Файл: Гипотетический реализм. Сущность науки преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской вещи в себе. Гипотетический реализм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гипотетический реализм. Сущность науки – преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской «вещи в себе».
Гипотетический реализм - предполагается, что существует реальный мир, имеющий определенные структуры, что эти структуры частично познаваемы, а состоятельность самого предположения-гипотезы проверяема.
Гипотетический реализм «слабее», чем первые три вида реализма, поскольку полагает, что все высказывания о мире имеют гипотетический характер. Наивный реализм, все еще представленный в обыденном сознании, в философии себя практически изжил, поскольку не соответствует процессам, происходящим особенно в современном научном познании, и в философии всегда подвергался критике, начиная с античного скептицизма.
Его главные тезисы таковы:
-
гипотетический характер всего познания; наличие независимого от сознания (1); -
закономерно структурированного (2); -
и взаимосвязанного мира (3); -
частичная познаваемость (4) и понимаемость этого мира посредством восприятия (5); -
посредством мышления (6); -
и посредством интерсубъективной науки (7).
Характеристика «гипотетический реализм» затрагивает только наиболее важные компоненты этой позиции. Его гипотетический характер отражает теоретико-научный взгляд, согласно которому мы не можем получить надёжного знания о мире. Реалистическую черту эта позиция разделяет со многими другими. В принципе, любой реализм делает утверждения как о существовании, так и познаваемости (независимого от сознания) внешнего мира, то есть представляет собой одновременно онтологическую и теоретико-познавательную позицию.
С этой точки зрения, допустимо представить различные виды реализма следующим образом:
Наивный реализм | Имеется реальный мир; он таков, каким мы его воспринимаем. |
Критический реализм | Имеется реальный мир; но он не во всех чертах таков, каким он нам представляется. |
Строго критический реализм | Имеется реальный мир; однако ни одна из его структур не является таковой, какой она представляется. |
Гипотетический реализм | Мы предполагаем, что имеется реальный мир, что он имеет определённые структуры, что эти структуры частично познаваемы, и проверяем, насколько состоятельна эта гипотеза. |
Наивный реализм с полным основанием считается опровергнутым. Однако, эта позиция сослужила хорошую службу, содействуя своим наивным оптимизмом исследованию данностей, хотя результаты этих исследований доводили её до абсурда (См. цитату Рассела).
Критический реализм, начиная с учения Демокрита о субъективности восприятий (цвета, теплоты, звука, вкуса), всегда находил сторонников. К нему принадлежит, например, Локк с его различением первичных и вторичных качеств, марксистская теория познания (теория отражения).
Согласно строго критическому реализму, ни об одном свойстве мы не можем утверждать, что оно идентично с тем, которое существует независимо от всякого чувственного опыта. Эта позиция проводит строгое различие между прямым опытом и существующим независимо от него.
Гипотетический реализм в отношении значимости своих высказываний о существующем и структуре мира слабее, чем прочие виды реализма. Он полагает, что все высказывания о мире имеют гипотетический характер.
Однако эта скромность только логическая. Позиция, согласно которой существование мира «там во вне» недоказуемо, не препятствует логикам и теоретикам науки в это верить.
Предположение, что вся жизнь есть сон, в котором мы сами себе создаём предметы, логически не невозможна. Но ничего не говорит в пользу того, что это предположение является истинным. (Russel, 1967, 22)
Напротив, постулат реальности (гипотеза о реальности) опирается на многочисленные аргументы.
Трансцендентальный идеализм И. Кант
ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich selbst) – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма.
И.Кант, философия которого складывалась не без влияния юмовского скептицизма, сочетает признание объективной реальности вещи в себе (одна из основ его учения) с категорическим отрицанием их познаваемости: «Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 105). Вещи в себе, в кантовском их понимании, вовсе не вещи, поскольку они истолковываются как внепространственное (значит, и непротяженное), вневременное, трансцендентное нечто, существование которого, утверждает Кант, не подлежит сомнению, так как явления предполагают то, что является; этим только и могут быть вещи в себе. Остается, однако, необъясненным, почему вещи в себе, раз они являются, остаются абсолютно непознаваемыми: разрыв между принципиально непознаваемой объективной реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной реальностью мира явлений – основная черта теории познания Канта.
Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится
к человеческой воле, которая не свободна как эмпирическая воля, но свободна как вещь в себе. Кант также разграничивает не свободный от чувственных побуждений эмпирически обусловленный разум и чистый разум, который «не есть явление и не подчинен никаким условиям чувственности», т.е. также есть вещь в себе (Критика чистого разума. – Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 491).
Также кантовская концепция «вещи в себе» имеет рациональный смысл: принципиальное отрицание того, что выходит за границы возможного опыта и, значит, отрицание трансцендентного как предмета познания.
… из Новой философской энциклопедии, страница «феномен»…
Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория «бытия». «Бытие» – самое широкое и самое абстрактное понятие. «Бытие» означает «наличествование», «существование».
Каково же содержание философской категории «бытие»? Дня ее раскрытия можно выделять ряд положений:
-
окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; -
окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; -
природа, общество, человек, мысли, идеи одинаково существуют; различные по способам и формам своего существования, они, прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, то есть они сосуществуют;
• материя и дух – сосуществующие в единстве, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения обобщаются понятием «субстанция». Субстанция – это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.
В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя — первооснова мира).
Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.
Материя и дух – сосуществующие в единстве, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения обобщаются понятием «субстанция». Субстанция – это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется
монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.
В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя — первооснова мира).
Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.
Человек творит собственный мир, мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В процессе творения «исторической реальности» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке человека. В результате можно предложить таблицу, в какой-то мере отражающую многообразие бытия:
Объективная реальность | Историческая реальность | Субъективная реальность |
1. Бытие вещей естественных, природных | 1 . Бытие человека в мире вещей | Бытие духовного (идеального) |
2. Бытие человека в мире идей | — субъективированное духовное бытие | |
2. Бытие искусственных вещей, созданных человеком | ||
3. Бытие человека в мире людей — социальное бытие | — объективированное духовное бытие |
Основными формами бытия являются:
-
материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
-
идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (неиндивидуального) духовного бытия; -
человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; -
социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.