Файл: Гипотетический реализм. Сущность науки преодоление привычных границ окружающей среды (внесубъективной реальности). Критика кантовской вещи в себе. Гипотетический реализм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 548

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение – единственный способ существования материи, ее ат­рибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изме­нение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

  1. от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);

  2. от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).

Процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия, хотя внешние условия могут иметь как стимулирующий, так и подавляющий эффект. 

Раздражимость– это биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды. Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, измене­ние ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, дви­жение подсолнуха за Солнцем.

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

 Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей

Диалектика — это теория раз­вития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалек­тика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, позна­ния и других аспектов действительности через законы диалектики, ка­тегории, принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие.

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изме­нение материальных и идеальных объектов, причем не простое (меха­ническое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом ко­торого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, ма­тематики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:

  • охватывают все сферы окружающей действительности;

  • раскрывают глубинные основы движения и развития — их ис­точник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.


Выделяют три основных закона диалектики:

  • единства и борьбы противоположностей;

  • переход количества в качество;

  • отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи еди­ными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.

Диалектическое противоречие — это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противополож­ность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство проти­воположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенден­ций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т. д.

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источ­ник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основополож­ником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными ка­чествами — тождественностью и отличием. Тождественность означа­ет то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождествен­ном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки пред­мета, нарушить его тождественность.

Отличие — это сравнительная характеристика объектов на осно­вании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют со­бой нечто цельное только в своем единстве.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отли­чием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.



ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

 Эпистемология – теория познания

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а кроме того, субъект познавательной деятельности, человек, исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью материальных носителей инфор­мации: книг, рисунков, объектов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего че­ловечества.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, зна­ний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей, познание означает процесс приобрете­ния знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом ду­ховного освоения действительности. Если в теории диалектики исход­ные понятия — бытие, материя, сознание, то в теории познания — деятельностьпрактикапознание.

Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем ин­тенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Субъектом познания является человек как представитель общества, использующий инст­рументы, приборы и средства духовной и материальной культуры че­ловечества, включая усвоенные данным человеком знания. Сам процесс познания имеет общественно-исторический характер.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

  1. познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

  2. познает окружающий мир через результаты познавательной де­ятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит ки­нофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духов­ной культуры).

В философии существует две основные точки зрения на возможность познания:

  1. признание познаваемости мира (что иногда обозначают как гностицизм) и

  2. признание непознаваемости мира, агностицизм.

Сторонники представления о познаваемости мира (как правило, материалисты) оптимистич­но смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир по­знаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможно­стями познания.


Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности че­ловека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же до­пускают ограниченную возможность познания.

Так, древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознаваем в силу постоянного изменения окружающей действительности: пока че­ловек говорит слово, формирует понятие, предмет уже изменился, и знания человека становятся ошибочными.

В XVIII в. английский философ Юм считал, что мир непознаваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует вне­шний мир или нет.

Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

  • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (вследствие ограниченных познавательных возможно­стей разума);

  • сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек мо­жет познавать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений, «вещей в себе».

Современная гносеология по большей части стоит на позициях познаваемости мира и основывается на следующих принципах:

  • диалектика, что подразумевает необходимость диалектически подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

  • историзм: рассмотрение всех предметов и явлений в контек­сте их исторического возникновения и становления;

  • признание главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

  • познаваемости мир: убежденность в самой возможности по­знания;

  • объективность: признание самостоятельного существования предметов и явлений, независимых от воли и сознания человека;

  • активность творческого отображения действительности;

  • конкретность истины: поиск индивидуальной и дос­товерной истины в конкретных условиях.

Основной формой познания и критерием истины при познании яв­ляется практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Виды практики:

  • материальное производство;

  • управленческая деятельность;

  • научный эксперимент;

  • социальные действия, преобразование общественного бытия.


Практика — есть общественно-исторический, непрерывный, цело­стный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поко­ления людей, что позволяет обнаружить общие и существенные момен­ты действительности, которые выявляются благодаря практическому взаимодействию человека и природы.

Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практичес­кой деятельности людей. Практика является и конечной целью позна­ния, поскольку познание осуществляется для последующего использо­вания полученных знаний в практической деятельности людей.

Функции практики (то, чем она является):

  • критерием истины;

  • основой познания;

  • целью познания;

  • результатом познания

Диалектико-материалистическая теория истины

Согласно Аристотелю, ис­тина есть совпадение знания с предметом.

Кант одним из первых в теории познания проводит линию агностицизма. В его понимании истина есть свойство субъекта: «Вещь в себе принци­пиально не может объективным образом входить в нас», «не может быть познана».

Агностицизм помешал Канту решить проблему истины. У Гегеля истина перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все бо­лее и более высокие, и так до бесконечности.

Диалектический материализм, вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, дает свое ре­шение проблемы, суть которого состоит в следующем.

Истина есть адекватное и верное отражение предмета или, что то же самое, адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действитель­ностиИстина — это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заб­луждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответству­ет действительности. Такое понимание истины называется корреспондентской теорией истины. Это представление об истине является традиционным, легко понятным с точки зрения здравого смысла и до сих пор самым популярным.

Помимо корреспондентской теории истины существуют и другие теории истины, принципиально отличающиеся от корреспондентской по своему пониманию того, что такое истина. Одной из наиболее известных среди них является