Файл: Сигэру бан andrysh Milana Andzheevna.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Андрыш Милана Анджеевна

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

СИГЭРУ БАН

Andrysh Milana Andzheevna

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

SHIGERU BAN

Аннотация:

В статье рассказывается об известном японском архитекторе, лауреате Притцкеровской премии за 2014 год, Сигэру Бане.

Abstract:

The article tells about the famous Japanese architect, winner of the Pritzker Prize for 2014, Shigeru Ban.

Ключевые слова: архитектор, строительство, нетрадиционные материалы

Keywords: architect, construction, non-traditional materials

5 августа 1957 года в японском городе Токио родился Сигэру Бан, прославившийся на весь мир архитектор. Уже в возрасте 14 лет мальчик собрал модель своего первого дома. Для получения высшего образования молодой человек предпочёл родной стране США и обучился в Южно-Калифорнийском архитектурном институте, где смог получить знания у Джона Хейдука, человека, внёсшего большой вклад в критическое мышление в архитектуре. Даже годами позже в работе Бана прослеживается влияние преподавателя: эксперименты, трёхмерное пространство, «игра» с геометрией.

Стиль Бана включает в себя разные течения и тенденции. Многие темы и методы взяты из японской архитектуры: например, феномен "универсального этажа", обеспечивающего непрерывность между всеми комнатами в доме. От американского учителя архитектор пришёл к пересмотру западного модернизма. Сигэру Бан входит в число немногих японских архитекторов, кто сочетает западные и восточные строительные формы.



Рисунок I Сигэру Бан

Самое важное и уважаемое в деятельности архитектора – обеспечение жильём тех, кто лишился его в результате войны или природных катаклизмов. Постройки, чаще всего предусмотренные для недолгой эксплуатации, предназначены для помощи в таких частях мира как Гаити, Руанда, Япония. Интересно, что «временное жильё» нередко продолжает использоваться ещё долгие годы после.

«Однажды я долго смотрел на рулон офисной бумаги, который лежал у меня перед глазами. И внезапно я понял, что картонная трубка — идеальный строительный материал, достаточно прочный и легкий одновременно. И его можно при необходимости без проблем утилизировать, что было важным для моих экспериментов», — объясняет Сигэру Бан. Каркасность, скорость возведения, эксплуатации и дальнейшей утилизации — важнейшие пункты изучения этого архитектора. Картон и бумага многим бы могли представиться не самыми оптимальными материалами.
Такое мнение могло быть верным, в случае, когда разговор вёлся бы о стандартных методах. Стоит заметить, что древесина, картон и бумага из нее - натуральные полимеры. В композитных постройках при новейших способах возведения, а также скрупулёзности расчетов конструкций целлюлозные строительные материалы могут вполне достойно составить конкуренцию металлу, камню, пластику. За большое количество лет работы Бан смог создать абсолютно уникальный тип постройки — не имеет значения, для человека, оказавшегося в зоне катастрофы или влиятельного бизнесмена.

Проект, располагающийся в японском городке Кавагоэ, получивший название «Голый дом» из-за своей кристальности изнутри и извне, отображается в издательстве Phaidon «постройка в стиле теплицы», имеющее два этажа. Каркасное здание обшито промышленным пластиком, а крыша выполнена из пласта стали. Согласно объявлению Притцкер, перегородки, содержащие три слоя «напоминают сияющий свет экранов седзи». Стены снаружи сделаны из прозрачного гофрировочного усиленного материалом полимера, а внутри - из нейлоновой ткани, которую можно стирать. Между слоями расположены пластмассовые наполнители с изоляцией. «Эта сложная многослойная композиция из обычных материалов, используемых естественным и эффективным способом, обеспечивает комфорт, эффективные экологические характеристики и одновременно чувственное качество света», - подчеркнули члены комиссии премии. Дизайнерские решения в Naked House включают множество эмпирических задумок Бана. Хозяин имел запрос, содержащий тезис "жизнь семейства в целостной обстановке", без разделения и излишней изоляции, но обязательно с наличием мест, предназначенных «личных занятий». Бан создал здание, напоминающее теплицы, разбросанные по близлежащим территориям.

Что же было самым интересным? Сигэру Бан спроектировал гибкие модули - небольшие, легко приспосабливаемые блоки с раздвигающимися ставневыми дверями, которые, в свою очередь, могут быть соединены в крупных пространствах. «Данное здание, - дал комментарий Бан, - точно, результат собственного взгляда на комфортную и подвижную жизнь, развитого из личного мнения клиента в сторону проживания, семейности». Члены комиссии Притцеровской премии назвали Naked House примером таланта японца «ставить под вопрос типичное видение помещений и, конечно, о домашнем быте и в то же время творить прозрачную, будто сказочную обстановку».





Рисунок II Голый дом

Известный токийский «Дом с занавесками» является своеобразным актом Бана и его заявлением, что традиционность и канонизм будут преобразованы в соответствии с его стилем. Хотя, по утверждению архитектора, имело место уникальное везение — у него и владельца дома, именитого фотографа, были идентичны мнения по обустройству. Безусловно отразилось на работе рвение к достижимой прозрачности и стиранию разделения внутренней и внешней территорий. Японец смог по-новому применить обыденную тканевую перегородку и создать выделяющийся визуальный элемент. Но, что понятно, при низких температурах ткань дополняется по периметру дверями из стекла, что помогает защитить дом от суровой погоды и любопытных прохожих. По словам Притцкеровского номинанта, двухэтажная навесная перегородка отражает традиции дверей фусума, панелей сударе и ширм седзи. Стоит заметить интересное разграничение полов. Зона настила из досок в действительности является пристроенной верандой, которую, при желании, можно обложить блоками для разделения зон.

Проектные пространства смешались благодаря тому, что архитектор предусмотрел его достаточно платично и неотделимо. Уходят в небытие понятия «внутри», «снаружи», «интерьер», «экстерьер». Архитектура — ничто иное, как цельная система. Вся территория подходит для эксплуатации и продуктивного проживания.

Бан продолжает экспериментировать с изготовлением мебели из промышленных бумажных трубок, чем и по сей день вызывает ажиотаж в архитектурном сообществе. Новаторские мебельные конструкции можно заметить и в девятиквадратном доме 1997 года постройки. В 1998 году компания Ban представила эту мебель из бумажных трубок в серии Carta furniture.



Рисунок III Дом с занавесками

Список литературы:

  1. Philip Jodidio: Shigeru Ban. 1957 / Architecture of Surprise, 2013

  2. Heidi Zuckerman Jacobson, Claude Bruderlein Shigeru Ban: Humanitarian Architecture / Aspen Art Press, 2014