Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.




Запомните: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП


1.Определительные


Отвечают на вопросы какой? чей? кто или что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части;
присоединяются при помощи союзных слов: какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др.

Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце.

Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет.

Она посмотрела с таким видом, что все замолчали.

2. Изъяснительные

Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части;

присоединяются при помощи союзов: что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др.

Скоро я понял, что заблудился.

Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.

3. Обстоятельственные:







места

Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союзных слов: где, куда, откуда.

На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.

времени

Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союзов: когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как.

Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома.

цели

Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союзов: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы.

Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.

образа действия, меры и степени

Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении;

присоединяются при помощи союзов: что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько.

Мы так устали, что не могли идти дальше.

сравнения

Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союзов: как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.

Ветви березы тянутся к солнцу, как будто хотят протянуть ему свои руки.

причины

Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союзов: потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что.

Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.

следствия

Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло?что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союза так что.

Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим.

условия

Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союзов: если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли ... ли.

Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести.

уступки

Отвечают на вопросы  

несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению;

присоединяются при помощи союзов: хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни: как ни, куда ни, сколько ни, где ни.

Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет.





ТЕМА 1. ВЫРАЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Грамматический комментарий

В сложноподчиненных предложениях придаточная определительная часть служит для характеристики лица или предмета, обозначенного в главной части, и отвечает на вопрос какой?


Средствами связи служат союзные слова который, какой, чей, что, когда, где, откуда, куда. Форма союзных слов который и какой определяется следующимобразом:

- в роде и числе они согласуются с существительным, которое они определяют: футболисты, которые/какие; статья, которая/какая;

- их падежная форма зависит от их функции в придаточной части: группа, в которой мы учимся; дети, для которых купили игрушки.

Союзное слово которыйупотребляется:

- в начале второй части предложения, если оно управляется глаголом придаточной части: Артист запел романс, которого никто из нас раньше не слышал.

- после существительного, если оно управляется существительным придаточной части: Мы вошли в кабинет, окна которого выходили в сад;

- после инфинитива: Я хочу прочитать последний роман Людмилы Улицкой, дать который мне обещала подруга..

Иногда в главной части таких предложений для выделения признака предмета употребляется местоимение тот или такой, но их употребление не обязательно: Наконец, мы доехали до того городка, о котором так много читали.

Союзное слово какойупотребляется, когда определяемое слово сопоставляется с другим предметом: Шторм был очень сильный, каких в этом районе ещё не видели

Союзное слово чей употребляется чаще всего в книжной речи. Оно синонимично слову который и относится только к существительному со значением лица: Бабушка, чью фотографию Даша видела только в детстве, окончила Смольный институт в 1916 году. = Бабушка, фотографию которой Даша видела только в детстве, окончила Смольный институт в 1916 году.

Союзные слова когда, где, куда, откуда относятся к таким словам в главной части предложения, которые имеют значение времени или места. Чаще они используются тогда, когда опорное слово само имеет предложно-падежную форму:

В лесу, куда они вошли, было тёмно и сыро.
‒ В каком лесу было темно и сыро?

Эти люди хотели как можно скорее забыть город, откуда они уехали внезапно и навсегда. — Какой город хотели забыть эти люди?

Союзное слово когдачаще всего используется с опорными словами случай, условие, обстоятельства, ситуация и подобными:

В ситуации, когда вы находитесь среди незнакомых людей, бывает иногда трудно чувствовать себя легко и естественно. — В какой ситуации бывает трудно чувствовать себя легко и естественно?


Средства выражения

Примеры

Комментарии

КОТОРЫЙ

Вчера мы посмотрели фильм, о котором нам говорил наш друг. Завтра приезжают мои друзья, которых я давно не видел.

Река, на берегу которой стоял их дом, была чистой и прозрачной.

Дополняет характеристику лица, предмета; род и число зависят от слова в главном предложении; падеж ‒ от роли в придаточной части; после существительного ‒ в Р. п.

ГДЕ, КУДА, ОТКУДА

Дом, где была их квартира, стоял на берегу залива.Лес, куда мы вошли, был сосновый, чистый, старый.

Он стоял на балконе, откуда был виден собор и река вдали.

Употребляются:

а) в предложениях с оттенком пространственности

КОГДА

Он навсегда запомнил день, когда они встретились с Аней

б) с оттенком времени

ЧЕЙ

Она думала о своём отце, чью заботу о себе чувствовала всю жизнь.

в) с оттенком

принадлежности

КАКОЙ

Стояла спокойная тёплая погода, какая всегда бывает на юге осенью. В Новый год мальчику подарили такие игрушки, о каких он мог только мечтать.

г) с оттенком сравнения.

В главной части возможно употребление местоимений тот, таков, такой

Бессоюзные предложения

Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты ... (Пушкин)

Это предложения с

актуализирующей ролью интонации и порядка следования структурных частей.


Задание 1. Прочитайте предложения; найдите слово или словосочетание, к которому относится придаточное определительное. Задайте к нему вопрос.


1. Квартира, в которую мы вошли, была ярко освещена, звучала тихая музыка. 2. В школе, куда он ходил с первого класса, изучали три иностранных языка. 3. Это была одна из величайших певиц, каких я только слышал. 4. Они поднялись на самый верх холма, откуда были видны поля, река и небольшой лесок вдали. 5. В те минуты, когда мы оставались с отцом вдвоём, он рассказывал мне о своей работе в газете. 6. За столом сидел мальчик, писал что-то. 7. На Дальнем Востоке у них был друг, чьих писем они всегда очень ждали.
Задание 2.Спишите предложения, замените сложное предложение двумя простыми.

Образец: На столе лежит журнал, в котором есть интересная статья о проблемах образования. → На столе лежит журнал.

В этом журнале есть интересная статья о проблемах образования.

1. Все студенты готовятся к зачетам, которые начнутся через неделю. 2. Я хочу успеть на занятие, которое начинается в девять утра. 3. Я прочитал книгу, которую мне рекомендовал друг. 4. Он сдал экзамен, к которому он долго готовился. 5. Сцена, на которой мы выступали, была в парке. 6. Берег, к которому причалил пароход, был очень красив. 7. На стадионе играют студенты, крики и смех которых далеко слышны.
Задание 3.Соедините предложения при помощи союзного слова который в правильной падежной форме.

Образец: Магазин сегодня закрыт. В этом магазине мы всегда покупаем продукты. → Магазин, в котором мы всегда покупаем продукты, сегодня закрыт.

1.Перед кинотеатром было много зрителей. В этом кинотеатре шёл новый фильм. 2.Небольшой северный городок оказался очень интересным. Этого городка даже нет на карте. 3. Студентка начала учиться в нашей группе два дня назад. С этой студенткой сейчас разговаривает наш преподаватель. 4. Молодые люди получают паспорт. Этим людям исполнилось четырнадцать лет. 5. Роман называется «Доктор Живаго». За этот роман Борис Пастернак получил Нобелевскую премию. 6. Космическая станция закончила свою работу весной. Космическую станцию сконструировали в конце восьмидесятых годов.
Задание 4. Закончите предложения.

1. Мы отдохнули около деревьев, которые ... 2. В мебельном салоне продавалась мебель, которую ... . 3. Я с нетерпением жду встречи с подругой