Файл: Лекция 5. Современные методы обучения и образовательные технологии в профессиональном образовании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представляемому на защите проекта. Расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или хранения в медиатеке.
Оценка проектной деятельности имеет некоторые особенности.
Продукт проектной работы не является единственным критерием оценки успешности проекта, важным так же является путь достижения цели.
Оценка выполненной работы включает в себя те показатели, как обучающиеся усвоили информацию, как происходил процесс планирования, были ли принятые решения рациональными, как выполнялась работа, как обучающиеся осуществляли самоконтроль, и как они оценили выполнение всего проекта. Так же должно учитываться, была ли соблюдена техника безопасности, и насколько эффективным было взаимодействие в команде. Все обозначенные критерии могут оцениваться преподавателем с использованием
сопроводительного наблюдения, которое длится в течение выполнения всей проектной работы.
Другой возможный инструмент оценки хода и результатов проектной деятельности – портфолио проекта – папки (диски), куда помещаются все рабочие материалы. Во время презентации проекта проводится экспертиза портфолио с целью оценки хода проекта, степени самостоятельности, личных достижений каждого участника проекта и других параметров, которые невозможно оценить на основе презентации проектантов.
Один из самых сложных вопросов в организации проектной деятельности – определение степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать преподаватель, какие – сами студенты, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет.
Очевидно, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Важно, чтобы тема проекта не должна задаваться принудительно. Допустим выбор одной из предложенных тем, а лучше
совместная выработка темы по принципу «скрытой координации». Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими студентами.
Для того чтобы проект удался, преподаватель должен владеть обширным набором ролей.
Краш-тест (педагогическая технология) – метод, позволяющий оценить степень надежности предлагаемого решения/разработанного продукта путем его усиленной критики.
Первый этап краш-теста – презентация (идеи, проекта, продукта, выбора и т.д.) в форме краткого изложения сути дела.
Второй этап краш-теста – испытание на прочность: все остальные участники либо специально назначенные оппоненты подвергают сомнению

качество презентуемого объекта.
При этом могут быть использованы следующие приемы:
1) обоснованные возражения – строятся на строго логической основе, имея своей целью выявить объективно слабые места испытуемой идеи, проекта. Краш-тест, проводимый в русле «объективных возражений», использует заранее определенный набор критериев, на соответствие которым и проверяется испытуемая идея/проект. Например, могут быть применены те или иные варианты перечня «критериев достойной цели», разработанный в рамках концепции ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), в том числе: а) общественная полезность; б) новизна; в) конкретность; г) согласованность с более высокими уровнями; д) отражение специфики, индивидуальных особенностей; е) субъективная, личностная значимость; ж) наличие внятного образа конечного результата; з) предвидение и прогнозирование того, каким образом будет достигнута цель; и) наличие достаточных средств для воплощения идеи/проекта; к) возможность корректировки замысла;
2) поток критики – множественные замечания и возражения, авторы которых не особенно заботятся об аргументации. Главная цель – застать испытуемого «сдаться» на эмоциональнопсихологическом уровне, отказаться от презентуемых положений и признать свою неправоту;
3) создание искусственных препятствий – акцент на наиболее неблагоприятных сценариях, допущение о вмешательстве противодействующих факторов, как объективных, так и субъективных
(сопротивление со стороны определенных людей/социальных групп);
4) доведение до абсурда – развитие испытуемой идеи с гипертрофированием тех или иных ее сторон;
5) провокация – развитие испытуемой идеи в заведомо ложном направлении (либо попытка использовать ее для решения неподходящей задачи) с целью увлечь ее автора и «сбить с пути».
Общая цель второго этапа – убедить автора идеи/проекта (и всех присутствующих) в том, что его предложения не представляют ценности и интереса, выдвинутые положения ошибочны и не подлежат развитию и реализации.
Третий этап краш-теста – ответ автора на представленные возражения и критику (может быть по времени совмещен со вторым этапом). Задача автора
– аргументированно отстоять свой замысел, отразив как можно большее число критических замечаний. Результатом краш-теста может быть либо укрепление автора в своей позиции, либо ее корректировка (или «отправка на доработку»), либо признание ее целиком ошибочной.
Классическая разновидность краш-теста – защита (проекта,

исследования и т.д.), обладающая следующими особенностями организации:
- заранее назначаются несколько (как правило, от одного до трех) оппонентов, которые предварительно знакомятся с презентуемыми положениями и готовят отзывы с замечаниями;
- автор получает возможность предварительно ознакомиться с замечаниями оппонентов и подготовить ответы на них;
- в ходе защиты предусматривается возможность для всех присутствующих задавать вопросы автору и высказать свои суждения, в том числе в формате краш-теста, на которые автор должен ответить без предварительной подготовки.
В качестве оппонентов могут назначаться, в зависимости от ситуации, различные лица: преподаватели образовательной организации; независимые сторонние эксперты; представители заказчика; другие обучающиеся (для которых эта форма работы выступает своеобразной «оппонентской практикой»).