Файл: Реферат по дисциплине Правовое обеспечение информационной безопасности магистрант.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Волжский государственный университет водного транспорта

Кафедра Систем информационной безопасности,

управления и телекоммуникаций

ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. От 18.04.2018) «О коммерческой тайне"
Реферат по дисциплине:

Правовое обеспечение информационной безопасности

Выполнил:

магистрант Алиджанова Наида Агшин кызы

Проверил:Федосенко Юрий Семенович

Нижний Новгород

2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Общая характеристика правового института коммерческой тайны в России…………………………………………………………………………....6

1.1. История развития правого института коммерческой тайны в…………..6

1.2. Обзор современного института и законодательства РФ о коммерческой тайне…………………………………………………………………………….10

Глава 2. Законодательное регулирование вопросов, связанных с коммерческой тайной……………………………………………………………………13

2.1. Меры по защите конфиденциальности информации…………………..13

2.2. Обязательные меры по защите коммерческой тайны………………….16

Заключение…………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………...21

Введение
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»). 1 Одним из старейших методов охраны такой информации является правовой институт коммерческой тайны. Задолго до возникновения понятия интеллектуальной собственности ремесленники во всем мире хранили в тайне секреты своего мастерства. Такие секреты передавались в устной форме из поколения в поколение, от отца к сыну. Патриархальный характер семьи гарантировал сохранность древних «ноу-хау». С наступление эры научно-технической революции ситуация резко изменилась. Сложные производственные процессы и система деловых отношений, быстрое внедрение новых технологий требовали введение письменной документации и обусловили рост количества наемных работников, которые могли свободно менять работодателя. Все это привело к возникновению серьезной угрозы для секретов производства. Такая угроза исходила, во-первых, от «нелояльных» работников, осведомленных по роду своей деятельности с секретными сведениями, а, во-вторых, от несанкционированной утечки документации. Все это привело к необходимости установления правовых основ защиты коммерческой тайны, имеющей коммерческую ценность в рамках законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией.


Актуальность исследования состоит в том, что с развитием гражданского оборота и информационных технологий возрастает необходимость обеспечить секретность различных сведений. Утечка конфиденциальности информации может повлечь за собой значительный ущерб. В связи с этим вопрос о правовой охране коммерческой тайны приобрел особую актуальность. Постоянно меняющиеся подходы к правовой охране коммерческих секретов во многом объясняются недостаточным их теоретическим обоснованием, в частности, отсутствием комплексного подхода. Многие проблемы правового регулирования коммерческой тайны являются следствием недостаточной их разработанности на научном уровне.

Объект исследования – общественные отношения, которые складываются в обществе по поводу коммерческой тайны.

Предмет исследования – правовое регулирование вопросов коммерческой тайны.

Целью настоящего исследования является комплексное рассмотрение правового регулирования общественных отношений, которые возникают по поводу коммерческой тайны.

В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи реферата:

─ рассмотреть историю формирования правого института коммерческой тайны в России;

─ проанализировать российское законодательство, направленное на регулирование общественных отношений связанных с коммерческой тайной;

─ раскрыть правовую природу коммерческой тайны;

─ исследовать основные проблемы, связанные с охраной коммерческой тайны;

─ раскрыть основные критерии возникновения ответственности за разглашение коммерческой тайны;

─ сформулировать основные выводы, касающиеся охраны коммерческой тайны.

Теоретическая основа исследования включает в себя научные труды ученых, правоведов: А.П. Сергеева; К.В. Пронина; Е.А. Суханова; В.В. Розенберга; О.Н. Садикова и др.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, в том числе: исторический, сравнительно-правовой, комплексный, формально-логический.

Научная новизна исследования

заключается в комплексном и всестороннем анализе понятия и содержания коммерческой тайны, а так же способов, форм ее защиты и охраны.

Структура реферата: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава Ι. Общая характеристика правового института коммерческой тайны в России.
§ 1. История развития правого института коммерческой тайны в России.

Впервые законодательно урегулировать тайну и ответственность за ее разглашение на Руси взялся Петр Ι.

До начала XVΙΙΙ века в нашем отечестве существовала только тайна исповеди, отношения к которой регулировались «Духовным регламентом о праве чина церковного и монашеского». Прибавление к «Духовному регламенту», составленному Феофаном Прокоповичем в 1722 году на основании указа царя Петра, был определен порядок и условия разглашения тайны исповеди. Согласно этому документу, под страхом сурового наказания от духовника требовалось доводить содержание исповеди до сведения церковного начальства в случаях, когда исповедующий замыслил воровство.

В Артикуле воинском (1715г.) и Уставе морском (1720 г.) Петр I регламентирует не только понятие военной тайны, но и первые нормы по защите информации – запрет ее разглашения, под страхом смерти.

К середине XΙX – началу XX века окончательно формируется законодательное регулирование тайны в Российской империи и ответственность за нарушение ее сохранения. Появляется правовая защита тайны частной жизни, профессиональной тайны врачей, адвокатов, чиновников и нотариусов, фабричной и торговой (коммерческой) тайны. В 1845 году Россия ввела наказание за разглашение коммерческой тайны. 2

Наказание за разглашение фабричной тайны было установлено статьей 1355 Уложения о наказаниях общего определения: «Кто из людей, принадлежащих к фабрике, заводу или мануфактуре, огласит какое-либо содержимое в тайне средство, употребляемое при изготовлении или отделки произведений тех фабрик, заводов или мануфактур, когда не было на сие положительного согласия тех, коим сия тайна принадлежит по праву, и следовательно к ущербу их…». 3

В целях охраны коммерческой тайны предусматривалось ответственность за умышленное действие по раскрытию «…какой-либо тайны, или же вредными на счет хозяина разглашениями, [которые] сделают явный кредиту его подрыв…» (ст.1187), «за преждевременную огласку торговой сделки против воли продавца или покупателя…» (ст. 1316).
4

Российское торгово-промышленное право объединяло фабричную и коммерческую тайну в единое понятие «промысловой тайны», поскольку они действовали в параллельной системе частноправовых норм. Эта ситуация сохраняется и по сегодняшний день, так как оба вида деятельности регулируются гражданским законодательством, а термин «промысловая тайна» претерпел изменение и в настоящее время звучит как «коммерческая тайна».

Распространенное утверждение о том, что с 1917 года «коммерческой тайны» в России не существовало, не совсем верно. С окончанием периода «военного коммунизма» и переходом от «революционного правосознания» к правовому регулированию в десятилетний период НЭПА советская власть признавала коммерческую тайну частного бизнеса. С ликвидацией же последнего не стало никаких негосударственных хозяйствующих субъектов, а потому и тайна осталась только государственной.

И вот в 1990 году, шестьдесят лет спустя, в законе « О предприятиях в СССР» вновь появилось понятие коммерческой тайны.

«1. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия. Виды деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну, определяются Советом Министров СССР в целях предотвращения сокрытия предприятием сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и нарушение порядка охраны таких сведений устанавливаются законодательными актами СССР». 5

Таких законодательных актов не появилось…

Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый 21 октября 1994 года, стал серьезной и значимой вехой в развитии информационного права. Отечественный законодатель признал информацию самостоятельным объектом права дал определение коммерческой тайны и служебной.

«1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.


2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. (ст. 139) 6

В 1997 году Государственная Дума РФ приступила к рассмотрению проекта Федерального закона « о Коммерческой тайне» и спустя два года приняла его, но 25 Февраля 1999 года его отклонил Президент России: «Отсутствует достаточно продуманная концепция правого регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, а так же имеются противоречия отдельных положений Федерального закона Гражданскому кодексу РФ и иным законодательным актам РФ. Вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами.

Таким образом, охрана конфиденциальной информации в дореволюционной России, обеспечивалась, в основном, с помощью норм уголовного права. С установлением советской власти институт охраны коммерческой тайны по вполне понятным причинам исчез из отечественного законодательства. Окончательное закрепление в законодательстве институт коммерческой тайны получил с принятием и вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ.


  1. 2. Обзор современного института и законодательства РФ о коммерческой тайне.

Прежде чем перейти к рассмотрению современной ситуации, сложившей вокруг института коммерческой тайны, необходимо понять его место в системе информационного обмена (Приложение 1).

На безграничном информационном пространстве постоянно присутствует огромное множество субъектов информационного обмена, которых можно разделить на четыре неравные группы:

● государство как аппарат управления, обеспечивающий суверенитет и национальную безопасность;

● хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, вида деятельности и уровня капитализации, стремящиеся к получению прибыли для выполнения уставных задач;

● частные лица;

● общество, генерирующее собственные потребности в получении информации.

Все эти субъекты информационного обмена, добиваясь собственных целей, делят информацию на три группы: общедоступную информацию, ограниченную в обороте информацию и информацию