Файл: Литература об общих принципах организации местного самоуправления в Рос сийской Федерации Федеральный закон от 06. 10. 2003 131фз. Доступ из справ правовой системы КонсультантПлюс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

140 141
В-пятых, повышению уровня доверия граждан к муниципальной службе;
В-шестых, выполнению задач государственной и региональной кадро- вой политики.
В-седьмых, снижению бюджетных затрат и издержек за счет вне- дрения новых образовательных технологий, повышения интенсивности и производительности труда муниципальных служащих.
В заключение статьи, резюмируя всё вышесказанное, мож- но утверждать, что последовательная реализация назван- ных кадровых мероприятий позволяет не только выполнять тре- бования законодательства об обязанности повышения квали- фикации муниципальных служащих, но и способствует прямой оптимизации организации и функционирования муниципальной службы, внедрению современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий, позволяет обеспечить последовательность, системность и комплексность развития муниципальной службы за счет внедрения передового опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон- сультантПлюс».
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-
Плюс».
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации:
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О дополнительном профессиональном образовании государствен- ных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от
28.12.2006 № 1474. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Армстронг М. Практика управления человеческими ресур- сами. [Электронный ресурс] URL: http://www.ereadi№g.club/book.
php?book=1025785 (дата обращения 03.04.2018)
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: Учебное пособие. М.: Академия, 2016. С. 13
УДК 332
А. Э. Ивлева
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В статье исследуется понятие и содержание государственной служ-
бы, выделяются ее особенности в России.
Ключевые слова: государственная служба, Конституция, государ-
ство, политическая система, законодательство.
UDK 332
A. E. Ivleva
The Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration
CONCEPT AND ESSENCE OF STATE SERVICE
The article describes the concept and content of the civil service, its features
are distinguished in Russia.
Keywords: civil service, Constitution, state, political system, legal system.
Государственная служба является важным инструментом политиче- ской системы, используемым государственными органами для осущест- вления своей руководящей деятельности. Она относится к государствен- ному аппарату, который осуществляет сбор и изучение разнообразной информации, касающейся вопросов социальной политики, включая сфе- ру образования и здравоохранения [1], направлений развития общества, отношений между государством и обществом. Важность исследования данной сферы определяется ролью общественных служб как элементов политической системы, обеспечивающих успех социальных преобразова- ний в России, которые проводит власть.
Для лучшего понимания содержания деятельности государственных служб обратимся к сущности самой категории. Первым из таковых является


142 143
понятие «служба». Оно может иметь различную смысловую нагрузку в зави- симости от контекста, в котором он употребляется. В этимологическом сло- варе службой называют какую-либо специальную область работы с относя- щимися к ней учреждениями [7]. Создатели толкового словаря русского язы- ка предлагают, подразумевают под службой деятельность, работу служащего, место его деятельности. Из этого следует, что служащий — «это конкретное лицо, которое осуществляет свою деятельность на основании найма в раз- личных сферах умственного труда, а служить — это соответственно выпол- нять определенную службу; осуществлять какую-либо деятельность для кого-то, реализовывать чью-нибудь волю, направлять всю свою деятельность для реализации пользы» [5]. При наиболее широком смысле служба позици- онируется как разновидность вознаграждаемой общественно полезной дея- тельности. Важно отметить, что в процессе своего труда служащий наряду с профессионально-техническими правилами сталкивается с нормами соци- альных отношений, в том числе с правовыми нормами. В процессе трудовой деятельности служащего присутствуют правовые отношения. Они выступа- ют характерной особенностью его деятельности. Вступление в социальные отношения, в частности правовые, с субъектами, которые для него являются объектом обслуживания, или, наоборот, с теми, кому он служит, — это осо- бенность статуса служащего [3]. В литературе встречаются различные виды служебной деятельности и их классификации. Ряд ученых предлагает клас- сифицировать служебную деятельность исходя из форм собственности того или иного учреждения. По такому признаку указанный исследователь пред- лагает выделять следующие организации: частные, международные, ино- странные и смешанные. Другие исследователи классифицируют служащих и организации исходя из места, где ими выполняются обязанности. По данно- му классификационному критерию исследователь выделяет следующих слу- жащих: органов государства, государственных учреждений, муниципальных органов, общественных организаций и объединений, органов управления иностранных и международных учреждений, смешанных организаций [4].
В литературных источниках встречается такой вариант классификации орга- низаций как государственные и негосударственные. В ракурсе данного под- хода предлагается выделять государственную и негосударственную службу.
К первому виду причисляют службу в органах государства и военизирован- ных формированиях. Ко второму виду службы, в частности, относит муни- ципальную службу, службу в общественных объединениях и организациях, аппарате политических движений, частных организациях.
Теперь определим содержание термина «государственная служба». Юри- стами дореволюционной России было сформулировано понятие государ- ственной службы. «Государственная служба по своей сущности — это некая совокупность отношений, которые определены правовыми нормами, при этом данный тип отношений существует между самим государством в лице кон- кретных органов и теми лицами, которые реализовывают в реальности его волю» [6]. Госслужба — «договор, который считается свободным по сво- ей сущности, из него вытекает одностороннее публично-обязательственное отношение частных лиц к самому носителю публичной власти, для того, что- бы реализовать волю последнего». «Исполнение лицом, по собственному его согласию и по назначению правительственной властью, постоянной должно- сти, по штату или сверх штата, с определенными обязанностями в учрежде- ниях государственного управления и служебной ответственностью, соединен- ное с получением жалования, выслугой чинов, знаков отличия и пенсии» [6].
Современные исследователи определяют госслужбу как «институт, имеющий публично-правовой характер, на которого возложена обязанность осуществлять и обеспечивать должным образом конституции, а также раз- личные существующие законы государства, урегулированный за счет ряда юридических институтов конституционного, административного, трудово- го, уголовного и бюджетного законодательства, исполняемый гражданином, состоящим в публично-правовом отношении с государством». Это трудовая деятельность, заключающаяся в практической реализации государственных функций сотрудниками государственных учреждений, подразумевающих обеспечение, в том числе, инновационного развития страны [2].
Сущностные и содержательные особенности понятия «государствен- ная служба», по мнению ряда авторов, подразумевают «с одной стороны, практическое, а с другой — профессиональное участие граждан в выпол- нении различных целей, а также функций государства за счет того, что исполняются различные государственные должности, которые были обра- зованы в органах государственной власти». Для исследователей —это публичный социально-правовой институт, который включает в себя три основополагающих, взаимосвязанных друг с другом элемента: государ- ство, государственный орган и государственную должность [4] .
Несмотря на множественность взглядов на понятие «государственная служба», значение этого термина имеет четкое закрепление в действую- щем законодательстве, регулирующем государственно-служебные отно- шения. Так, для современного законодателя исследуемое понятие имеет следующее определение: «служебная деятельность, которая имеет про- фессиональный характер, граждан России, направленная на соответству- ющее обеспечение исполнения ряда полномочий, в том числе самого Рос- сийского государства, его органов власти различных уровней» [3].


144 145
ЛИТЕРАТУРА
1. Власов А. В. Совершенствование организации и управления рын- ком медицинских услуг / А. В. Власов, Т. Б. Ивашинина // Регион: систе- мы, экономика, управление. – 2015. – № 1 (28). – С. 92—96.
2. Ивашинина Т. Б. Интеллектуальная собственность как инструмент стимулирования инноваций / Т. Б. Ивашинина // Государственное и муни- ципальное управление в России: материалы X Международной научно- практической конференции. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2017. –
С. 70—77.
3. Курченко В. Д. Административное право России: учебное пособие /
В. Д. Курченко. – Липецк: издательство Липецкий эколого-гуманитарный ин-т, Липецк, 2009. – 143 с.
4. Лойт Х. Х. Служебное право: учебное пособие / Х. Х. Лойт,
В. С. Бялт. – Санкт-Петербург: издательство Санкт-Петербургского уни- верситета авиакосмического приборостроения, 2014. – 173 с.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегоа,
Н. Ю. Шведова. 4-е изд. – М., 1997. – С. 732.
6. Чистяков О. И. Хрестоматия по истории отечественного государ- ства и права / О. И. Чистяков, Г. А. Кутьина, А. Е. Курчавова. – М.: Юрайт,
2016. – 520 с.
7. Этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. – М.,
2010. – С. 336.
УДК 332.146.2
Р. С. Ишков, В. В. Сыроижко
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье рассматривается современная система управления персо-
налом в муниципальной службе. Статья раскрывает черты муниципаль-
ной службы и проблемы, с которыми она сталкивается.
Ключевые слова: управление, персонал, муниципальная служба,
должность, проблема.
UDC 332.146.2
R. S. Ishkov, V. V. Syroizhko
The Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration
PROBLEMS OF THE MANAGEMENT SYSTEM
OF PERSONNEL AT THE MUNICIPAL LEVEL
The article considers the modern system of personnel management in the
municipal service. The article reveals the features of the municipal service and
the problems it faces.
Keywords: management, personnel, municipal service, position, problem.
В настоящее время решение важных для государства и современно- го российского общества задач находится в зависимости от эффективно- го функционирования муниципальной службы, которая является связью между государством и этим обществом. В свою очередь муниципальная служба не будет эффективной без квалифицированных кадров. Следова- тельно, важным является рассмотрение проблем в системе управления персоналом на муниципальной службе.
Современные экономические условия, существенные преобразования в общественных отношениях требуют повышения эффективности муни- ципальной службы в интересах укрепления муниципалитета и развития общества. Данная тема является актуальной, так как современное состоя- ние системы муниципальной службы в реальности нуждается в значитель- ных переменах, а также в устранении имеющихся недостатков. Пробле- мы в системе управления кадрами на муниципальной службе существуют и на законодательном уровне, и внутри структурных подразделений. Это обусловлено наличием недостатков, мешающих нормальному развитию системы муниципальной службы. Следовательно, стоит оказывать особое внимание существующим проблемам, находить их причины, а также раз- рабатывать разрешающие методы. Оптимизация количественного соста- ва управленческого аппарата, распределение функциональной нагрузки и направлений деятельности объективно должны сопровождаться повы- шением эффективности служебной деятельности и равномерно распреде- ленным увеличением социальных гарантий муниципальных служащих.
В структуре управления особое место занимает местное самоуправле- ние, которое должно решать вопросы местного значения профессиональ-