Файл: Лекция 5. Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №5. Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании.
1. Технологический подход в образовательном процессе.
2. Методы и технологии обучения.
3. Современные педагогические технологии.
1.
Технологический подход в образовательном процессе предусматривает возможности использования разных методов обучения при определенном соотношении методов и образовательных (педагогических) технологий.
Технологический подход к обучению близок к идеям кибернетики – науки о закономерностях получения, хранения и преобразования информации в сложных управляющих системах (машинах, живых организмах, обществе).
Современные принципы обучения – «обучение через действие»,
«обучение через процесс», лежат в основе учебной деятельности, направленной на формирование «компетенции действия».
Технологичный способ (метод) обучения должен являеться воспроизводимым и ведущим к конкретному результату.
В настоящем наиболее общая, метапредметная трактовка понятия
«технология» состоит в том, что технология представляет собой научно и
практически обоснованную систему деятельности, применяемую в целях
преобразования окружающей среды, производства материальных или
духовных ценностей.
В технических науках под технологией понимается способ реализации
людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему
последовательных взаимосвязанных действий и операций, которые
выполняются вполне однозначно и имеют целью достижение высокой
эффективности.
При переносе такого подхода в образовательный процесс следует соблюдать общую организационную схему управления его качеством, включающую проектирование, реализацию, оценку, коррекцию и последующее
воспроизводство образовательного процесса с учетом коррекции. Эта схема применима для всех элементов образовательного процесса вплоть до конкретного занятия. Она же является основой и для будущей профессиональной деятельности студентов.
Технология подразумевает, помимо собственно методов обучения, еще
организационные условия реализации образовательного процесса, где равно
активными должны быть как преподаватели, так и обучающиеся.
Основными
признаками
образовательной
(педагогической)
технологии являются:
- соотнесенность целеполагания с определенным временным циклом, т.е. для урочных технологий обучения это – соотнесенность с уроком (одиночным или спаренным), для внеурочных педагогических технологий – с «полным жизненным циклом» проекта, исследования, мероприятия, коллективного
творческого дела и т.п. В общем массиве педагогических технологий могут быть выделены две группы: технологии/методы организации урока (именно их чаще всего называют «технологиями/методами, обучения») и технологии/методы организации внеурочной деятельности учащихся;
- диагностичностъ целей обучения, где основную особенность диагностичных целей составляют «цели обучающегося» (ожидаемые результаты обучения, т.е. то, что должно быть освоено), а не «цели преподавателя» (то, что должно быть преподано);
- наличие максимально четких критериев оценки достигнутых результатов;
- обязательность итоговой рефлексии обучающихся (и преподавателя), т.е. соотнесения достигнутых результатов с запланированными, оценка/самооценка и, при необходимости, момент коррекции, приводящий к преодолению разрыва между достигнутым и запланированным результатом обучения. Рефлексивные инструменты используются в различных формах – индивидуальная и групповая рефлексия учащихся; совместная рефлексия учащихся и преподавателя; собственная рефлексия преподавателя. Опора на рефлексивные механизмы предполагает акцент на осознании процесса учения самим обучающимся, который формулирует и оценивает получаемые результаты, уточняет цели дальнейшей работы, корректирует задачи своего профессионально-личностного развития.
2. Методы и технологии обучения. Классификации методов и технологий весьма многочисленны и разнообразны, и в основном, связаны с. практико-ориентированным профессиональным образованием, активными и интерактивными методами обучения, современными педагогическими технологиями.
Самым старым методом обучения считается «обучение через
подражание». Преподаватель показывает, как выполнять задачу, и обучающийся просто ее повторяет за ним. Таким образом, простые навыки могут быть легко усвоены. Для выполнения более комплексных задач данный метод не подходит.
Следующим был разработан четырехшаговый или пошаговый метод обучения: (1) подготовка - (2) выполнение преподавателем – (3) повторение обучающимся – (4) применение и совершенствование. Этот метод довольно эффективен в придании навыков выполнения довольно простой ручной работы и, также как и обучение через подражание, остается необходимым и применяется выборочно.
Метод руководства, или опорного текста, ориентирован на независимое приобретение умений и знаний. Этот метод дает возможность обучающимся планировать, выполнять и анализировать задачи самостоятельно. Самостоятельность при обучении поддерживается письменными документами
(руководствами, инструкциями, функциональными картами) и следует этапам законченного действия
(информирования, планирования, принятия решений, выполнения, проверки, оценки). Такой метод осваивается самим обучающимся путем повторения этих
- диагностичностъ целей обучения, где основную особенность диагностичных целей составляют «цели обучающегося» (ожидаемые результаты обучения, т.е. то, что должно быть освоено), а не «цели преподавателя» (то, что должно быть преподано);
- наличие максимально четких критериев оценки достигнутых результатов;
- обязательность итоговой рефлексии обучающихся (и преподавателя), т.е. соотнесения достигнутых результатов с запланированными, оценка/самооценка и, при необходимости, момент коррекции, приводящий к преодолению разрыва между достигнутым и запланированным результатом обучения. Рефлексивные инструменты используются в различных формах – индивидуальная и групповая рефлексия учащихся; совместная рефлексия учащихся и преподавателя; собственная рефлексия преподавателя. Опора на рефлексивные механизмы предполагает акцент на осознании процесса учения самим обучающимся, который формулирует и оценивает получаемые результаты, уточняет цели дальнейшей работы, корректирует задачи своего профессионально-личностного развития.
2. Методы и технологии обучения. Классификации методов и технологий весьма многочисленны и разнообразны, и в основном, связаны с. практико-ориентированным профессиональным образованием, активными и интерактивными методами обучения, современными педагогическими технологиями.
Самым старым методом обучения считается «обучение через
подражание». Преподаватель показывает, как выполнять задачу, и обучающийся просто ее повторяет за ним. Таким образом, простые навыки могут быть легко усвоены. Для выполнения более комплексных задач данный метод не подходит.
Следующим был разработан четырехшаговый или пошаговый метод обучения: (1) подготовка - (2) выполнение преподавателем – (3) повторение обучающимся – (4) применение и совершенствование. Этот метод довольно эффективен в придании навыков выполнения довольно простой ручной работы и, также как и обучение через подражание, остается необходимым и применяется выборочно.
Метод руководства, или опорного текста, ориентирован на независимое приобретение умений и знаний. Этот метод дает возможность обучающимся планировать, выполнять и анализировать задачи самостоятельно. Самостоятельность при обучении поддерживается письменными документами
(руководствами, инструкциями, функциональными картами) и следует этапам законченного действия
(информирования, планирования, принятия решений, выполнения, проверки, оценки). Такой метод осваивается самим обучающимся путем повторения этих
шагов несколько раз на разных этапах работы таким образом, чтобы его можно было применить при решении других сложных задач. Руководство, с которым обучающиеся выполняют работу, включает в себя различные методические средства, например, наводящие вопросы и руководящие принципы работы.
Должны быть тщательно подготовлены рабочий план, а также перечень материалов и инструментов. В материалах, предоставляемых обучающимся, должны быть определены критерии оценки результатов работы. Метод руководства способствует развитию самостоятельности в получении знаний
«действия» обучающимися, систематично поддерживает предварительное и целенаправленное мышление и действие и предоставляет возможность для совместных методов обучения. Метод руководства подходит для работы над сложными задачами.
Характерными особенностями современных педагогических
технологий называют:
- проблематизацию содержания, побуждающую обучающихся к активной мыслительной деятельности в процессе овладения знаниями;
- коллективный и индивидуальный поиск решения поставленных задач, проблемных ситуаций; вовлечение учеников в познавательно- исследовательскую деятельность;
- использование развивающих возможностей различных методик;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, «полилога», позволяющего каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность;
- стимулирование и поощрение самообразования и саморазвития учащихся и создание обстановки для естественного самовыражения учащихся.
Характеристики некоторых конкретных педагогических технологий приведены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики инновационных технологий обучения
Инновационная технология обучения
Ключевая особенность
Модифицируемая характеристика традиционной технологии б
Контекстное обучение
Интеграция различных видов деятельности студентов: учебной, исследовательской, практической.
Создание условий, максимально приближенных к реальным
Увеличение доли
практической работы студента (с акцентом на прикладные цели)
Имитационное обучение
(обучение посредством имитационных игр)
Использование игровых и имитационных форм обучения
Увеличение доли активных
методов обучения
(ролевые, деловые, имитационные игры)
Проблемное обучение
Инициирование самостоятельного поиска (студентом) знаний через проблематизацию
(преподавателем) учебного материала
Изменение характера
учебной задачи и учебного
труда (с репродуктивного на продуктивный, творческий)
Должны быть тщательно подготовлены рабочий план, а также перечень материалов и инструментов. В материалах, предоставляемых обучающимся, должны быть определены критерии оценки результатов работы. Метод руководства способствует развитию самостоятельности в получении знаний
«действия» обучающимися, систематично поддерживает предварительное и целенаправленное мышление и действие и предоставляет возможность для совместных методов обучения. Метод руководства подходит для работы над сложными задачами.
Характерными особенностями современных педагогических
технологий называют:
- проблематизацию содержания, побуждающую обучающихся к активной мыслительной деятельности в процессе овладения знаниями;
- коллективный и индивидуальный поиск решения поставленных задач, проблемных ситуаций; вовлечение учеников в познавательно- исследовательскую деятельность;
- использование развивающих возможностей различных методик;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, «полилога», позволяющего каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность;
- стимулирование и поощрение самообразования и саморазвития учащихся и создание обстановки для естественного самовыражения учащихся.
Характеристики некоторых конкретных педагогических технологий приведены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики инновационных технологий обучения
Инновационная технология обучения
Ключевая особенность
Модифицируемая характеристика традиционной технологии б
Контекстное обучение
Интеграция различных видов деятельности студентов: учебной, исследовательской, практической.
Создание условий, максимально приближенных к реальным
Увеличение доли
практической работы студента (с акцентом на прикладные цели)
Имитационное обучение
(обучение посредством имитационных игр)
Использование игровых и имитационных форм обучения
Увеличение доли активных
методов обучения
(ролевые, деловые, имитационные игры)
Проблемное обучение
Инициирование самостоятельного поиска (студентом) знаний через проблематизацию
(преподавателем) учебного материала
Изменение характера
учебной задачи и учебного
труда (с репродуктивного на продуктивный, творческий)
Модульное обучение
Содержание учебного материала жестко структурируется в целях его максимально полного усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по ф
Специфическая
организация учебного
материала в наиболее сжатом и понятном для студента виде
Полное усвоение знаний
Разработка вариантов достижения учебных результатов (на основе изменения параметров условий обучения) для учащихся с разными способностями
Обеспечение возможности выбора обучающимися оптимальных для себя
условий обучения для достижения максимального результата в виде полного усвоения
Дистанционное обучение Широкий доступ к образовательным ресурсам с опорой на новейшие информационно- коммуникационные технологии, предельно опосредованная роль
Использование новейших
информационно -
коммуникаци - онных
средств и технологий обучения
3. Современные педагогические технологии, доказавшие свою эффективность в практике профессионального образования.
Метод кейсов (кейс-стади, англ, case-study, заданный метод) – осмысление/обсуждение, анализ и поиск решения конкретной ситуации, описание которой представлено в «кейсе». Кейсы базируются на реальных проблемных ситуациях (или приближены к реальной ситуации).
Кейс составляется по определенным правилам:
- описывается проблемная ситуация, требующая разрешения;
- эта ситуация не имеет однозначного решения;
- приводится набор данных (цифры, факты, иные сведения либо ссылки на источники, где они содержатся), позволяющих выработать решение задачи;
- решение проблемы, описанной в кейсе, требует активного использования тех или иных компетенций (а в ряде случаев – приобретения новых знаний или умений).
Работа с каждым кейсом предполагает целый комплекс действий
(ценностно-ориентировочных, поисковых, проектировочных, имитационно- практических, рефлексивно-самооценочных), что обеспечивает «прокачку» различных компетенций, значимых для профессионального самоопределения.
Разбор кейсов, как правило, осуществляется при работе в малых группах, что обеспечивает обсуждение процесса и результатов совместных действий по решению поставленной задачи всех участников.
Разновидности кейсов:
1. По комплектации:
- комплектные – содержат все необходимые для решения задачи материалы и данные;
- поисковые – требуют самостоятельного поиска (например, перед
экскурсией на предприятие обчающимся предлагается принять участие в
решении поискового кейса – производственной задачи, для чего они в ходе экскурсии должны провести исследование на территории предприятия);
- вероятностные – содержат неполную или вариативную информацию
(поиск ответа должен осуществляться в различных направлениях, результат получается неоднозначным).
2. По направленности:
- закрытые – цель деятельности в рамках кейса определена условиями задачи;
–- открытые – в предложенной ситуации обучающийся должен самостоятельно ответить на вопрос: «Что делать?» и сформулировать цели деятельности.
3. По способу реализации:
- текстовые/цифровые – решение осуществляется на бумаж- ных/электронных носителях информации;
- игровые/коммуникативные – решение осуществляется путем проигрывания определенных ситуаций в группе;
- практические/полевые – решение осуществляется посредством практической (профессиональной, квазипрофессиональной) деятельности, в том числе в условиях реального профессионального контекста.
4. «Обратный кейс» – задача на формирование кейса, требующая подбора необходимых материалов исходя из заданного типа ситуации и способа решения.
Игровые технологии. Развивающие игровые среды во всем мире становятся реальным конкурентом школьного образования. Поскольку дети и подростки вне школы играют практически постоянно, школе становится крайне сложно без игровых элементов удерживать их мотивацию на учебу.
Однако за этим процессом стоят и более глубокие тенденции.
Всю современную цивилизацию называют не только
«информационной», но и «игровой». Все больше взрослых людей интересуются различными видами игр и посвящают им свой досуг. Согласно одной из гипотез, в поведении «играющего» человека проявляется запрос на восстановление значимой роли игры в обществе, утраченной в индустриальную эпоху. По мере выхода человека из сферы физической и интеллектуальной рутины жизнь будет становиться все более «игровой».
Предполагается, что распространение виртуальных миров и превращение их в часть повседневной жизни будут способствовать широкому распространению игровых моделей, наступлению эпохи «тотальности игры».
Знаниевая стадия жизни сменяется игровой. Возникают педагогические концепции «игровой дидактики», которая должна обеспечивать обучающимся многообразные пространства для самоопределения и самореализации, связанные с возможностью пробовать, строить собственные стратегии, менять виды деятельности, работать с избыточной и недостаточной информацией, выбирать и отвечать за свой выбор, преодолевать барьеры и выигрывать.
Современный исторический период называют эпохой геймификации от англ. «game» - игра) образования (и жизни в целом).
- вероятностные – содержат неполную или вариативную информацию
(поиск ответа должен осуществляться в различных направлениях, результат получается неоднозначным).
2. По направленности:
- закрытые – цель деятельности в рамках кейса определена условиями задачи;
–- открытые – в предложенной ситуации обучающийся должен самостоятельно ответить на вопрос: «Что делать?» и сформулировать цели деятельности.
3. По способу реализации:
- текстовые/цифровые – решение осуществляется на бумаж- ных/электронных носителях информации;
- игровые/коммуникативные – решение осуществляется путем проигрывания определенных ситуаций в группе;
- практические/полевые – решение осуществляется посредством практической (профессиональной, квазипрофессиональной) деятельности, в том числе в условиях реального профессионального контекста.
4. «Обратный кейс» – задача на формирование кейса, требующая подбора необходимых материалов исходя из заданного типа ситуации и способа решения.
Игровые технологии. Развивающие игровые среды во всем мире становятся реальным конкурентом школьного образования. Поскольку дети и подростки вне школы играют практически постоянно, школе становится крайне сложно без игровых элементов удерживать их мотивацию на учебу.
Однако за этим процессом стоят и более глубокие тенденции.
Всю современную цивилизацию называют не только
«информационной», но и «игровой». Все больше взрослых людей интересуются различными видами игр и посвящают им свой досуг. Согласно одной из гипотез, в поведении «играющего» человека проявляется запрос на восстановление значимой роли игры в обществе, утраченной в индустриальную эпоху. По мере выхода человека из сферы физической и интеллектуальной рутины жизнь будет становиться все более «игровой».
Предполагается, что распространение виртуальных миров и превращение их в часть повседневной жизни будут способствовать широкому распространению игровых моделей, наступлению эпохи «тотальности игры».
Знаниевая стадия жизни сменяется игровой. Возникают педагогические концепции «игровой дидактики», которая должна обеспечивать обучающимся многообразные пространства для самоопределения и самореализации, связанные с возможностью пробовать, строить собственные стратегии, менять виды деятельности, работать с избыточной и недостаточной информацией, выбирать и отвечать за свой выбор, преодолевать барьеры и выигрывать.
Современный исторический период называют эпохой геймификации от англ. «game» - игра) образования (и жизни в целом).