Файл: Протокол z от Л& т! Образовательный стандарт тгу по направлению подготовки 41. 04. 01 Зарубежное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский
Томский государственный университет»
УТВЕРЖДЕН
Ученым советом
НИ
ТГУ
протокол
№
Z
от
Л&
т!
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ТГУ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ
41.04.01
Зарубежное
регионоведение
Квалификация:
Магистр
Томск
- 2021
Лист согласования образовательного стандарта высшего образования - магистратура, самостоятельно устанавливаемого федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (НМ ТГУ) по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании комиссии Ученого совета
Томского государственного университета по развитию образования,
Е.В.
Луков
М.А.
Игнатьева
И.А.
Котляр
Г.А.
Цой
Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке ОС НИ ТГУ
Савкович
Евгений
Владимирович, д.и.н., профессор кафедры востоковедения
Андронова
Лариса
Александровна, к.и.н., доцент кафедры востоковедения
Годенов
Иван Сергеевич, к.и.н., доцент кафедры мировой политики
Рожнева
Жанна Анатольевна,
к.и.н., декан факультета исторических и политических наук
Волков
Максим Николаевич, к.и.н., начальник
Управления развития международного сотрудничества Томского политехнического университета,
советник ректора
ТПУ по внешним связям
Ж.А.
Рожнева
(подпись)
М.Н.
Волков
2
Внешняя экспертиза проводилась организацией
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ»
Эксперт:
Борисов
Денис
Алексеевич, к.и.н.,
доцент, зав.
кафедрой мировой экономики, международных отношений и права факультета государственного сектора НГУЭУ
(НИНХ)
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Термины, определения, сокращения.............................................................................. 5 1.
Общие положения........................................................................................................... 7 2. Требования к структуре
ОПОП магистратуры.......................................................12 3.
Требования к результатам освоения ОПОП магистратуры................................ 15 4. Требования к условиям реализации ОПОП магистратуры.................................21 4
ТЕРМИНЫ,
ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
СОКРАЩЕНИЯ
В
настоящем образовательном стандарте высшего образования - магистратура, самостоятельно устанавливаемом федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования
«Национальный исследовательский
Томский государственный университет», используются следующие термины, определения, сокращения:
зачетная
единица
-
мера трудоемкости образовательной программы;
компетенция
-
способность применять знания, умения, опыт и личностные качества для успешной деятельности в определенной области знаний;
модуль
-
набор логически взаимосвязанных дисциплин;
направление
подготовки
-
совокупность образовательных программ для обучающихся различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;
направленность
(профиль) образовательной
программы
—
ориентация образовательной программы на определенные область
(области) и (или) сферу
(сферы) профессиональной деятельности, тип(ы) профессиональных задач и, при необходимости, на объекты профессиональной деятельности выпускников или область
(области) знания;
область
профессиональной
деятельности
—
совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;
образовательное
ядро
-
модуль, формирующий универсальные компетенции;
основная
профессиональная
образовательная программа высшего
образования
- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, форм аттестации;
профессиональное
образование
-
вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям;
профессиональный
модуль -
набор логически взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих формирование образовательной траектории по определенной профессиональной тематике;
5
результаты
обучения
—
знания, умения,
способности и опыт, приобретенные в результате изучения дисциплин и прохождения практической подготовки;
результаты
освоения
образовательной
программы -
сформированные компетенции;
тип
задач
профессиональной
деятельности
-
условное подразделение задач профессиональной деятельности по характеру действий, выполняемых для достижения заданной цели;
участники образовательных
отношений
— обучающиеся, родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, НИ ТГУ, руководители и (или) работники иных организаций, осуществляющие трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники образовательной программы;
элективные
дисциплины
-
дисциплины
(модули), которые относятся к
части
ОПОП, формируемой участниками образовательных отношений, и избираются обучающимся в обязательном порядке, позволяют ему выстроить индивидуальную траекторию обучения и (или) следовать выбранному профессиональному модулю, углубить профессиональные интересы.
Избранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения;
факультативные
дисциплины
-
дисциплины (модули), необязательные для изучения при освоении образовательной программы. Объем, выделяемый для реализации факультативных дисциплин, не включается в объем учебного плана
ОПОП.
В
настоящем образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВО -
высшее образование
ГИА
-
государственная итоговая аттестация
ЗЕ
-
зачетная единица
НПР
-
научно-педагогические работники
ОВЗ
-
ограниченные возможности здоровья
ОПК
-
общепрофессиональные компетенции
ОПОП -
основная профессиональная образовательная программа
ПК -
профессиональные компетенции
ПС
-
профессиональный стандарт
ОС
—
самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт
ФГОС
-
федеральный государственный образовательный стандарт
УК
-
универсальные компетенции
ЭПОС
-
электронная информационно-образовательная среда
6
1.
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Настоящий самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт высшего образования - магистратура (далее
- ОС НИ ТГУ) установлен
НИ
ТГУ самостоятельно, представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 41.04.01
Зарубежное регионоведение (далее соответственно - ОПОП магистратуры, направление подготовки), и разработан в соответствии:
- с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
-
Федеральным законом «О внесении изменений в
Трудовой кодекс
Российской
Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона
“Об образовании в Российской Федерации”» от
02.05.2015 № 122-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования
- магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение,
утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации от № 648 от 12 июля 2017 г.;
- Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и
социального развития
РФ от
11.01.2011 № 1н;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017
№301;
-
Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017
№816;
- Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от
05.08.2013 №662;
-Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.05.2019
№ 657
«О внесении изменений в постановление Правительства РФ от
05.08.2013 г. №662»;
—
Положением о
практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом
Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства
7
просвещения
РФ
от 05.08.2020 № 885/390;
- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
29.06.2015
№ 636;
-
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ от 05.08.2020
№ 882/391.
1.2.
При разработке
ОПОП магистратуры
НИ ТГУ основывается на следующих принципах образовательной деятельности:
-
Фундаментальность - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
-Классичность
- ориентация на формирование развитой личности, ее мировоззрения
(в том числе профессионального) и исследовательского типа мышления средствами научной и образовательной деятельности, основанной на гармоничном сочетании культурно-ценностного, естественно-научного и
социально-гуманитарного знания.
- Открытость - организация непрерывного обмена информацией и ресурсами
(разного типа) между внешним окружением и университетом с
целью формирования и развития научно-образовательной среды. Ключевыми для реализации данного принципа являются процессы интернационализации, создания распределенных сообществ и интеграции образовательных программ и
исследовательских групп университета в ведущие национальные и международные научно-образовательные сети (консорциумы).
1.3.
Обучение по
ОПОП магистратуры в НИ ТГУ может осуществляться в
очной и очно-заочной формах.
1.4.
Содержание высшего образования по направлению (направлениям) подготовки
41.04.01 Зарубежное регионоведение определяется ОПОП магистратуры, разрабатываемой и утверждаемой НИ
ТГУ. При разработке
ОПОП магистратуры
НИ ТГУ
формирует требования к результатам ее освоения в
виде универсальных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции). НИ ТГУ разрабатывает ОПОП магистратуры в соответствии с настоящим
ОС НИ ТГУ.
1.5.
При реализации
ОПОП магистратуры
НИ ТГУ вправе применять электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии.
8
РФ
от 05.08.2020 № 885/390;
- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
29.06.2015
№ 636;
-
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ от 05.08.2020
№ 882/391.
1.2.
При разработке
ОПОП магистратуры
НИ ТГУ основывается на следующих принципах образовательной деятельности:
-
Фундаментальность - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
-Классичность
- ориентация на формирование развитой личности, ее мировоззрения
(в том числе профессионального) и исследовательского типа мышления средствами научной и образовательной деятельности, основанной на гармоничном сочетании культурно-ценностного, естественно-научного и
социально-гуманитарного знания.
- Открытость - организация непрерывного обмена информацией и ресурсами
(разного типа) между внешним окружением и университетом с
целью формирования и развития научно-образовательной среды. Ключевыми для реализации данного принципа являются процессы интернационализации, создания распределенных сообществ и интеграции образовательных программ и
исследовательских групп университета в ведущие национальные и международные научно-образовательные сети (консорциумы).
1.3.
Обучение по
ОПОП магистратуры в НИ ТГУ может осуществляться в
очной и очно-заочной формах.
1.4.
Содержание высшего образования по направлению (направлениям) подготовки
41.04.01 Зарубежное регионоведение определяется ОПОП магистратуры, разрабатываемой и утверждаемой НИ
ТГУ. При разработке
ОПОП магистратуры
НИ ТГУ
формирует требования к результатам ее освоения в
виде универсальных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции). НИ ТГУ разрабатывает ОПОП магистратуры в соответствии с настоящим
ОС НИ ТГУ.
1.5.
При реализации
ОПОП магистратуры
НИ ТГУ вправе применять электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии.
8
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(далее - инвалиды и лица с
ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.6.
Реализация
ОПОП магистратуры осуществляется
НИ ТГУ как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.7.
ОПОП
магистратуры может быть реализована НИ ТГУ как на русском, так и на иностранных языках. Язык, на котором реализуется конкретная
ОПОП магистратуры, отдельные ее блоки, учебные дисциплины
(модули),
определяется в общей характеристике ОПОП.
1.8.
Срок получения образования по
ОПОП магистратуры (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):
- в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 2 года;
- в очно-заочной и заочной формах обучения увеличивается не менее чем на
3 месяца и не более чем на 6 месяцев по сравнению со сроком получения образования, установленным для очной формы обучения.
При обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с
ОВЗ срок получения образования может быть увеличен по их заявлению не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.
1.9.
Объем
ОПОП магистратуры составляет
120 зачетных единиц (далее
—
ЗЕ)
вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации
ОПОП магистратуры с использованием сетевой формы, реализации ОПОП магистратуры по индивидуальному учебному плану.
1.10.
Объем
ОПОП магистратуры за один учебный год при очной форме обучения не более 70 ЗЕ вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации
ОПОП магистратуры с использованием сетевой формы, реализации ОПОП магистратуры по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении - не более 80
ЗЕ.
1.11.
Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности,
в которых выпускники, освоившие ОПОП магистратуры, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01
Образование и наука (в сферах: профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования;
научных исследований);
04
Культура,
искусство
(в сфере культурно-просветительской деятельности в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия с зарубежными странами и регионами);
9