Файл: Работа в группах, как средство формирования функциональной грамотности на уроках математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример: работа в группах (целесообразно применять с целью формирования компетентностей самообразования и саморазвития)

Каждая группа получает задание на карточке – две задачи. К каждой задаче необходимо составить выражение и решить задачу. Руководитель группы должен вывесить решение задачи на доске.

Группа 1

1. Во время сбора урожая на поле, учащиеся 5 класса разделились на 3 звена по 4 человека в звене и 4 звена по 5 человек. Сколько всего учащихся в классе?

2. Собранный картофель распределили в 27 контейнеров по а килограмм в каждом и еще осталось 5000 килограммов. Сколько картофеля было собрано?

Группа 2

1. Пшеницу на поле собирали два дня. За первый день было обмолочено 30 центнеров, а за второй – на 5 центнеров больше. Сколько центнеров пшеницы обмолотили за два дня?

2. Фермерское хозяйство “Первомай” собрало 3400 кг огурцов, а их соседи “Непоседы” на k кг больше. Сколько килограммов огурцов собрали в фермерском хозяйстве “Непоседы”.

Группа 3

1. Работники завода “Салют ” в 2020 году выпустили 435 измерительных приборов, что на m  приборов больше, чем в 2019 году. Сколько измерительных приборов было выпущено за два года?

2. Овощная база, получив помидоры, решила 4 тонны помидоров засолить для использования зимой, а свежими оставила в два раза меньше. Сколько всего помидоров получила овощная база [10].

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

  • Как игровой момент на уроке;

  • Как проблемный элемент в начале урока;

  • Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

  • Как задание для смены деятельности на уроке;

  • Как модель реальной жизненой ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

  • Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

  • Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

  • Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой-то образовательной технологией;

  • Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

  • Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

  • Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.




Примеры задач на уроках математики:

1. Стоимость автомобиля “Рено-Логан” составляет 600 000 рублей. В соответствии с условиями кредитования, при его покупке покупатель выплачивает половину стоимости, а второю половину можно выплатить в течении двух лет равными частями. При этом банку необходимо заплатить только одноразовую комиссию в сумме 2,5% от суммы кредита. Также необходимо обязательно застраховать автомобиль, стоимость страховки составляет 5% от стоимости автомобиля. Какую общую сумму за автомобиль необходимо уплатить? Сколько денег ежемесячно необходимо выплачивать банку?

Решение:

1. 600000 : 2 = 300000 (руб.) - половина суммы;

2. 2,5% = 0,025

300000 ∙ 0,025=7500 (руб.) - одноразовая комиссия;

3. 5% = 0,05

600000 ∙ 0,05 =30000 (руб.) страховка

4. 600000 + 7500 + 30000 = 637500 (руб.) - общая сумма;

5. 300000 + 7500 + 30000 = 337500 (руб.) сумма, которую необходимо уплатить на протяжении двух лет;

6. 337500 : 24 = 14062,5 (руб.) – ежемесячная выплата.

Ответ: 637500 руб.; 14062,5 руб.

2. Деньги в сумме 140000 рублей, собранные во время благотворительного концерта были распределены следующим образом: 45% отправили в детский дом, 42,5% - в дом инвалидов, а на остальные деньги купили для музыкальной школы духовые инструменты. Сколько стоят духовые инструменты?

Решение:

1. 100% - (45% + 42,5%) = 12,5% - стоимость духовых инструментов;

2. 12,5% = 0,125

140 000 ∙ 0,125 = 17500(руб.) – стоимость духовых инструментов.

Ответ: 17500 руб.

3.Для того, чтобы получить автомобильную краску цвета “Красный мак”, необходимо взять основу, прибавить 22% красной краски, 10% коричневой, 1,5% чёрной, 3% желтой. 3% золотой краски и 5% затвердителя. Какой объем основы нужен для изготовления 4 л краски?

Решение

I способ

1. 22% + 10% + 1,5% + 3% +3% + 5 % = 41,5% - добавки;

2. 100% - 41,5% = 58,5% - основа;

3. 58,5% = 0,585

4 ∙0,585 = 2,34 (л) основа

Ответ: 2,34 л.

II способ

1. 22% + 10% + 1,5% + 3% +3% + 5 % = 41,5% - добавки;

2. 100% - 41,5% = 58,5% - основа;

2. Пусть х л – это основа, которую необходимо взять

100% - 4 л

58,5% - х л

По свойству прямо пропорциональных величин имеем: 2,34 (л)

Ответ: 2,34 л.

Все эти задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе [3].

На своих уроках для повышения мотивации учащихся и формирования математической грамотности я достаточно часто использую задания из разных источников, в том числе и конкурсные задачи по математике, при решении которых основное внимание уделяется формированию способностей учащихся использовать

математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

В качестве примера хочу привести задания из математических конкурсов, которые направлены на проверку умений выполнять перевод единиц из одной измерительной системы в другую и могут быть использованы для учащихся с 7 – 11 класс.

1. Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья». Тургенев И.С. «Муму» В то время при определении роста человека счёт вёлся от двух аршин (обязательных для обычного взрослого человека). 1 аршин = 71 см. 1 вершок = 45 мм.

Каков был рост Герасима? 1. Найдём, чему равны 2 аршина в сантиметрах. 2. Найдём, сколько миллиметров в 12 вершках. 3. Переведём миллиметры в сантиметры. 4. Вычислим весь рост Герасима в сантиметрах.

2. В 1912 году инженер МакМэхон задумал строительство небоскрёба высотой 480 футов. Однако в контракте на постройку высота была указана не в футах, а в дюймах, чего заказчики не заметили. В результате получилось 4-этажное здание высотой несколько метров. Сейчас это здание называют самым маленьким небоскрёбом в мире. Вопрос А: Сколько метров в высоту должно было быть здание по первоначальному плану? Запиши только число. Вопрос Б: Сколько метров в высоту получилось здание? Запиши только число. Подсказка: 1 фут = 0,3 м, 1 дюйм = 25 мм

Задания в ОГЭ по математике тоже принимают характер прикладной направленности, но в учебниках их по-прежнему очень мало. поэтому я подключаю различные источники для поиска и внедрения в учебный процесс подобных задач [8].

В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. Поэтому содержание стандарта, в частности, математического образования должно способствовать тому, чтобы математическая грамотность была на высоком уровне.


Для какого значения n число яблонь будет равно числу посаженных вокруг них хвойных деревьев?

Запишите решение.

Вопрос 3:

Предположим, что фермер решил постепенно увеличивать число рядов яблонь на своем участке. Что при этом будет увеличиваться быстрее: количество высаживаемых яблонь или количество хвойных деревьев?


Запишите объяснение своего ответа [6].

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Групповая работа по праву считается одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

В групповой работе реализуются все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – учитель. Оказывая друг другу помощь в процессе групповой работы, учащиеся актуализируют, конкретизируют, обобщают и закрепляют собственные знания, что приводит к положительным результатам в аспекте освоения предметного содержания занятия.

Не секрет, что каждый ребенок, выслушивая огромное количество информации из уст педагога или своего товарища, сталкивается на уроке с рядом затруднений: низкая речевая активность, спад интереса к обсуждаемым проблемам, быстрая утомляемость, высокий темп. Работа в группах снимает возникающее из с тем дети учатся взаимодействовать друг другом в го напряжение. Вместе учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать. При подготовке выступления группы принято учитывать мнения всех ее участников, а значит, каждый ребенок чувствует сопричастность к общему делу. Это помогает учащимся научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность, не умаляя роли других участников. Такая работа уменьшает стресс при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребенок смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более материал. глубоко освоить данный материал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ


1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2.

2. Батышев С.Я. История профессионального образования в России / С.Я. Батышев, А.М. Новиков и др. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.

3. Башмаков М.И. Нефёдова М.Г Математика: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 2. (Второе полугодие) / М.И.Башмаков. – М.: Просвещение 2012. – 144 с.


4. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-методическое пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М.: Мирос, 2002.

5. Бухалко Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко // Начальная школа. – 2008. – № 4.

6. Ванцян А.Г. Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. [Текст] / А.Г. Ванцян Н.В. Нечаева. – Самара: Учебная литература, 2011. – 224 c.

7. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. Начальная школа. – 1994. – № 12.

8. Гуманитарная образовательная среда как условие и фактор развития гражданско-правового сознания студентов Шевченко С. В. Зубарева В. А. Романенко Е.С. / В книге: Развитие системы образования – обеспечение будущего Германова Г. Н. Горшенина М. В. Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А. Карасюк В. В. Коновалова Н. Г. Красильникова Е. В. Макеева И. А. Романенко Е. С. Стовпець В. Г. Уткина А. Н. Шаркун Ю. Ф. Шаркун Ю. Ф. Шевченко С. В. / Одесса, 2013.

9. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий Е.М. Кондратюк И.Н. Толмачева Э.И. Шилкунова. – 5-е изд. – М: Вита-пресс, 2012. – 288 с.

10. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. – М. Просвещение, 1991.