Файл: Лекция 5. Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С одной стороны, игры развивают способность быстро реагировать, рисковать, толерантность к неопределенности, умение решать нестандартные задачи, а также другие общие компетенции, необходимые в условиях динамичной, непредсказуемой жизни. С другой стороны, увлеченность играми связывают с размыванием ощущения границ между реальным и вымышленным миром, формированием морально-нравственной индифферентности и другими деформациями индивидуального и общественного сознания. В использовании игр в образовательном процессе, как и в остальной деятельности преподавателя, нужны мера и целесообразность.
Ролевая игра – педагогическая технология, реализуемая в форме группового взаимодействия, в котором каждый игрок выбирает одну из предложенных социальных ролей и взаимодействует с остальными участниками в соответствии с заранее определенными правилами игры.
Социальная роль – образ поведения, типичный для человека, занимающего данную социальную позицию (статусную, профессиональную, семейную, медийную и т.д.).
Главный признак и ведущее условие эффективности ролевой игры –
наличие заранее разработанных четких правил игры, с которыми предварительно ознакомлены все участники. Правила ролевой игры включают в себя:
- вводную информацию о каждой роли (имя, легенда, характер, игрового персонажа, его компетенции и функции и т.д.);
- правила поведения игроков в конкретных игровых ситуациях;
- основную сюжетную канву;
- конечную общую цель игрового процесса.
Характерная особенность ролевой игры (как и вообще любой игры) состоит в ее двуплановости:
с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой связано с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач (например, подготовки презентации, показывающей особенности определенной группы профессий); с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными сопутствующими обстоятельствами
(например, обозначенная выше презентация профессий предназначена для «группы инопланетян, прибывших на Землю с дружественным визитом»).
Увлекательность игрового сюжета обеспечивается набором игровых условий, в числе которых могут быть: воображаемые перемещения во времени и в пространстве; необычный внешний вид игрока (необычный объект, изображение и т.д.); неожиданное введение новых правил и условий игры (и отмена части прежних правил); игровая ответственность за жизнь, здоровье и благополучие других игроков; обмен ролями в ходе игры и (или) чередование ролей; неожиданное появление новых персонажей и т.д.
В качестве вспомогательных средств и приемов для повышения
динамики игрового действия и создания ивент-среды (яркой, эмоционально окрашенной деятельности, участие в которой создает гамму разнообразных переживаний, пробуждает активный интерес и творческую мотивацию)
могут использоваться:
- ограничение времени (для игры в целом и для отдельных ее элементов);
- игровые штрафы и поощрения; реквизит и костюмы;
- специально организованное пространство (например, маршруты со
«станциями», веревочные лабиринты, неожиданное выключение света и т.д.);
- музыкальное сопровождение; видеофрагменты; специальные паузы и др.
Игра завершается обсуждением и групповой самооценкой: в каких ситуациях возникали затруднения; какие компетенции и личностные качества способствовали, а какие мешали выполнению задачи; чего не хватило для более эффективного решения и т.д. В процессе обсуждения может быть использована видеозапись, которая производилась во время самой игры.
Дискуссия – метод обучения, направленный на активное вовлечение обучающихся в обмен мнениями по определенному вопросу, решение поставленной задачи.
Подразумевает равноправное обсуждение преподавателем и студентами плана, способов действий в целях выработки каждым участником собственного мнения или формирования единого.
Дискуссия может быть ориентирована на создание условий для осознания обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализацию ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения. При организации дискуссии важно следовать правилам обсуждения, которые устанавливаются заранее.
Часто в дискуссии заранее распределяются роли и устанавливаются требования к ним.
Ролевая дискуссия – метод, одна из сложностей которого заключается в удачном определении ролей. В качестве таких ролей могут быть определены:
лидер (захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального спора); критик (встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения); оригинал (как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения); организатор (стремится к тому, чтобы выступили все участники, задает уточняющие вопросы);
деструктор (все время нарушает плавное течение дискуссии) и т.д.
Обязательное условие: участники должны вести себя в соответствии с заданной ролью.
Деловая игра – метод обучения, отличающийся от ролевой игры тем, что основное внимание сосредоточено на инструментальном (функциональном, технологическом) аспекте, а не на межличностных отношениях. Предметным содержанием деловой игры является имитация конкретных условий и процессов профессиональной деятельности, поведения и отношений занятых в нем людей (отсюда еще одно название – имитационная игра).
«Проигрывание» профессиональных и деловых отношений особенно важно
могут использоваться:
- ограничение времени (для игры в целом и для отдельных ее элементов);
- игровые штрафы и поощрения; реквизит и костюмы;
- специально организованное пространство (например, маршруты со
«станциями», веревочные лабиринты, неожиданное выключение света и т.д.);
- музыкальное сопровождение; видеофрагменты; специальные паузы и др.
Игра завершается обсуждением и групповой самооценкой: в каких ситуациях возникали затруднения; какие компетенции и личностные качества способствовали, а какие мешали выполнению задачи; чего не хватило для более эффективного решения и т.д. В процессе обсуждения может быть использована видеозапись, которая производилась во время самой игры.
Дискуссия – метод обучения, направленный на активное вовлечение обучающихся в обмен мнениями по определенному вопросу, решение поставленной задачи.
Подразумевает равноправное обсуждение преподавателем и студентами плана, способов действий в целях выработки каждым участником собственного мнения или формирования единого.
Дискуссия может быть ориентирована на создание условий для осознания обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализацию ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения. При организации дискуссии важно следовать правилам обсуждения, которые устанавливаются заранее.
Часто в дискуссии заранее распределяются роли и устанавливаются требования к ним.
Ролевая дискуссия – метод, одна из сложностей которого заключается в удачном определении ролей. В качестве таких ролей могут быть определены:
лидер (захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального спора); критик (встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения); оригинал (как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения); организатор (стремится к тому, чтобы выступили все участники, задает уточняющие вопросы);
деструктор (все время нарушает плавное течение дискуссии) и т.д.
Обязательное условие: участники должны вести себя в соответствии с заданной ролью.
Деловая игра – метод обучения, отличающийся от ролевой игры тем, что основное внимание сосредоточено на инструментальном (функциональном, технологическом) аспекте, а не на межличностных отношениях. Предметным содержанием деловой игры является имитация конкретных условий и процессов профессиональной деятельности, поведения и отношений занятых в нем людей (отсюда еще одно название – имитационная игра).
«Проигрывание» профессиональных и деловых отношений особенно важно
для детей и молодежи, когда реальный жизненный и особенно профессиональный опыт еще невелик, а свойственные этому возрасту фантазия и гибкость позволяют подчас выработать оригинальные, конструктивные и. эффективные подходы к разрешению деловых проблем.
Один из типичных вариантов сюжета деловой игры моделирует конфликтную ситуацию, в которую вовлечены стороны, имеющие различные, нередко противоречивые интересы (например: руководитель и его подчиненные; продавец и клиент; деловые партнеры и т.д.). Игровая цель – конструктивное разрешение производственного конфликта в интересах дела, которое должно быть доведено до конца.
Деловые игры способствуют возникновению игрового интереса благодаря формированию мотивации, связанной с удовольствием от контактов с партнерами по игре; удовольствием от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; азартом ожидания непредвиденных игровых ситуаций; удовлетворением от достигнутого успеха.
Основные признаки деловой игры:
- наличие моделируемой деятельности;
- наличие ролей для участников;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- коллективная или групповая выработка решений участниками игры;
- многовариантность решений;
- различие ролевых интересов при выработке решений;
- реализация в процессе игры последовательной «цепочки решений»;
- особая система текущего и итогового оценивания деятельности участников игры.
Тренинг (в общем случае) – интенсивная форма обучения в группах, обеспечивающая введение, практическую отработку и закрепление навыков за короткий промежуток времени.
Педагогическая основа тренинга – создание у участников обучающего
опыта, т.е. опыта практических действий, который немедленно осмысливается, оценивается и при необходимости корректируется. В ходе тренинга каждый учится на своем опыте и на опыте других участников.
Стандартный состав группы – 6–12 человек. Задача тренера – используя набор активных форматов организации учебной, игровой и коммуникативной деятельности, дать импульс участникам, чтобы те сами смогли найти решение в той или иной (аналогичной) ситуации, освоить и закрепить необходимые навыки и компетенции. В ходе тренинга «все взаимодействуют со всеми», выполняя последовательность различных заданий.
В рамках тренинга могут использоваться такие варианты работы, как мозговой штурм, групповая дискуссия, решение кейсов, ролевые игры, групповая самооценка и т.д. Иногда применяется видеосъемка, позволяющая участникам увидеть «со стороны» себя и свое поведение в учебных и игровых ситуациях.
Разновидности тренинга по направленности.
Один из типичных вариантов сюжета деловой игры моделирует конфликтную ситуацию, в которую вовлечены стороны, имеющие различные, нередко противоречивые интересы (например: руководитель и его подчиненные; продавец и клиент; деловые партнеры и т.д.). Игровая цель – конструктивное разрешение производственного конфликта в интересах дела, которое должно быть доведено до конца.
Деловые игры способствуют возникновению игрового интереса благодаря формированию мотивации, связанной с удовольствием от контактов с партнерами по игре; удовольствием от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; азартом ожидания непредвиденных игровых ситуаций; удовлетворением от достигнутого успеха.
Основные признаки деловой игры:
- наличие моделируемой деятельности;
- наличие ролей для участников;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- коллективная или групповая выработка решений участниками игры;
- многовариантность решений;
- различие ролевых интересов при выработке решений;
- реализация в процессе игры последовательной «цепочки решений»;
- особая система текущего и итогового оценивания деятельности участников игры.
Тренинг (в общем случае) – интенсивная форма обучения в группах, обеспечивающая введение, практическую отработку и закрепление навыков за короткий промежуток времени.
Педагогическая основа тренинга – создание у участников обучающего
опыта, т.е. опыта практических действий, который немедленно осмысливается, оценивается и при необходимости корректируется. В ходе тренинга каждый учится на своем опыте и на опыте других участников.
Стандартный состав группы – 6–12 человек. Задача тренера – используя набор активных форматов организации учебной, игровой и коммуникативной деятельности, дать импульс участникам, чтобы те сами смогли найти решение в той или иной (аналогичной) ситуации, освоить и закрепить необходимые навыки и компетенции. В ходе тренинга «все взаимодействуют со всеми», выполняя последовательность различных заданий.
В рамках тренинга могут использоваться такие варианты работы, как мозговой штурм, групповая дискуссия, решение кейсов, ролевые игры, групповая самооценка и т.д. Иногда применяется видеосъемка, позволяющая участникам увидеть «со стороны» себя и свое поведение в учебных и игровых ситуациях.
Разновидности тренинга по направленности.
1. Навыковые – направлены на тренировку конкретных навыков:
- коммуникативные – тренинги общения, которые позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки при приеме на работу, при сдаче экзаменов, различных деловых контактах и др.;
- поведенческие – тренинги, направленные на освоение определенных способов и навыков поведения, востребованных в конкретных ситуациях, например, тренинги ведения телефонных переговоров, планирования времени, самопрезентации и т.д.;
- профессиональные – постановка и отработка тех или иных навыков в рамках определенного вида профессиональной деятельности.
2. Тренинги личностного роста – сочетают общеразвивающие занятия и
«прокачку» конкретных социальных компетенций, нацелены на повышение качества жизни («уровня счастья») участников.
3. Социально-психологические – занимают промежуточное положение между коммуникативными тренингами и тренингами личностного роста.
4. Психотерапевтические – направлены на изменения в сознании
(корректировка отношений, пересмотр ценностей, открытие новых смыслов, постановка новых жизненных целей) с целью устранить неприятное психологическое состояние, разрешить внутренний конфликт.
5. Бизнес-тренинг – тренинг, направленный на повышение личной или корпоративной конкурентоспособности путем обучения более эффективным способам решения бизнес-задач; является прямым вкладом в «человеческий капитал».
6. Воркшоп – коллективное обучающее мероприятие, участники которого получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы. В отличие от обычного тренинга, преследующего единую для всех цель, главная цель
воркшопа – получение индивидуального решения конкретных задач каждого его участника. Участники сами задают тему и ожидаемые результаты воркшопа, организуют процесс обучения и задают темп работы. Процесс обучения основан на личных переживаниях и полученном опыте каждого из участников. Бизнес-тренинг, проводимый в формате воркшопа, называют бизнес-мастерской.
Метод проектов. Проект (в широком смысле) – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Проектная деятельность обучающихся (метод проектов) –
педагогическая технология, особенностью которой являются два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Для достижения практической цели учащимся необходимы определенные знания, умения и компетенции, которые они осваивают в процессе выполнения проекта.
Любой учебный проект имеет свой жизненный цикл, состоящий из определенной последовательности этапов. При этом каждый этап имеет свой собственный практический результат или «выход» (табл. 2).
Таблица 2
Этапы технологии организации проектной деятельности
Этап проекта
«Выход» этапа
«Запуск» проекта
(планирование, проектирование)
Паспорт проектной работы (см. далее)
Поиск (сбор информации)
Данные (пакет собранной информации)
Конструктив (разработка решения на основе собранной информации)
1.
Подготовленный продукт проекта.
2.
Подготовленная презентация
Презентация (представление, защита и (или)
«продажа» проекта экспертному жюри и (или) заказчику)
Внешняя оценка проекта
Последействие (рефлексия)
Самооценка проектантов
Разновидности метода проектов:
1. По целям:
- учебные – приоритетно направлены на развитие определенных компетенций;
- социальные – имеют главной целью решение социально значимых проблем (при этом учебно-развивающие цели проекта могут быть замаскированы);
- бизнес-проекты – нацелены на разработку коммерческого продукта и путей его реализации.
2. По типу доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие, ролевые
(игровые), комплексные.
3. По количеству участников: индивидуальные и групповые.
Оптимальный состав проектной группы – от двух до семи человек.
Особенности группового проекта:
- подготовка к выполнению проекта включает обязательный этап – распределение ролей в проектной группе;
- возможно формирование в проектной группе двух-трех микрогрупп, в которых независимо друг от друга (на соревновательной основе) вырабатывается проектный замысел (пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения), с последующим выбором лучшего варианта или объединением лучших в один общий;
- в разновозрастной проектной группе наиболее опытный участник может выполнять роль внутреннего координатора/руко- водителя проектной группы, без привлечения помощи взрослых.
4. По масштабу и характеру контактов между участниками проекты могут охватывать рамки группы (курса), образовательной организации, микрорайона или муниципальной территории, региона. Кроме того,
телекоммуникационные проекты (см. далее) могут быть межрегиональными и международными.
5. По продолжительности:
- мини-проекты – продолжительностью в одно занятие или менее;
- краткосрочные проекты – как правило, четыре-шесть занятий плюс самостоятельная внеаудиторная или домашняя работа обучающихся;
- среднесрочные – до полугодия, учебного года;
- длительные – до нескольких лет.
Паспорт проекта представляет собой документальное оформление замысла предстоящего проекта. Как правило, паспорт проектной работы имеет следующую структуру (в зависимости от специфики образовательной организации и конкретного проекта могут быть внесены разнообразные изменения и дополнения).
1. Название проекта.
2. Руководитель проекта.
3. Консультант(ы) проекта.
4. Учебные курсы, модули дисциплины, в рамках которых проводится работа по проекту.
5. Учебные курсы, модули дисциплины, близкие к теме проекта.
6. Возраст обучающихся, на который рассчитан проект.
7. Состав проектной группы (фамилии, имена учащихся, группа).
8. Тип проекта.
9. Заказчик проекта.
10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11. Задачи проекта (что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели).
12. Вопросы проекта (три-четыре важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13. Необходимое оборудование.
14. Площадки, на которых будет осуществляться работы но проекту (в пределах и за пределами образовательной организации).
15. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне образовательной организации или организации работодателя и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).
16. Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта.
17. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
18. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе (для группового проекта).
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. В начале – как методическая разработка проекта, которая оформляет замысел проекта. (В некоторых образовательных организациях она обязательно должна утверждаться заместителем директора, деканом, руководителем цикловой комиссии, заведующим кафедрой или другими уполномоченными лицами перед началом реализации проекта.) Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к портфолио проекта,