Файл: И продовольствия республики беларусь главное управление образования, науки и кадров.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По степени обобщения и представления информациибалансы классифицируются на: единичные и сводные (консолидированные). Единичные балансы характеризуют финансовое положение одной юридически самостоятельной организации или ее структурных подразделений. Сводные (консолидированные) балансы представляют собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но зависимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс материнской и ее дочерних компаний и зависимых обществ. Данные материнской и дочерних компаний объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных.
3.3. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями.
В зависимости от хозяйственной операции изменение статей баланса можно разделить на четыре типа балансовых изменений.
Первый тип хозяйственных операций затрагивает только статьи актива баланса, когда средства по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.
Пример. Отпущены со склада и израсходованы па производство сырье и материалы.
Второй тип хозяйственных операций затрагивает только статьи пассива баланса, когда источники образования хозяйственных средств по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.
Пример. Изначисленной оплаты труда удержан подоходный налог.
Третий тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пассива баланса, когда они одновременно увеличиваются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.
Пример. Организация получила в банке краткосрочный кредит на пополнение оборотных средств.
Четвертый тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пассива баланса, когда они одновременно уменьшаются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.
Пример. С расчетного счета погашена задолженность поставщикам.
Тема 4. Счета и двойная запись. Система счетов и порядок отражения в них хозяйственных операций
4.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их сущность и назначение. Строение счетов.
4.2. Двойственное отражение хозяйственных операций на счетах, его сущность и значение.
4.3. Понятие учетной записи на счетах. Простая и сложная учетная запись.
4.4. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. Субсчета.
4.5. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, их построение и назначение.
4.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их сущность и назначение. Строение счетов.
Счета бухгалтерского учёта являются классификационными признаками для отражения и обобщения данных о хозяйственных фактах или операциях. Счета открываются на основании баланса организации и счета открытые на основании актива баланса называются активными, а открытые на основании пассива баланса – счета пассивные.
Счета бухгалтерского учета — это способ текущего отражения, экономической группировки и оперативного контроля за имуществом организации и хозяйственными операциями. Графически счета представляют собой таблицы, в которых делаются учетные записи.
Записи на счетах ведутся в различных измерителях — натуральных, трудовом и денежном — в зависимости от характера учитываемых объектов.
Счет является классификационным признаком, позволяющим идентифицировать объекты бухгалтерского учета. Он представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы Т" ("Т-счет"). Увеличение имущества, как и источников его, удобнее показывать отдельно от их уменьшения – для облегчения подсчетов общих сумм на счете. Поэтому счет и делится на две части: левую и правую.
Итоги записей сумм хозяйственных операций по дебету или кредиту счета за определенный период (как правило за месяц) без начального сальдо называется оборотом. Сумма по дебету счета соответственно называется дебетовым оборотом, а по кредиту – кредитовым.
Разница между дебетовым и кредитовым оборотами представляет собой сальдо (остаток), сокращенно «С» или «S», которое свидетельствует о наличии имущества или источников на определенную дату.
Сальдо на счетах на начало месяца называется начальным, а на конец месяца — конечным.
Открыть счет — это значит дать ему название, проставить код (согласно плану счетов бухгалтерского учета) и записать начальное сальдо, если оно есть(запись начального остатка должна быть подчеркнута, чтобы сумма не была включена в дебетовый или кредитовый оборот).
Активные счета предназначены для текущего контроля за состоянием и изменением имущества предприятия (счета «Основные средства», «Касса», «Расчетный счет» и т.д).
Чтобы вывести остаток на конец отчетного периода по активному счету необходимо к начальному дебетовому остатку прибавить дебетовый оборот и вычесть кредитовый оборот.
Остаток имущества и по активному счету может быть только дебетовый. По дебетовой стороне счета отражается все хозяйственные операции по поступлению данного вида имущества, по кредиту – все хозяйственные операции по его выбытию.
Пассивные счета предназначены для текущего учета состояния и изменений источников имущества (обязательств) организации.
Чтобы вывести остаток по пассивному счету необходимо к начальному остатку кредитовому прибавить кредитовый оборот и вычесть оборот дебетовый.
Остаток обязательств организации записывается только по кредитовой стороне счета. По кредиту записываются и все операции, приводящие к увеличению суммы обязательств. По дебету - все операции, приводящие к уменьшению суммы обязательств.
Кроме активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете имеют место и активно-пассивные счета, предназначенные для учета расчетных операций с различными организациями, отдельными лицами. На активно-пассивных счетах учитываются по дебету разные долги данной организации, а по кредиту – долги данной организации другим организациям, учреждениям и лицам. (Определение остатка по активно-пассивному счету будет рассмотрено нами при изложении 4 вопроса).
Вопрос 4.2. Двойственное отражение хозяйственных операций на счетах, его сущность и значение.
Двойная запись представляет собой способ одновременного взаимосвязанного отражения явлений, вызываемых хозяйственной операцией, на дебете одного счета и кредите другого в одной и той же сумме.
Например: Операция – «С расчетного счета в кассу организации поступили денежные средства в сумме 500 тыс.руб.»
Эта хозяйственная операция затронула две статьи баланса- «Касса» и «Расчетный счет». При этом отражены два экономических явления: увеличение денежных средств в кассе организации и уменьшение на расчетном счете. Операция увязывает два объекта учета и поэтому записывается на двух счетах- «Касса» и «Расчетный счет»
Эта запись будет выглядеть следующим образом:
Дебет счета «Касса» - 500 тыс. руб.
Кредит счета «Расчетный счет» - 500 тыс. руб.
4.3. Понятие учетной записи. Простая и сложная учетная запись. Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы отражаемой хозяйственной операции называется
бухгалтерской записью (бухгалтерской проводкой).
В результате двойной записи между счетами возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь называется корреспонденцией счетов.
Счета, участвующие в корреспонденции счетов, называются корреспондирующими.
В приведенном примере взаимосвязь между счетами изображается стрелкой от кредитуемого счета к дебетуемому, такое направление взаимосвязи соответствует движению средств в процессе их кругооборота, показывает , как правило, направление использования средств.
Бухгалтерские записи бывают простые и сложные.
Простыми называются такие записи , при которых сумма хозяйственной операции записывается в дебет одного и кредит другого счета, т.е. один счет дебетуется и один- кредитуется.
Вышеприведенная бухгалтерская запись – простая.
Сложная бухгалтерская запись - эта запись хозяйственной операции, при которой дебетуются два или более счетов, а кредитуется один счет или, наоборот, дебетуется один счет, а кредитуются два или более счетов.
Пример: Из кассы организации выдана заработная плата работникам организации в сумме 2500 тыс.руб. и деньги в подотчет на командировочные расходы в сумме 260 тыс. руб.
Таким образом, следуя логике рассуждений при разборке данной хозяйственной операции, следует составить следующую сложную бухгалтерскую запись :
Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 2500 тыс.руб.
Дебет счета «Расчеты с подотчетными лицами» - 260 тыс.руб.
Кредит счета «Касса» - 2760 тыс.руб.
Вышеуказанную сложную бухгалтерскую запись можно выразить двумя простыми :
Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 2500 тыс.руб.
Кредит счета «Касса» - 2500тыс.руб.
и
Дебет счета «Расчеты с подотчетными лицами» - 260 тыс.руб.
Кредит счета «Касса» - 260 тыс.руб.
В учетной практике субъектов хозяйствования сложные бухгалтерские записи находят широкое применение.
Правильное определение корреспонденции счетов при отражении хозяйственных операций является необходимым условием правильного учета хозяйственной деятельности. Поэтому установление корреспонденции счетов по отдельным операциям производится в следующем порядке:
• исходя из содержания хозяйственной операции определяются объекты учета, которые она затрагивает;
• определяется вид счета по отношению к балансу (активный илипассивный);
• устанавливается характер изменения на счетах (увеличение или
уменьшение) в результате данной хозяйственной операции;
• исходя из схем записей на активных и пассивных счетах устанавливается корреспонденция счетов.
Вопрос 4.4. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. Субсчета.
Определение данных видов учета закреплено ст. 2 «Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, и их определения» Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».
Синтетический учет – обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет - детализированное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на аналитических счетах бухгалтерского учета.
(внутри каждого синтетического счета)
Счета бухгалтерского учета, отражающие наличие и движение имущества организации и источников его формирования в обобщенном виде только в денежном выражении называются синтетическими счетами. (К таким счетам относятся счета «Материалы», «Касса», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.)
Аналитическими счетами называются счета, отражающие наличие и движение имущества организации и его источников в подробном, детализированном виде.
Аналитические счета открываются в развитие каждого синтетического счета и степень детализации аналитических счетов достигается путем использования трех видов измерителей: натурального, трудового и денежного. Например: К синтетическому счету «Материалы» ( субсчету «Топливо») будут открыты аналитические счета «Бензин АИ-93» и т.д. по маркам, «Дизельное топливо», «Дрова» и др. Учет по каждому виду перечисленного топлива будет осуществляться в количественном и стоимостном выражении.
Проследив за порядком отражения хозяйственных операций на счетах синтетического учета и к нему открытых аналитических счетах прослеживается взаимосвязь:
Начальный остаток синтетического счета равен сумме начальных остатков аналитических счетов, открытых в развитие данного синтетического счета.
Дебетовый оборот синтетического счета должен быть равен сумме дебетовых оборотов аналитических счетов, открытых в развитие данного синтетического счета.