифференциации между глухими и звонкими согласными: д - т, б - п, к - г, с - з; каждая пара этих согласных рассматривается в языках восточной ветви как варианты одной и той же фонемы
г) отсутствие различения согласных фонем: в, h, которые, как правило, имеются в языках западной ветви.
2.Чагатайский письменный литературный язык. Научные взгляды и исследования по чагатайскому языку:
Современные узбекский и уйгурские языки являются прямыми продолжениями чагатайского языка. Чагатайский язык – это тюркский письменно-литературный язык, который был на своей высшей точке при правлении шейбанидов и джанидов на территории Мавераннахра(Бухара).
Знаменитый венгерский путешественник Арминий Вамбери говорил про Алишера Новои, что он самый знаменитый узбекский поэт.
Работы Алишера Новои дали большой толчок в развитии литературы на тюркских языках. Он использовал многовековые традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, что делало его произведения уникальными.
Среди тюркологов нет единства в толковании чагатайского языка и определении его временных границ, но принято считать, что на нём писали в Средней Азии начиная с XIII—XIV и практически до начала XX века.
Современные узбекский и уйгурский языки, текинский диалект туркменского языка в Афганистане сформировались на основе чагатайского языка (тюрки).
3.новые и новейшие эпохи в становлении тюркских языков:
Новая тюркская эпоха. Пятая стадия развития тюркских народов называется новой тюркской эпохой. С XV в. до 1917 года. В новую тюркскую эпоху общие союзы тюрков распались. Например: кыпчакско-булгарское племя было разделено на два народа: татарский, башкуртский; кыпчакско-ногайское племя еще в XV веке было разделено на казахское, Ногайское, каракалпакское и т.д. Вместе с тем, как эти люди стали отдельными народами, их языки стали более индивидуальными. Памятники языковой
письменности периода ХУ-ХХ веков многочисленны, их значительное отличие от памятников предшествующей эпохи-это древние письменные версии не написанные на общем тюркском общем языке. К числу упомянутых языковых точек относятся произведения разных народов, относящиеся к устной литературе поэтов и жырауов, сохранившиеся в устах страны с XV века, различные письменные произведения, сохранившиеся в рукописном виде, издания различных жанров.Такие материалы встречаются на языке современных тюркских народов, в том числе на казахском языке. Наряду с разнообразными художественными произведениями, относящимися к устной литературе, такими как письменные произведения, как Ибрай, Абай, летописи, хранящиеся в рукописном виде , письма би-Султанов, ханов, написанные акимам России, брошюры на самые разнообразные темы, газета «Казах». Наряду с указанными языковыми точками освещены также научные труды, изучавшие тюркские народы, их языки в лингвистической форме в эту эпоху. К числу трудов можно отнести исследования восточных исследователей Европы и России в эпоху: между ХV-ХХ веками, в отношении тюркских языков.
Билет 19:
1. Общие черты тюркско-монгольского, Тунгусско-маньчжурского и корейско-японского языков:
В этой связи, как вклад казахского языкознания в общую алтаеведческую науку, сравнивая грамматический строй тюркско-монгольских языков, Б. Базылхан, Ж. К. Туймебаев, проводивший исследования в новом Алтайском направлении с целью историографического определения разграничения лексических параллелей в языках казахско-монгольской и других алтайских групп, исследовал географические названия на казахско-монгольском языках следует отметить важность трудов г. Сагидольды, рассматривавших фразеологическую систему на когнитивно-структурной основе. Хотя двухсоставные лица, состоящие из гласных, согласных в системе тюркских односложных звуков, широко используются как самостоятельная значимая лексема, как в тюркском, так и в современном тюркском языках, нет единого мнения о пути формирования данной личности. Преобладающее число исследователей (А. Зайончковский, Э. В. Севортян, А. Н.Кононов, А. М. Щербак, Б. М. Юнусалиев, А. Искаков, А. Т. Кайдар и др.) С самого начала признавали односложные односложные как действовавшие языковые единицы, А. Н. Баскаков к комментариям В. В. Радлова о протезной природе анлаутовых согласных, Г. И. Рамстеда о влиянии сандхи легитимности на анлаутские звуки, а также М. И. пело, г. Дерфер, В. А. Серебренников и др. основываясь на трудах ученых, он считает необоснованным концепцию первичности модели VС и предлагает рассмотреть ее в рамках модели СVС. Можно заметить, что VС-личностные односложные в тюркском языке сохранились с определенными личностно-содержательными особенностями не только в современных кыпчакских языках, но и в современном монгольском:
Таким образом, при построении классификации языков внутри, например данной тюркской группы языков, необходимо, прежде всего, исходить из истории, тюркских народов, т.е. изучать те последовательно развивавшиеся роды, племена, племенные союзы и народности, а также, и те социально-экономические формации, в условиях которых формировались как отдельные тюркские племена, союзы племен и народности, так и их языки.
Кроме того, при классификации языков необходимо учитывать не только их схождения внутри данной группы или подгруппы, полученные в результате общего происхождения и родства этих племен, а также пребывание этих племен в одной общности или в одном союзе родов и племен, но и их расхождения, которые возникали и возникают в результате распада этих общностей, в результате воздействия на отдельные языки языков различных по происхождению племен и народов в процессе этногенетического развития наконец, в результате самостоятельного развития языков по внутренним законам». В основу классификации тюркских языков Н. Баскакова
положены принципы периодизации истории развития тюркских народов и языков, которые в свою очередь. непрерывно следуя один за другим, возникали и распадалися сначала на мелкие родовые объединения первобытнородового общинного строя, затем на крупные племенные объединения,
2.становление тюркологии как самостоятельной науки, отличающей ее от востоковедения как отдельной науки:
В 1795 году в Париже была открыта первая в западном мире высшая школа, посвящённая изучению тюркских языков «Школа живых восточных языков.
В России тюркология как самостоятельная дисциплина сформировалас во второй половине XIX века. Большую роль в её становлении и развитии сыграли исследования М. А. Казембека («Грамматика турецко-татарского языка», 1839), О. Н. Бетлингка («Грамматика якутского языка», 1851), П. М. Мелиоранского («Арабская филология о турецком языке», 1900), А. Н. Самойловича («Опыт краткой крымско-татарской грамматики», 1916).
В развитие тюркологии в дооктябрьский период большой вклад внесли российские учёные: В. В. Радлов, И. Хальфин, К. Насыри, Ч. Ч. Валиханов, Н. Ф. Катанов, Х.-Г. Габяши; в советский период — тюркологи, внёсшие значительный вклад в развитие мировой тюркологии: В. А. Богородицкий, С. Е. Малов, Г. Х. Ахатов, Н. И. Ашмарин, Н. А. Баскаков, Н. К. Дмитриев, А. Н. Кононов, Э. Р. Тенишев, Л. З. Заляй, Дж. Г. Киекбаев, А. М. Щербак, М. Ш. Ширалиев и другие. Значительная работа была проведена по изучению говоров и диалектов тюркских языков, разработана грамматическая система, изданы научные грамматики, фразеологические словари. Большое развитие получила тюркская лексикография: составлены и изданы национально-русские и русско-национальные многотомные толковые, а также терминологические, диалектологические словари. Достижением советских тюркологов стало также создание сравнительной фонетики и морфологии и синтаксиса тюркских языков.
3. Сведения о тюрках в русских летописях:
Языковые данные, отражающие историко-социальные отношения тюрко-славянских народов в восемнадцатом-ІХ веке, сохранились в летописях славян «Повести временных лет» (ІХ в), «слово о полку Игореве».
В связи с усилением связи русских с сибирскими ханствами и началом их влияния в XVI веке было уделено внимание изучению языка сибирских турок. Российское Царство продолжало собирать данные о тюрках. Сведения о тюрках приводятся также В «Повести о Царьгороде» Нестер–Искандера, трактате Ивана Пересветова о тюрках Ивану Грозному, «истории Скифа» Андрея Лызлова, двухтомной «Истории Турции» молдавского ученого Дмитрия Кантемира.
Билет 17:
1. цель и задачи дисциплины введение в тюркскую филологию:
Цель дисциплины введение в тюркскую филологию-дать сведения по вопросам становления тюркологической науки, истории изучения тюркских языков, исторических этапов становления и развития тюркских языков, классификации тюркских языков.
Задачи: Разъяснение предмета, целей и задач исследования, научно-методологических позиций и методов; Показать путь становления тюркологии, характер комплексности, значение в пространстве гуманитарных наук; Объяснение особенностей этапов исторического развития тюркских языков; Дать сведения об основных условиях историко-генеалогической классификации тюркских языков; Дать разъяснения по основным особенностям языковых групп, отдельных тюркских языков; Ознакомление с основными научными направлениями, актуальными проблемами современного тюркского языкознания; Показать место казахского языкознания в тюркологии и др.
2.данные о тюрках в китайских летописях:
По сложившемуся навыку китайцы называли турка "тужюэ". А по легендам и источникам видно, что турецкое имя и турецкий народ появились гораздо раньше. До того, как турки стали известны под своим именем, они были разделены на улусы.
Были летописи где представлена легенда о том, как имя династии было названо Ашиной с появлением турецкого слова. Там одна страна, которая сама по себе является улусной, разгромлена соседним государством, а все население уничтожено, но один 10-летний мальчик, не имея возможности убить ребенка, его бросили на поляну. Одна волчица кормит его мясом. Мальчик с удовольствием сближается с волком. Услышав, что ребенок жив, Хан вражеской страны снова посылает человека убить его. Посланный человек уничтожает ребенка, видит оборотня рядом с ним и пытается убить его. Однако волчица убегает и прячется в пещере одной горы. В той же пещере она рожает десять мальчиков. У каждого будет своя кампания. Они растут и выходят из пещеры и подчиняются.
Теперь остановимся на источниках из легенд о жилищах турок и возникших родовых племенах. В летописи винмы говорится, что турки - это выходцы из другой ветви гуннов, а в другом месте говорится, что «предки турок вышли из страны саков на севере гуннов». Здесь нельзя сомневаться, что гунны вышли из другой ветви. Потому что гунны давно ушли со сцены истории, когда турки увлеклись китайскими писаниями. А турков можно услышать, что они возникли из Сакской страны на севере гуннов. Д. и. н., археолог К. Акишев, изучавший саков в Семиречье, пришел к выводу, что они были Саками в» Тиграхау " [2]. Саки - тоже разновидность гуннов. Эти племена были взаимно родственными, когда-то возникшими и расширяющимися, когда они были возведены в ранг страны. А в летописи Суинамы говорится, что предки турок были «входными ху, которые жили в Пинляне». Хулар-это то, что китайцы не создали гуннов, а турки сравнили с ними. А когда царь последней династии Уей уничтожил тай-у саков, то сказал, что «Ашина 500 семей вошли в нуньеры», - говорили турки, сидевшие по соседству с Саками. В этих сообщениях также отмечается, что гуннские, сакские, турецкие племена являются соседними родственными племенами с древних времен.
В летописи истории династий Севера также говорится, что турки, вероятно, были одной из ветвей гуннов. А где-то еще, что предки турок происходили из Сакской страны на севере гуннов и повторялись. Повторяемость их первопричин, вероятно, свидетельствует о родстве. А общий уставный ежегодник, по-видимому, был написан между второй половиной VIII-IX вв.
3.Самойлович А. Н. место казахского языка по классификации:
Кыпчакская или «Тау» - группа.
Билет 18:
1. общие черты и различия между Западным и восточным языками хун: по фонетическим и морфологическим признакам:
В западной ветви:
а)замещение «д з т» на звук «й», например аяк, а не азак, адак, атах
б) дифференциация звуков б-п, д-т, з-с, г-к
в) много заимствованной лексики с арабского языка(иранских языков), а восточной ветви – много заимствований с монгольского языка.
г) более развитая структура сложного предложения и много союзов
В восточной ветви:
а) наличие чередующихся по отдельным языкам согласных з, д, т, вместо й западной ветви тюркских языков, например, в слове адак/азак вместо айак "нога"
в) слабая дифференциация или отсутствие дифференциации между глухими и звонкими согласными: д - т, б - п, к - г, с - з; каждая пара этих согласных рассматривается в языках восточной ветви как варианты одной и той же фонемы
г) отсутствие различения согласных фонем: в, h, которые, как правило, имеются в языках западной ветви.
2.Чагатайский письменный литературный язык. Научные взгляды и исследования по чагатайскому языку:
Современные узбекский и уйгурские языки являются прямыми продолжениями чагатайского языка. Чагатайский язык – это тюркский письменно-литературный язык, который был на своей высшей точке при правлении шейбанидов и джанидов на территории Мавераннахра(Бухара).
Знаменитый венгерский путешественник Арминий Вамбери говорил про Алишера Новои, что он самый знаменитый узбекский поэт.
Работы Алишера Новои дали большой толчок в развитии литературы на тюркских языках. Он использовал многовековые традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, что делало его произведения уникальными.
Среди тюркологов нет единства в толковании чагатайского языка и определении его временных границ, но принято считать, что на нём писали в Средней Азии начиная с XIII—XIV и практически до начала XX века.
Современные узбекский и уйгурский языки, текинский диалект туркменского языка в Афганистане сформировались на основе чагатайского языка (тюрки).
3.новые и новейшие эпохи в становлении тюркских языков:
Новая тюркская эпоха. Пятая стадия развития тюркских народов называется новой тюркской эпохой. С XV в. до 1917 года. В новую тюркскую эпоху общие союзы тюрков распались. Например: кыпчакско-булгарское племя было разделено на два народа: татарский, башкуртский; кыпчакско-ногайское племя еще в XV веке было разделено на казахское, Ногайское, каракалпакское и т.д. Вместе с тем, как эти люди стали отдельными народами, их языки стали более индивидуальными. Памятники языковой
письменности периода ХУ-ХХ веков многочисленны, их значительное отличие от памятников предшествующей эпохи-это древние письменные версии не написанные на общем тюркском общем языке. К числу упомянутых языковых точек относятся произведения разных народов, относящиеся к устной литературе поэтов и жырауов, сохранившиеся в устах страны с XV века, различные письменные произведения, сохранившиеся в рукописном виде, издания различных жанров.Такие материалы встречаются на языке современных тюркских народов, в том числе на казахском языке. Наряду с разнообразными художественными произведениями, относящимися к устной литературе, такими как письменные произведения, как Ибрай, Абай, летописи, хранящиеся в рукописном виде , письма би-Султанов, ханов, написанные акимам России, брошюры на самые разнообразные темы, газета «Казах». Наряду с указанными языковыми точками освещены также научные труды, изучавшие тюркские народы, их языки в лингвистической форме в эту эпоху. К числу трудов можно отнести исследования восточных исследователей Европы и России в эпоху: между ХV-ХХ веками, в отношении тюркских языков.
Билет 19:
1. Общие черты тюркско-монгольского, Тунгусско-маньчжурского и корейско-японского языков:
В этой связи, как вклад казахского языкознания в общую алтаеведческую науку, сравнивая грамматический строй тюркско-монгольских языков, Б. Базылхан, Ж. К. Туймебаев, проводивший исследования в новом Алтайском направлении с целью историографического определения разграничения лексических параллелей в языках казахско-монгольской и других алтайских групп, исследовал географические названия на казахско-монгольском языках следует отметить важность трудов г. Сагидольды, рассматривавших фразеологическую систему на когнитивно-структурной основе. Хотя двухсоставные лица, состоящие из гласных, согласных в системе тюркских односложных звуков, широко используются как самостоятельная значимая лексема, как в тюркском, так и в современном тюркском языках, нет единого мнения о пути формирования данной личности. Преобладающее число исследователей (А. Зайончковский, Э. В. Севортян, А. Н.Кононов, А. М. Щербак, Б. М. Юнусалиев, А. Искаков, А. Т. Кайдар и др.) С самого начала признавали односложные односложные как действовавшие языковые единицы, А. Н. Баскаков к комментариям В. В. Радлова о протезной природе анлаутовых согласных, Г. И. Рамстеда о влиянии сандхи легитимности на анлаутские звуки, а также М. И. пело, г. Дерфер, В. А. Серебренников и др. основываясь на трудах ученых, он считает необоснованным концепцию первичности модели VС и предлагает рассмотреть ее в рамках модели СVС. Можно заметить, что VС-личностные односложные в тюркском языке сохранились с определенными личностно-содержательными особенностями не только в современных кыпчакских языках, но и в современном монгольском: