Файл: Удк 342. 71(075. 8) Ббк 67. 400. 3 С рецензенты В. В. Мамонов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.2 Защита соотечественников за рубежом Проблема приобретения гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, сохраняет свою актуальность, поскольку нормативное правовое регулирование данной сферы правоотношений до сих пор находится в стадии реформирования.
Российская Федерация заинтересована в том, чтобы возвращать на свою территорию тех, кто по своим взглядам, культуре, духу, языку близок жителям государства. Вместе стем в Россию стремятся попасть различные категории иностранцев, в том числе нелегальными способами, которые не принесут никакой пользы стране и ее жителям. Поэтому государство постоянно устанавливает своеобразные фильтры для того, чтобы чужие России люди не попадали на ее территорию. От таких законодательных изменений, к сожалению, страдают и соотечественники, проживающие за ру- бежом.
1
Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Законодательное определение соотечественник впервые дано в Российской Федерации в рамках специального закона 1999 г. Соотечественниками являются лица, родившиеся водном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии Поскольку в соответствии с этим законом под определение соотечественники подпадают и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами РФ, тов этом случае правомерной является дипломатическая защита ив их отношении. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой
1
Васильев С. А, Андриянов Д. В. Приобретение гражданства Российской Федерации соотечественниками, проживающими за рубежом проблемы реализации законодательства Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1. СО государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом : федер. закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ; вред. ФЗ от 23 июля 2013 г. //
СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670; 2013. № 30 (ч. 1). Ст. 4036.
136 совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Цели государственной политики Российской Федерации вот- ношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию. И хотя деятельность в области отношений с соотечественниками за рубежом должна строиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ с учетом законодательства государств проживания соотечественников, реализация многих положений указанных договоров и неоднозначная трактовка норм международного права, а также двойные стандарты в их понимании стали серьезным препятствием полноценной реализации прав и свобод соотечественников за рубежом. В настоящее время положение россиян в странах СНГ вызывает серьезную обеспокоенность. Уже неоднократно на различных слушаниях в Государственной Думе Федерального собрания и всевозможных Съездах и конгрессах соотечественников обозначались основные ущемления в их правах отказы в трудоустройстве и увольнения в числе первых из предприятий и организаций из-за наличия у них российского гражданства лишение возможности получения образования за счет бюджетных средств в учебных заведениях стран проживания, поскольку таким правом пользуются в основном выпускники школ сложности с выездом за пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой документов, поскольку консульские учреждения Посольств РФ
137 находятся за многие сотни километров, а предложения Российской Федерации об открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства новых независимых государств (например, Грузия ограничения в возможностях защитить свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные – защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться преследованиям ограничения в приобретении в собственность недвижимости ограничения, связанные с исключением русского языка из употребления в государственных органах, переход делопроизводства на национальные языки, и перевод русских имен. Так, несмотря на целый ряд заключенных договоров и подписанных соглашений между Приднестровьем и Республикой Мол- дова, власти Республики Молдова до последнего времени постоянно наращивали количество нарушений указанных договоров и соглашений, осложняя условия проживания российских соотечественников в Приднестровье. В частности, в 2006 г. Молдовой и Украиной была введена железнодорожная блокада Приднестровья, лишившая граждан Приднестровья возможности выехать в Российскую Федерацию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
1
В период 2012–2016 гг. в аэропорту г. Кишинева имели место неоднократные досмотры с пристрастием должностных лиц Приднестровской Молдавской Республики, систематическая депортация с соответствующей отметкой в паспорте российских военнослужащих, прибывающих в Приднестровье для плановой ротации в рамках российского миротворческого контингента. Без объяснения причин властями Молдовы проводилась депортация журналистов известных российских СМИ, ученых и экспертов в области государственного строительства, политологов, экономистов, юристов, приезжающих в Приднестровье на научные фору Брусалинская ГС. Вопросы и проблемы обеспечения прав российских соотечественников в Приднестровье // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3.
138 мы, международные конференции, проведение научно-экспертных исследований и др. Необходимо также сказать и о постоянном стремлении властей Молдовы ухудшить экономическое положение и понизить уровень жизни российских граждан и соотечественников в Приднестровье в результате применения различных дискриминационных экономических мерк которым в первую очередь следует отнести двойное налогообложение приднестровских экономических агентов. К этому следует добавить практически постоянное блокирование молдавской стороной полноценной работы Объединенной контрольной комиссии, призванной регулировать и обеспечивать вопросы безопасности и исключать возможные провокации на границе в приграничных с Молдовой территориях. Все это объективно подтверждает необходимость постоянного мониторинга государственными институтами РФ ситуации в сфере защиты прав и свобод более 200 тыс. российских соотечественников в Приднестровье и мира на этой территории. Эту миссию с
1992 г. обеспечивают Оперативная группа российских войск и российский миротворческий контингент, МИД России, Министерство труда и социальной защиты. Благодаря решению Президента Российской Федерации в Приднестровье на протяжении трех лет реализуются масштабные социальные проекты строительство школ, больниц, детских садов, поликлиники др. Таким образом, руководство России обеспечило реальную защиту прав российских соотечественников в Приднестровье 25 сентября 2015 г. на заседании Правительства РФ было принято решение о разработке правовых механизмов, которые стимулировали бы добровольное переселение ученых-соотечествен- ников, проживающих за рубежом Основной акцент сделан именно на формировании государственных программ субъектов Российской Федерации. Наиболее простым способом приобретения гражданства рассматриваемой категорией ученых является участие в Государ-
1
Брусалинская ГС. Вопросы и проблемы обеспечения прав российских соотечественников в Приднестровье // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3.
2
Поручение ФМС России по вопросу о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/dep_news/19816.
139 ственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии сч ст. 14 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства являются участниками этой Государственной программы и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного для постоянного проживания, они могут быть приняты в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения сроков проживания перед подачей ходатайства, правило материальном достатке, о знании русского языка.
1
Восстановление в гражданстве Российской Федерации также в последнее время получило широкое распространение в практике консульских учреждений России в странах бывшего СССР. Люди возвращаются на историческую родину по разным причинам. Одни в целях воссоединения с семьями, другие – потому, что становятся объектом ограничений прав по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности. События на Украине – яркий тому пример. В связи с этим наблюдается рост обращений о восстановлении российского гражданства со стороны граждан этих государств, иностранных граждан и лиц без гражданства, утративших гражданство Российской Федерации и желающих вернуться в Россию, восстановить устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, что, в частности, видно на примере консульского отдела Посольства Российской Федерации на Украине.
1
Васильев С. А, Андриянов Д. В. Приобретение гражданства Российской Федерации соотечественниками, проживающими за рубежом проблемы реализации законодательства Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1. С. 58–62.
140 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важнейшим элементом правового статуса личности и одновременно основой конституционного строя является институт гражданства. Гражданство является необходимой предпосылкой для обладания лицом всей совокупностью конституционных и иных прав и свобод возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке. Если оценивать историческое развитие института гражданства сточки зрения российского законодательства о гражданстве, то можно сделать вывод, что каждый этап его становления отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, при этом каждый следующий нормативный правовой акт сохранял историческую преемственность по отношению к предыдущему. Ранее гражданство регулировалось исключительно нормами национального права, но под общей тенденцией демократизации все большее воздействие на содержание гражданства и на защиту прав человека стало оказывать международное право. К началу
XXI в. в международном праве были выработаны прогрессивные принципы регулирования вопросов в области гражданства, произведена универсальная кодификация международных правовых норм, регулирующих вопросы гражданства. В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международными договорами. Национальное законодательство Российской Федерации во многом отвечает требованиям международного права в этой области. Российская Федерация обеспечила довольно жесткий контроль за процессами, связанными с приобретением гражданами России двойного гражданства, предусмотрела меры к сокращению таких явлений, как множественное гражданство и безгражданство (бипатризм и апатризм). С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации. Он существенно отличается от действовавшего с 1991 г. Закона с аналогичным названием. В частности, если раньше гражданство России можно было получить в
141 упрощенном порядке (и это было справедливо впервые годы после развала СССР, тоновые условия приобретения гражданства Российской Федерации стали более жесткими. Закон о гражданстве
2002 г, отражая преемственность основных положений института гражданства, с большей четкостью и конструктивностью регламентирует вопросы гражданства, обеспечивает приведение законодательства о гражданстве в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, с международными стандартами и требованиями. В Законе о гражданстве четко сформулировано определение гражданства, под которым понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Расширен состав положений, относимых к принципам гражданства. Закрепляется, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Устанавливается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, не может быть выслан за пределы страны или выдан иностранному государству. В соответствии с Конституцией гражданство Российской Федерации провозглашается едиными равным независимо от оснований его приобретения. Как следствие реализации этого принципа, Закон о гражданстве не предусматривает института гражданства субъектов Российской Федерации, имевшего место согласно Закону о гражданстве 1991 г. Приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации нормы, устанавливающие основные положения по вопросу двойного гражданства. Закреплено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
142 Существенные изменения внесены в область решения вопросов приобретения гражданства. Так, сокращено количество оснований для приобретения гражданства. В соответствии с Законом гражданство приобретается порождению в результате приема в гражданство в результате восстановления в гражданстве по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором. Нормы, регулирующие этот вопрос, достаточно конкретны и предусматривают четкий порядок приобретения гражданства, а также порядок и сроки принятия соответствующих решений компетентными органами. Возникновение множественного гражданства в основном объясняется большим разнообразием существующих в мире иммиграционных законов и законов о гражданстве, а также традиционной несогласованностью политических линий государств в области урегулирования вопросов гражданства. В одних странах разрешается иметь двойное гражданство, а в других – прежнее гражданство отменяется, как только человек обращается с просьбой о предоставлении гражданства другого государства. В некоторых государствах новое гражданство не признается, а в некоторых иностранному супругу гражданство предоставляется, ноне сразу. Каждая страна подходит к решению этих проблем по-своему, решая, кому быть его гражданином, а кому нет. Некоторые люди могут состоять в гражданстве двух, трех и более государств одновременно и пользоваться всеми правами, привилегиями и исполнять все обязанности гражданина каждого из государств. Как государства, таки отдельные лица неоднозначно относятся к проблеме двойного гражданства. В одних случаях двойное гражданство воспринимается как серьезная угроза основным ценностям общества. В других случаях оно расценивается как, желательное явление. Таким образом, споры о двойном гражданстве носят в первую очередь не формаль- но-юридический, а политический характер. Несмотря на все возражения и усилия международного сообщества по ограничению множественного гражданства данное явление продолжает распространяться КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие, сущность и нормативная основа гражданства.
2. Признаки гражданства.
3. Развитие института гражданства в Российской Федерации.
4. Юридическая природа гражданства.
5. Гражданство как институт права.
6. Гражданство как субъективное право.
7. Гражданство как правоотношение.
8. Гражданство как правовое состояние.
9. Принципы гражданства.
10. Понятие и причины возникновения двойного гражданства.
11. Правовое регулирование двойного гражданства в Российской Федерации.
12. Приобретение гражданства порождению. Прием в гражданство РФ в общем порядке.
14. Сокращение сроков проживания при приобретении гражданства РФ в общем порядке.
15. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.
16. Приобретение гражданства в порядке восстановления (реинте- грация.
17. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ.
18. Приобретение гражданства в порядке оптации.
19. Формы и правовая регламентация прекращения гражданства.
20. Прекращение гражданства в форме выхода из гражданства по собственному желанию.
21. Прекращение гражданства в форме выбора гражданства.
22. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей.
23. Гражданство детей при усыновлении (удочерении.
24. Гражданство недееспособных лиц, над которыми установлена опека и попечительство.
25. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ.
26. Полномочия Президента по вопросам гражданства.
27. Отмена решений по вопросам гражданства.
28. Разрешение споров по вопросам гражданства.
29. Деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений по защите прав и интересов российских граждан.
30. Защита соотечественников за рубежом
144 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ............................................ 5 1.1 Понятие, признаки и сущность российского гражданства .. 5 1.2 Принципы гражданства ......................................................... 22 ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ....................................................................................... 42 2.1 Основания приобретения гражданства Российской Федерации .............................................................................................. 42 2.2 Приобретение гражданства Российской Федерации порождению Приобретение гражданства Российской Федерации в результате приема в гражданство Российской Федерации ........... 48 2.4 Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке ................................................................................................... 49 2.5 Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ......................................................................... 58 2.6 Восстановление в гражданстве Российской Федерации ... 75 2.7 Иные основания приобретения гражданства Российской Федерации .............................................................................................. 76 2.8 Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ, о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ ......................................... 78 ГЛАВА 3. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ........................................................... 79 3.1 Выход из гражданства Российской Федерации в общем и упрощенном порядке ......................................................................... 79 3.2 Оптация как способ прекращения гражданства ................. 89 3.3 Основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства. 92 ГЛАВА 4. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ И НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ ....................................................................................................... 95
145 4.1 Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей ................................................... 95 4.2 Гражданство детей при усыновлении (удочерении) .......... 99 4.3 Гражданство недееспособных лиц, над которыми установлена опека и попечительство ................................................ 103 ГЛАВА 5. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .. 108 ГЛАВА 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ......................... 119 ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РФ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ ........................ 126 7.1 Деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений по защите прав и интересов российских граждан ............................................................................ 126 7.2 Защита соотечественников за рубежом ............................. 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................. 140 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ........................................................... 143
Российская Федерация заинтересована в том, чтобы возвращать на свою территорию тех, кто по своим взглядам, культуре, духу, языку близок жителям государства. Вместе стем в Россию стремятся попасть различные категории иностранцев, в том числе нелегальными способами, которые не принесут никакой пользы стране и ее жителям. Поэтому государство постоянно устанавливает своеобразные фильтры для того, чтобы чужие России люди не попадали на ее территорию. От таких законодательных изменений, к сожалению, страдают и соотечественники, проживающие за ру- бежом.
1
Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Законодательное определение соотечественник впервые дано в Российской Федерации в рамках специального закона 1999 г. Соотечественниками являются лица, родившиеся водном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии Поскольку в соответствии с этим законом под определение соотечественники подпадают и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами РФ, тов этом случае правомерной является дипломатическая защита ив их отношении. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой
1
Васильев С. А, Андриянов Д. В. Приобретение гражданства Российской Федерации соотечественниками, проживающими за рубежом проблемы реализации законодательства Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1. СО государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом : федер. закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ; вред. ФЗ от 23 июля 2013 г. //
СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670; 2013. № 30 (ч. 1). Ст. 4036.
136 совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Цели государственной политики Российской Федерации вот- ношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию. И хотя деятельность в области отношений с соотечественниками за рубежом должна строиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ с учетом законодательства государств проживания соотечественников, реализация многих положений указанных договоров и неоднозначная трактовка норм международного права, а также двойные стандарты в их понимании стали серьезным препятствием полноценной реализации прав и свобод соотечественников за рубежом. В настоящее время положение россиян в странах СНГ вызывает серьезную обеспокоенность. Уже неоднократно на различных слушаниях в Государственной Думе Федерального собрания и всевозможных Съездах и конгрессах соотечественников обозначались основные ущемления в их правах отказы в трудоустройстве и увольнения в числе первых из предприятий и организаций из-за наличия у них российского гражданства лишение возможности получения образования за счет бюджетных средств в учебных заведениях стран проживания, поскольку таким правом пользуются в основном выпускники школ сложности с выездом за пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой документов, поскольку консульские учреждения Посольств РФ
137 находятся за многие сотни километров, а предложения Российской Федерации об открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства новых независимых государств (например, Грузия ограничения в возможностях защитить свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные – защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться преследованиям ограничения в приобретении в собственность недвижимости ограничения, связанные с исключением русского языка из употребления в государственных органах, переход делопроизводства на национальные языки, и перевод русских имен. Так, несмотря на целый ряд заключенных договоров и подписанных соглашений между Приднестровьем и Республикой Мол- дова, власти Республики Молдова до последнего времени постоянно наращивали количество нарушений указанных договоров и соглашений, осложняя условия проживания российских соотечественников в Приднестровье. В частности, в 2006 г. Молдовой и Украиной была введена железнодорожная блокада Приднестровья, лишившая граждан Приднестровья возможности выехать в Российскую Федерацию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
1
В период 2012–2016 гг. в аэропорту г. Кишинева имели место неоднократные досмотры с пристрастием должностных лиц Приднестровской Молдавской Республики, систематическая депортация с соответствующей отметкой в паспорте российских военнослужащих, прибывающих в Приднестровье для плановой ротации в рамках российского миротворческого контингента. Без объяснения причин властями Молдовы проводилась депортация журналистов известных российских СМИ, ученых и экспертов в области государственного строительства, политологов, экономистов, юристов, приезжающих в Приднестровье на научные фору Брусалинская ГС. Вопросы и проблемы обеспечения прав российских соотечественников в Приднестровье // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3.
138 мы, международные конференции, проведение научно-экспертных исследований и др. Необходимо также сказать и о постоянном стремлении властей Молдовы ухудшить экономическое положение и понизить уровень жизни российских граждан и соотечественников в Приднестровье в результате применения различных дискриминационных экономических мерк которым в первую очередь следует отнести двойное налогообложение приднестровских экономических агентов. К этому следует добавить практически постоянное блокирование молдавской стороной полноценной работы Объединенной контрольной комиссии, призванной регулировать и обеспечивать вопросы безопасности и исключать возможные провокации на границе в приграничных с Молдовой территориях. Все это объективно подтверждает необходимость постоянного мониторинга государственными институтами РФ ситуации в сфере защиты прав и свобод более 200 тыс. российских соотечественников в Приднестровье и мира на этой территории. Эту миссию с
1992 г. обеспечивают Оперативная группа российских войск и российский миротворческий контингент, МИД России, Министерство труда и социальной защиты. Благодаря решению Президента Российской Федерации в Приднестровье на протяжении трех лет реализуются масштабные социальные проекты строительство школ, больниц, детских садов, поликлиники др. Таким образом, руководство России обеспечило реальную защиту прав российских соотечественников в Приднестровье 25 сентября 2015 г. на заседании Правительства РФ было принято решение о разработке правовых механизмов, которые стимулировали бы добровольное переселение ученых-соотечествен- ников, проживающих за рубежом Основной акцент сделан именно на формировании государственных программ субъектов Российской Федерации. Наиболее простым способом приобретения гражданства рассматриваемой категорией ученых является участие в Государ-
1
Брусалинская ГС. Вопросы и проблемы обеспечения прав российских соотечественников в Приднестровье // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3.
2
Поручение ФМС России по вопросу о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/dep_news/19816.
139 ственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии сч ст. 14 Федерального закона О гражданстве Российской Федерации в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства являются участниками этой Государственной программы и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного для постоянного проживания, они могут быть приняты в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения сроков проживания перед подачей ходатайства, правило материальном достатке, о знании русского языка.
1
Восстановление в гражданстве Российской Федерации также в последнее время получило широкое распространение в практике консульских учреждений России в странах бывшего СССР. Люди возвращаются на историческую родину по разным причинам. Одни в целях воссоединения с семьями, другие – потому, что становятся объектом ограничений прав по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности. События на Украине – яркий тому пример. В связи с этим наблюдается рост обращений о восстановлении российского гражданства со стороны граждан этих государств, иностранных граждан и лиц без гражданства, утративших гражданство Российской Федерации и желающих вернуться в Россию, восстановить устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, что, в частности, видно на примере консульского отдела Посольства Российской Федерации на Украине.
1
Васильев С. А, Андриянов Д. В. Приобретение гражданства Российской Федерации соотечественниками, проживающими за рубежом проблемы реализации законодательства Актуальные проблемы российского права. 2016. № 1. С. 58–62.
140 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важнейшим элементом правового статуса личности и одновременно основой конституционного строя является институт гражданства. Гражданство является необходимой предпосылкой для обладания лицом всей совокупностью конституционных и иных прав и свобод возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке. Если оценивать историческое развитие института гражданства сточки зрения российского законодательства о гражданстве, то можно сделать вывод, что каждый этап его становления отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, при этом каждый следующий нормативный правовой акт сохранял историческую преемственность по отношению к предыдущему. Ранее гражданство регулировалось исключительно нормами национального права, но под общей тенденцией демократизации все большее воздействие на содержание гражданства и на защиту прав человека стало оказывать международное право. К началу
XXI в. в международном праве были выработаны прогрессивные принципы регулирования вопросов в области гражданства, произведена универсальная кодификация международных правовых норм, регулирующих вопросы гражданства. В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международными договорами. Национальное законодательство Российской Федерации во многом отвечает требованиям международного права в этой области. Российская Федерация обеспечила довольно жесткий контроль за процессами, связанными с приобретением гражданами России двойного гражданства, предусмотрела меры к сокращению таких явлений, как множественное гражданство и безгражданство (бипатризм и апатризм). С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации. Он существенно отличается от действовавшего с 1991 г. Закона с аналогичным названием. В частности, если раньше гражданство России можно было получить в
141 упрощенном порядке (и это было справедливо впервые годы после развала СССР, тоновые условия приобретения гражданства Российской Федерации стали более жесткими. Закон о гражданстве
2002 г, отражая преемственность основных положений института гражданства, с большей четкостью и конструктивностью регламентирует вопросы гражданства, обеспечивает приведение законодательства о гражданстве в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, с международными стандартами и требованиями. В Законе о гражданстве четко сформулировано определение гражданства, под которым понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Расширен состав положений, относимых к принципам гражданства. Закрепляется, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Устанавливается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, не может быть выслан за пределы страны или выдан иностранному государству. В соответствии с Конституцией гражданство Российской Федерации провозглашается едиными равным независимо от оснований его приобретения. Как следствие реализации этого принципа, Закон о гражданстве не предусматривает института гражданства субъектов Российской Федерации, имевшего место согласно Закону о гражданстве 1991 г. Приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации нормы, устанавливающие основные положения по вопросу двойного гражданства. Закреплено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
142 Существенные изменения внесены в область решения вопросов приобретения гражданства. Так, сокращено количество оснований для приобретения гражданства. В соответствии с Законом гражданство приобретается порождению в результате приема в гражданство в результате восстановления в гражданстве по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором. Нормы, регулирующие этот вопрос, достаточно конкретны и предусматривают четкий порядок приобретения гражданства, а также порядок и сроки принятия соответствующих решений компетентными органами. Возникновение множественного гражданства в основном объясняется большим разнообразием существующих в мире иммиграционных законов и законов о гражданстве, а также традиционной несогласованностью политических линий государств в области урегулирования вопросов гражданства. В одних странах разрешается иметь двойное гражданство, а в других – прежнее гражданство отменяется, как только человек обращается с просьбой о предоставлении гражданства другого государства. В некоторых государствах новое гражданство не признается, а в некоторых иностранному супругу гражданство предоставляется, ноне сразу. Каждая страна подходит к решению этих проблем по-своему, решая, кому быть его гражданином, а кому нет. Некоторые люди могут состоять в гражданстве двух, трех и более государств одновременно и пользоваться всеми правами, привилегиями и исполнять все обязанности гражданина каждого из государств. Как государства, таки отдельные лица неоднозначно относятся к проблеме двойного гражданства. В одних случаях двойное гражданство воспринимается как серьезная угроза основным ценностям общества. В других случаях оно расценивается как, желательное явление. Таким образом, споры о двойном гражданстве носят в первую очередь не формаль- но-юридический, а политический характер. Несмотря на все возражения и усилия международного сообщества по ограничению множественного гражданства данное явление продолжает распространяться КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие, сущность и нормативная основа гражданства.
2. Признаки гражданства.
3. Развитие института гражданства в Российской Федерации.
4. Юридическая природа гражданства.
5. Гражданство как институт права.
6. Гражданство как субъективное право.
7. Гражданство как правоотношение.
8. Гражданство как правовое состояние.
9. Принципы гражданства.
10. Понятие и причины возникновения двойного гражданства.
11. Правовое регулирование двойного гражданства в Российской Федерации.
12. Приобретение гражданства порождению. Прием в гражданство РФ в общем порядке.
14. Сокращение сроков проживания при приобретении гражданства РФ в общем порядке.
15. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.
16. Приобретение гражданства в порядке восстановления (реинте- грация.
17. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ.
18. Приобретение гражданства в порядке оптации.
19. Формы и правовая регламентация прекращения гражданства.
20. Прекращение гражданства в форме выхода из гражданства по собственному желанию.
21. Прекращение гражданства в форме выбора гражданства.
22. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей.
23. Гражданство детей при усыновлении (удочерении.
24. Гражданство недееспособных лиц, над которыми установлена опека и попечительство.
25. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ.
26. Полномочия Президента по вопросам гражданства.
27. Отмена решений по вопросам гражданства.
28. Разрешение споров по вопросам гражданства.
29. Деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений по защите прав и интересов российских граждан.
30. Защита соотечественников за рубежом
144 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ............................................ 5 1.1 Понятие, признаки и сущность российского гражданства .. 5 1.2 Принципы гражданства ......................................................... 22 ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ....................................................................................... 42 2.1 Основания приобретения гражданства Российской Федерации .............................................................................................. 42 2.2 Приобретение гражданства Российской Федерации порождению Приобретение гражданства Российской Федерации в результате приема в гражданство Российской Федерации ........... 48 2.4 Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке ................................................................................................... 49 2.5 Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ......................................................................... 58 2.6 Восстановление в гражданстве Российской Федерации ... 75 2.7 Иные основания приобретения гражданства Российской Федерации .............................................................................................. 76 2.8 Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ, о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ ......................................... 78 ГЛАВА 3. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ........................................................... 79 3.1 Выход из гражданства Российской Федерации в общем и упрощенном порядке ......................................................................... 79 3.2 Оптация как способ прекращения гражданства ................. 89 3.3 Основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства. 92 ГЛАВА 4. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ И НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ ....................................................................................................... 95
145 4.1 Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей ................................................... 95 4.2 Гражданство детей при усыновлении (удочерении) .......... 99 4.3 Гражданство недееспособных лиц, над которыми установлена опека и попечительство ................................................ 103 ГЛАВА 5. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .. 108 ГЛАВА 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ......................... 119 ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РФ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ ........................ 126 7.1 Деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений по защите прав и интересов российских граждан ............................................................................ 126 7.2 Защита соотечественников за рубежом ............................. 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................. 140 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ........................................................... 143
Учебное издание
Савченко Марина Станиславовна,
Опарин Виталий Николаевич,
Петренко Елена Геннадьевна ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебное пособие В авторской редакции Дизайн обложки – Н. П. Лиханская
Подписано в печать 22.10.2018. Формат 60 × 84 Усл. печ. л. – 8,4. Уч.-изд. л. – 6,6. Тираж 100 экз. Заказ № Типография Кубанского государственного аграрного университета.
350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13
Савченко Марина Станиславовна,
Опарин Виталий Николаевич,
Петренко Елена Геннадьевна ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебное пособие В авторской редакции Дизайн обложки – Н. П. Лиханская
Подписано в печать 22.10.2018. Формат 60 × 84 Усл. печ. л. – 8,4. Уч.-изд. л. – 6,6. Тираж 100 экз. Заказ № Типография Кубанского государственного аграрного университета.
350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13
1 2 3 4 5 6 7 8 9