Файл: Содержание Введение Глава 1 Уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за доведение до самоубийства исторический аспект и международный опыт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Однако общественное мнение позднее привлекла статья Галины Мурсалиевой «Группы смерти», которая была опубликована в «Новой газете» 16 мая 2016 г.5 и вызвавшая широкий резонанс. В конечном итоге это привело к появлению ряда законопроектов, цель которых заключалась в том, чтобы обуздать деятельность групп и организаций, в том числе в сети Интернет, приводящих к самоубийствам детей и подростков.

После общественного резонанса, вызванного всевозможными сообщениями в СМИ, последовала соответствующая реакция органов государственной власти. 17 июня 2016 г. председатель СК РФ издал указание № 2/206 «О дополнительных мерах в сфере защиты

несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, побуждающей к самоубийству»6, начались активные задержания администраторов смертельных групп.

Например, в начале июня 2017 г. в Москве был арестован Илья С. (26 лет), который являлся администратором группы из 32 девушек, одна из девушек данной группы которых совершила попытку самоубийства в назначенный им день своей смерти7.

18 июля 2017 г. Тобольский районный суд Тюменской области приговорил куратора «группы смерти» Филиппа Будейкина к трем годам и четырем месяцам колонии строгого режима по обвинению в соответствии с ч. 3 ст. 30 ст. 110 УК РФ1.

С одной стороны, огласка в социальных сетях о «группах смерти» сыграла положительную роль, поскольку многие люди, своевременно получив информацию, смогли защитить своих близких, а родители детей от трагических последствий. Однако сами «группы смерти» стали популярнее. Они стали популярными не только в России, но и зарубежом2.

В России зафиксировали рекордное количество суицидального контента. В 2017 г. Роскомнадзор проверил на наличие запрещенной информации почти в пять раз больше интернет-ссылок, чем в 2016 г. В 95% случаев материалы были признаны незаконными и не подлежащими распространению, так как содержали описания способов совершения самоубийства или призывы к суициду.

Всего в 2017 г. Роспотребнадзор проверил более 22,8 тыс. ссылок, в 2016-м — 4,8 тыс., в 2015 г. и 2014 г. еще меньше — по 2,3 тыс., в 2013 г. — 2,7 тыс3.

На этом фоне принятие Федерального Закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ и статью 151 УПК» от 07 июля 2017 г. представляется актуальным и обоснованным.

В закон введены изменения ст. 110 УК РФ, внесены новые составы преступлений. Диспозиция основного состава ст. ПО УК РФ оставлена без изменений, но перечень наказаний расширен и санкции ужесточены. Статья дополнена квалифицированными видами, предусмотренными частью второй.


Уголовный кодекс также дополнен статьями 110.1 и 110.2, содержащими описание новых методов незаконной деятельности:

  1. склонение к совершению самоубийства путем убеждения, предложения, подкупа, обмана или иным образом при отсутствии признаков доведения до самоубийства (ч. 1 ст. 110.1 УК РФ);

  2. содействие совершению самоубийства с помощью совета, инструкций, предоставления информации, средств или инструментов совершения самоубийства или устранения препятствий для его совершения, а также обещание скрыть средства или инструменты совершения самоубийства (ч. 2 ст. 110.1 УК РФ);

  3. те же деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет");

  4. те же деяния повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство;

  5. те же деяния повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство несовершеннолетнего, либо лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

  6. те же деяния повлекшие самоубийство двух или более лиц;

  7. организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства (основной состав ст. 110.2 УК РФ).

Добавление части второй в ст. 110 было необходимым моментом, в то время как в отношении новых статей 110.1 и 110.2 Уголовного кодекса Российской Федерации все еще остаются вопросы, такие как: каковы признаки деятельности, направленной на подталкивание к самоубийству и как избежать его слишком широкого юридического толкования; другой вопрос - как определить намерение, направленное на склонение? Следует также добавить, что профилактика самоубийств представляет собой целостный процесс, который включает в себя реализацию комплекса мер, поскольку помимо совершенствования нормативно-правовой базы также необходимо осуществлять меры как организационно-методического, так и исследовательского характера.




Заключение

Самоубийство, как важная социальная проблема, существует в человеческом обществе с древних времен. В России идея защиты жизни от действий, способных довести человека до самоубийства (попытки самоубийства), появилась и нашла свое отражение в уголовном праве не сразу, а поэтапно. Российское уголовное законодательство в процессе формирования и исторического развития подходило к феномену самоубийства по-разному: от прямого осуждения до признания достойным выходом из жизни. С развитием цивилизации человек стал обращать внимание на феномен самоубийства. Отношение к этому акту зависело от религиозных, философских, правовых и научных взглядов общества. Исторически можно выделить два этапа сложившегося отношения к самоубийству. Сначала человеку было запрещено лишать себя жизни, но государство могло выдавать разрешение на это (например, в Древней Греции, Фивах, на Кипре). На втором этапе осуждение самоубийства являлось абсолютным.

В определенные исторические периоды использовались различные подходы для криминализации мер ответственности за это явление. В течение очень долгого времени такой правовой концепции, как «доведение до самоубийства», вообще не существовало. Только в Уголовном кодексе 1845 г. было установлено уголовное наказание за самоубийство и пособничество ему, что приравнивалось к соучастию преднамеренного убийства (ст. 1475 Кодекса). В то же время за подстрекательство к суициду и жестокость в отношении подчиненного лица или лица, находящегося на попечении, что привело к самоубийству последнего, также было предусмотрено наказание (статья 1476 Кодекса).

В советский период с принятием нового кодекса каждый раз менялся характер состава доведения до самоубийства. Подход к определению объективной стороны преступления и характеристике жертвы также изменился. Первоначально, в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., только помощь и совершение самоубийства считались преступными, и только в отношении несовершеннолетних или психически больных. Затем в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. указывается и дифференцируется норма о доведении до самоубийства, а именно, указываются различные способы: доведение до самоубийства (жестокое обращение или иной способ), но в то же время, круг субъектов преступления был ограничен (только лица, от которых жертва находится в материальной или иной зависимости).


Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. делает композицию еще более универсальной, а способы доведения до самоубийства еще более детальными. Но круг субъектов преступления оставался прежним - это лица, от которых зависит жертва. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. также нет ответственности за содействие к самоубийству несовершеннолетнего.

Нововведения появляются в Уголовном кодексе Российской Федерации в 1996 году, а именно, законодатель добавляет «угрозы» к существующим (и названным ранее) методам, и субъект преступления становится общим.

Субъект преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации в 1996 году, перестает быть особенным, а это означает, что в настоящее время законодатель отказался ограничить субъект доведения до самоубийства, и теперь им может стать любой

человек.

Но, к сожалению, в практике использования ст. 110 УК РФ возникает довольно много спорных вопросов, на которые новая редакция нормы не дает ответов. В настоящее время обсуждаются вопросы, касающиеся характеристик объективных и субъективных признаков, а также подходов к квалификации доведения до самоубийства.

Например, законодатель изначально не определяет понятие «доведение до самоубийства», используемое в изложении ст. 110 УК РФ, что приводит к его различному толкованию и представляет собой пробел в законодательстве.

Структура состава доведения до самоубийства делает его исключением из общего правила, поскольку стадия покушения в этом преступлении невозможна, что порождает такие противоречивые моменты в теории и практике уголовного права. Моментом окончания доведения до самоубийства являются последствия в виде смерти лица, лишившего себя жизни, а также покушение на самоубийство, что позволяет считать его преступлением с материальным составом.

Объективная сторона доведения до самоубийства в соответствии с формой реализации - это выражение угроз, жестокого обращения и систематического унижения достоинства, которые являются причиной решимости человека совершить самоубийство. Но проблема в том, что эти действия не составляют исчерпывающий список способов доведения до самоубийства и поэтому могут быть наделены различным содержанием.

В работе был, проведен анализ уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). Его результатом явились следующие выводы: