Файл: Протокол z от Л& т! Образовательный стандарт тгу по направлению подготовки 41. 04. 01 Зарубежное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: организационно-коммуникационной деятельности по обеспечению дипломатических,
внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами; межкультурной коммуникации; переводческой деятельности; ведения официальной и деловой переписки на иностранном(ых) языке(ах));
07
Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах: администрирования дипломатических, экономических и иных связей органов государственной власти, организаций сферы бизнеса и общественных организаций Российской Федерации с представителями соответствующих стран и регионов мира; протокольной деятельности; организации проектов и программ международного профиля);
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия
(в сфере публицистической деятельности, связанной с освещением проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической и научно- популярной литературе).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
1.12.
В рамках освоения ОПОП магистратуры выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
дипломатический;
организационно-управленческий;
экспертно-аналитический;
научно-исследовательский;
проектный;
консультационный; педагогический.
1.13.
При разработке
ОПОП магистратуры
НИ ТГУ устанавливает направленность (профиль) программы магистратуры, которая соответствует направлению подготовки
(или нескольким направлениям подготовки) в целом
(или)
конкретизирует содержание программы магистратуры в рамках направления подготовки путем ориентации ее:
-на область (области) профессиональной деятельности и
(или) сферу
(сферы) профессиональной деятельности выпускников;
- на тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;
10
- при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область
(области)
знания.
1.14.
При разработке программы магистратуры НИ ТГУ может устанавливать профессиональные модули, которые соответствуют определенной профессиональной тематике.
1.15. ОПОП магистратуры,
содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований,
предусмотренных законодательством
Российской
Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.
11
2.
ТРЕБОВАНИЯ
К
СТРУКТУРЕ
ОПОП
МАГИСТРАТУРЫ
2.1.
ОПОП
магистратуры включает блоки в соответствии с таблицей 1.
Таблица
1
- Структура и объем ОПОП магистратуры
Структура
ОПОП магистратуры
Объем
ОПОП
магистратуры
и
ее
блоков
в
ЗЕ
Блок
1
Дисциплины
(модули)
не менее
51
Блок
2
Практика
не менее
39
Блок 3
Государственная итоговая
аттестация
не менее
12
Общий
объем
ОПОП
магистратуры
120 2.2. В рамках программы магистратуры выделяются обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
2.3.
К
обязательной части программы магистратуры относятся дисциплины (модули), обеспечивающие формирование универсальных, общепрофессиональных компетенций, а также дисциплины (модули), которые могут дополнительно участвовать в формировании профессиональных компетенций.
К обязательной части программы магистратуры относятся практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций.
Все типы практик, включенные в ОПОП, в совокупности обеспечивают формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а
также могут участвовать в формировании универсальных компетенций.
2.4.
Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации,
должен составлять не менее 45 % общего объема ОПОП магистратуры.
2.5.
По усмотрению разработчиков
ОПОП в программу магистратуры может быть включен модуль «Образовательное ядро».
2.6.
Часть
Блока 1
«Дисциплины
(модули)» ОПОП, формируемая участниками образовательных отношений,
включает дисциплины, определяющие профессиональную направленность и формирующие профессиональные компетенции. Дисциплины (модули), включенные в часть, формируемую участниками образовательных отношений, также могут дополнительно к профессиональным компетенциям обеспечивать формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций.
2.7.
При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и
12
факультативных дисциплин
(модулей), которые могут реализовываться посредством кампусных курсов, а также, при необходимости, специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
2.8
ОПОП
магистратуры должна обеспечить обучающимся возможность освоения не менее двух факультативных дисциплин за период обучения. Объем факультативных дисциплин не включается в объем образовательной программы.
2.9.
В
целях выравнивания входных условий для обучающихся ОПОП магистратуры может включать адаптационные дисциплины (модули), которые относятся к факультативным дисциплинам.
2.10. В Блок
2
«Практика» входят учебная и производственная практики.
В ОПОП магистратуры в рамках учебной и производственной практик устанавливаются следующие типы практик:
а)
учебная практика:
научно-исследовательская практика;
б) производственная практика: профессиональная;
педагогическая;
научно-исследовательская работа
(по теме выпускной квалификационной работы).
2.11.
В
ОПОП магистратуры устанавливаются один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из перечня,
указанного в п. 2.10. настоящего
ОС. При разработке образовательной программы руководитель
ОПОП может включать дополнительные типы практик.
2.12.
Наличие в Блоке 2 «Практика» части, формируемой участниками образовательных отношений,
устанавливается
ОПОП магистратуры.
2.13. В Блок 3
«Государственная итоговая аттестация» входят:
- подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена по иностранному языку (если разработчики ОПОП включили его в состав государственной итоговой аттестации);
- подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена по направлению подготовки;
- выполнение и защита выпускной квалификационной работы (включая выполнение и
(или) подготовку к защите ВКР).
2.14.
НИ ТГУ должен предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению)
возможности обучения по ОПОП магистратуры, учитывающие особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
13
(модулей), которые могут реализовываться посредством кампусных курсов, а также, при необходимости, специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
2.8
ОПОП
магистратуры должна обеспечить обучающимся возможность освоения не менее двух факультативных дисциплин за период обучения. Объем факультативных дисциплин не включается в объем образовательной программы.
2.9.
В
целях выравнивания входных условий для обучающихся ОПОП магистратуры может включать адаптационные дисциплины (модули), которые относятся к факультативным дисциплинам.
2.10. В Блок
2
«Практика» входят учебная и производственная практики.
В ОПОП магистратуры в рамках учебной и производственной практик устанавливаются следующие типы практик:
а)
учебная практика:
научно-исследовательская практика;
б) производственная практика: профессиональная;
педагогическая;
научно-исследовательская работа
(по теме выпускной квалификационной работы).
2.11.
В
ОПОП магистратуры устанавливаются один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из перечня,
указанного в п. 2.10. настоящего
ОС. При разработке образовательной программы руководитель
ОПОП может включать дополнительные типы практик.
2.12.
Наличие в Блоке 2 «Практика» части, формируемой участниками образовательных отношений,
устанавливается
ОПОП магистратуры.
2.13. В Блок 3
«Государственная итоговая аттестация» входят:
- подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена по иностранному языку (если разработчики ОПОП включили его в состав государственной итоговой аттестации);
- подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена по направлению подготовки;
- выполнение и защита выпускной квалификационной работы (включая выполнение и
(или) подготовку к защите ВКР).
2.14.
НИ ТГУ должен предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению)
возможности обучения по ОПОП магистратуры, учитывающие особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
13
и,
при необходимости, обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
14
при необходимости, обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
14
3.
ТРЕБОВАНИЯ
К
РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ
ОПОП
МАГИСТРАТУРЫ
3.1. В результате освоения ОПОП магистратуры у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, установленные
ОПОП магистратуры в соответствии с выбранными типами профессиональных задач.
3.2.
ОПОП магистратуры должна устанавливать универсальные компетенции, приведенные в таблице 2.
Таблица 2 - Универсальные компетенции ОПОП магистратуры
Наименование категории
(группы) универсальных компетенций
Код и
наименование универсальной компетенции выпускника
Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции
Системное и критическое мышление
УК-1.
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИУК-
1.1.
Выявляет проблемную ситуацию,
на основе системного подхода осуществляет ее многофакторный анализ и диагностику.
ИУК-1.2.
Осуществляет поиск, отбор и
систематизацию информации для определения альтернативных вариантов стратегических решений в
проблемной ситуации.
ИУК-1.3.
Предлагает и обосновывает стратегию действий с учетом ограничений, рисков и возможных последствий
Разработка и реализация проектов
УК-2.
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ИУК-2.1.
Формулирует цель проекта,
обосновывает его значимость и
реализуемость.
ИУК-2.2.
Разрабатывает программу действий по решению задач проекта с учетом имеющихся ресурсов и
ограничений.
ИУК-2.3.
Обеспечивает выполнение проекта в соответствии с
установленными целями,
сроками и затратами
Командная работа и
лидерство
УК-3.
Способен организовывать и руководить работой команды,
вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ИУК-3.1.
Формирует стратегию командной работы на основе совместного обсуждения целей и направлений деятельности для их реализации.
ИУК-3.2.
Организует работу команды с учетом объективных условий
(технология,
внешние
15
Наименование категории
(группы) универсальных компетенций
Код и
наименование универсальной компетенции выпускника
Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции факторы,
ограничения)
и индивидуальных возможностей членов команды.
ИУК-3.3.
Обеспечивает выполнение поставленных задач на основе мониторинга командной работы и
своевременного реагирования на существенные отклонения
Коммуникация
УК-4.
Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке,
для академического и профессионального взаимодействия
ИУК-4.1.
Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий
(информационные технологии,
модерирование, медиация и
др.)
для обеспечения академического и профессионального взаимодействия.
ИУК-4.2.
Применяет современные средства коммуникации для повышения эффективности академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном языке.
ИУК-4.3.
Оценивает эффективность применения современных коммуникативных технологий в академическом и профессиональном взаимодействиях
Межкультурное взаимодействие
УК-5.
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в
процессе межкультурного взаимодействия
ИУК-5.1.
Выявляет,
сопоставляет, типологизирует своеобразие культур для разработки стратегии взаимодействия с
их носителями.
ИУК-5.2.
Организует и
модерирует межкультурное взаимодействие
Самоорганизация и саморазвитие
(в том числе здоровьесбережение)
УК-6.
Способен определять и
реализовывать приоритеты собственной деятельности и
способы ее совершенствования на основе самооценки
ИУК-6.1.
Разрабатывает стратегию личностного и профессионального развития на основе соотнесения собственных целей и возможностей с
развитием избранной сферы профессиональной деятельности.
ИУК-6.2.
Реализует и корректирует стратегию личностного и профессионального развития с учетом конъюнктуры и
перспектив развития рынка труда.
ИУК-6.3.
Оценивает результаты
16
Наименование категории
(группы) универсальных компетенций
Код и наименование универсальной компетенции выпускника
Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции реализации стратегии личностного и профессионального развития на основе анализа
(рефлексии)
своей деятельности и внешних суждений
3.3. ОПОП магистратуры должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции
(таблица 3).
Таблица
3
- Общепрофессиональные компетенции ОПОП магистратуры
Наименование категории
(группы) универсальных компетенций
Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника
Код и наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции
Коммуникативная деятельность в профессиональной сфере
ОПК-1.
Способен выстраивать профессиональную коммуникацию в
мультикультурной среде на основе применения современных,
том числе информационно
коммуникационных, технологий
ИОПК-
1.1.
Осуществляет составление,
перевод и
редактирование различных документов по профилю деятельности на государственном языке
Российской
Федерации и иностранном(ых)
языке(ах).
ИОПК-
1.2.
Организует и выстраивает общение в
мультикультурной среде с учетом специфики участников коммуникации,
применяя различные коммуникативные технологии.
ИОПК-
1.3.
Представляет результаты профессиональной деятельности в устной и письменной форме на государственном языке Российской
Федерации и
иностранном(ых) языке(ах).
Экспертно
аналитическая деятельность и консалтинг
ОПК-2.
Способен оценивать,
моделировать и прогнозировать социально- экономические и общественно-политические процессы разного уровня в
соответствии с
запросом заказчика и разрабатывать рекомендации.
ИОПК-2.1
Выявляет потенциальных заказчиков и совместно с
ними формулирует заказ на исследование,
определяет общие параметры итогового продукта,
разрабатывает программу проведения исследования.
ИОПК-2.2
Реконструирует социально-экономические и
общественно-политические процессы различных уровней;
использует методы моделирования
17
Наименование категории
(группы) универсальных компетенций
Код и
наименование общепрофессиональной компетенции выпускника
Код и
наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции для интерпретации,
оценки и прогнозирования изучаемых процессов,
в том числе с применением информационно
коммуникационных технологий.
ИОПК-2.3
Обобщает результаты экспертно-аналитического исследования в соответствии с заданными параметрами итогового продукта,
готовит рекомендации по принятию управленческих решений на основе представленных оценок.
Научные исследования
ОПК-3.
Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в
междисциплинарных областях,
самостоятельно выдвигать и обосновывать научные гипотезы, проверять их достоверность
ИОПК-3.1
Проводит анализ исследовательских традиций по профилю деятельности;
самостоятельно формулирует проблему,
цели и
задачи исследования,
выдвигает и осуществляет проверку научных гипотез,
исходя из наличных ресурсов и
ограничений.
ИОПК-3.2
Выбирает и
применяет современные методы исследования, информационно
коммуникационные технологии поиска и
обработки информации для решения исследовательских задач,
ведет корректную полемику с
научными оппонентами.
ИОПК-3.1
Демонстрирует навыки подготовки и оформления академического текста.
Представление результатов профессиональной деятельности
ОПК-4.
Способен формировать в
академической и популярной форме, продвигать в
публичном пространстве результаты профессиональной деятельности,
с использованием соответствующих информационно
коммуникационных технологий и каналов распространения информации
ИОПК-4.1
Выявляет целевые группы и
с учетом их специфики выстраивает стратегию продвижения результатов своей профессиональной деятельности.
ИОПК-4.2
Оформляет результаты своей профессиональной деятельности в
академической или популярной форме в соответствии с выбранной стратегией продвижения.
ИОПК-4.3 Использует информационно
коммуникационные технологии и каналы для продвижения
18
Наименование категории
(группы)
универсальных компетенций
Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника
Код и
наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции результатов своей профессиональной деятельности для конкретных целевых групп.
Организационно
управленческая деятельность
ОПК-5.
Способен разрабатывать,
принимать и обеспечивать реализацию организационно
управленческих решений по профилю деятельности,
в том числе с использованием информационно
коммуникационных технологий
ИОПК-5.1
Оценивает ситуацию и определяет возможные варианты организационно-управленческих решений по профилю деятельности с
учетом имеющихся ресурсов.
ИОПК-5.2
Предлагает и обосновывает выбор оптимальных организационно-управленческих решений на основе прогнозирования их возможных последствий,
а также оценки ограничений,
допущений и рисков конкретной ситуации.
ИОПК-5.3
Разрабатывает механизм реализации организационно
управленческих решений по профилю деятельности,
обеспечивает планирование, координацию и контроль действий по их выполнению.
Педагогическая деятельность
ОПК-6.
Способен использовать опыт профессиональной деятельности в
разработке и реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ
ИОПК-6.1
Анализирует государственную политику в
сфере модернизации образования и регламентации образовательной деятельности с точки зрения решения профессиональных задач.
ИОПК-6.2
Участвует в
разработке содержания и
экспертизе программ основного профессионального и дополнительного образования,
ориентируясь на современные запросы рынка труда.
ИОПК-6.3
Проводит семинары и мастер-классы по передаче опыта профессиональной деятельности в
рамках программ основного профессионального и дополнительного образования,
в том числе с использованием информационно
коммуникационных технологий.
19
3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые ОПОП магистратуры, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а
также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям выпускников, предъявляемых на рынке труда соответствующей области профессиональной деятельности, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей области профессиональной деятельности, в которой востребованы выпускники в рамках направления подготовки, иных источников
(далее
- иные требования, предъявляемые к выпускникам).
При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов из каждого выбранного профессионального стандарта руководитель
ОПОП выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускников,
на основе установленных профессиональным стандартом для обобщенной трудовой функции уровня квалификации.
Обобщенная трудовая функция может быть выделена полностью или частично.
3.5.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных ОПОП магистратуры, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области и сфере профессиональной деятельности,
установленной в соответствии с п. 1.11. настоящего ОС, и решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в соответствии с п. 1.12. настоящего ОС.
3.6.
Разработчики ОПОП магистратуры могут дополнительно устанавливать индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных компетенций.
Индикаторы достижения профессиональных компетенций определяются разработчиками
ОПОП магистратуры самостоятельно.
3.7. Разработчики
ОПОП магистратуры самостоятельно планируют результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в
ОПОП магистратуры индикаторами достижения компетенций
(обобщенные результаты обучения). Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам
(модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех универсальных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных
ОПОП
магистратуры.
20