Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1) Ветры дуют (н..)так, как хотят к..рабли. 2) Чем больше кошку глад..шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Задание 4. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите виды придаточных предложений.

1. Ты раскрой мне, природа, объятия чтоб я слился с красою твоей. 2. Для того чтобы прозреть нужно не только смотреть по сторонам. 3. Мы не сможем увидеть восход солнца потому что облака закрыли небо. 4. У него была такая прекрасная память что он запоминал мельчайшие подробности. 5. Я заметил что у Петрова отсутствует чувство страха. 6. Детство – это довольно серьёзный период жизни потому что именно в это время формируется характер человека. 7. Он не отвечал на звонки лишь потому что не слышал их.
Задание 5. Прочитайте текст. Выпишите из текста сложноподчиненные предложения. Определите вид придаточных предложений.

Геология
Геология - одна из фундаментальных естественных наук, изучающая строение, состав, происхождение и развитие Земли. Она исследует сложные явления и процессы, протекающие на ее поверхности и в недрах.

Современная геология опирается на многовековой опыт познания Земли и разнообразные специальные методы исследования. В отличии от других наук о Земле, геология занимается исследованием ее недр. Основные задачи геологии состоят в изучении наружной каменной оболочки планеты - земной коры и взаимодействующих с ней внешних и внутренних оболочек Земли (внешние - атмосфера, гидросфера, биосфера; внутренние - мантия и ядро). Объектами непосредственного изучения геологии являются минералы, горные породы, ископаемые органические остатки, геологические процессы.

Геология тесно связана с другими науками о Земле, например с астрономией, геодезией, географией, биологией. Геология опирается на такие фундаментальные науки как математика, физика, химия. Геология является синтетической наукой, хотя в то же время распадается на множество взаимосвязанных отраслей
, научных дисциплин, изучающих Землю в разных аспектах и получающих сведения об отдельных геологических явлениях и процессах. Так, изучением состава литосферы занимаются: петрология, исследующая магматические и метаморфические породы, литология, изучающая осадочные горные породы, минералогия - наука, изучающая минералы как природные химические соединения и геохимия - наука о распределении и миграции химических элементов в недрах земли.

Геологические процессы, формирующие рельеф земной поверхности, изучает динамическая геология, частью которой являются геотектоника, сейсмология и вулканология.

Задание 6. Допишите в предложениях придаточную часть.

1. Я хотела тебя попросить, чтобы … . 2. По выражению её глаз я догадался, что … . 3. Если …, то он очень обидится. 4. На берегу уже дымил небольшой костёр, когда … . 5. Девушка, которая …, посмотрела на меня с удивлением. 6. Проезжая мимо деревни, я остановился, чтобы … . 7. За пять часов мы проехали только половину дороги, потому что … . 8. Когда …, было довольно поздно.
Задание 7. Спишите предложения, заменяя придаточные определительные предложениями с причастными оборотами.

  1. Машины, которые выпускает этот завод, получили высокую оценку на международной выставке. 2. Работа идет строго по плану, который наметили инженеры и принял весь коллектив завода. 3. Огромные пустыни, которые победил человек, щедро отдают ему свои богатства. 4. С каждым годом увеличиваются площади, которые осваивает человек. 5. Энергия, которая скрыта в нефти, поднимает искусственные спутники земли, несет человека в бесконечные высоты космического пространства. 6. В пустынях построены водохранилища, которые собирают воду и потом направляют ее в нужные районы. 7. Люди всегда помнят героев, которые защищали родину и отдали за нее жизнь.


Задание 8. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Запишите полученные сложноподчиненные предложения.

  1. Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. 2. Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3. Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 4. Сильно устав, путешественники всё же упорно шли вперед. 5. Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6. Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум. 7. Охотники вздрогнули и оглянулись, услышав в кустах какой-то шорох.




Тест по теме «Виды придаточных в сложноподчинённом предложении»
1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

1. И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.

2. Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.

3. Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.

4. Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.
2. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?

1. Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.

2. Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.

3. Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.

4. На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.
3. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

1. Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.

2. Маша уже совсем было пошла к двери, когда офицер остановил ее.

3. Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.

4. Для него наступило время, когда так легко портится характер.
4. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

1. Как только рассвело, мы отправились в путь.

2. Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.

3. И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.

4. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
5. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

1) Муза! Ты видишь, как счастливы все.

2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.

3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.

4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.
6. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?


1) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса.

2) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений.

3) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор.

4) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.
7. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они.

2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев.

3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова.

4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.
8. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины. (В. Астафьев)

1) цели

2) изъяснительное

3) причины

4) определительное
9. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. (Л. Андреев)

1) определительное

2) изъяснительное

3) меры и степени, образа действия

4) цели

10. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему так, что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной, и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает, оставляя меня. (Л. Толстой)