Файл: Лекция 5. Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представляемому на защите проекта. Расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или хранения в медиатеке.
Оценка проектной деятельности имеет некоторые особенности.
Продукт проектной работы не является единственным критерием оценки успешности проекта, важным так же является путь достижения цели.
Оценка выполненной работы включает в себя те показатели, как обучающиеся усвоили информацию, как происходил процесс планирования, были ли принятые решения рациональными, как выполнялась работа, как обучающиеся осуществляли самоконтроль, и как они оценили выполнение всего проекта. Так же должно учитываться, была ли соблюдена техника безопасности, и насколько эффективным было взаимодействие в команде. Все обозначенные критерии могут оцениваться преподавателем с использованием
сопроводительного наблюдения, которое длится в течение выполнения всей проектной работы.
Другой возможный инструмент оценки хода и результатов проектной деятельности – портфолио проекта – папки (диски), куда помещаются все рабочие материалы. Во время презентации проекта проводится экспертиза портфолио с целью оценки хода проекта, степени самостоятельности, личных достижений каждого участника проекта и других параметров, которые невозможно оценить на основе презентации проектантов.
Один из самых сложных вопросов в организации проектной деятельности – определение степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать преподаватель, какие – сами студенты, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет.
Очевидно, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Важно, чтобы тема проекта не должна задаваться принудительно. Допустим выбор одной из предложенных тем, а лучше
– совместная выработка темы по принципу «скрытой координации». Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими студентами.
Для того чтобы проект удался, преподаватель должен владеть обширным набором ролей.
Краш-тест (педагогическая технология) – метод, позволяющий оценить степень надежности предлагаемого решения/разработанного продукта путем его усиленной критики.
Первый этап краш-теста – презентация (идеи, проекта, продукта, выбора и т.д.) в форме краткого изложения сути дела.
Второй этап краш-теста – испытание на прочность: все остальные участники либо специально назначенные оппоненты подвергают сомнению
Оценка проектной деятельности имеет некоторые особенности.
Продукт проектной работы не является единственным критерием оценки успешности проекта, важным так же является путь достижения цели.
Оценка выполненной работы включает в себя те показатели, как обучающиеся усвоили информацию, как происходил процесс планирования, были ли принятые решения рациональными, как выполнялась работа, как обучающиеся осуществляли самоконтроль, и как они оценили выполнение всего проекта. Так же должно учитываться, была ли соблюдена техника безопасности, и насколько эффективным было взаимодействие в команде. Все обозначенные критерии могут оцениваться преподавателем с использованием
сопроводительного наблюдения, которое длится в течение выполнения всей проектной работы.
Другой возможный инструмент оценки хода и результатов проектной деятельности – портфолио проекта – папки (диски), куда помещаются все рабочие материалы. Во время презентации проекта проводится экспертиза портфолио с целью оценки хода проекта, степени самостоятельности, личных достижений каждого участника проекта и других параметров, которые невозможно оценить на основе презентации проектантов.
Один из самых сложных вопросов в организации проектной деятельности – определение степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать преподаватель, какие – сами студенты, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет.
Очевидно, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Важно, чтобы тема проекта не должна задаваться принудительно. Допустим выбор одной из предложенных тем, а лучше
– совместная выработка темы по принципу «скрытой координации». Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими студентами.
Для того чтобы проект удался, преподаватель должен владеть обширным набором ролей.
Краш-тест (педагогическая технология) – метод, позволяющий оценить степень надежности предлагаемого решения/разработанного продукта путем его усиленной критики.
Первый этап краш-теста – презентация (идеи, проекта, продукта, выбора и т.д.) в форме краткого изложения сути дела.
Второй этап краш-теста – испытание на прочность: все остальные участники либо специально назначенные оппоненты подвергают сомнению
качество презентуемого объекта.
При этом могут быть использованы следующие приемы:
1) обоснованные возражения – строятся на строго логической основе, имея своей целью выявить объективно слабые места испытуемой идеи, проекта. Краш-тест, проводимый в русле «объективных возражений», использует заранее определенный набор критериев, на соответствие которым и проверяется испытуемая идея/проект. Например, могут быть применены те или иные варианты перечня «критериев достойной цели», разработанный в рамках концепции ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), в том числе: а) общественная полезность; б) новизна; в) конкретность; г) согласованность с более высокими уровнями; д) отражение специфики, индивидуальных особенностей; е) субъективная, личностная значимость; ж) наличие внятного образа конечного результата; з) предвидение и прогнозирование того, каким образом будет достигнута цель; и) наличие достаточных средств для воплощения идеи/проекта; к) возможность корректировки замысла;
2) поток критики – множественные замечания и возражения, авторы которых не особенно заботятся об аргументации. Главная цель – застать испытуемого «сдаться» на эмоциональнопсихологическом уровне, отказаться от презентуемых положений и признать свою неправоту;
3) создание искусственных препятствий – акцент на наиболее неблагоприятных сценариях, допущение о вмешательстве противодействующих факторов, как объективных, так и субъективных
(сопротивление со стороны определенных людей/социальных групп);
4) доведение до абсурда – развитие испытуемой идеи с гипертрофированием тех или иных ее сторон;
5) провокация – развитие испытуемой идеи в заведомо ложном направлении (либо попытка использовать ее для решения неподходящей задачи) с целью увлечь ее автора и «сбить с пути».
Общая цель второго этапа – убедить автора идеи/проекта (и всех присутствующих) в том, что его предложения не представляют ценности и интереса, выдвинутые положения ошибочны и не подлежат развитию и реализации.
Третий этап краш-теста – ответ автора на представленные возражения и критику (может быть по времени совмещен со вторым этапом). Задача автора
– аргументированно отстоять свой замысел, отразив как можно большее число критических замечаний. Результатом краш-теста может быть либо укрепление автора в своей позиции, либо ее корректировка (или «отправка на доработку»), либо признание ее целиком ошибочной.
Классическая разновидность краш-теста – защита (проекта,
При этом могут быть использованы следующие приемы:
1) обоснованные возражения – строятся на строго логической основе, имея своей целью выявить объективно слабые места испытуемой идеи, проекта. Краш-тест, проводимый в русле «объективных возражений», использует заранее определенный набор критериев, на соответствие которым и проверяется испытуемая идея/проект. Например, могут быть применены те или иные варианты перечня «критериев достойной цели», разработанный в рамках концепции ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), в том числе: а) общественная полезность; б) новизна; в) конкретность; г) согласованность с более высокими уровнями; д) отражение специфики, индивидуальных особенностей; е) субъективная, личностная значимость; ж) наличие внятного образа конечного результата; з) предвидение и прогнозирование того, каким образом будет достигнута цель; и) наличие достаточных средств для воплощения идеи/проекта; к) возможность корректировки замысла;
2) поток критики – множественные замечания и возражения, авторы которых не особенно заботятся об аргументации. Главная цель – застать испытуемого «сдаться» на эмоциональнопсихологическом уровне, отказаться от презентуемых положений и признать свою неправоту;
3) создание искусственных препятствий – акцент на наиболее неблагоприятных сценариях, допущение о вмешательстве противодействующих факторов, как объективных, так и субъективных
(сопротивление со стороны определенных людей/социальных групп);
4) доведение до абсурда – развитие испытуемой идеи с гипертрофированием тех или иных ее сторон;
5) провокация – развитие испытуемой идеи в заведомо ложном направлении (либо попытка использовать ее для решения неподходящей задачи) с целью увлечь ее автора и «сбить с пути».
Общая цель второго этапа – убедить автора идеи/проекта (и всех присутствующих) в том, что его предложения не представляют ценности и интереса, выдвинутые положения ошибочны и не подлежат развитию и реализации.
Третий этап краш-теста – ответ автора на представленные возражения и критику (может быть по времени совмещен со вторым этапом). Задача автора
– аргументированно отстоять свой замысел, отразив как можно большее число критических замечаний. Результатом краш-теста может быть либо укрепление автора в своей позиции, либо ее корректировка (или «отправка на доработку»), либо признание ее целиком ошибочной.
Классическая разновидность краш-теста – защита (проекта,
исследования и т.д.), обладающая следующими особенностями организации:
- заранее назначаются несколько (как правило, от одного до трех) оппонентов, которые предварительно знакомятся с презентуемыми положениями и готовят отзывы с замечаниями;
- автор получает возможность предварительно ознакомиться с замечаниями оппонентов и подготовить ответы на них;
- в ходе защиты предусматривается возможность для всех присутствующих задавать вопросы автору и высказать свои суждения, в том числе в формате краш-теста, на которые автор должен ответить без предварительной подготовки.
В качестве оппонентов могут назначаться, в зависимости от ситуации, различные лица: преподаватели образовательной организации; независимые сторонние эксперты; представители заказчика; другие обучающиеся (для которых эта форма работы выступает своеобразной «оппонентской практикой»).
- заранее назначаются несколько (как правило, от одного до трех) оппонентов, которые предварительно знакомятся с презентуемыми положениями и готовят отзывы с замечаниями;
- автор получает возможность предварительно ознакомиться с замечаниями оппонентов и подготовить ответы на них;
- в ходе защиты предусматривается возможность для всех присутствующих задавать вопросы автору и высказать свои суждения, в том числе в формате краш-теста, на которые автор должен ответить без предварительной подготовки.
В качестве оппонентов могут назначаться, в зависимости от ситуации, различные лица: преподаватели образовательной организации; независимые сторонние эксперты; представители заказчика; другие обучающиеся (для которых эта форма работы выступает своеобразной «оппонентской практикой»).