Файл: Гипотетический реализм. Сущность науки преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской вещи в себе. Гипотетический реализм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.
Движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.
Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:
-
от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание); -
от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).
Процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия, хотя внешние условия могут иметь как стимулирующий, так и подавляющий эффект.
Раздражимость– это биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды. Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха за Солнцем.
ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей
Диалектика — это теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории, принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие.
Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:
-
охватывают все сферы окружающей действительности; -
раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяют три основных закона диалектики:
-
единства и борьбы противоположностей; -
переход количества в качество; -
отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.
Диалектическое противоречие — это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенденций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т. д.
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Отличие — это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА
Эпистемология – теория познания
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а кроме того, субъект познавательной деятельности, человек, исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков, объектов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.
В отличие от сознания, которое является единством ощущений, знаний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей, познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Если в теории диалектики исходные понятия — бытие, материя, сознание, то в теории познания — деятельность, практика, познание.
Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем интенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Субъектом познания является человек как представитель общества, использующий инструменты, приборы и средства духовной и материальной культуры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. Сам процесс познания имеет общественно-исторический характер.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
-
познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); -
познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
В философии существует две основные точки зрения на возможность познания:
-
признание познаваемости мира (что иногда обозначают как гностицизм) и -
признание непознаваемости мира, агностицизм.
Сторонники представления о познаваемости мира (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Так, древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознаваем в силу постоянного изменения окружающей действительности: пока человек говорит слово, формирует понятие, предмет уже изменился, и знания человека становятся ошибочными.
В XVIII в. английский философ Юм считал, что мир непознаваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует внешний мир или нет.
Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
-
сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (вследствие ограниченных познавательных возможностей разума); -
сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек может познавать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений, «вещей в себе».
Современная гносеология по большей части стоит на позициях познаваемости мира и основывается на следующих принципах:
-
диалектика, что подразумевает необходимость диалектически подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; -
историзм: рассмотрение всех предметов и явлений в контексте их исторического возникновения и становления; -
признание главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; -
познаваемости мир: убежденность в самой возможности познания; -
объективность: признание самостоятельного существования предметов и явлений, независимых от воли и сознания человека; -
активность творческого отображения действительности; -
конкретность истины: поиск индивидуальной и достоверной истины в конкретных условиях.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
Виды практики:
-
материальное производство; -
управленческая деятельность; -
научный эксперимент; -
социальные действия, преобразование общественного бытия.
Практика — есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, что позволяет обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются благодаря практическому взаимодействию человека и природы.
Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельности людей. Практика является и конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей.
Функции практики (то, чем она является):
-
критерием истины; -
основой познания; -
целью познания; -
результатом познания
Диалектико-материалистическая теория истины
Согласно Аристотелю, истина есть совпадение знания с предметом.
Кант одним из первых в теории познания проводит линию агностицизма. В его понимании истина есть свойство субъекта: «Вещь в себе принципиально не может объективным образом входить в нас», «не может быть познана».
Агностицизм помешал Канту решить проблему истины. У Гегеля истина перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все более и более высокие, и так до бесконечности.
Диалектический материализм, вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, дает свое решение проблемы, суть которого состоит в следующем.
Истина есть адекватное и верное отражение предмета или, что то же самое, адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности. Истина — это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Такое понимание истины называется корреспондентской теорией истины. Это представление об истине является традиционным, легко понятным с точки зрения здравого смысла и до сих пор самым популярным.
Помимо корреспондентской теории истины существуют и другие теории истины, принципиально отличающиеся от корреспондентской по своему пониманию того, что такое истина. Одной из наиболее известных среди них является