Файл: Удк 342. 71(075. 8) Ббк 67. 400. 3 С рецензенты В. В. Мамонов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 ской Федерацией и Туркменистаном. По условиям данного Соглашения срок его действия составлял пять лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. Однако по инициативе туркменской стороны его действие не было продлено. Теперь для получения гражданства Российской Федерации гражданам Туркменистана необходимо будет предъявить документ о выходе из гражданства своего государства, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством
2
Принимались меры по налаживанию политических связей и последующему заключению соглашений о двойном гражданстве с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, однако эти меры небыли реализованы на практике. Так, в Распоряжении Президента РФ от 15 сентября 2008 г. № 539-рп О подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия было закреплено, что в целях урегулирования вопросов двойного гражданства между сторонами будет заключено отдельное соглашение, регламентирующее данный вопрос (ст. 8). Аналогичное положение было предусмотрено Распоряжением Президента РФ от 15 сентября 2008 г.
№ 538-рп О подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, которое также не было реализовано. В соответствии сч ст. 62 Конституции РФ наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой автоматического прекращения гражданства Российской Федерации. Однако законодательство РФ устанавливает ряд ограничений для лиц, имеющих гражданство другого государства. В частности, согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от
1
Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г ратифицирован Российской Федерацией 25 ноября 1994 г) // Бюллетень международных договоров. 1996. № 6. Информационный бюллетень 13–15 мая 2015 г http://www.mid.ru.
17 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия гражданства другого государства (других государств. Закон РФ от 21 июля 1993 г.
№ 5485-1 О государственной тайне закрепляет специальный порядок допуска лиц с двойным гражданством к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 21). Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо видна жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства лишены пассивного избирательного права (не имеют права быть избранными. В исключительных случаях, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации, они могут избираться в органы местного самоуправления. Наличие данных норм обусловлено тем, что двойное гражданство создает ряд проблем, связанных собес- печением безопасности государства, выборами, независимостью СМИ и т. д. С 4 августа 2014 г. введена обязанность для граждан, имеющих двойное гражданство (либо видна жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, уведомлять об этом соответствующий территориальный орган МВД России. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как полити-
1
О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.
18 ко-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица – в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти – в процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству. Между тем формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации»
1
Действующий Федеральный закон о гражданстве 2002 г. отказался отряда положений, существовавших в ранее действовавшем Законе РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 О гражданстве Российской Федерации. В частности, прежний закон признавал возможность гражданства республики в составе Российской Федерации наряду с гражданством Российской Федерации. Положение о республиканском гражданстве было включено во многие конституции республик в составе России. Однако такой подход входил в противоречие с конституционным принципом государственной целостности и единства Российской Федерации. Данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № П По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 2008.
№ 2.
2
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243.
19 сийской Федерации была выражена следующая правовая позиция Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 67). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями ст. ст. 15 (ч. 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором. Разрешая указанным образом вопрос о суверенитете республик, Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение вопроса о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина. Конституция Российской Федерации нив ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, нив статьях о статусе субъектов Российской Федерации о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее ст. 71 (п. в) относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи сост (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому тот очевидный факт, на который ссылается заявитель что население (народ) Российской Федерации распределено по территориям ее субъектов, в том числе республик (в этом смысле, судя по терминологии запроса, можно говорить о населении или народе республики, – не дает оснований говорить о наличии конституционных оснований для установления республикой (государством) как субъектом Российской Федерации своего гражданства. Закон Российской Федерации 1991 г. О гражданстве Российской Федерации, принятый до вступления в силу Конституции Российской Федерации, устанавливал, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ч. 2 ст. 2). С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возник вопрос о том, подлежит ли названное законоположение, действовавшее до ее вступления в силу, применению, для ответа на который необходимо, прежде всего, уяснение закрепленного ст. 6 Конституции РФ принципа единого гражданства означает ли этот принцип, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно гражданами этой республики, и, следовательно, правомерно ли сохранение республиканского гражданства и правомочий республик по регулированию в данной сфере, или же данный принцип в контексте Конституции Российской Федерации означает иное, а именно что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными и равными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо оттого, на территории какого субъекта Российской Федерации они проживают, и независимо от оснований приобретения российского гражданства Разрешение этого вопроса, однако, означало бы, по существу, проверку конституционности указанного положения Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации. Между тем такая проверка не может быть осуществлена в процедуре толкования Конституции Российской Федерации 1
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г.
№ П По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона Об общих принципах организации законода-
21 В новой редакции Федерального закона О гражданстве Российской Федерации нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. Аналогичные нормы также были изъяты из большинства республиканских конституций. Исключение составляет Конституция Республики Татарстан, согласно ст. 21 которой Татарстан имеет свое гражданство, при этом гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Татарстана, и все граждане Татарстана одновременно являются гражданами Российской Федерации. Конституционный суд Республики Татарстан дал официальное толкование указанных положений в своем Постановлении от 30 мая 2003 г. № П По делу о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан», указав, что нормы о гражданстве Республики Татарстан представляют собой конституционное закрепление одного из существенных элементов правового статуса Республики Татарстан как республики (государства, объединенной с Российской Федерацией и являющейся ее субъектом. Конституция Чеченской Республики, принятая на референдуме
23 марта 2003 г, также содержала положения о гражданстве Чеченской Республики, но эти нормы были изменены Конституционным законом Чеченской Республики от 2 декабря 2007 г. № 2-РКЗ. Одной из форм существования политико-правовой связи человека с российским государством являетсяотсутствие гражданства
(безгражданство). Уже сам факт правового регулирования нормами российского законодательства положения лиц, не имеющих официально признаваемых документов об их принадлежности к како- му-либо государству, доказывает, что в России признается их легальное проживание и пользование значительным объемом конституционных и иных прав, свобод и обязанностей. Так, в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ ив ч. 2 ст. 2 Федерального закона О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации за- тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.
1
Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 30 мая 2003 г.
№ П По делу о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан» // Республика Татарстан. 2003. 7 июня
22 креплено, что лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с этой законодательной нормой апатриды в нашем государстве обладают таким объемом прав и свобод, который позволяет им вести полноценную жизнь в социальной, экономической иду- ховной сферах общественной жизни.
1.2 Принципы гражданства Принципы гражданства – это руководящие идеи, характеризующие содержание гражданства, его сущность и назначение. Их основная цель – формирование общих исходных начал правового регулирования всех отношений гражданства, а также создание основ взаимосвязей элементов его содержания. Соответственно, основополагающая роль принципов гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства РФ, и принимаемые решения должны соответствовать им. Основные принципы и правила гражданства закреплены в ст.
6, 19, 61, 62, 71 Конституции РФ ист закона о гражданстве Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. Анализ законодательства о гражданстве позволяет выделить следующие принципы и правила гражданства РФ
– единое гражданство
– равное гражданство
– сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами
– невозможность лишения гражданства РФ или права изменить его
– недопустимость высылки за пределы РФ и выдачи российского гражданина иностранному государству
– принцип защиты и покровительства граждан, находящихся за пределами Российской Федерации
– поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ
– запрет обратной силы закона.
23 На первое место законодатель ставит принцип единого гражданства независимо от оснований его приобретения. В соответствии сч ст. 6 Конституции РФ и ч. 2 ст. 4 закона о гражданстве гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является едиными равным независимо от оснований приобретения. Принцип единства гражданства РФ означает, что в Российской Федерации установлено единое гражданство для лиц, получивших его в порядке, установленном законом. Провозглашение единого гражданства связано с федеративным устройством Российской Федерации и, как следствие, наличием в его составе государственно- подобных образований – субъектов, что придает настоящему принципу особую важность в теоретическом и практическом значении. Важность принципа усиливается тем обстоятельством, что с принятием Конституции РФ республиканское гражданство было исключено и отнесено п. "в" ч. 1 ст. 71 к исключительному ведению федерального уровня. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 в ч. 2 ст. 2 к этому времени сохранил двухуровневую систему гражданства, которая, начиная с Договора об образовании СССР от
30 декабря 1922 г, была традиционным атрибутом союзных госу- дарственно-территориальных отношений. Несогласованность Закона РФ от 28 ноября 1991 гс Конституцией РФ способствовала республикам Российской Федерации в их стремлении к суверенизации свободно интерпретировать положения настоящих актов и расширить относительно Конституции РФ свои полномочия в сфере гражданства. Гражданство республик Российской Федерации большинством из них стало трактоваться как двойное гражданство и закреплялось по принципу обратного порядка действия нормы. К примеру, в ст. 11 Конституции Дагестана было установлено Каждый гражданин Республики Дагестан одновременно является и гражданином Российской Федерации. В свою очередь, это вызвало противоречие положению ч. 1 ст. 5 Конституции РФ о равноправии субъектов РФ, что потребовало бы признание права регионального гражданства не только за республиками в составе Российской Федерации, но и за другими
24 субъектами РФ. Кроме того, провозглашение гражданства субъектов Российской Федерации не соответствовало ст. ст. 15, 71 Конституции РФ. Ссылка республик Российской Федерации на упоминание их в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ государствами, ставшее основным аргументом в установлении их гражданства как атрибута суверенного государства, также не соответствовало другому конституционному положению – ч. 1 ст. 4, распространяющего суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию. Отсутствие суверенитета у субъектов РФ также было подтверждено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. № П По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, от республик требовалось устранение всех имеющихся в их законодательстве несоответствий. Однако из-за оставшейся неопределенности лишь незначительная часть республик пошла на приведение своего законодательства в соответствие с федеральным правовым регулированием (Адыгея, Бурятия, Коми, Северная Осетия-Алания, Тыва, Удмуртия. Это требовало окончательного решения вопроса о существовании республиканского гражданства, которое было достигнуто принятием закона о гражданстве г, исключившего положение о гражданстве республик. Принцип равенства гражданства РФ независимо от оснований его приобретения означает, что гражданство РФ одинаково для всех лиц, получивших его в установленном законом порядке. Равенство гражданства дополнено конституционным положением ч. 2 ст. 6 об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Содержанием принципа равного гражданства является запрет наделение граждан по объему прав на природных, натурализованных,
«реинтегрированных» или «оптированных», существование которых возможно в соответствии с существующими основаниями приобретения гражданства. Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении по жалобе О. В. Чехиринадзе (подробнее – см. Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. № О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чехиринадзе Олеси Вадимовны на нарушение ее конституционных прав пунктом б части первой статьи 12 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации) в силу того, что гражданство РФ, приобретаемое и прекращающееся в соответствии с Федеральным законом, является согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ едиными равным независимо от оснований приобретения, а составляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации положения гл. 2 Конституции РФ не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, действующее правовое регулирование не допускает установления каких-либо различий вправо- вом положении граждан РФ в зависимости от оснований приобретения ими гражданства РФ. Принцип равенства в отличие от многих зарубежных стран является традиционным для российской государственности. Еще в Законе от 10 февраля 1864 г. О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства было установлено, что иностранцы, принятые в подданство, вместе стем приобретают все права и подвергаются всем обязанностям того состояния, к которому они причислены, без всего различия от коренных подданных. В дальнейшем, начиная с Закона СССР от 1 декабря
1978 г. О гражданстве СССР, принцип равенства имел законодательное закрепление. Закрепление принципа равного гражданства в полной мере соответствует международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 2 ст. 5 Европейской конвенции о гражданстве каждое государство-участник руководствуется принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане порождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период.
1
Свод законов Российской империи. Т. IX. СПб., 1899. Ст. 982.
26 Важнейшим принципом гражданства РФ является принцип экстерриториальности или принцип сохранения гражданства РФ гражданами, проживающими за пределами Российской
Федерации(ч. 3. ст. 4 закона о гражданстве. Настоящий принцип основывается на естественном праве человека свободно избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться в государство гражданства, получившим, в свою очередь, закрепление в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и дальнейшее развитие в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданству, в случаях выезда из РФ, обязательным условием, в соответствии сост закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ является получение лицом заграничного паспорта (старого или нового биометрического образца. Экстерриториальность российского гражданства обусловлена отмеченными ранее свойствами отношения гражданства непрерывностью и бессрочностью, предполагающими невосприимчивость связи российского гражданина со своим государством к государственной границе и изменению места жительства. На это также было указано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 16 мая 1996 г. № П По делу о проверке конституционности пункта г статьи 18 Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации в связи с жалобой А. Б. Смирнова», где было отмечено, что граждане не утрачивают российского гражданства в силу одного только факта проживания за пределами РФ. Таким образом, российские граждане имеют возможность постоянного проживания как в Российской Федерации, таки за ее пределами, выезда из российского государства и возвращения, не утрачивая российского гражданства. Такой подход является более либеральным по сравнению с международными стандартами и законодательством других стран. Например, пе ч. 1 ст. 7 Европейской конвенции о гражданстве допускает лишение гражданства по причине отсутствия реальной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим заграницей К числу основных принципов гражданства закон о гражданстве относит принцип невозможности лишения гражданина РФ своего гражданства или права изменить его. Настоящий принцип впервые получил нормативное закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г, в дальнейшем в ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-
1. Включение принципа в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ придало ему конституционное значение в правовом регулировании отношений гражданства ив очередной раз подтвердило стремление государства к признанию прав и свобод человека и гражданина. Это обусловило неизбежность воспроизведения принципа в законе о гражданстве (ч. 4 ст. 4). Изданного принципа следует, что государство в одностороннем порядке не вправе принимать акты о лишении лица гражданства. Основанием прекращения гражданства является добровольное волеизъявление лица о выходе из гражданства. Положение о недопустимости лишения гражданства исходит из двухстороннего характера отношений гражданства, возникающим между государством и лицом, который предполагает недопустимость прекращения данной связи без взаимного согласия обоих сторон. Так, согласно ст. 19 закона о гражданстве выход из российского гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления. Следует отметить, что законодательство СССР о гражданстве допускало возможность лишения гражданства в одностороннем порядке. При этом в законодательной основе лежал не индивидуальный характер лишения гражданства определенного лица, а массовый, направленный на лишения гражданства определенной категории граждан. Согласно декрету ВЦИК и СНК от
15 декабря 1921 г. к такой категории граждан относились, в частности, лица, участвующие в контрреволюционных организациях лица, которые не воспользовались правом оптации в установленный сроки др. В периоды с 1919 по е гг., гражданства СССР лишались подданные Российской Империи, кото-
1
О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся заграницей декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г Известия ВЦИК. № 286. 1921.
28 рые покинули территорию СССР без соответствующего на то разрешения
1
Во время политической изоляции СССР массовый характер лишения гражданства стал утрачивать свое значение и его стал заменять индивидуальный подход. Так, согласно закону О гражданстве СССР от 1 декабря 1978 г. гражданства СССР могли быть лишены лица, совершившие действия, которые порочат высокое звание гражданина СССР, а также наносят ущерб государственной безопасности и престижу СССР. Закон О гражданстве СССР
1990 г.
3
(п. 3 ст. 20) также содержал лишения гражданства как одно из оснований прекращения гражданства СССР. Однако данная норма применялась к лицу, которое проживало за пределами СССР. Советское государство в разные годы лишало своего гражданства многих деятелей искусства и культуры, в частности писателя АИ. Солженицына (в 1974 г, гражданство СССР было возвращено в 1990 г, театрального режиссера Ю. П. Любимова (в 1984 г, виолончелиста, пианиста и дирижера МЛ. Ростроповича и его супругу оперную певицу Г. П. Вишневскую (в 1978 г, гражданство СССР было возвращено в 1990 гидр. Например, МЛ. Ростропо- вич и Г. П. Вишневская, как официально было объявлено, были лишены гражданства за антипатриотическую деятельность, зато, что порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР, систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрами другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом»
4
Принцип невозможности лишения гражданина РФ своего гражданства или права изменить его направленна предоставление гражданину полной свободы в решении вопросов собственного гражданства и тем самым на обеспечение его права свободно осуществлять свои права и свободы, без боязни утратить гражданство.
1
Кишкин С. С. Советское гражданство. МС О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик : закон СССР от
1 декабря 1978. № 8497-IX // Ведомости ВС СССР. 1978. № 49. Ст. 816.
3
О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик : закон СССР от
23 мая 1990 № 1518-1 // СЗ СССР. Т. 1. С. 47. 1990.
4
Известия. 1978. 16 марта.
29 При этом свобода гражданства не исключает возможности приобретения гражданства другого государства либо прекращения гражданства вообще. Последнее может быть реализовано путем выхода из гражданства РФ или выбора гражданства, что качественно отличает его от лишения гражданства, представляющего одностороннее, инициируемое государством и не учитывающее волеизъявление гражданина действие. Говоря о международно-правовых стандартах, следует отметить более сдержанный подход в установлении настоящего принципа. Так, ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря гипс ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве устанавливают запрет только произвольного лишения гражданства человека или права его изменения. Подобного придерживается ст.
8 Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа
1961 г. Кроме того, ст. 7 Европейской конвенции о гражданстве определяет возможные основания утраты гражданства ex lege или по инициативе государства, в числе которых добровольное приобретение другого гражданства добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства отсутствие реальной связи с государством и др. Конкретизацией принципа невозможности лишения гражданства и права его изменения является принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации и выдачи его иностранному государству, получивший закрепление в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 5 с. 4 закона о гражданстве. Настоящий принцип представляет одну из важных правовых гарантий, защищающих конституционные права и свободы человека и гражданина. Необходимо отметить, что высылка с территории России как мера наказания имела место быть в советский период, когда, по мнению ЦК КПСС, диссидент (несогласный с государственной идеологией) представлял угрозу интересам государства. Наиболее ярким примером высылки за пределы СССР являлась высылка писателя АИ. Солженицина за написание художественно-истори- ческого произведения Архипелаг ГУЛАГ. Высылка гражданина
30 СССР производилась и иным путем лицо выезжало за пределы территории СССР, и вовремя пребывания этого лица на территории иностранного государства его лишали гражданства и возможности возвращения в СССР. Запрет высылки граждан РФ корреспондирует с положением ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, предоставляющим возможность каждому человеку свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право российского гражданина беспрепятственно возвращаться на ее территорию, что, в свою очередь, соответствует ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека (от 10 декабря 1948 г, устанавливающей право каждого покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Важность этих положений определяется тем, что на них основывается регулирование всех отношений, связанных с нахождением и перемещением граждан и лиц без гражданства, применение мер административного характера. Последнее, например, проявляется в допустимости административного выдворения за пределы Российской Федерации только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ. Особое место занимает запрет на выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадицией) принято понимать выдачу одним государством другому лица для привлечения к уголовной ответственности. Согласно правилам, закрепленным ч. 1 ст. 61 Конституции, гражданин России не может быть выдан другому государству. Ограничивая роль государства в отношениях гражданства, запрет на выдачу российских граждан другому государству определяет несвязанность российского гражданства с мерами наказания за противоправные деяния и тем самым защищает российских граждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств. Запрет выдачи российских граждан иностранному государству также содержится в ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса РФ и п. 1 ч. 1 ст. 464 Уголовно-процессуального кодекса РФ и соответствует международным стандартам, в частности, Европейской конвенции о выдаче ETS № 024 (Париж, 13 декабря 1957 г, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам
ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г) и Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейными уголовным делам (Минск, 22 января 1993 га также присутствует в международных договорах Российской Федерации о правовой помощи. В случае совершения российскими гражданами преступлений на территории другого государства они подлежат ответственности по российскому уголовному законодательству, при этом согласно ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом этого государства. Наступление уголовной ответственности предусмотрено при соблюдении следующих условий) если в государстве, натер- ритории которого было совершено деяние, оно признано преступлением. Обращаем внимание на то, что наказуемость деяния определяется по закону той страны, на территории которой оно было совершено 2) если гражданин не был осужден на территории иностранного государства по законам этого государства. Еще одна деталь размер наказания заодно и тоже преступление в России ив иностранном государстве может быть различным. Однако вне зависимости от его размера и тяжести действует принцип запрещения двойного наказания заодно и тоже деяние. Отдельно уголовный закон решает вопрос об ответственности военнослужащих - граждан РФ. Очевидно, это связано с возможностью выполнения ими в зарубежном государстве международной миссии, рамки которой, а следовательно, размер и форма ответственности за деяния, совершенные в ее рамках в соответствии сч ст. 12 УК РФ определяются международным договором. Такая позиция отечественного законодателя, в свою очередь, опирается на приоритет международного договора, в качестве которого в данном случае выступает Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г, ст. 2 которой гласит, что в решении вопроса о выдаче может быть отказано последующим основаниям
1) если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим преступлением, преступлением,
32 связанным с политическими преступлением, или фискальным преступлением) если запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны
1
При этом административную, гражданскую и иные виды юридической ответственности (штраф за нарушение правил дорожного движения, возмещение имущественного и иного вреда и т. д) гражданин России, совершивший деяния, находясь заграницей, несет по законам страны пребывания. Еще острее вопрос о выдаче стоит в государствах СНГ. Неслучайно, одним из первых межгосударственных договоров, подписанных в рамках Содружества, стала Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейными уголовным делам от 22 января 1993 г. Учитывая тесные отношения между государствами Содружества, этот нормативный акт построен по принципу ex of fitzio (все, кроме. Так, ст. 56 Конвенции исчерпывающим образом определяет, в каком случае выдача не производится) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой договаривающей стороны
2) на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой договаривающейся стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию
3) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой договаривающейся стороны зато же преступление был вынесен приговорили постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу
4) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой договаривающейся стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего.
1
Международные акты оправах человека : сб. документов / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М. : Норма-Инфра-М, 1998. С. 596.
33 Согласно договорам РФ о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять уголовное преследование в соответствии с национальным законодательством против своих граждан, которые подозреваются в совершении преступления на территории другого государства. Компетентные органы РФ обязаны осуществлять процессуальную деятельность в отношении граждан РФ, которые подозреваются в совершении преступления, например, Испании, Франции, Венгрии, Вьетнаме
1
Несмотря на то, что действующим законодательством установлен запрет на экстрадицию граждан РФ, это не препятствует удовлетворению запросов на выдачу других лиц, не являющихся российскими гражданами. В соответствии сч ст. 2 Европейской конвенции о выдаче ETS № 024 выдача осуществляется в отношении преступлений, которые наказываются в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы. Так, к примеру, Верховным судом Республики Татарстан было принято решение от 9 ноября 2016 № 11-АПУ16-28 об экстрадиции гражданина Таджикистана Гафурова С. С. для уголовного преследования по обвинению в совершении преступления, которое предусмотрено п. б ч. 4 ст. 245 УК РТ. В действующем законе о гражданстве не содержится никаких условий выдачи гражданина РФ правоохранительным органам другого государства. В ч. 2 ст. 61 Конституции РФ закреплен принцип защиты и покровительства граждан, находящихся за пределами Российской Федерации Данный конституционный принцип также отражен в ч. 1 ст. 7 закона о гражданстве. В ч. 2 ст. 7 закона о гражданстве устанавливается уже гарантии реализации указанного принципа. Данные гарантии выражаются в форме определенных действий со стороны органов государственной власти. Именно органы
1
Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25 марта 1996 г Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 11 февраля 2003; Договор между Союзом Советских Социалистических Республики Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейными уголовным делам от 15 июля 1958 г Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданскими уголовным делам от 25 августа 1998 г.
34 государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ и их должностные лица, обязаны обеспечивать возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными международными и внутринациональными нормами, иметь возможность защищать их права и интересы. Покровительство оказывается в тех случаях, когда гражданин РФ оказывается в сложной жизненной ситуации, которая не связана с нарушением его прав. В отличие от покровительства, защита необходима при нарушении его прав, интересов и свобод. Защита и покровительство российским гражданам, находящимся за пределами территории РФ (на территории иностранного государства, вот- крытом море и т. д) должны оказываться во всех случаях. В ст. 4 закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию содержится норма, в соответствии с которой гражданам РФ гарантируется защита и покровительство в период их нахождения за пределами РФ. Помимо этого, в ст. 5 данного закона установлено, что случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории иностранного государства, РФ принимает дипломатические, экономические и иные, предусмотренные международным правом меры по обеспечению безопасности граждан РФ, пребывающих на территории этого иностранного государства
1
В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99 О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом граждане, проживающие за пределами РФ в силу их гражданской принадлежности, относятся к числу соотечественников. Государственная политика РФ в отношении соотечественников, находящихся за пределами РФ, заключается во всевозможной дипломатической, экономической и иной поддержке, в том числе оказании правовой защиты гражданам РФ, находя О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ вред июля 2018 г // Рос. газ. 1996.
22 августа СЗ РФ. 2018. № 30. Ст. 4537.
2
О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом : федер. закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ; вред. ФЗ от 23 июля 2013 г. //
СЗ РФ. 1999. № 22. т. 2670; 2013. № 30 (ч. 1). Ст. 4036.
35 щимся за пределами территории РФ посредством дипломатических и консульских представительств на территории других государств. Развитию принципа защиты и покровительства граждан РФ за ее пределами способствовало принятие 5 июля 2010 г. Консульского Устава РФ, в котором закреплены правовые основы консульской деятельности, помимо этого закреплен определенный объем прав и обязанностей консульских должностных лиц, связанных с защитой и интересов РФ, российских граждан и российских юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мерк тому, чтобы граждане РФ и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания. Некоторые, связанные с рассматриваемой защитой вопросы, регламентируются международными договорами РФ или консульскими конвенциями, в которых, например, рассматривается порядок допуска консула к арестованным российским гражданами т. п. Защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за рубежом, Российская Федерация может оказывать путем консультаций, содействия в помещении в лечебное учреждение, оказания в исключительных случаях материальной помощи и др. Вместе стем следует иметь ввиду, что государство не обязано возмещать убытки, понесенные его гражданами за рубежом вследствие их действий. За эти действия оно ответственности не несет. Следует подчеркнуть, что защита гражданам должна оказываться соответству-
1
Консульский устав РФ : федер. закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ; вред декабря 2017 г. // СЗ РФ. 2010. № 28. Ст. 3554; 2018. № 1 (ч. 1). Ст. 44.
2
См. например Распоряжение Президента РФ от 24 сентября 1993 г 655-рп О подписании Консульской конвенции между Российской Федерацией и Латвийской Республикой Распоряжение Президента РФ от 23 июля 1993 г. № 509-рп О подписании консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Албания // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 31. Ст. 2962.
36 ющими представительствами России независимо оттого, просит ли ее оказать лицо, права которого нарушены, или нет. Иногда необходимость защиты граждан может быть связана с обстоятельствами чрезвычайного характера. На такие случаи рассчитан Указ Президента РФ от 2 ноября 1994 г. № 2058 О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом. Он в целях защиты интересов Российской Федерации и российских граждан в зарубежных государствах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций установил, что чрезвычайную ситуацию для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом, образуют следующие обстоятельства при условии, что создается угроза жизни и здоровью российских граждан крайнее обострение международных отношений и возникновение непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации агрессия против Российской Федерации осуществление вооруженного нападения на страну пребывания участие страны пребывания в вооруженных конфликтах ведение военных действий в странах, сопредельных со страной пребывания крайнее обострение внутриполитической обстановки в стране пребывания экстремистские проявления, террористические акты в отношении загранучрежде- ний и отдельных граждан РФ в стране пребывания возникновение стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий и катастроф в стране пребывания или сопредельных странах иные экстремальные случаи. Президент РФ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций принимает решения об эвакуации российских граждан об использовании сил и средств для обеспечения эвакуации российских граждан о временном прекращении (ограничении) деятельности загранучреждений Российской Федерации. Важное значение имеет принцип поощрения приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, направленный для обеспечения равенства всех лиц, проживающих в конкретном государстве, посредством принятия в его гражданство неграждан, существование
1
Собрание законодательства РФ. 1994. № 28. Ст. 2971.
37 которых наряду с гражданами нередко может привести к возникновению конфликтных ситуаций. Поощрение апатридов, желающих приобрести гражданство постоянного проживания, является традиционным для мирового сообщества, сформулированными конкретизированным в Конвенции о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г, Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г, призывающие избегать случаев безгражданства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ лица без гражданства, те. лица, которые не являются гражданами РФ и не имеют доказательства наличия гражданства иностранного государства, пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных международными договорами или федеральным законом. Россия поощряет приобретение гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе и граждан бывшего СССР. Так, согласно п. б ч. 1 ст. 14 закона о гражданстве лица без гражданства, проживающие (проживавшие) в государствах, ранее входивших в состав СССР, ноне получивших гражданство этих государств, предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство РФ, при наличии у такой категории граждан видана жительство. Данный принцип предполагает предоставление различных преференций в приобретении гражданства лицам без гражданства, выражающихся, например, п. в ч. 2 ст. 13, который освобождает от некоторых условий приема в гражданство Российской Федерации. Целью правового закрепления данного принципа является, прежде всего, обеспечения равенства всех лиц, которые проживают в Российской Федерации, посредством принятия в гражданство. Особое место в системе принципов гражданства Российской Федерации занимает принцип запрета обратной силы закона, что характеризуется его значением в решении вопросов гражданства. Согласно принципу, закрепленному в ч. 7 ст. 4 закона о гражданстве, определение наличия улица гражданства Российской Федерации либо в прошлом СССР, следует на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, их международных договоров, действовавших надень наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие улица соответствующего гражданства. Наличие настоящего принципа существенно изменяет решение вопросов гражданства Российской Федерации и требует от органов, их решающих, подробного изучения всех обстоятельств дела лица, обратившегося с вопросом о гражданстве, а также знаний правового регулирования вопросов гражданства СССР и РСФСР. Так, например, лица, родившиеся на территории Крыма до 26 апреля
1954 г, являются российскими гражданами (за исключением вышедших из российского гражданства по собственной инициативе, в связи с нахождением Крыма доданной даты в составе РСФСР. Моментом наступления обязательств, обусловливающих наличие у конкретного лица гражданства РФ, является день вступления в юридическую силу закона о гражданстве – 1 июля 2002 г. Ранее Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 в ч. 2 ст. 12 устанавливал, что при определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства РФ и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 г. Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации. Согласно ст. 13 еще Закона о гражданстве 1991 г. принадлежность к гражданству России определялась для лица) проживающих на территории России надень вступления в силу Закона о гражданстве РФ, если в течение года они не заявят иного б) состоявших в гражданстве России порождению, которыми признавались лица, родившиеся до 12 декабря 1922 г. и позднее утратившие гражданство бывшего СССР в) если они родились на территории России или хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и проживал на территории России ( аналогичная ст. 13 Закона
1991 г, отсутствует в Законе 2002 г) Одна из задач Закона 1991 г. была отделить граждан России от граждан иных республик, входивших в состав бывшего СССР. Закон о гражданстве 2002 г. в этой части выступает преемником Закона г, поскольку адекватно решить вопрос о принадлежности лица к гражданству России невозможно без применения правовых норм, действовавших на момент принятия соответствующего решения по вопросу гражданства. Проверка фактов принадлежности к гражданству России осуществлялась в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325. А органом, полномочным решать эти вопросы, стала ФМС России, действующая на основании Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19 марта 2008 г.
№ 64 Как следует из названных Положения и Регламента, задача
ФМС России в этом вопросе сводится к получению сведений
1) о постоянном проживании лица на территории России до
6 февраля 1992 г. и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта
2) о прибытии лица на территорию России на жительство до
6 февраля и после
3) о приобретении лицом гражданства России
4) о месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрация по месту жительства) на территории России на 6 февраля
1992 га также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое местожительства) о прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах России, министерствах и ведомствах, имевших войска и воинские формирования, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходивших службу в воинских частях, находящихся на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ, на 6 февраля 1992 г, или о дате перевода для прохождения службы на территории России после указанной даты и вплоть до 1 июля 2002 г. (пункт Регламента появился под давлением фактических обстоятельств, связанных с прибытием Президента России В. В. Путина на таджико-афганскую границу для вручения звезды Героя России офицеру-пограничнику Олегу Козлову, который, как выяснилось, был лишен гражданства России. (6) о зачислении курсантами в военные учебные заведения РФ на 1 сентября
1991 го принадлежности к членам семей военнослужащих с предоставлением соответствующей справки (выписки из личного дела, заверенной полномочным органом Министерства обороны РФ, а также сведений о регистрации (проживании) на территории нашей страны до 6 февраля 1992 гс последующим выездом и регистрацией натер- ритории иных государств на жилую площадь других лиц или воинской части, а также сведений о регистрации на территории России после возвращения в Россию (регистрация по месту жительства (пребывания, постановка на миграционный учет по месту пребывания
8) о наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве РФ либо о выходе из гражданства РФ
9) о последнем месте прописки по месту жительства (проживании) на территории РСФСР непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 г. или на указанную дату в отношении лиц, отбывавших наказание как на территории России, таки за ее пределами и впоследствии возвратившихся на жительство на территорию России
10) об изменении по различным причинам установочных данных фамилия, имя, отчество) проверяемого лица. Все эти меры так или иначе направлены на установление факта проживания лица на территории России на момент вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г, те. на 6 февраля 1992 г. При применении рассматриваемого принципа, закрепленного в ч.
7 ст. 4 закона о гражданстве 2002 г. следует учитывать Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. № О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воеводина Вадима Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями
1
Куликов В. Ветераны южных границ // Рос. газ. 2011. № 251(5227).
41 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации и части второй пункта 51 положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Согласно мнению Конституционного Суда РФ к актам, на основании которых связывается наличие в прошлому лица соответствующего гражданства, относится Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1, признававший гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживавших на территории Российской Федерации надень вступления данного Закона в силу, те. на 6 февраля 1992 г. Одним из документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ, является паспорт гражданина СССР образца 1974 гс указанием гражданства РФ либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. Конституционным Судом РФ в настоящем решении также установлено, что Положение предусматривает также компетенцию полномочных органов при проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, запрашивать у соответствующих органов сведения о лице, в том числе о его месте жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее. Проверка законности и обоснованности таких действий, требующая установления и оценки фактических обстоятельств, относится к ведению судов общей юрисдикции. Положение ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве распространяется только на вопросы наличия улица гражданства Российской Федерации либо факты наличия улица в прошлом гражданства СССР. К вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации настоящее положение не применяется. Принципы гражданства являются исходными началами данного правового института. Действуя непрерывно, они являются основой государственного строительства в области гражданства, показателем его демократичности, а также взаимодействия между государством и личностью. Система принципов гражданства должна способствовать достижению целей правового регулирования, соответствовать международными национальным правовым стандартам, а также гарантировать как защиту прав, свобод и интересов личности, таки общегосударственных интересов.
42 ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2.1 Основания приобретения гражданства Российской Федерации Конституция Российской Федерации, закрепляя базовые положения и принципы российского гражданства, дает отсылку к федеральному закону, в соответствии с которым приобретается и прекращается российское гражданство (ч. 1 ст. 6). Исходя из того, что процедура приобретения российского гражданства является наиболее сложным аспектом среди иных вопросов гражданства, основная часть Закона о гражданстве как рази посвящена регулированию этих отношений. Разнообразные юридические факты являются основанием приобретения гражданства Российской Федерации. Именно сними Закон о гражданстве связывает возникновение длящегося публичного абсолютного правоотношения, возникающего между человеком индивидуальный субъект права) и государством (коллективный субъект права. Конституционный Суд РФ в своей деятельности неоднократно обращался к рассмотрению вопроса обоснованиях приобретения российского гражданства. Он, в частности, очень четко сформулировал свою позицию о порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, состоявшими в гражданстве СССР, после вступления в силу Закона о гражданстве. Так, например, из положения Закона РФ О гражданстве Российской Федерации, согласно которому лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации порождению, если они родились на территории Российской Федерации, вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве с момента рождения ив силу ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися российского гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Лица, которые приобрели по собственному свободному волеизъявлению гражданство иностранного государства, утрачивают право на приобретение гражданства Российской Федерации по основаниям, установленным Законом РФ О гражданстве Российской Федерации, в частности в порядке признания (ст. 13 указанного закона, и могут приобрести российское гражданство в соответствии с действующим Законом о гражданстве, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав
1
Говоря о способах приобретения гражданства, можно отметить, что они тожественны во многих государствах. Например, в странах СНГ способы приобретения гражданства в основном идентичны. Можно выделить наиболее характерные из них в результате признания гражданства порождению в порядке регистрации гражданства в результате приема в гражданство в результате восстановления в гражданстве путем выбора гражданства по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве по иным основаниям, предусмотренным международным договором. В Законе о гражданстве (ст. 11) определены следующие основания приобретения российского гражданства а) порождению б) в результате приема в гражданство Российской Федерации в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации г) по иным основаниям, предусмотренным этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Необходимо отметить, что указанный перечень в целом совпадет с научными воззрениями на основания приобретения граждан См, напр Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. № П По делу о проверке конституционности пункта г статьи 18 Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации в связи с жалобой А. Б. Смирнова» // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2579; Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г.
№ О По жалобе Кухарева Олега Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 12 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации, ст. 13 и 18 Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. № 2; Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2015 г. № О О прекращении производства по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации в связи с жалобой Т. В. Бак // СЗ РФ. 2015. № 11. Ст. 1673; Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. № О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Климановой Тамары Петровны на нарушение ее конституционных прав частью первой ст. 13 Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс» и др.
44 ства. Представителями различных научных теорий выделяются два основных способа приобретения гражданства в силу факта рождения («филиация») и путем натурализации (укоренение. Помимо базовых, существует и ряд нетрадиционных способов, таких как выбор гражданства (оптация, принудительное изменение гражданства (трансферт, восстановление в гражданстве («реинтегра- ция», репатриация. В июле 2017 г. Закон о гражданстве был дополнен одной очень важной статьей (ст. 11 1
), которая говорит о необходимости принесения Присяги гражданина Российской Федерации лицом, приобретающим гражданство Российской Федерации последующим основаниям в результате приема в гражданство Российской Федерации
– в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации. Новая статья содержит текст Присяги Я (фамилия, имя, отчество, добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества защищать свободу и независимость Российской Федерации быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции. Категорию лиц, освобождаемых от принесения Присяги, устанавливает ст. 11 1
Закона о гражданстве а) не достигшие совершеннолетия б) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными в) лица, чье состояние здоровья не позволяет им прочитать, произнести или подписать текст присяги г) иные лица, если на это будет решение Президента РФ. Присяга приносится лицом после принятия соответствующим органом решения о приобретении этим лицом российского гражданства. Данное решение подлежит отмене в случае, если будет установлено, что лицо, обратившееся с заявлением о приобретении российского гражданства, отказалось по тем или иным причинам от принесения Присяги (ст. 22 Закона о гражданстве.
45 Порядок принесения Присяги установлен Указом Президента РФ от 14 ноября 2017 г Так, в частности лицо приносит Присягу гражданина Российской Федерации перед Государственным флагом России. В указе дан перечень возможных помещений, где осуществляется произнесение Присяги. Сама процедура принесения Присяги достаточно проста. Сначала лицо зачитывает ее текст, потом подписывает бланк, на котором отпечатан текст Присяги, ставит дату, записывает свои фамилию, имя и отчество. Подписанный бланк Присяги заверяется соответствующим должностным лицом и им же приобщается к материалам лица, принимаемого в российского гражданство. В Законе о гражданстве определены юридически важные моменты приобретения гражданства Российской Федерации. Оно приобретается со дня рождения, усыновления (удочерения) ребенка, принесения лицом Присяги (ст. 37).
2.2 Приобретение гражданства Российской Федерации порождению Базовое основание приобретения гражданства – порождению
(«филиация») – является наиболее простыми распространенным способом стать гражданином Российской Федерации (ст. 12 Закона о гражданстве. Существует два важных международных принципа, которые используются в рамках указанного основания. Первый принцип – право крови (иногда его называют политический принцип. Учитывая это, гражданство ребенка исходит из гражданства его родителей. В ряде стран допустимо предоставление гражданства по принципу крови, если соответствующее гражданство есть хотя бы у одного из родителей. Второй принцип – право почвы. Он лежит в основе приобретения гражданства лицом, родившимся на территории государства, даже если его родители не имели гражданства данного государства. При этом соблюдаются международные требования Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря
1948 г. (ст. 15), Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г.
1
Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 549 О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации // СЗ РФ. 2017. № 47. Ст. 6964.
46 ст. 3), Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 24), Конвенции оправах ребенка от
20 ноября 1989 г. (ст. 7). Приобретение российского гражданства ребенком исключительно по праву кровит. е. независимо от места своего рождения, возможно в случае, если
– оба родителя ребенка или единственный его родитель имеют российское гражданство
– один из его родителей имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно. Самостоятельно действие право почвы Закон о гражданстве устанавливает в случаях
– рождения ребенка, если один из его родителей имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если вином случае он станет лицом без гражданства
– рождения ребенка, если оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
– нахождения ребенка на территории Российской Федерации, родители которого неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев со дня его обнаружения. Использованные формы приобретения российского гражданства детьми при их рождении по праву почвы соответствуют рекомендациям ст. 2 Конвенции о сокращении безгражданства от
30 августа 1961 г, согласно которой найденыш, находящийся на территории государства, поскольку его месторождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства. Кроме того Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, от 12 апреля 1930 г. также рекомендует в
47 ст. 14 использовать презумпцию рождения ребенка на территории государства, если родители его неизвестны и предоставлять ему гражданство страны рождения. В ст. 15 настоящей Конвенции предлагается в случаях, когда гражданство государства не приобретается автоматически в связи с рождением на его территории, ребенок, родившийся на территории этого государства от родителей, которые не имеют гражданства какой-либо страны или гражданство которых неизвестно, может получить гражданство данного государства. Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября
1997 г. в ст. 6 определяет, что каждое государство-участник предусматривает в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства подкидышами, найденными на его территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства, а также возможность приобретения его гражданства детьми, родившимися на его территории, которые не приобретают при рождении иного гражданства. Взаимодействие принципов права крови и права почвы как форм приобретения ребенком гражданства порождению, родители которого состоят в гражданстве различных государств, на практике чаще всего создает определенные сложности при решении вопроса о его гражданстве. Традиционным средством разрешения этого вопроса является соглашение родителей ребенка. Право почвы сохранило преобладающее или равное значение с правом крови в странах англо-американской системы общего права (в США и ряде латиноамериканских государств. Например, ст. 30 Мексиканской Конституции 1917 г. вводит оба принципа в равной мере. Конституция Боливии 1967 г. устанавливает приоритетным принцип почвы (ст. 39). Израильский закон о гражданстве 1952 г. следует принципу права крови как основному механизму получения гражданства (ст. 4). Как правило политика государства в демографической области, является основанием для выбора или преобладания того или иного из принципов «филиации». Если быстрый рост своего населения в приоритете у государства, то оно может ввести оба принципа в полной мере. Если же приоритеты государства в иных сферах, то превалирует один из принципов, а другой его дополняет. Например, законодательство США закрепляет следующие способы приобретения гражданства 1) лицо, родившееся в пределах США или на территории, принадлежащей США, становится гражданином США автоматически 2) лицо, родившееся хотя и вне США, но от родителей (или одного из них, являющихся американскими гражданами, становится гражданином США 3) натурализация. На основании Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 г.
№ 1325 Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации наличие у ребенка гражданства Российской Федерации порождению удостоверяется а) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя б) свидетельством о рождении сот- меткой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа в) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом (пп. 45, 46).
2.3 Приобретение гражданства Российской Федерации в результате приема в гражданство Российской Федерации Следующее основание приобретения российского гражданства не менее масштабное по количеству его использования – это прием в гражданство (натурализация, укоренение. Закон о гражданстве закрепляет процедуру приобретения российского гражданства по такому основанию. Это основание своего рода соглашение между двумя сторонами. Одной из них является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, которое изъявило желание приобрести гражданство.
1
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4571.
2
Приказ ФМС России от 19 марта 2008 г. № 64 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации // Рос. газ. 2008. 16 апреля. Указом Президента РФ от
5 апреля 2016 г. № 156 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ив сфере миграции (Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15. Ст. 2071) упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России.
49 Вторая сторона этого соглашения – государство, дающее возможность воспользоваться этим основанием. Вполне естественно, что государство предъявляет другой стороне ряд требований, которым она должна соответствовать, это, например, владение русским языком, дееспособность, совершеннолетие, минимально необходимый срок постоянного проживания на территории России, законный источник средств к существованию. Указанные требования являются своеобразными условиями, нормативными основаниями для возможности приобретения российского гражданства поданному основанию. Так государство огораживает себя с правовой точки зрения от проникновения в ряды своих граждан лиц, не желающих, например, понести заслуженное уголовное наказание у себя на родине за совершенное преступление и путем приобретения гражданства России, желающих избежать привлечения к уголовной ответственности. Таким образом кандидаты на российское гражданство обязаны предоставить соответствующую информацию об отсутствии у них препятствий к получению российского гражданства. Статьями 13 и 14 Закона о гражданстве определены два способа приема в российское гражданство в общем порядке ив упрощенном порядке.
2.4 Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке Статья 13 устанавливает общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусмотрен для иностранных граждан, достигших совершеннолетия (либо эмансипированных, обладающих дееспособностью и изъявивших желание, путем подачи заявления, приобрести российское гражданство и проживших в Российской Федерации пять лет. Пятилетний срок постоянного проживания на территории России исчисляется со дня получения права на постоянное проживание в Российской Федерации (видана жительство. Заканчивается он подачей заявления о приеме в гражданство. Возможные выезды за пределы Российской Федерации законом ограничены и составляют три месяца в году. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в
50 Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих видана жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Представление видана жительство не требуется от лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации. Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих видана жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 гс отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи. При отсутствии этих документов улица, прибывшего в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющего видана жительство, в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации указываются дата (даты) регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и адрес адреса) места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета – также дата (даты) снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории России. Еще одно немаловажное требование к претенденту на приобретение российского гражданства – это соблюдение Конституции России и ее законодательства, тем самым подчеркивается уважительное отношение к стране. Наличие законно получаемых (имеющихся) денежных средств (законного источника средств к существованию, являющихся финансовой основой пребывания в России иностранных граждан, еще одно условие приема в российское гражданство. Соответственно, необходимо представить информацию, которая подтверждает наличие законного источника доходов. Документами, подтверждающими наличие законного источника средств к существованию, могут быть
– справка о доходах физического лица
– налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа
– справка с места работы
51
– трудовая книжка
– пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии
– подтверждение получения алиментов
– справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета
– свидетельство оправе на наследство
– справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель
– иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности. Еще одно условие –
1 2 3 4 5 6 7 8 9