Файл: Гипотетический реализм. Сущность науки преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской вещи в себе. Гипотетический реализм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гипотетический реализм. Сущность науки – преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской «вещи в себе».

Гипотетический реализм - предполагается, что существует реальный мир, имеющий определенные структуры, что эти структуры частично познаваемы, а состоятельность самого предположения-гипотезы проверяема.

Гипотетический реализм «слабее», чем первые три вида реализма, поскольку полагает, что все высказывания о мире имеют гипотетический характер. Наивный реализм, все еще представленный в обыденном сознании, в философии себя практически изжил, поскольку не соответствует процессам, происходящим особенно в современном научном познании, и в философии всегда подвергался критике, начиная с античного скептицизма.

Его главные тезисы таковы:

  • гипотетический характер всего познания; наличие независимого от сознания (1);

  • закономерно структурированного (2);

  • и взаимосвязанного мира (3);

  • частичная познаваемость (4) и понимаемость этого мира посредством восприятия (5);

  • посредством мышления (6);

  • и посредством интерсубъективной науки (7).

Характеристика «гипотетический реализм» затрагивает только наиболее важные компоненты этой позиции. Его гипотетический характер отражает теоретико-научный взгляд, согласно которому мы не можем получить надёжного знания о мире. Реалистическую черту эта позиция разделяет со многими другими. В принципе, любой реализм делает утверждения как о существовании, так и познаваемости (независимого от сознания) внешнего мира, то есть представляет собой одновременно онтологическую и теоретико-познавательную позицию.
С этой точки зрения, допустимо представить различные виды реализма следующим образом:

Наивный реализм

Имеется реальный мир; он таков, каким мы его воспринимаем.

Критический реализм

Имеется реальный мир; но он не во всех чертах таков, каким он нам представляется.

Строго критический реализм

Имеется реальный мир; однако ни одна из его структур не является таковой, какой она представляется.

Гипотетический реализм

Мы предполагаем, что имеется реальный мир, что он имеет определённые структуры, что эти структуры частично познаваемы, и проверяем, насколько состоятельна эта гипотеза.


Наивный реализм с полным основанием считается опровергнутым. Однако, эта позиция сослужила хорошую службу, содействуя своим наивным оптимизмом исследованию данностей, хотя результаты этих исследований доводили её до абсурда (См. цитату Рассела).

Критический реализм, начиная с учения Демокрита о субъективности восприятий (цвета, теплоты, звука, вкуса), всегда находил сторонников. К нему принадлежит, например, Локк с его различением первичных и вторичных качеств, марксистская теория познания (теория отражения).

Согласно строго критическому реализму, ни об одном свойстве мы не можем утверждать, что оно идентично с тем, которое существует независимо от всякого чувственного опыта. Эта позиция проводит строгое различие между прямым опытом и существующим независимо от него.

Гипотетический реализм в отношении значимости своих высказываний о существующем и структуре мира слабее, чем прочие виды реализма. Он полагает, что все высказывания о мире имеют гипотетический характер.

Однако эта скромность только логическая. Позиция, согласно которой существование мира «там во вне» недоказуемо, не препятствует логикам и теоретикам науки в это верить.

Предположение, что вся жизнь есть сон, в котором мы сами себе создаём предметы, логически не невозможна. Но ничего не говорит в пользу того, что это предположение является истинным. (Russel, 1967, 22)

Напротив, постулат реальности (гипотеза о реальности) опирается на многочисленные аргументы.

Трансцендентальный идеализм И. Кант

ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich selbst) – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма.

И.Кант, философия которого складывалась не без влияния юмовского скептицизма, сочетает признание объективной реальности вещи в себе (одна из основ его учения) с категорическим отрицанием их познаваемости: «Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 105). Вещи в себе, в кантовском их понимании, вовсе не вещи, поскольку они истолковываются как внепространственное (значит, и непротяженное), вневременное, трансцендентное нечто, существование которого, утверждает Кант, не подлежит сомнению, так как явления предполагают то, что является; этим только и могут быть вещи в себе. Остается, однако, необъясненным, почему вещи в себе, раз они являются, остаются абсолютно непознаваемыми: разрыв между принципиально непознаваемой объективной реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной реальностью мира явлений – основная черта теории познания Канта.



Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится

к человеческой воле, которая не свободна как эмпирическая воля, но свободна как вещь в себе. Кант также разграничивает не свободный от чувственных побуждений эмпирически обусловленный разум и чистый разум, который «не есть явление и не подчинен никаким условиям чувственности», т.е. также есть вещь в себе (Критика чистого разума. – Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 491).

Также кантовская концепция «вещи в себе» имеет рациональный смысл: принципиальное отрицание того, что выходит за границы возможного опыта и, значит, отрицание трансцендентного как предмета познания.

… из Новой философской энциклопедии, страница «феномен»…

Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из глав­ных в философии. Становление философии начиналось именно с изу­чения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой пред­мет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Исходным понятием, на базе которого строится философская карти­на мира, является категория «бытия». «Бытие» – самое широкое и самое абстрактное понятие. «Бытие» означает «наличествование», «существование».

Каково же содержание философской категории «бытие»? Дня ее раскрытия можно выделять ряд положений:

  • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (ок­ружающий мир) есть;

  • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

  • природа, общество, человек, мысли, идеи одинаково существуют; различные по способам и формам своего существования, они, прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, то есть они сосуществуют;


• материя и дух – сосуществующие в единстве, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения обобщаются понятием «субстанция». Субстанция – это самостоя­тельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, кото­рая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внут­реннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процес­сов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Мо­низму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опира­ясь на какие-либо два равноценных начала.

В истории философии преобладает монистический подход, но су­ществуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя — первоосно­ва мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем че­ловека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Материя и дух – сосуществующие в единстве, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения обобщаются понятием «субстанция». Субстанция – это самостоя­тельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, кото­рая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внут­реннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процес­сов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется 
монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опира­ясь на какие-либо два равноценных начала.

В истории философии преобладает монистический подход, но су­ществуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя — первоосно­ва мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем че­ловека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Человек творит собственный мир, мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «ис­торическую реальность». В процессе творения «исторической реально­сти» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке человека. В результате можно предложить таб­лицу, в какой-то мере отражающую многообразие бытия:

Объективная

реальность

Историческая

реальность

Субъективная

реальность

1. Бытие вещей естественных, природных

1 . Бытие человека в мире вещей

Бытие духовного

(идеального)

2. Бытие человека в мире идей

— субъективированное духовное бытие

2. Бытие искусственных вещей, созданных человеком

3. Бытие человека в мире людей — социальное бытие

— объективированное духовное бытие

Основными формами бытия являются:

  1. материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явле­ний природы, окружающего мира;

  • идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (неиндивидуального) духовного бытия;

  • человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

  • социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.