Файл: Генезис понятия корпоративной культуры в отечественной и зарубежной научной литературе.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– культура управления, которую определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев, включая коммуникативную компетентность, методы стимулирования, повышение уровня удовлетворенности трудом и т. д.;
– культура работника, которую правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Внешняя составляющая нравственной культуры – поведение человека, знание им этикета, правил поведения, хороших манер; внутренняя составляющая – нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение эмпатически воспринимать состояние других людей, сопереживать. Культуру труда определяют исходя из уровня образования и квалификации работника, его отношение к труду, дисциплинированности (включая технологическую и трудовую дисциплину), исполнительности, творчества на рабочем месте[62].
Итак, во всех рассмотренных нами классификациях указаны в основном одни и те же элементы культуры:
– многие авторы отмечают образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своих поступках и поведении. Зачастую эти предположения связаны с видением окружающей среды (группы, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Это видение применительно к компании достаточно трудно сформулировать;
– общей категорией, которую авторы включают в определение как корпоративной, так и организационной культуры, являются ценности (или ценностные ориентиры), которых может придерживаться индивид в процессе трудовой деятельности. Ценности ориентируют индивида в том, как действовать в определенной ситуации, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым и т. д.;
– общей составляющей феноменов корпоративной и организационной культуры также являются и внешние атрибуты компании, символика, с помощью которой транслируются ценностные ориентации сотрудникам той или иной компании.
Традиционно, и не без основания считается, что культура компании складывается из составляющих, являющихся неотъемлемой частью как в корпоративной, так и в организационной культуре:
– «философия», задающая смысл существования организации и ее отношения к сотрудникам и клиентам;
– доминирующие ценности, на которых базируется организация, относящиеся к целям ее существования либо к средствам достижения этих целей;
– нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;
– правила, по которым ведется «игра» в организации;
– «климат», существующий в компании и проявляющийся в том, какова атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами;
– поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении и организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т. п.[63]
Содержание культуры определяется не простой суммой ее элементов, а тем, как они взаимосвязаны между собой и как формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой культуры является порядок расположения формирующих ее базовых элементов, указывающий на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между структурными составляющими. Поэтому влияние на характер культуры предприятия и взаимосвязь ее элементов оказывают две группы факторов – факторы внешней среды и факторы внутренней среды.
Корпоративная культура представляет собой систему духовных и материальных ценностей, мифов, ритуалов, праздников, принятых в определенной компании, отражающих ее индивидуальность и взаимодействующих между собой; систему, проявляющуюся в поведении, взаимодействии и восприятии себя и других в социальной среде, формирующуюся целенаправленно в рамках принятой стратегии менеджмента компании.
Список использованной литературы
1. Sherif M. Intergroup Conflict and Cooperation. – Norman, Okla., 1961.
2. Lewin K. Group Decision and Social Change. – N.Y., 1952.
3. Lippitt G. L. Organization Renewal, Appleton-Century-Crofs. – 1969.
4. Картрайт Д. Групповая динамика: исследование и теория. – М., 2004.
5. Argyris C., Schon D. A. Organizational Learning. Reading. – Mass., 1978.
6. McGregor D. The Human Side of Enterprise. – New York., 1960.
7. Burns T., Stalker G. M. Management of Innovation. – 1961.
8.Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 1. Наука логики. – М., 1974. – С. 143.
9.Шпенглер О. Закат Европы. – Т. 1. – М., 1993. – С. 344.
10. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. – Т. 5. – М., 1966. – С. 466–469.
11. Kroeber A., Kluckholn C. Culture: a critical review of concepts and definitions // Cambridge, MA, 1952. – P. 96–97.
12. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 103.
13. Пивоваров Д. В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. – Свердловск, 1986. – С. 99.
14.Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. – М., 1991. – С. 261.
15.Васильчук В. А. Социальное развитие человека в ХХ веке // Общественные науки и современность. – 2001. – № 1. – С. 13.
16.Степин В. С. Культура // Новейший философский словарь. – 3-е изд., испр. – М., 2003. – С. 527.
17.Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994. – С. 15–17.
18.Сартр Ж.-П. Избранные произведения. – М., 1992. – С. 479.
19.Капитонов Э. А. Корпоративная культура: теория и практика. – М., 2005. – С. 13.
20.Организация // Философский энциклопедический словарь. – М., 2000. – С. 264.
21.Шевченко Д. А. Реклама. Маркетинг. PR: учеб. – справ. пособие / Д. А. Шевченко. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «РГГУ», 2014. – С. 191.
22.Беляев А. А., Коротков Э. М. Систематология организации. – М., 2000. – С. 46.
23.Jaques E. The Changing Culture of Factory. – New York, 1952. – P. 251.
24.Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: тексты. – М., 1994. – С. 36–42.
25.Корпорация // Малый энциклопедический словарь. – М., 1994. – С. 194.
26.Корпорация // Большой экономический словарь. – М., 1999. – С. 393.
27.Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. – М., 1997. – С. 214.
28.Логунова Л. Б. Корпорации как тип социальной интеграции // Социологические исследования. – 1996. – № 12. – С. 10.
29.Храброва И. А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. – М., 2000. – С. 25.
30.Прозерский В. В. Корпоративная культура как субкультура общества // Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. Том III: Культурная динамика. – СПб., 2008. – С. 43.
31.Берлин А., Романовская К. Управление организацией, децентралистические концепции // Российский экономический журнал. – 1999. – № 3. – С. 12.
32.Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. – М., 1992. – С. 344.
33.Капитонов Э. А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 281.
34.Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб., 2008.
35.Беленкова А. А. PRостой пиар. – М., 2006. – С. 168.
36.Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз. – М., 2003. – С. 388.
37.Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. – М., 1999. – С. 145.
38.Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов-н/Д., 1998. – С. 134.
39.Блинов А. О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом. – М., 2001. – С. 49.
40.Кричевский Р. Л. Если вы руководитель… Элементы психологи менеджмента в повседневной работе. – М., 1998. – С. 147.
41.Роджерс Ф. Взгляд изнутри: Человек – фирма – маркетинг. – М., 1999. – С. 67.
42. Эванс Дж. М., Бергман Б. Маркетинг. – М., 1990.
43.Козлов В. В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития. – М., 2004.
44.Седун С. Миссия профессионала (Работник в роли философа. Рассуждения консультанта по созданию индивидуальной персональной миссии) // Управление персоналом. – 1999. – № 12 (42). – С. 53–56.
45.Михельсон-Ткач В. Л., Скляр Е. Н. Процесс согласования ценностей: проблемы оценка // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1. – С. 73.
46.Тесакова Н. В. Миссия и корпоративная культура. – М., 2004. – С. 13.
47. Smircich L. Concepts of Culture and Organizational Analysis // Administrative Science Quarterly. – 1983. – № 28.
48.Роббинс С. Основы организационного поведения. – М., 2006. – С. 320.
49.Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социс. – 1996. – № 7. – С. 47–55.
50.Шольц К. Организационная культура: между иллюзией и реальностью // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». – 1995. – № 3. – С. 111.
51. Фролов С. С. Социология организаций. – М., 2001.
52. Спивак В. А. Корпоративная культура. – СПб, 2001.
53.Пригожин А. И. Организационная культура и ее преобразование // Общественные связи и современность. – 2003. – № 5. – С. 16.
54.Шарков Ф. И., Прохоров Я. М., Родионов А. Л. Корпоративная культура в системе общественных связей и отношений. – М., 2002. – С. 86.
55.Тощенко Ж. Т., Могутнова Н. Н. Новый взгляд на понятие «корпоративная культура» // Социс. – 2005. – № 4. – С. 130–136.
56.Спивак В. А. Корпоративная культура. – СПб., 2001. – С. 74.
57.Спивак В. А. Корпоративная культура. – СПб., 2001. – С. 27.
58.Костин В. А., Благодатских О. Н. Организационная культура: проблема понятия и состава // Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий. – Екатеринбург, 1999. – С. 97.
59.См.: Роббинс С. П. Правда об управлении персоналом. – М., 2003.
60.См.: Harris P. R., Moran R. T. Managing Cultural Differences. – Houston, TX, 1996.
61.Погорадзе А. А. Культура производства: сущность и факторы развития. – Новосибирск, 1990. – С. 47.
62.Погорадзе А. А. Культура производства: сущность и факторы развития. – Новосибирск, 1990. – С. 49.
63.Виханский О. С. Стратегическое управление. – М., 1999. – С. 123.
64.Кант И. Основоположение метафизики нравов // Соч. в 8-ми тт. – Т. 4. – М., 1994. – Разд.1. – С. 168.
65. Лотце Г. Микрокозм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. – М., 1866.
66. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий. Введение // Избранные произведения. – М., 1990.