Файл: Урок 4 Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26.09.22 г.
Урок 4 Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цели : Формирование умения, передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развитие творческих способностей через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения
Планируемые образовательные результаты :
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различать ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.
Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), имеют мотивацию к учебной деятельности
Ход урока .
I.Оргмомент .
II Актуализация знаний.
III. Мотивационно-целевой этап.
Рассказ с элементами беседы
– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет (пятна очень выразительны, без лишних деталей).
В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нем ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра.
Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.
- Сформулируйте тему и цели нашего урока .
IV.Формирование новых знаний .
Пятно – основное средство изображения на плоскости.
Все , что то может сделать художник на плоскости, - это наносить разнообразные пятна.
«Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей между собой. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Значение слова :
-
Словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».
-
Термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части: размер, цвет, освещение, местоположение, линейная
перспектива.
Существует два способа организации композиции:
1.сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
2.видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.
Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости.
Ощущение движения можно создать:
- если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
- свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним.
Картины :
- Н.Рерих «Заморские гости»
- В. Серов «Похищение Европы»
Ощущение покоя можно создать:
- если не использовать диагональные направления;
- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
Картины :
- К.Коровин «Зимой»
Контраст – это полярное противопоставление.
Любой размер в рисунке сам по себе относителен.
- Попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое?
Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа.
- А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжёлое и крупное.
- Но если рядом изобразить арбуз, впечатление от нарисованного яблока сразу изменится. Это и есть контраст величин.
Контраст используют , чтобы создать впечатление о размере предмета.
Существует много контрастных сопоставлений:
длинное – короткое, высокое – низкое,
чёрное – белое, неподвижное – движущееся и так далее.
Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов.
Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, так как человеческое восприятие сильнее реагирует на разницу в соотношениях. Существует :
- резкий и мягкий контраст.
Нюанс – это слабо и незначительно выраженная разница между элементами картины.
Контрасты и нюансы тесно взаимосвязаны, ибо дополняют друг друга, позволяя добиваться глубокой выразительности произведения.
Важно учитывать в творческой работе и положение источника света.
Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом.
Демонстрация тональной шкалы.
В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею , применяя стилизацию.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема
Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.
Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.
Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.
Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.
Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.
Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.
V.Практическая работа.
1. Выполнить монохроматическую композицию из морских (речных ) ракушек и камешков , используя пятна , ритм и составляя из изображений гармоничную композицию .
2.Можно выполнить задание из учебника. ( стр.37.)
VI.Итог урока. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
VII Рефлексия.
VIII.Домашнее задание -