Файл: Конспект лекции дисциплины Правоохранительные органы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра уголовного процесса
УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

уголовного процесса

майор полиции

Н.В. Летелкин

«___»_________ 2022 г.

Конспект лекции

дисциплины «Правоохранительные органы» для курсантов, обучающихся очной формы по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация Уголовно-правовая, профиль образовательной программы Предварительное следствие в органах внутренних дел по уголовным делам в сфере экономической деятельности

(для набора 2022 года)


по теме № 6

Органы юстиции Российской Федерации

Нижний Новгород

2022
Конспект лекции по дисциплине «Уголовный процесс» для иностранных слушателей, очной формы по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация Уголовно-правовая, профиль образовательной программы Предварительное следствие в органах внутренних дел по уголовным делам в сфере экономической деятельности

Авторы:

Лапатников М.В. – доцент кафедры уголовного процесса НА МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции.

Конспект лекции обсужден и одобрен на заседании предметно-методической секции «Прокурорский надзор и правоохранительные органы» кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России

П л а н:

Введение



        1. Органы юстиции Российской Федерации: цели, задачи и основные направления деятельности

        2. Министерство юстиции Российской Федерации: структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности. Центральный аппарат Минюста России и территориальные органы

        3. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) как одна их федеральных служб в ведении Минюста России: структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

        4. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) как одна их федеральных служб в ведении Минюста России: структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема «Министерство юстиции РФ, его органы и учреждения» имеет важное значение. Деятельность органов и учреждений юстиции имеет своим назначением реализацию политики государства в сфере юстиции, что свидетельствует о большом объеме направлений деятельности. Так, органы юстиции в лице судебных приставов обеспечивают нормальное функционирование судебной системы РФ, нотариат удостоверяет бесспорные права граждан, учреждения уголовно-исполнительной системы приводят в исполнение приговоры суда, если в них определена мера наказания в виде лишения свободы. Среди ученых распространено мнение, что органы юстиции выполняют организационно-вспомогательную функцию, помогая иным органам выполнять поставленные перед ними задачи.


На данный момент система органов юстиции характеризуется расширением ее органов, увеличением перечня направлений их деятельности, приобретением новых полномочий. Например, некоторое время назад Министерству юстиции передали учреждения уголовно-исполнительной системы, в рамках территориальных органов юстиции создана служба судебных приставов.

Знание характеристики органов юстиции позволит курсантам не только сдать зачет по данной дисциплине, но и, ориентируясь в системе органов юстиции, обеспечить защиту своих прав и законных интересов.



  1. Органы юстиции Российской Федерации: цели, задачи и

основные направления деятельности

Органы юстиции являются частью органов федеральной исполнительной вла­сти, главной целью которых является реализация государственной политики в сфере юстиции.

Минюст России, его органы, учреждения и организации образуют единую систему юстиции. Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный).

Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредо­точена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назна­ченных судом и других судебных решений.

Основные направления органов юстиции.

– нормотворческая деятельность;

– представление Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации;

– разработка и реализация программ правовой информатизации.

– государственная регистрация и контроль за деятельностью юридических лиц;

– организация деятельности судебно-экспертных учреждений;

– организация деятельности государственных нотариальных контор;

– организация деятельности коллегий адвокатов;

– государственная регистрация актов гражданского состояния;

– функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– международно-правовая деятельность.

– реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.



- обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных решений;

- обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Система органов юстиции состоит из:

– Министерства юстиции РФ;

– территориальные органы юстиции: министерства юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отде­лов) юстиции краев, областей, автономных округов и т.д.;

– органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

- служба судебных приставов.
2. Министерство юстиции Российской Федерации: структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности. Центральный аппарат Минюста и территориальные органы

Министерство юстиции Российской Федерации (Министерство юстиции России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

– исполнения уголовных наказаний;

– государственной регистрации актов гражданского состояния;

– контроля и надзора за деятельностью органов адвокатуры и нотариата;

– контроля и надзора за регистрацией и деятельностью некоммерческих организаций;

– обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов;

– оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Министерство юстиции России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов и руководство деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Министерство юстиции России возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации Министр юстиции, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр юстиции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство юстиции России задач и реализацию государственной политики в сфере юстиции.


Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

В структуре Министерства действуют 11 департаментов по основным направлениям деятельности и Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. Руководит департаментом Министерства юстиции России директор.

В министерстве юстиции образованы следующие департаменты:

– Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой;

– Департамента гражданского и социального законодательства;

– Департамент конституционного законодательства;

– Департамент по делам некоммерческих организаций;

– Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний;

– Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения;

– Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов;

– Департамент организации и контроля;

– Департамент управления делами;

– Департамент государственной службы и кадров.

В Министерстве юстиции России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей подведомственных Министерству юстиции России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Министерства юстиции России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

Основными задачами Министерства юстиции России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека;

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.


Министерство юстиции России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции России;

2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

5) осуществляет в установленной сфере деятельности мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

6) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

7) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

8) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;