Файл: Юрий Федорович ПодольскийСварочные работы. Электродуговая. Газовая. Холодная. Термитная. Контактная сварка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вилы для копания картофеля
Выкапывание картофеля – операция трудоемкая. На легких и сухих грунтах этот кор- неплод обычно убирают штыковой лопатой. Но тяжелая или увлажненная почва прилипает к лопате, затрудняя работу. В таких условиях лучше использовать вилы, которые легче внед- рить в почву. Однако обычные вилы для подобной работы не приспособлены – зубья у них загибаются, нажимать ногой неудобно, да и прочность их невелика.
Для работы на тяжелых почвах к тулейке обычных вил можно приварить жесткую косынку из стали толщиной 2,5–3 мм (рис. 86, а). Нижняя часть ее имеет продольную пло- щадку, которая при работе опирается на почву, а край является «осью», вокруг которой пово- рачиваются вилы, взрыхляя почву.
Однако и такая модернизация не сделает инструмент полностью удобным: картофель через зубья обычных вил проваливается. Поэтому для регулярной копки картофеля стоит сделать специальные вилы (рис. 86, б).

Ю. Ф. Подольский. «Сварочные работы. Электродуговая. Газовая. Холодная. Термитная. Контактная сварка»
208
Зубья вил выполнены из стального круглого стержня ∅10 мм. Примерно посередине они изогнуты, а нижние концы заточены. Количество зубьев доведено до семи (в заводских их 3–4), при этом они распределены равномерно на траверсе с таким расчетом, чтобы даже мелкий картофель не проскальзывал между ними.
Траверса выполнена из стальной водопроводной трубы ∅25 мм, толщина стенок кото- рой 2,5 мм. Под зубья в трубе просверлены соответствующие отверстия, раззенкованные снаружи с одной стороны. Здесь, после вставки в траверсу, зубья привариваются по кругу,
а шов обтачивается заподлицо с трубой. С этой же стороны к середине траверсы над цен- тральным зубом приварена коническая тулейка.
Тулейка выполнена из толстостенной водопроводной трубы ∅45 мм. Для придания ей конической формы в стенке вырезан продольный трапецеидальный паз. Кромки паза ско- шены наружу (обточены «болгаркой») под углом 45°, стенки трубы обжаты, а стык прова- рен. В нижнем торце выполнен радиус по стенке трубы траверсы, а близ верхнего (более толстого) конца по обе стороны сварного шва – два несквозных раззенкованных отверстия под шурупы фиксации черенка. Сам шов может быть расположен как с тыльной стороны вил, так и на их наружной стороне.
Черенок делается из дерева, например из березы. Важно подобрать деревце ровное и подходящее по диаметру, чтобы его не надо было ни обстругивать и ни обтачивать, а только снять кору, ведь наружный слой наиболее прочный и упругий. Верхний конец черенка закруглен – обточен под полусферу, а нижний обструган на конце, чтобы он плотно вошел в тулейку хотя бы на половину ее длины.
Работают ими так: выкапывают ветку и протряхивают. Картофель остается на почве,
а ветку отбрасывают в сторону. Затем, когда картофель подсохнет, его собирают вручную.
Масса таких картофельных вил, конечно, побольше, чем у обычных, но при работе они слу- жат как бы рычагом и опираются о землю. Перестановка же вил от клубня к клубню требует не таких уж больших затрат мускульной энергии по сравнению с процессом копки.
Рис. 86. Вилы для картофеля:


Ю. Ф. Подольский. «Сварочные работы. Электродуговая. Газовая. Холодная. Термитная. Контактная сварка»
209
а – модернизированные; б – специализированные (1 – зуб, сталь, круг 1, 7 шт.; 2 –
траверса, труба 25 × 2,5; 3 – тулейка, труба 45 × 2,5; 4 – черенок, береза, ∅40; 5 – шуруп ∅4,
2 шт.; 6 – заглушка, стальной лист s2, 2 шт.)
Садовая тачка
Садоводу, огороднику, строителю непросто обойтись без такого древнего транспорт- ного средства. При перемещении самых различных грузов тачка значительно облегчает тяжелый труд – экономит силы, время, а возможно, и здоровье, когда объемы перевозок зна- чительны. Тачка незаменима даже для тех, у кого имеется мини-трактор или мотоблок с прицепом. Главные ее достоинства – экологичность и бесшумность, а потому тачку можно использовать даже внутри помещений. Чтобы тачкой было удобно пользоваться на неболь- шом приусадебном участке, она должна проходить по узким и неровным дорожкам, через достаточно узкие калитки. Поэтому ее целесообразно сделать одноколесной. При этом тачка должна иметь грузоподъемность порядка 80—120 кг, расстояние между ручками должно быть 60–65 см, а расстояние от ручек до земли в транспортном положении – порядка 70–
75 см. Эти базовые параметры и заложены в конструкцию металлической одноколесной тачки (рис. 87).
Любая тачка состоит из кузова или платформы, ходовой части – колеса или колес и шасси, объединяющего кузов, ходовую часть и «органы управления» – ручки. Основным и наиболее сложным в изготовлении элементом тачки является кузов – емкость или платформа для размещения соответствующего груза. В предлагаемой тачке кузов имеет очень простую форму – это половина параллелепипеда. Сделать такой кузов очень легко. Для этого берем прямоугольный лист стали толщиной 1,6–2 мм, шириной 500 мм и длиной 1900 мм и разре- заем так, как показано на рис. 87, в. Заметим, что по линии ДЕ лист можно согнуть на угол
ABC, равный приблизительно 100°. Из получившихся заготовок сваривают кузов (рис. 87,
г). При указанных размерах объем кузова равен 82 л, его глубина – 360 мм, а вес – 10–15 кг в зависимости от толщины стального листа.
После того как изготовлен кузов, привариваем к нему элементы шасси. Конструктив- ная схема шасси (рис. 87, д) выбрана исходя из геометрии кузова. Кроме того, при такой ком- поновке минимизирован вращающий момент, действующий в транспортном положении на линии «ось колеса – ручки», т. е. груз в кузове располагается как можно ближе к оси колеса.
Для рычагов и рукояток используют стальной уголок 32 × 32 мм и отрезки водопровод- ной трубы 3/4˝. Чтобы конструкция тачки была достаточно прочной и жесткой, применены ребра, стойки и накладки из стального уголка 25 × 25 мм. Основание тачки изготовлено из уголка 40 × 40 мм. Оси колеса фиксируют стальными планками.


Ю. Ф. Подольский. «Сварочные работы. Электродуговая. Газовая. Холодная. Термитная. Контактная сварка»
210
Рис. 87. Простая одноколесная тачка:
а, б – компоновочная схема, виды сбоку и сверху (1 – рычаг; 2 – рукоятка; 3 – ребро;
4, 5 – основание; 6 – накладка; 7 – стойка; 8 – планка; 9 – стояночная стойка; 10, 11 – попе- речная косынка; 12 – опора; 13 – кузов; 14 – колесо); в – раскрой заготовок для кузова; г –
компоновка кузова; д – сборочная схема шасси; е – чертеж колесного узла (1 – резиновый обод; 2 – крышка; 3 – обойма; 4 – подшипник № 204; 5 – ось; 6 – втулка; 7, 8 – винты М5;
9 – гайка М20; 10 – гайка М5)
К боковым стенкам кузова приварены стояночные стойки из уголка 25 × 25 мм. Они усилены треугольными продольными и поперечными косынками, изготовленными из остат- ков раскроя кузова. При сборке тачки необходимо обеспечить зазор около 10 мм между обо- дом колеса и передней стенкой кузова.
Чтобы тачка имела хорошие ходовые качества, имеет смысл сделать колесо с осью на подшипниках. Можно взять готовое колесо диаметром 280–350 мм, желательно с обрезинен- ным ободом и с подшипниками, или же сделать колесо самому. Конструкция колесного узла показана на рис. 87, е. Под подшипники № 204 на токарном станке нужно выточить обоймы.

Ю. Ф. Подольский. «Сварочные работы. Электродуговая. Газовая. Холодная. Термитная. Контактная сварка»
211
Предлагаемая конструкция тачки очень удобна для разгрузки как лопатой, так и опро- кидыванием от себя при помощи переднего выступа основания.
Платформенная тачка
В тех случаях, когда приходится часто перевозить крупногабаритные предметы, имеет смысл сделать платформенную тачку. Ось колес проходит здесь поперек грузовой плат- формы под ее серединой (рис. 88). При такой компоновке практически вся масса груза при- ходится на колеса, поэтому толкать тачку с грузом не тяжело. Особенностью этой тачки является ровная площадка (платформа) для перевозки крупных грузов, расположенная на удобной погрузочной высоте. Такая конструкция практична при перевозке сена, тюков, меш- ков, мебели.
Колеса в сборе (шины, диски с ободьями, ступицы и даже оси) можно использовать от сельскохозяйственной сеялки или любые другие, подходящие по габаритам. А для изготов- ления шасси прежде всего из труб и уголков следует нарезать необходимые детали согласно эскизу (впрочем, в небольших пределах их можно изменить под собственные нужды).
Рис. 88. Двухколесная тачка с центральным расположением оси:


Ю. Ф. Подольский. «Сварочные работы. Электродуговая. Газовая. Холодная. Термитная. Контактная сварка»
212
а – вид сбоку; б – вид спереди; в – вид сверху; г – приставной борт тачки; 1 – колесо
(от сеялки, 2 шт.); 2 – ручка (труба ∅32); 3 – рамка платформы-кузова (уголок № 4, 5); 4 –
стойка (труба ∅22, 2 шт.); 5 – подкос (труба ∅22, 4 шт.); 6 – откидная ножка (труба ∅22); 7 –
кронштейны для установки бортов при перевозке сыпучих грузов (стальной лист s3, 8 шт.); 8
– настил платформы (шпунтованная доска-вагонка s16); 9 – трубчатая балка (труба ∅42 × 5);
10 – щит (шпунтованная доска-вагонка s16); 11 – стойка (деревянный брусок 50 × 25, 2 шт.)
Сборка начинается с приварки осей колес к трубчатой балке ∅42 × 5 мм. Затем нужно сварить раму кузова – грузовой платформы. Выставляете ее на стойках на необходимую высоту над собранными колесами и закрепляете при помощи подкосов.
Наконец, из трубы ∅32 выгибаете ручку и привариваете к раме кузова на удобной высоте (под свой рост) таким образом, чтобы грузовая площадка была наклонена в рабочем положении вперед на 5—10°.
По завершении сварочных работ устанавливается откидная ножка и устраивается дере- вянный настил площадки кузова (грузовой платформы). В приведенном варианте настил устроен из вагонки (шпунтованной доски) толщиной 16 мм поперек платформы. Если же перевозить предстоит по большей части сыпучие грузы, настил лучше сделать вдоль – тогда их легче будет сваливать с тачки. Кроме того, для сыпучих грузов и длинномеров (дров,
досок и т. п.) стоит приварить кронштейны, в которые будут вставлять стойки бортиков.
Последние легко и быстро можно сколотить в виде щитов из той же вагонки, что и настил,
скрепив между собой парой поперечин-стоек из деревянных брусков подходящего сечения.
Стойки надо выполнить с выступающими концами, которые и вставляют в кронштейны.
Универсальные санки
В зимнюю пору тачка не всегда может служить по назначению, особенно после хоро- шего снегопада. И порой выясняется, что в хозяйстве нет такого нужного грузового зимнего транспортного средства, как сани. Старые детские санки мало у кого сохранились в исправ- ности, да и слабоваты они были бы для перевозки тяжестей. А современные пластиковые изделия хоть и яркие, но тоже вряд ли подойдут для хозяйственных целей. Между тем сде- лать крепкие и приспособленные для транспортировки грузов сани совсем несложно.
Несмотря на относительно небольшие размеры, такие сани справятся с перевозкой не только массивных, но и габаритных грузов (рис. 89). Для этого их платформа должна быть выполнена в одной плоскости с передней перемычкой – траверсой. Если же предполагается перевозить сыпучие или упакованные грузы, траверса должна быть приподнята, чтобы слу- жить передним упором для грузового короба. Для универсальных саней траверсу можно приподнять на 2–3 см, тогда и длинномеры будут лежать довольно устойчиво, и упаковке будет куда упираться. Чтобы перевозить слегка перекошенные и свешивающиеся грузы,
платформа должна находиться довольно высоко.


Ю. Ф. Подольский. «Сварочные работы. Электродуговая. Газовая. Холодная. Термитная. Контактная сварка»
213
Рис. 89. Хозяйственные санки общего назначения:
1 – полоз (стальная труба ∅30); 2 – траверса (стальной прокатный уголок 40 × 40 мм);
3 – петля для вожжей (стальная проволока ∅6 мм, 2 шт.); 4 – стойка-портал (стальная труба
∅20 мм, 3 шт.); 5 – планка платформы (доска 100 × 20 мм, 3 шт.); 6 – саморез (18 шт.); 7 –
вожжи (веревка ∅7 мм); 8 – косынка (стальной лист s4 мм, 6 шт.)
Делать сплошной платформу нежелательно. Лучше выполнить ее решетчатой, чтобы легче и надежнее крепить грузы, пропуская веревку не только по краям, но и посередине.
Для перевозки же сыпучих грузов (снега, песка) все равно придется использовать короб или ящик.
Сначала надо разметить и заготовить отдельные детали: полозья из трубы ∅30 мм,
стойки-порталы из трубы ∅20 мм. Важно, чтобы все стойки были одинаковыми по разме- рам. Это же относится и к полозьям. Трубы лучше всего изгибать с помощью роликового трубогиба. Если их гнуть в тисках, то даже с использованием песка гладкого изгиба вы не получите, и в этих местах труба будет немного сплющена и ослаблена. В таком случае места изгибов необходимо усилить подкосами из трубы меньшего диаметра или стальными косын- ками. Задние концы полозьев желательно тоже немного загнуть кверху – тогда при необхо- димости можно будет легко сдавать санки назад.
Заготовки выставляют на ровной плоскости, зажимают струбцинами и сначала лишь слегка прихватывают дугой. После тщательной рихтовки по выставлению параллельности полозьев нужно проварить стыки окончательно.
В задние срезы полозьев нужно вставить и заварить заглушки, чтобы не набивался снег. Передние концы полозьев закрывает поперечина – траверса из стальной полосы или уголка. По ее краям, немного отступив от мест сварки с полозьями, просверлите отверстия под вожжи и раззенкуйте кромки. В завершение слесарных работ все сварочные швы обто- чите на наждаке и доработайте напильником.
Далее надо покрасить все стальные детали. Сначала очистьте их от ржавчины с помо- щью металлической щетки и наждачной бумаги; затем обезжирьте уайт-спиритом и загрун- туйте. После этого можно покрыть стальной каркас эмалью НЦ в два слоя с промежуточной сушкой.
Платформу можно изготовить из трех продольно расположенных деревянных планок сечением 100 × 20 мм. Подойдет любая несмолистая древесина, но в крайнем случае можете использовать сосну, вырезав смоляные кармашки и обессмолив поверхность с помощью ски-