Файл: Конкурсная работа по мхк История Отечества в музыкальных памятниках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1190

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЁМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (143050, Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий посёлок Большие Вяземы, ул. Городок-17, строение 20 а)

ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПО МХК

«История Отечества в музыкальных памятниках» (проект)

Выполнила:

Королик Анастасия Павловна, 11 класс Московская область, Одинцовский район, г. Голицыно, ул. Наро-Фоминский пр-т, д. 50

Руководитель:

Валгина Ирина Викторовна, учитель искусства и музыки МБОУ Мало – Вязёмской СОШ

Р.П. Большие Вязёмы

2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………....…..3-4

  2. Основная часть………………………………………………………………5-6

  1. Музыкальные произведения для интегрированного урока

    1. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». …………..…………………..….6-7

    2. С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» …………...……...…...7

    3. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»………...………………...………..8

    4. «Преображенский марш» эпохи Петра 1……………………...…….....8-9

    5. П.И. Чайковский. «Торжественная увертюра 1812год»……..…........9-10

    6. Музыка и Великая Отечественная война……………………………10-14

    7. Д.Д. Шостакович Седьмая («Ленинградская») симфония ………..14-15 

    8. Первый полет человека в космос ..………………………………….15-17

    9. О спорт – ты мир! Московская Олимпиада 1980г. ………………...17-19

1.10. Песни, рожденные в Афганистане………...……………………….19-21

2. Интегрированные уроки………………………………………………...........21

  1. Заключение……………………………………………………………..…22-23

  2. Библиография………………………………………………………………...24

Приложение

ДЛЯ МУЗЫКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ВРЕМЕНИ, НИ РАССТОЯНИЙ….

I. ВВЕДЕНИЕ

В наше сложное время проблемы патриотического воспитания встают особенно остро потому, что происходит отчуждение молодежи от отечественной культуры, нарушается идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего.

Падает общая культура учащейся молодежи. Дефицитом становятся такие понятия как гражданственность и патриотизм.


Искусство играет наиболее важную роль в формировании личности ребенка, подростка, обучающегося молодого человека.

Для воспитания патриотов, достойных граждан своей страны, необходимо развивать и укреплять в детях чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к своему народу, своей культуре, к национальным традициям.

История русского народа и нашей страны богата значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии Общества.

Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче.

В этом году исполняется 75 лет как закончилась одна из самых тяжёлых, кровопролитных войн нашей страны и мировой истории. Эта знаменательная дата напоминает о страшных событиях Великой Отечественной войны, о героизме наших солдат и о любви к своей стране. Смелость, упорная борьба и патриотизм советского народа дали возможность всем нам жить сегодня в мире и спокойствии.

Никогда не ослабевал интерес деятелей искусств к истории своей Родины.

Война и музыка: что может быть общего между ними? Ответ на этот вопрос может дать моя проектная работа «История Отечества в музыкальных памятниках».

Мой Проект - это подведение итогов и обобщение, полученных знаний при изучении таких предметов как история, литература, МХК и музыка. При этом я решила расположить музыкальные произведения в определенной хронологической последовательности: по датам и важнейшим событиям в истории нашей страны.

Подобранный музыкальный материал – это музыкальные памятники героям, их мужеству и патриотизму.

Я считаю, что подобрав материал для проведения тематических уроков по МХК, музыке, искусству и литературе, можно привлечь внимание и интерес детей к истории своей Родины и воспитанию патриотизма у молодежи.

Цель моей работы – провести тематические уроки на тему «История Отечества в музыкальных памятниках».

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  1. Подобрать музыкальные произведения по теме.

  2. Изучить историю создания произведения, музыкальный жанр, идею и стиль композитора.

  3. Подготовить уроки, составить их план.

  4. Провести интегрированные уроки.

  5. Подвести итоги выполненной работы.

Также я определила для себя Гипотезу, которая заключается в том, что музыкальные произведения, подобранные мною для уроков, пробуждают в учениках чувство патриотизма и помогают лучше понять историю своей страны.



Объектом моего проекта являются музыкальные произведения, связанные с важнейшими событиями из истории нашей Родины.

Субъектами выступают ученики нашей школы, участвующие в тематических уроках музыки, искусства, МХК и литературы.

Работа над моим проектом проходила в несколько этапов:

  1. Первый этап – подготовительный.

  2. Второй – теоретический - подбор теоретического материала и музыки по теме Проекта, составление планов проведения уроков.

  3. Третий этап – практический – проведение уроков.

  4. Четвертый этап - аналитический - обсуждение предварительных результатов, подведение промежуточных итогов.

  5. Пятый этап – заключительный - основные выводы и подведение итогов по проделанной работе.

  6. Шестой этап - Реализация Проекта «История Отечества в музыкальных памятниках» - выступление с Проектом.

Актуальность темы нашего проекта основана, с одной стороны,

на возрастающем интересе современной молодёжи к истории своей страны,

своей малой Родины, а с другой стороны, на недостаточном освещении

историко-патриотической роли отечественной музыки, которая, несомненно,

велика. Поэтому наша работа призвана восполнить этот пробел в знаниях.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первым этапом проведения работы стал выбор тем и музыкальных произведений.

Для этого был проведен опрос среди обучающихся 6, 8, 9 классов.

Опрос проводился посредством анкетирования.

Мною были сформулированы 5 вопросов по знаменательным датам и событиям из истории нашей страны.

Вопросы анкеты:

1. Назовите несколько ключевых дат из истории нашей страны (которые помните): 

 2. Что в Истории России произвело на вас неизгладимое впечатление? 

 3. Назовите события, на примере которых можно воспитать чувства патриотизма у современной молодежи: 

 4. Назовите музыкальные произведения, известные вам по урокам Истории, МХК и Литературы, которые произвели на вас наибольшее впечатление: 

 5. Назовите несколько исторических личностей, которые наиболее вам знакомы в период со времен Древней Руси – по эпоху СССР: 

В опросе участвовали 70 обучающихся.

Результаты опроса представлены на Диаграмме 1.



В результате анкетирования выявлено, что 51% опрошенных интересуются темой Великой Отечественной Войны, 14% - Отечественной Войной 1812 года, 11% - Война в Афганистане, 9% - Олимпиада 1980 года, 9% - первым полетам человека в космос, 6% - Эпоха Петра I.


На основании опроса, учитывая предпочтения уч-ся, а также учитывая значимость не названных уч-ся событий и произведений, был составлен перечень событий и музыки для проектной работы.

1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

1.1. Тема урока: Опера «Князь Игорь» - народно-эпическая опера.

(7 класс).
Опера «Князь Игорь» - народно-эпическая опера, замечательный памятник музыкального искусства.

Литературное произведение – памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185-1187).
Музыкальное произведение: Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина – одно из лучших произведений русской музыки, воспевших героизм русского народа, его славное прошлое. В основе либретто – события далеких и трагических времен борьбы Руси со «степью», описанные неизвестным автором в «Слове о полку Игореве». В нелегких условиях, в течение многих лет создавалась опера «Князь Игорь». Приступая к работе над оперой, Бородин обратился к огромному количеству исторических материалов, касающихся изображаемой им эпохи. Помимо материалов по «Слову о полку Игореве», Бородин тщательно изучил различные летописи, «Историю государства Российского» И.Н. Карамзина, «Историю России с древнейших времен» С. Соловьева и работы других историков из «Русского исторического сборника», издаваемого Обществом истории и древности российских. Не прошли мимо его внимания и научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни угорских народов.

Работая над первоисточниками, композитор многое изменил в соответствии со своим замыслом, многое исключил совсем, а кое-что дополнил, усилив не только психологизм образов, но и патриотическое звучание всего произведения. В опере параллельно развиваются два основных драматургических конфликта: первый – между русскими и половцами; второй – внутри русского лагеря. Все это выявлено средствами музыки, ярко, убедительно.

Образ главного героя оперы – князя Игоря подлинно историчен, конкретен, композитор обобщает его, наделяет лучшими чертами русских доблестных витязей, сохраняя конкретность, неповторимость этой личности.

Лирика оперы не контраст, а дополнение к героическим образам. Всю оперу обрамляют Пролог и Эпилог. Их музыка исполнена благородной величавости, высокой поэтичности, красоты, поражающей суровой простотой, национальным своеобразием. Образ благородного князя Игоря предстает в звучании величаво-скорбных аккордов, передающих глубокие раздумья о судьбах Родины.

1.2. Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. (6 класс).

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.  

Семь частей кантаты «Александр Невский» – семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи; и вместе с тем каждая из них – определенный этап в развитии общей идеи произведения.  С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные обобщенные портреты. А два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро - монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других необычны ярки, психологически точны, конкретны.

Образ Руси – народные хоры, лирическое соло женского голоса, чисто инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями, близкими к народной русской песенности. Чувства, выраженные музыкой, очень разнообразны. Крестоносцы же обрисованы музыкой менее разнообразной – в основном зловещей, агрессивной, все это создает образ тревожно – жуткий, лишенный человеческого тепла.

В эпилоге кантаты – «Въезд Александра Невского во Псков» – звучит торжественно и величаво хор, прославляющий победителей. Здесь, знакомые образы предстают как бы укрупненными, еще более значительными и звучат солнечно, ликующе. Горделивую радость за свою историю, за ее героев рождает эта музыка. Огромна сила ее художественного и эмоционального воздействия.

1.3. Тема урока: Героическая тема в русской музыке. (7 класс).

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинкибыла впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, – чувство Родины.Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир, раскрывая его новым музыкальным языком – русским.