Файл: Реферат по дисциплине Правовое обеспечение информационной безопасности магистрант.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, изъятую из гражданского оборота. Определить в количественном выражении объемы этой информации невозможно, так что все рассуждения на эту тему условны.
Каждый из этих трех блоков имеет собственные независимые механизмы обеспечения, которые обеспечиваются правовыми институтами тайны прямого действия. Их всего три: государственная тайна, которая охраняет закрытый специальный оборот информации, изъятой из гражданского оборота; коммерческая тайна и право неприкосновенности частной жизни обеспечивают конфиденциальность информации, оборот которой ограничен ее правообладателями.
Для обслуживания правовых институтов тайны прямого действия создано звено правовых институтов непрямого действия. Их задача обеспечить в узкоспециальных отраслях правовое регулирование и охрану вверенной информации. Ни одна из этих тайн не участвует непосредственно в информационном обмене, а лишь призвана обеспечивать действие правовых институтов тайны прямого действия – обслуживать правообладателей.
В системе информационного обмена коммерческая тайна занимает одно из центральных мест и требует особого внимания. Недаром ссылки на коммерческую тайну имеются более чем в сорока законах и подзаконных актах. Но при все этом она остается одним из самых таинственных институтов права в России. вроде бы она существует, а вроде бы и нет.
Теперь можно перейти к рассмотрению законодательства РФ о коммерческой тайне.
Вторую попытку принятия Федерального закона «О коммерческой тайне» Государственная Дума РФ предприняла в 2003 году. 23 мая закон был принят в первом чтении, а 19 ноября во втором и третьем.
Вторая версия законопроекта предложила новое определение коммерческой тайны:
1) коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
2) информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Среди несомненных достоинств следует отметить лаконичность документа, его гибкость по отношению к «ноу-хау», благодаря чему законопроект избегает коллизий с патентным законодательством. Он так же регулирует права и обязанности работодателя и наемного работника по сохранению информации, отнесенной к коммерческой тайне.
Несмотря на явные достоинства и глубокую проработанность основных положений законопроекта, версия, принятая в третьем чтении, как и большинство отечественных законов, оказалась не лишена отдельных, но существенных недостатков.
Так, исходя из положений пункта 2 статьи 6 законопроекта, «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну», вправе отказаться «предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления», который в таком случае «вправе затребовать эту информацию в судебном порядке».
Впрочем, законопроект и на этот раз был отклонен Советом Федерации со всеми своими несомненными достоинствами и недостатками. По мнению Совета Федерации, закон должен защищать интеллектуальную собственность государства и органов власти, полученную в результат выполнения государственного контракта, а так же защищать права наемного работника. 7
Таким образом, можно сказать, что законодательство о коммерческой тайне не имеет глубокого теоретического обоснования, носит противоречивый, незавершенный характер и нуждается в совершенствовании. Подметим, что в отечественной правоприменительной практике нет ни одного прецедента возмещения ущерба от утечки конфиденциальной информации и привлечения к уголовной ответственности. Все это говорит о том, что законодательство о коммерческой тайне нуждается в доработке по всем пунктам.
Глава ΙΙ. Законодательное регулирование вопросов, связанных с коммерческой тайной.
2.1 Меры по защите конфиденциальности информации.
Данный параграф, хотелось бы начать с высказывания В. Розенберга (российский юрист), который еще в 1910 году писал: "То, что могло бы быть по своим объективным признакам тайною, не есть таковая, если тот, ради интересов которого охраняется тайна, не пожелал сделать из этого тайны". 8 Наличие мер по охране представляет собой, пожалуй, самый важный критерий охраноспособности. Если информация не содержится в секрете, то она, в принципе, доступна, по крайней мере, доступ к ней существенно облегчён. Таким образом, перестаёт выполняться условие о том, что «к информации нет свободного доступа на законном основании». А если информация становится доступной, то она теряет и качество коммерческой ценности в силу её неизвестности третьим лицам. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 24 ноября 1998 г. N 3900/98 указал, что важным критерием отнесения информации к коммерческой тайне является ее неизвестность третьим лицам.
9
Закон «О коммерческой тайне» также базируется на том, что охрана конфиденциальности осуществляется обладателем информации самостоятельно. При этом закон предусматривает, что меры по охране конфиденциальности в обязательном порядке должны включать в себя: 1) определение и утверждение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну; 2) разработку и доведение до лиц, допущенных к сведениям, составляющим коммерческую тайну, инструкций по соблюдению режима конфиденциальности; 3) ограничение доступа к носителям информации, содержащим коммерческую тайну; 4) осуществление контроля над режимом конфиденциальности и многое другое. 10
Все меры по поддержанию секретности информации можно условно разделить на три большие группы: технические, организационные и юридические меры. Мы остановимся подробнее на юридических мерах. К юридическим мерам относятся такие способы охраны конфиденциальности информации, которые предполагают использование различных правовых возможностей, имеющихся у обладателя информации. К ним можно отнести, в первую очередь, разработку и принятие локальных нормативных актов: Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, Положения о коммерческой тайне и т.п. В литературе отмечается, что принятие подобного рода нормативных актов имеет важнейшее значение для обеспечения секретности информации. 11 Другим юридическим средством охраны коммерческой тайны является заключение с наёмными работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны, ставшей известной им при выполнении своих должностных обязанностей.
Наряду с названными мерами обладатель коммерческой тайны вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, а также другие, не противоречащие законодательству РФ меры.
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Для охраны конфиденциальности информации организации необходимо:
1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничить доступ к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанести на документы, содержащие коммерческую тайну, гриф "коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место его жительства);
6) назначить ответственных за сохранность коммерческих сведений и за соблюдение "тайного" режима.
Подводя итог, можно сказать, защита коммерческой тайны - комплекс организационных, правовых, технических и иных мер, направленных на снижение угрозы разглашение информации, обладание которой предоставляет ряд преимуществ ее владельцу. И что вышеприведенный перечень правомочий имеет одно базовое основание - необходимость защиты сведений, имеющих коммерческую ценность от несанкционированного доступа к ним третьих лиц.
2.2 Обязательные меры по защите коммерческой тайны.
Все меры, подпадающие под понятие режима коммерческой тайны, можно условно разделить на обязательные, которые обладатель информации должен предпринимать для охраны ее конфиденциальности в силу требования законодательных актов, и произвольные – они осуществляются по собственной инициативе обладателя. Единственное условие, накладываемое на них, - они не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Остановимся сначала на том минимальном наборе требований, который установлен в Законе «О коммерческой тайне». Некоторую неясность по данному вопросу вносит структура данного закона: в статье 10 «Охрана конфиденциальности информации» устанавливается перечень мер, которые должен принять в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладатель.
Из-за несовершенной юридической техники трудно четко ответить на вопрос о том, являются ли обязательные меры, установленные статьей 10 Закона «О коммерческой тайне» обязательными для отдельных категорий обладателей. Ясно, что органы государственной власти, которым информация, составляющая коммерческую тайну, была предоставлена ее обладателем в целях выполнения их функций, не должны сами определять, является ли поступившая информация конфиденциальной, как того требует пункт 1 части 1 статьи 10 Закона.
Итак, часть 1 статьи 10 содержит следующие пять обязательных мероприятий:
● определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
● ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
● учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
● регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работникам на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
● нанесение на материальные носители (документы), содержащие коммерческую тайну, грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.
В случае разглашения информации, составляющую коммерческую тайну, может ли ее обладатель рассчитывать на гражданско-правовые способы защиты своего нарушенного права, если им были приняты не все установленные Законом «О коммерческой тайне» обязательные меры по защите конфиденциальности информации? Для того что бы уяснить суть проблемы, нужно обратиться к части 5 статьи 10 Закона, которая гласит, что меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными если:
● исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
● обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передача ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.12
Таким образом, трудно ответить на поставленный вопрос. Думаю, что даже если судом будет признано, что принятые меры не удовлетворяют принципу «разумной достаточности», он все же может рассчитывать на защиту своего права.
Теперь рассмотрим более подробно те меры по защите коммерческой тайны, которые законодатель отнес к обязательным для всех ее обладателей.
Первое что должен сделать обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - это определить перечень данной информации. Зачастую руководители частных компаний не вполне четко представляю себе, какие объективные данные об их бизнесе должны входить в такой перечень. Отнесение информации к категории коммерческой тайны компании основывается на принципе экономической обоснованности и своевременности.
Каждый из этих трех блоков имеет собственные независимые механизмы обеспечения, которые обеспечиваются правовыми институтами тайны прямого действия. Их всего три: государственная тайна, которая охраняет закрытый специальный оборот информации, изъятой из гражданского оборота; коммерческая тайна и право неприкосновенности частной жизни обеспечивают конфиденциальность информации, оборот которой ограничен ее правообладателями.
Для обслуживания правовых институтов тайны прямого действия создано звено правовых институтов непрямого действия. Их задача обеспечить в узкоспециальных отраслях правовое регулирование и охрану вверенной информации. Ни одна из этих тайн не участвует непосредственно в информационном обмене, а лишь призвана обеспечивать действие правовых институтов тайны прямого действия – обслуживать правообладателей.
В системе информационного обмена коммерческая тайна занимает одно из центральных мест и требует особого внимания. Недаром ссылки на коммерческую тайну имеются более чем в сорока законах и подзаконных актах. Но при все этом она остается одним из самых таинственных институтов права в России. вроде бы она существует, а вроде бы и нет.
Теперь можно перейти к рассмотрению законодательства РФ о коммерческой тайне.
Вторую попытку принятия Федерального закона «О коммерческой тайне» Государственная Дума РФ предприняла в 2003 году. 23 мая закон был принят в первом чтении, а 19 ноября во втором и третьем.
Вторая версия законопроекта предложила новое определение коммерческой тайны:
1) коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
2) информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Среди несомненных достоинств следует отметить лаконичность документа, его гибкость по отношению к «ноу-хау», благодаря чему законопроект избегает коллизий с патентным законодательством. Он так же регулирует права и обязанности работодателя и наемного работника по сохранению информации, отнесенной к коммерческой тайне.
Несмотря на явные достоинства и глубокую проработанность основных положений законопроекта, версия, принятая в третьем чтении, как и большинство отечественных законов, оказалась не лишена отдельных, но существенных недостатков.
Так, исходя из положений пункта 2 статьи 6 законопроекта, «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну», вправе отказаться «предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления», который в таком случае «вправе затребовать эту информацию в судебном порядке».
Впрочем, законопроект и на этот раз был отклонен Советом Федерации со всеми своими несомненными достоинствами и недостатками. По мнению Совета Федерации, закон должен защищать интеллектуальную собственность государства и органов власти, полученную в результат выполнения государственного контракта, а так же защищать права наемного работника. 7
Таким образом, можно сказать, что законодательство о коммерческой тайне не имеет глубокого теоретического обоснования, носит противоречивый, незавершенный характер и нуждается в совершенствовании. Подметим, что в отечественной правоприменительной практике нет ни одного прецедента возмещения ущерба от утечки конфиденциальной информации и привлечения к уголовной ответственности. Все это говорит о том, что законодательство о коммерческой тайне нуждается в доработке по всем пунктам.
Глава ΙΙ. Законодательное регулирование вопросов, связанных с коммерческой тайной.
2.1 Меры по защите конфиденциальности информации.
Данный параграф, хотелось бы начать с высказывания В. Розенберга (российский юрист), который еще в 1910 году писал: "То, что могло бы быть по своим объективным признакам тайною, не есть таковая, если тот, ради интересов которого охраняется тайна, не пожелал сделать из этого тайны". 8 Наличие мер по охране представляет собой, пожалуй, самый важный критерий охраноспособности. Если информация не содержится в секрете, то она, в принципе, доступна, по крайней мере, доступ к ней существенно облегчён. Таким образом, перестаёт выполняться условие о том, что «к информации нет свободного доступа на законном основании». А если информация становится доступной, то она теряет и качество коммерческой ценности в силу её неизвестности третьим лицам. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 24 ноября 1998 г. N 3900/98 указал, что важным критерием отнесения информации к коммерческой тайне является ее неизвестность третьим лицам.
9
Закон «О коммерческой тайне» также базируется на том, что охрана конфиденциальности осуществляется обладателем информации самостоятельно. При этом закон предусматривает, что меры по охране конфиденциальности в обязательном порядке должны включать в себя: 1) определение и утверждение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну; 2) разработку и доведение до лиц, допущенных к сведениям, составляющим коммерческую тайну, инструкций по соблюдению режима конфиденциальности; 3) ограничение доступа к носителям информации, содержащим коммерческую тайну; 4) осуществление контроля над режимом конфиденциальности и многое другое. 10
Все меры по поддержанию секретности информации можно условно разделить на три большие группы: технические, организационные и юридические меры. Мы остановимся подробнее на юридических мерах. К юридическим мерам относятся такие способы охраны конфиденциальности информации, которые предполагают использование различных правовых возможностей, имеющихся у обладателя информации. К ним можно отнести, в первую очередь, разработку и принятие локальных нормативных актов: Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, Положения о коммерческой тайне и т.п. В литературе отмечается, что принятие подобного рода нормативных актов имеет важнейшее значение для обеспечения секретности информации. 11 Другим юридическим средством охраны коммерческой тайны является заключение с наёмными работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны, ставшей известной им при выполнении своих должностных обязанностей.
Наряду с названными мерами обладатель коммерческой тайны вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, а также другие, не противоречащие законодательству РФ меры.
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Для охраны конфиденциальности информации организации необходимо:
1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничить доступ к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанести на документы, содержащие коммерческую тайну, гриф "коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место его жительства);
6) назначить ответственных за сохранность коммерческих сведений и за соблюдение "тайного" режима.
Подводя итог, можно сказать, защита коммерческой тайны - комплекс организационных, правовых, технических и иных мер, направленных на снижение угрозы разглашение информации, обладание которой предоставляет ряд преимуществ ее владельцу. И что вышеприведенный перечень правомочий имеет одно базовое основание - необходимость защиты сведений, имеющих коммерческую ценность от несанкционированного доступа к ним третьих лиц.
2.2 Обязательные меры по защите коммерческой тайны.
Все меры, подпадающие под понятие режима коммерческой тайны, можно условно разделить на обязательные, которые обладатель информации должен предпринимать для охраны ее конфиденциальности в силу требования законодательных актов, и произвольные – они осуществляются по собственной инициативе обладателя. Единственное условие, накладываемое на них, - они не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Остановимся сначала на том минимальном наборе требований, который установлен в Законе «О коммерческой тайне». Некоторую неясность по данному вопросу вносит структура данного закона: в статье 10 «Охрана конфиденциальности информации» устанавливается перечень мер, которые должен принять в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладатель.
Из-за несовершенной юридической техники трудно четко ответить на вопрос о том, являются ли обязательные меры, установленные статьей 10 Закона «О коммерческой тайне» обязательными для отдельных категорий обладателей. Ясно, что органы государственной власти, которым информация, составляющая коммерческую тайну, была предоставлена ее обладателем в целях выполнения их функций, не должны сами определять, является ли поступившая информация конфиденциальной, как того требует пункт 1 части 1 статьи 10 Закона.
Итак, часть 1 статьи 10 содержит следующие пять обязательных мероприятий:
● определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
● ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
● учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
● регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работникам на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
● нанесение на материальные носители (документы), содержащие коммерческую тайну, грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.
В случае разглашения информации, составляющую коммерческую тайну, может ли ее обладатель рассчитывать на гражданско-правовые способы защиты своего нарушенного права, если им были приняты не все установленные Законом «О коммерческой тайне» обязательные меры по защите конфиденциальности информации? Для того что бы уяснить суть проблемы, нужно обратиться к части 5 статьи 10 Закона, которая гласит, что меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными если:
● исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
● обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передача ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.12
Таким образом, трудно ответить на поставленный вопрос. Думаю, что даже если судом будет признано, что принятые меры не удовлетворяют принципу «разумной достаточности», он все же может рассчитывать на защиту своего права.
Теперь рассмотрим более подробно те меры по защите коммерческой тайны, которые законодатель отнес к обязательным для всех ее обладателей.
Первое что должен сделать обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - это определить перечень данной информации. Зачастую руководители частных компаний не вполне четко представляю себе, какие объективные данные об их бизнесе должны входить в такой перечень. Отнесение информации к категории коммерческой тайны компании основывается на принципе экономической обоснованности и своевременности.