Файл: Удк 342. 71(075. 8) Ббк 67. 400. 3 С рецензенты В. В. Мамонов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» МС. Савченко, В. Н. Опарин, Е. Г. Петренко ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебное пособие Краснодар
КубГАУ
2018

УДК 342.71(075.8)
ББК 67.400.3 С Рецензенты В. В. Мамонов – завкафедрой государственного права Ленинградского государственного университета имени АС. Пушкина, др юрид. наук, профессор Л. П. Рассказов завкафедрой теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета, др юрид. наук, профессор
Савченко МС. С Гражданство Российской Федерации учеб. пособие / МС. Савченко, В. Н. Опарин, Е. Г. Петренко. – Краснодар :
КубГАУ, 2018. – 146 с.
ISBN На основе достижений современной юридической науки, новейшего законодательства о гражданстве и правоприменительной практики рассмотрены теоретические и практические подходы к институту гражданства и актуальные проблемы, связанные с процессом приобретения, прекращения, разрешения споров по вопросам гражданства. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция, направленность Конституционное право, муниципальное право, а также для преподавателей, и всех, кто интересуется вопросами гражданства.
УДК 342.71(075.8)
ББК 67.400.3
© МС. Савченко, В. Н. Опарин, Е. Г. Петренко, 2018
© ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет имени
ISBN И. Т. Трубилина», 2018

3 ВВЕДЕНИЕ Право на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав и занимает особое место среди основных прав человека. Это связано, прежде всего стем, что гражданство представляет собой системообразующий элемент правового статуса лица, определяющий принципиальные начала взаимоотношений государства и личности. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является. Нормы, регламентирующие гражданство, зависят от исторических, культурных и правовых традиций конкретного государства. Критерии, установленные для определения реальных или потенциальных граждан, показывают, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения ждут от иностранцев или лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. Государства, основываясь на общепризнанных нормах и принципах международного права, самостоятельно регулируют вопросы, возникающие по поводу гражданства. Гражданство представляет собой самостоятельный комплексный межотраслевой институт права, субъективное право по поводу гражданства, особого рода длящееся правоотношение, существующее как в общей, таки в конкретной форме, правовое состояние, а также часть правового положения (правового статуса) личности. Как институт внутреннего права государства гражданство – это совокупность правовых норм, регламентирующих критерии, которые определяют принадлежность лица к данному государству способы и процедуры приобретения и утраты гражданства особенности правового положения личности, обусловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного (множественного) гражданства. Право на гражданство занимает особое место в системе основных прав человека. Право на гражданство – важнейшая предпосылка для обладания лицом всей совокупностью конституционных и иных прав и свобод, возложения на него соответствующих обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других существующих в межгосударственном общении формах. Гражданство – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, возникающих в связи с приобретением, изменением и выходом из гражданства. Право на гражданство, что в полной мере соответствует международно-правовым стандартами занимает особое место среди основных прав человека в России, а его реализация гарантируется Конституцией Российской Федерации. На современном этапе развития Российской Федерации институт гражданства призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую государственность, сбалансировать интересы личности, общества и государства. Однако практика реализации законодательства, регламентирующего вопросы гражданства, свидетельствует, что процесс формирования института гражданства в Российской Федерации нельзя признать сложившимся и завершенным. Все большую актуальность вопросы гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Границы государств становятся все менее непреодолимыми, государства вступают в союзы, заключают международные договоры, предусматривающие создание единого экономического пространства. Миграция рабочей силы между государствами, ведущая к значительному увеличению численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими разное гражданство, свобода передвижения между государствами – подобные проблемы являются общими для многих государств, в связи с чем, в международном праве ив конституционном праве постоянно проводится работа по регламентации вопросов гражданства. В проблематике совершенствования законодательства о гражданстве фокусируются как фундаментальные общетеоретические вопросы (понятие, основополагающие принципы, таки более конкретные, непосредственно связанные с возникновением и прекращением отношений гражданства основания его приобретения и прекращения, компетенция органов государственной власти, рассматривающих вопросы гражданства, правовой статус лиц, не обладающих российским гражданством.


5 ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ
1.1 Понятие, признаки и сущность российского гражданства Понятие гражданства известно со времен античности. Под термином римский гражданин понимался высший социальный статус, означающий возможность пользоваться всеми юридическими правами, предоставляемыми римским законодательством. Активное развитие институт гражданства получил после буржуазных революций XVI–XVII вв. в государствах с республиканской формой правления, когда он был противопоставлен монархическому институту подданства. В современных конституционных монархиях статус подданных не имеет принципиальных отличий от статуса граждан. Так, например, в Конституции Японии (ст. 10), которая является конституционной монархией, установлен институт гражданства как следствие суверенной власти народа. Взаимоотношения российского государства и территориально привязанного к нему населения до формирования России как централизованного государства и установления абсолютной монархии середина XVII вне определялись ни через институт подданства, ни через институт гражданства. Появление института подданства в России связывают с принятием Соборного уложения 1649 г. Термин подданство (принадлежность государю) просуществовал вплоть до принятия Декрета ВЦИК от 23 ноября 1917 г. Об уничтожении гражданских сословий и чинов, установившего для всего населения России наименование гражданин Российской Республики. Гражданство является важным элементом правового статуса личности, поскольку с ним связан объем прав, свобод и обязанностей и их гарантированная государственная защита. Более того, гражданство является непросто предпосылкой большого объема прав, свобод и обязанностей, но и устанавливает политические, со- циально-экономические связи человека с государством. Вполне очевидно, что, учитывая важность отношений гражданства в первую очередь для человека, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 15 закреплено право каждого человека на гражданство. В качестве нормы-принципа право на гражданство закреплено в пункте «a» ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве. Право каждого индивида на гражданство также гарантируется пунктом «c» ст. 5 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. Данное право гарантирует человеку возможность на основе личного волеизъявления приобретать и прекращать гражданство, осуществлять выбор гражданства. В свою очередь, провозглашенное право требует от государства определить условия и порядок приобретения или прекращения человеком гражданства. Эта базовая норма регулирования права человека на гражданство нашла свое отражение в законодательстве многих стран. В современной юридической науке и практике термин гражданство употребляется в трех значениях как правовое состояние личности, как конституционно-правовой институт и как суверенное право государства. Как правовое состояние личности понятие гражданства сформулировано в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации (далее – Закон о гражданстве гражданство – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Исходя из определения, к числу важных признаков (характеристик) российского гражданства, отражающих его внутреннее содержание, следует отнести а) устойчивость связи б) наличие правовой связи между гражданином и государством в) выражение связи в совокупности взаимных прав и обязанностей гражданина и государства. Устойчивость гражданства означает, что гражданство существует постоянно, независимо от нахождения лица на территории государства гражданства или за его пределами. Так, согласно положениям п. 3 ст. 4 закона о гражданстве, проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его российского гражданства. Гражданство возникает и сохраняется с момента его приобретения в течение жизни или до его прекращения. Гражданам, находящимся за пределами страны, должны предоставляться защита и покро-
1
О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ; ред. от 29.07.2017 // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4792.


7 вительство государства. Фактическое проживание гражданина на территории Российской Федерации или за ее пределами не влияет на гражданство. Так, Конституционный Суд РФ водном из своих решений признал неконституционным п. г ст. 18 Закона РФ О гражданстве Российской Федерации в той части, в какой неопределенность его положений позволяет применять процедуру регистрации, те. приобретения российского гражданства, в отношении лиц, которые имеют на него право порождению. Суд исходил из того, что признание их гражданства не требует от них ка- ких-либо действий или вынесения о том какого-либо решения. Иначе говоря, такое признание не было обусловлено какими-либо определенно предписанными актами гражданина и государства – сторон устойчивой политико-правовой связи, образующей гражданство. Поскольку продолжение этой связи не поставлено в зависимость от процедур признания гражданства, лицо нельзя считать не состоявшим в российском гражданстве или отказавшимся от него, даже если оно по ошибке либо вынужденно прошло процедуру регистрации, которая представляла собой способ приобретения, а непризнания гражданства и которая не могла прервать российское гражданство, если, конечно, лицо само не исключило возможность его продолжения (возобновления) при обстоятельствах, предусмотренных законом
1
Правовую связь между гражданином и государством можно определить как длящееся отношение, основанное на праве, равноправными субъектами которого являются гражданин и государство в лице его органов. Это означает, что вопросы состояния в гражданстве, его приобретения, прекращения регулируются законодательством. Все отношения, возникающие в связи с гражданством, являются правовыми отношениями, они должны иметь в основе те или иные нормы законов и подзаконных актов. По этим же причинам отношения гражданства требуют юридического оформления, что выражается в документальном удостоверении гражданства
1
Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. № О По жалобе Кухарева Олега Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 12 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации, статей 13 и 18 Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. № 2.

8 каждого человека. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Следующей важной характеристикой гражданства является наличие совокупности взаимных прав и обязанностей гражданина и государства. Содержание отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными и равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью. При этом лицо наделяется комплексом прав и обязанностей, а государство принимает на себя обязательство оказывать правовую защиту. Таким образом, государство в лице своих органов и должностных лиц ответственно перед гражданами, а граждане, в свою очередь, ответственны перед государством. В научной литературе высказывается точка зрения, согласно которой законодательное определение гражданства следует дополнить указанием на наличие, помимо прав и обязанностей, еще и взаимной ответственности государства и гражданина, поскольку совокупность взаимных прав и обязанностей всегда порождает взаимную ответственность»
1
Важной особенностью гражданства является его политический характер, который означает связь гражданства с политическими правами, возможностью участия гражданина в управлении государством. Этот признак не отражен в законодательном определении гражданства, но это не должно умалять значение политической составляющей гражданства. Именно наличие политических прав отличает граждан от иных категорий лиц. О политической сущности гражданства свидетельствует тот факт, что все государства, в том числе и Российская Федерация, закрепляют в своих конституциях политические права, свободы и обязанности как принадлежащие исключительно их гражданам. Так, Конституция РФ 1993 г.
1
Хомина И. С. Институт гражданства Российской Федерации теоретические и практические вопросы : дис. ... канд. юрид. наук. МС в ч. 2 ст. 32 только за гражданами Российской Федерации признает право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах в ст. 31 – право собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования в ст. 33 – право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Особенно убедительно политическая сущность российского гражданства находит свое отражение в принципах приобретения гражданства Российской Федерации, которые представляют собой нечто иное, как идеи, отражающие политическую основу взаимоотношений между государством и человеком и содержание внутренней и внешней политики государства. Ярким примером здесь может служить выбор государством принципа крови или принципа почвы в качестве основания приобретения гражданства. Государство, демографическая политика которого направлена на увеличение численности своего населения, отдает предпочтение принципу почвы, а государство, демографическая политика которого направлена лишь на сохранение уже имеющейся численности населения, предпочитает принцип крови. Действующее законодательство России, хотя и отдает предпочтение принципу крови, вместе стем в разумных пределах, и особенно когда речь идет о защите прав и интересов детей, включает в содержание норм о признании и приобретении гражданства также и принцип почвы. В целом гражданство как политическая идея конституционно- правового равенства всех лиц, признаваемых гражданами данного государства как форма включения человека в политические процессы общественной жизни, и прежде всего в механизм осуществления государственной власти как принцип, определяющий сущность всех правовых институтов, регулирующих отношения между государством и человеком, и даже сам факт наличия этого института в государстве есть показатель уровня развития политической системы и демократии. Гражданство как конституционно-правовой институт кон-
ституционно-правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения гражданства и тесно связанные сними вопросы правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вопросы выдачи экстрадиции) человека другому государству, а также предоставление политического убежища. Содержание института гражданства можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по поводу связи индивида с государством, служащих основой правового состояния большей части населения страны. Институт гражданства составляют нормы Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие отношения гражданства, действующие федеральные законы по вопросам российского гражданства, иностранного гражданства и без гражданства, Гражданский и Семейный кодексы РФ, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, постановления Конституционного Суда РФ и ведомственные правовые акты. Сложный по своему составу институт гражданства в Российской Федерации имеет отчетливо сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов 1) субъекты отношений гражданства, в качестве которых выступают государство в целом в лице своих органов, с одной стороны, и физические лица – с другой 2) объекты отношений гражданства, те. общественные отношения, составляющие фактическое содержание таких правовых состояний, как отечественное гражданство (гражданство страны происхождения, иностранное гражданство, безгражданство, двойное гражданство и другие общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи государства с человеком
3) основания, те. законоустановленные условия признания, приобретения, сохранения и прекращения гражданства 4) порядок решения вопросов гражданства, те. система юридических процедур, с помощью и посредством которых юридически оформляются принимаемые по вопросам гражданства решения. В соответствии с действующим законодательством установлены два порядка решения вопросов о гражданстве – административный, когда субъектами решений являются исполнительные органы государства, и судебный (только через суд 5) обжалование решений по вопросам о гражданстве.


11 Гражданство как суверенное право государства предполагает реальную возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства 1) признать и законодательно закрепить право человека на гражданство 2) своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц 3) установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов 4) защищать своих граждан и покровительствовать им 5) право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей. Гражданство в этом понимании прямо обусловлено наличием государственного суверенитета, что влечет невозможность существования собственного гражданства в несуверенных образованиях. В этом отношении проблема гражданства в федеративных государствах напрямую связана с дискуссией о наличии у субъектов федерации собственного суверенитета. С учетом практики Конституционного Суда РФ, субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, соответственно, в Российской Федерации действует принцип единого федерального гражданства. Закрепление отдельными республиками в составе России так называемого гражданства субъекта фактически означает всего лишь регистрацию по месту жительства в соответствующей республике. В законодательстве многих государств, в частности, США и Великобритании, не закреплено определение гражданства (подданства. Американские юристы определяют гражданство как юридическое признание факта политической вовлеченности вдела государства, влекущее наличие законодательно установленных специфических прав, гарантий и обязанностей. В Великобритании используется два термина для описания политической принадлежности человека гражданство и подданство. Подданство – более общий термин, означающий политическую принадлежность лица к государству. Гражданство – один из шести вариантов подданства, установленных Актом о Британском подданстве 1981 г. Британскими гражданами считаются лица, получившие соответствующий статус в силу связи с Соединенным Королевством, островами канала и островом Мэн, либо бывшие граждане Великобритании и

12 колоний, прошедшие процедуру иммиграции в соответствии с Актом об иммиграции 1971 г. Данный статус является самой распространенной разновидностью подданства и автоматически предоставляет право проживания на территории Великобритании. Остальные права граждан зависят от способа приобретения гражданства. Например, имеются ограничения в возможности приобретения гражданства детьми натурализованных граждан, если первые рождены вне территории Великобритании. Для детей урожденных граждан Великобритании таких ограничений нет. В юридической науке, несмотря на легальное закрепление в действующем законодательстве о гражданстве концепции правовой связи государства и лица, толкование термина гражданство является дискуссионным. Выделяют три основных подхода копре- делению правовой природы института гражданства. Первый подход рассматривает гражданство как правовое состояние личности, что обусловлено длящимся характером правоотношения, возникающим с момента его приобретения. Данная точка зрения нашла множество последователей в юридическом научном сообществе. Так, например, М. Б. Смоленский, АН Кокотов
2
под гражданством понимают юридическое и политическое состояние. Второй подход рассматривает гражданство как одно из субъективных прав человека. В данном случае содержанием гражданства будут выступают непосредственно связанные с гражданством группа прав, обязанностей и свобод. И. Е. Фарбер, определяя гражданство как особое субъективное право, считал, что оно состоит по меньшей мере из четырех правомочий: 1) каждый имеет право на гражданство 2) гражданство есть право индивида на защиту его прав со стороны государства 3) гражданство есть право пребывать на территории своего государства) гражданство означает право на равенство перед законом Исходя изданного подхода, право Смоленский М. Б. Конституционное право России : учебник для бакалавров. Ростов н/Д : 2013. С. 265.
2
Кокотов АН. Конституционное право России : курс лекций. МС.
3
Решетников ОМ. Гражданство Российской Федерации благо или крепостничество Современные гуманитарные исследования. 2016. № 1 (68). С. 55.
4
Фарбер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов : Изд-во Саратовского унта, 1974. С. 54–55.


13 мочия будут являться самостоятельными субъективными правами, а это будет демонстрировать своеобразное право на права и являться за рамками природы субъективного права. Прав и Н. В. Витрук, отметивший, что перечисленные правомочия по существу представляют собой юридические последствия, которые наступают для лица при обладании им гражданством определенного государства, за исключением, может быть, первого правомочия. Приведенная выше формула означает подмену понятий гражданство как право есть право на гражданство»
1
Недостатком данной концепции является не разграничение права на гражданство и самого гражданство. Так, например, С. А. Авакьян указывает на то, что каждый имеет право на гражданство возможность обладать гражданством, приобретать его или реализовать право на выход из гражданства. В данном случае гражданство выступает как следствие реализации человеком своих прав на гражданство. Право на гражданство представляет собой неотъемлемое право любого человека. Реализация данного права осуществляется лишь в определенных правовых отношениях, связанных с приобретением, состоянием в гражданстве и прекращением гражданства. Гражданство как субъективное право принадлежит конкретному лицу. Его реализация осуществляется только в состоянии гражданства. Право человека, те. юридическое содержание гражданства в субъективном смысле, когда субъектом отношений гражданства выступает человек, находит свое выражение в таких внутренних полномочиях, как 1) право человека иметь гражданство причем по законодательству ряда государств, в том числе в России, разрешается иметь гражданство нескольких государств. В международ- но-правовых документах, в частности в ст. 15 (ч. 1) Всеобщей декларации прав человека ООН от 10 декабря 1948 г, каждому государству рекомендуется признавать право на гражданство за каждым человеком 2) право человека изменить гражданство, включая право на выход из гражданства это право в Конституции РФ закреплено в ч. 3 ст. 6; 3) право человека в статусе гражданина в
1
Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М. : Норма, 2008. С. 111.

14 полном объеме реализовать конституционные права и свободы
4) право человека в статусе гражданина на защиту со стороны своего государства 5) право человека в статусе гражданина на по- кровительствование со стороны материнского государства, когда он находится за пределами своей страны 6) право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства в Российской Федерации это право зафиксировано в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ 7) обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является. Третий подход рассматривает гражданство как складывающееся между государством и личностью правовое отношение. Гражданство не следует объединять только с правоотношением между государством и лицом, так как данные субъекты итак находятся в определенной правовой связи, являющейся основанием для распространения юрисдикции государства наличность. Таким образом, гражданство представляет собой урегулированное нормами конституционного права конституционные правовые отношения. Данные отношения представляют собой правовое состояние гражданства. В рамках данного состояния могут возникать правовые отношения касательно гражданства между конкретным лицом и государством. В Российской Федерации допускается двойное (множественное) гражданство (ст. 62 Конституции РФ. Двойное (множественное) гражданство – это особое правовое состояние человека, при котором он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. Необходимо уточнить статус лиц, имеющих не одно гражданство. Так, в Европейской конвенции о гражданстве употребляется дефиниция множественное гражданство, означающая обладание одними тем же лицом одновременно гражданством двух или более государств. В Европе есть государства, разрешающие множественное гражданство (например, Испания, Франция, которые поддерживают связи с населением государств – бывших колоний, заключая при этом двусторонние договоры. Другие страны (например, Армения, Литва, Румыния, Венгрия, Финляндия, Швеция) разрешают множественное гражданство при определенных условиях этот статус большей частью получают лица этнического происхождения. В тоже время есть ряд государств (например, Австрия, Дания, Германия, Беларусь, Россия, в которых множественное гражданство не признается. В статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации законодатель дает следующее определение двойное гражданство – это наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
В соответствии с Конституцией РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. При этом согласно ст. 6 закона о гражданстве гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором либо федеральным законом. Указанное позволяет сделать вывод, что гражданин РФ признается имеющим двойное гражданство лишь при условии, что с государством его второго гражданства имеется международное соглашение. Если же гражданин РФ получил гражданство государства, с которым Российская Федерация не заключала международных договоров по вопросам двойного гражданства, то он будет считаться приобретшим второе гражданство иностранного государства и рассматриваться на территории РФ только как гражданин РФ. В настоящее время действует только один международный договор РФ по вопросам двойного гражданства – Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября
1995 г. (ратифицирован Федеральным законом от 15 декабря
1996 г. № 152-ФЗ)
1
. До 18 мая 2015 г. действовало Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россий-
1
Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495.