Файл: Содержание Введение Глава 1 Уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за доведение до самоубийства исторический аспект и международный опыт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


лиц.

Фактически, именно буллинг - явление, которое описывается в хорошо известной книге В.К. Железнякова «Чучело» (1975 г.). Группа лиц (в данном случае, одноклассники) выбирает «жертву» (в данном случае, девочку Лену), которая по каким-либо (зачастую, весьма субъективным) критериям отличается от других членов группы, и начинает ее «буллить» - оскорблять, задирать, следить, угрожать - поведение, известное многим еще со школы1. Последствия такого поведения могут быть самыми разными: от абсолютно безвредных (конфликт, который разрешен мирным путем) до очень трагических (вплоть до самоубийств).

Школьная травля была всегда, однако, в настоящее время она приобретает более изощренные формы. Школьные издевательства стали еще более травматичными, циничными и жестокими из-за того, что ее сцены теперь записываются на видео и распространяются по школе и в Интернете.

Ребенок, оказавшийся под сильным психологическим натиском, который сопровождается унижением и оскорблением достоинства, при стечении внешних жизненных обстоятельств так же может лишить себя жизни. Такие ситуации особенно ярко проявляются в группах подростков и несовершеннолетних, когда дети в виду возраста еще имеют нестабильную психику, поэтому легко могут попасть и под влияние сильной личности и встать на ее сторону. При этом не имеет значения, каким образом приобретен авторитет этим лицом.

Незначительные извращенные действия со стороны такого авторитетного для детей человека, как учителя, настолько часты в повседневной жизни, что иногда они кажутся нормой.

Обычно такие ситуации начинаются с неуважения друг к другу. Если социальная группа, в которой проявляется такое поведение, не реагирует на них, то они быстро превращается в перманентно извращенные и могут иметь серьезные последствия для психологического здоровья человека2.

«К беспомощным потерпевшим следует отнести, прежде всего, престарелых, больных и малолетних. Состояние беспомощности характеризуется неспособностью жертвы оказать убийце сопротивление или уклониться от встречи с ним»1.

«Потерпевший должен находиться заведомо для виновного в беспомощном состоянии, т.е. виновный должен осознавать, что, совершая преступление, он использует беспомощность своей жертвы»2.

Например, районным судом К. осужден пост. ПО УК РФ за доведение несовершеннолетней Л. до самоубийства. «В течение двух лет осужденный, проживая совместно со своей бывшей супругой и малолетней дочерью, систематически применял физическое насилие к последней, унижал ее честь и достоинство, оскорбляя грубой нецензурной бранью. Так, вначале июля 2012 г., находясь в состоянии алкогольного опьянения, он нанес Л. неоднократные удары кулаками в область головы и туловища, сопровождая свои неправомерные действия


грубой нецензурной бранью. В конце июля 2012 г. К. неоднократно бил дочь по голове и туловищу, причиняя острую физическую боль. В марте 2013 г. на почве внезапно возникшего конфликта он публично нанес Л. не менее трех ударов автомобильным тросом по телу. Впоследствии К. неоднократно совершал аналогичные деяния. При этом К. осознавал, что своими действиями ставит дочь в тяжелую жизненную ситуацию. В результате описанных действий Л., находясь в состоянии сильной эмоциональной напряженности, вызванной длительной

психотравмирующей ситуацией, покончила жизнь самоубийством путем повешения с использованием веревки в помещении бани»3.

Согласно ст. ПО УК РФ. доведение до самоубийства, совершенное в отношении зависимого лица, предполагает, что между виновным и потерпевшим существуют отношения материальной или иной

зависимости.

Факт зависимости потерпевшего от преступника облегчает совершение преступления.

Под материальной или иной зависимостью понимается полное или частичное опекунство, зависимость от виновного лица, у которого потерпевший находится на иждивении, проживает на его жилплощади, не имея собственной, и т.д. К иной зависимости относится, например, служебная зависимость, основанная на подчинении виновному по работе потерпевшего (рабочего - начальнику цеха, а того - директору завода и т.д.).

Так Городищенским районным судом Волгоградской области был вынесен приговор по ст. ПО УК РФ гр. Мнацаканяну А.Г., который угрозами, жестоким обращением и систематическим унижением человеческого достоинства С., довел ее по самоубийства. «С. находилась в зависимости от Мнацаканяна А.Г., так как являлась его подчинённой на работе в кафе..., опасалась продолжения причинения ей побоев с его стороны и всерьёз воспринимала высказанные им угрозы...»1

Могут быть и другие условия зависимости — родственные, семейные (отношения, узаконенные на основе контракта), отношения обвиняемого и следователя, должника и кредитора. Общественная опасность деяния подтверждается только в том случае, если обвиняемый воспользовался своей служебной должностью в целях совершения преступления2.

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 110 УК РФ усилена ответственность за доведение до самоубийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Квалификация по этому пункту возможна только в случае наличия особых качеств у потерпевших (беременности) и осведомленности виновного об этом.



В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 УК РФ доведение до самоубийства двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации только по п. «в» ч. 2 ст. 110 УК РФ, если лицо не было осуждено по ст. ПО УК РФ. Это обстоятельство влечет за собой более строгое наказание.

3.2 Группа лиц по предварительному сговору или организованная группа

В соответствии со ст. ПО УК РФ усилена ответственность за доведение до самоубийства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Предварительный сговор на совершение преступления предполагает выраженную в любой форме (письменной, устной, конклюдентной) договоренность, состоявшуюся до начала непосредственного выполнения объективной стороны преступления. В судебной практике считается, что конститутивным признаком группы лиц по предварительному сговору является наличие двух и более соисполнителей, заранее договорившихся о совершении преступления.

При этом наряду с соисполнителями преступления, другие участники преступной группы могут выступать в роли организаторов, подстрекателей или пособников убийства, и их действия надлежит квалифицировать со ссылкой на соответствующую часть ст. 33'.

Организованная группа - это устойчивая группа из двух и более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких убийств. Как правило, такая группа тщательно планирует преступление, заранее подготавливает орудия убийства, распределяет роли между участниками группы. Поэтому при признании убийства совершенным организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ1 2.

Отличительной чертой организованной группы является устойчивость. Об устойчивости могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность группы, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность действий и их планирование, наличие признанного руководства, постоянство форм и методов преступной деятельности, техническая оснащенность, длительность существования группы, количество совершенных ею преступлений и т.п. При этом закон не исключает создания организованной группы и всего лишь из двух лиц и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки преступления
3.

3.3 Деяние, совершенное в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)

С развитием информационных технологий в жизни современного человека, в том числе подростка, произошли значительные изменения: появилась виртуальная реальность, в которой общение и межличностные отношения переносятся на новый, незнакомый для них уровень. Буллинг (запугивание, травля) становится все более опасным для человека, поскольку это можно сделать с помощью интернет-технологий.

«Впервые определение термина «кибербуллинг» было дано Биллом Бельси. По его мнению, кибербуллинг - это использование информационных и коммуникационных технологий, таких как электронная почта, мобильный телефон, персональные интернет-сайты, для преднамеренного, повторяющегося и враждебного поведения человека или группы, направленного на оскорбление других людей»1.

Ввиду неограниченной возможности использования Всемирной сети, ее круглосуточной доступности, анонимности, широты аудитории влияние Интернет-травли может доходить до критических пределов, воздействие на подростка может привести к самым неблагоприятным

последствиям, в том числе к суициду. Примеров подобного поведения подростков, в том числе самоубийств, огромное количество:

Одноклассники 15-летней Джуди Рамб создали сайт, посвященный ее избыточному весу и дате ее следующей смерти. В результате девушка не выдержала давления и покончила с собой.

  • 18-летний Тайлер Клементи спрыгнул с моста после издевательств из-за того, что соседи и одноклассники снимали его встречу с другим мужчиной на веб-камеру и загрузили видео в сеть, издевались и насмехались над ним.

  • 17-летняя Рета Парсонс повесилась после того, как фотография ее изнасилования была загружена в Интернет. Позже в сети появилась целая страница, на которой четверо парней описали инцидент и всячески унижали девушку.

  • 14-летний Джейми Родемейер, который открыто заявил о своей бисексуальности, не выдержал нападок со стороны своих сверстников, которые запугивали его через социальные сети, угрожали и отправляли сообщения, которые толкнули его на самоубийство.

«В российской практике также были зафиксированы примеры кибербуллингла, охватывающие более взрослую аудиторию (например, самоубийство 19-летнего В. Голубова в результате распространения ложной информации о его гомосексуализме его бывшей девушкой в социальных сетях)
1.

В мае 2017 года в УМВД по городу Тюмень поступило заявление от П. о факте доведения до суицида ее несовершеннолетней дочери И., 2000 года рождения, неустановленным лицом. Несовершеннолетняя пыталась покончить жизнь самоубийством, отравившись таблетками, что привело к ее госпитализации в отделение интенсивной терапии областной больницы. Выяснилось, что еще в 2015 году неизвестный мужчина начал писать

сообщения девушке в социальной сети ВКонтакте, через некоторое время он попросил фотографии интимного характера, которые несовершеннолетняя ему стала присылать. Она согласилась общаться с ним по скайпу, в ходе общения она показала ему обнаженные части своего тела. После этого, осознав некорректность этих действий, несовершеннолетняя заблокировала страницу неизвестного и удалила свой аккаунт. Однако в мае 2017 года неизвестный человек написал ей сообщение «ВКонтакте», чтобы она продолжила интимное общение с ним, в противном случае он отправит ее интимные фотографии и видеозаписи, сделанные ею в 2015 году, в социальных сетях. Это было причиной попытки самоубийства несовершеннолетней. Следственные органы возбудили уголовное дело по ст. 110 УК РФ1.

Другим специфичным явлением в интернет-пространстве, которое обсуждалось в параграфе 3.1, являются пользователи или сообщества («группы смерти»), чья деятельность направлена на то, чтобы привести других пользователей к самоубийству, оказывая на них психическое влияние в социальных сетях.

Суть таких групп состоит в том, что человек или подросток доверяют администраторам группы и начинают играть с ними в игру, которая длится несколько дней (от 30 до 50). Каждый день администратор дает задания для своего подопечного, которые он обязан выполнять. Каждый день задания усложняются, например, нарисовать картинку, отправить фотографию порезанного пальца, отправить фотографию порезанной руки, а самым последним заданием является смерть.

О группах, пропагандирующих самоубийство в социальных сетях, заговорили еще в 2012 г.: это было связано с суицидами детей и подростков, на страницах в социальных сетях которых после их смерти обнаруживали суицидальную информацию (картинки, статусы).1,2 Четыре года спустя средства массовой информации вновь начали освещать проблему существования сообществ, «ведущих к самоубийствам». Затем об этом сообщила сенатор Е.Б. Мизулина1 2 3, а так же программу об интернет «клубах самоубийц» выпустила телепередача «Человек и закон»