Файл: Реферат краткий анализ Оптового и Розничного рынков электрической энергии и мощности, который проводило научнотехническое сообщество России.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Энергетики
Кафедра электроснабжения и электротехники
РЕФЕРАТ
Краткий анализ Оптового и Розничного рынков электрической энергии и мощности, который проводило научно-техническое сообщество России
Выполнил студент группы ЭПб-18-1:
Нечаев Р.В.
Проверил: доцент, к.т.н.,
Головщиков В.О.
Иркутск 2022
Содержание
Введение 3
1.Описание Оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) 4
5
Рисунок 1-Субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности 5
1.3 Рынок на сутки вперед 6
1.4 Рынок мощности 7
1.5 Недостатки ОРЭМ 7
2.Описание Розничного рынка электроэнергии и мощности (РРЭМ) 11
3.Направления реформирования электроэнергетики 17
17
Заключение 21
Список использованных источников 22
Введение
Рынок электроэнергии, его устройство и анализ многим может показаться странным, ведь ежедневно каждый потребитель расходует электроэнергию, получает счета и, для завершения цикла сделки, счета всего лишь необходимо оплатить. Говоря о рынке электроэнергии, важно помнить о специфике данного товара и обязательно учитывать эту специфику при анализе данного рынка:
1. Электрическую энергию невозможно складировать или накапливать в значительных объемах. Из-за этого факта производство, транспортировка и потребление электроэнергии практически совпадают по времени.
2. Одновременное производство и потребление практически абсолютно стандартизованного продукта – электрической энергии – множеством производителей и потребителей в одну единицу времени. Из-за этого факта можно говорить о возможности контролировать только общие объемы поставки каждым производителем и объемы потребления продукта конечным потребителем.
3. Электроэнергия является продуктом первой необходимости. Из-за этого факта, несмотря на перспективы перехода на альтернативные источники энергии, разработки по которым ведутся достаточно активно, конечные потребители очень чувствительны к перебоям в поставках электроэнергии. Поэтому вся энергосистема России должна обладать достаточным запасом надежности, а компании-поставщики – обеспечить бесперебойное снабжение.
4. Несмотря на то, что производителями вырабатывается и поставляется то количество электроэнергии, которое было запланировано, а потребителями в общем количестве потребляется прогнозное количество электроэнергии, в ежедневной практике обе стороны допускают определенные отклонения от своих обязательств. В силу данных обстоятельств, можно наблюдать дисбаланс между производством и потреблением и может спровоцировать рыночный дисбаланс.
-
Описание Оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ)
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ) – сфера обращения особых товаров (электрической энергии и мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации. Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172) и иными нормативными правовыми актами, предусмотренными правилами оптового рынка [1].
Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые и неценовые зоны [1].
В ценовых зонах оптового рынка купля - продажа электрической энергии и мощности осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам. Выделяют две ценовые зоны. Это обусловлено особенностями планирования и ведения режима из-за различий состава генерирующего оборудования и существующими сетевыми ограничениями на переток активной мощности из одной ценовой зоны в другую. Первая ценовая зона включает территории Европейской части России и Урала (Центрального, Северо-Западного (за исключением территорий, относящихся к неценовым зонам), Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского федеральных округов), вторая — территорию Сибири (Сибирского федерального округа) [1].
Неценовые зоны (Архангельская область, Калининградская область Республика Коми, регионы Дальнего Востока) – это территории, где по технологическим причинам организация рыночных отношений пока невозможна, и реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам. С 1 января 2019 года Западный и Центральный районы электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) были включены в состав территорий, которые объединены в неценовую зону Дальнего Востока [1].
Рисунок 1-Субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности
-
Субъекты оптового рынка
Торговлю электрической энергией и мощностью на оптовом рынке осуществляют:
-
поставщики электрической энергии (генерирующие компании); -
покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»; -
коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка; -
организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).
Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности [1].
1.2 Основные принципы организации оптового рынка
-
свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»; -
свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации; -
свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии; -
учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях; -
взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины; -
обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации; -
отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики [1].
-
Рынок на сутки вперед
Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Конкурентный отбор проводится коммерческим оператором (АО «АТС»). На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется на основании баланса спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из более чем 8500 узлов обеих ценовых зон. При этом в первую очередь в объемы планового производства включаются объемы электроэнергии, в отношении которых поданы заявки с предложением наиболее низких цен, а в объемы планового потребления – объемы, которые покупатели готовы купить по наиболее высокой цене или включенные в ценопринимающие заявки (отражает готовность покупателя купить объем электроэнергии по любой, сложившейся на РСВ цене) [1].
1.4 Рынок мощности
Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника [1].
Существует несколько механизмов реализации мощности на оптовом рынке:
-
покупка/продажа мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности, заключенным по итогам конкурентного отбора мощности, в том числе, по итогам конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО); -
покупка/продажа мощности по свободным договорам купли-продажи мощности (СДМ); -
покупка/продажа мощности по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) и по договорам купли-продажи мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций, аналогичным ДПМ; -
покупка/продажа мощности генерирующих объектов, отнесенных к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, по причинам, связанным с обеспечением надежности электроснабжения и теплоснабжения; -
покупка/продажа мощности по регулируемым договорам (в объемах поставки населению и приравненным категориям); -
покупка/продажа мощности, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования ВИЭ, по договорам о предоставлении мощности, заключенным по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ; -
покупка/продажа мощности, отобранной по итогам отборов проектов модернизации генерирующего оборудования тепловых электростанций (КОММОД), по договорам купли-продажи (поставки) мощности модернизированных генерирующих объектов [1].
1.5 Недостатки ОРЭМ
После создания ОРЭМ, продолжалась его критика. Полноценной конкуренции не было. Огромные преференции на ОРЭМ получили крупные игроки этого рынка (ОГК, АЭС, ГЭС, ГП, некоторые крупные потребители, через механизм заключения двухсторонних свободных договоров по нерегулируемым ценам). В тяжелое положение попали ТЭЦ, которые обязаны продавать электроэнергию на ОРЭМ, а тепловую энергию поставлять на розничный рынок по регулируемым ценам. Розничные рынки функционируют, но эти рынки полностью регулируются государством, и они разделены на рынки электрической и тепловой энергии, хотя большинство потребителей потребляют оба вида энергии. Предполагаемая конкуренция за потребителей среди энергосбытовых компаний не состоялась. ГП в большинстве регионов являются абсолютными монополистами в субъектах РФ. Монополизм существенно усилился при создании Единых теплоснабжающих организаций (ЕТСО), получивших огромные права. Правила функционирования розничного рынка электроэнергии приняты, но нет Концепции и модели ЕРРЭМ, которые обеспечивали бы положительный финансово-экономический и технологический эффект для всех субъектов розничного рынка энергии.
ОРЭМ обладает большим количеством недостатков:
-
У ГЭС и АЭС не конкурентов на ОРЭМ в силу:
-
Низкой себестоимости производства электроэнергии для ГЭС; -
Максимальной загруженности АЭС.
-
Равновесная цена определяется по “самой дорогой”.
1.6 Основные проблемы ОРЭМ и способы их решения
Ситуация на рынке сбыта энергии сегодня такова. Существует опто- вый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Основными игроки на нем являются – энергосбытовые компании, генерирующие компании, крупные потребители энергии. Здесь действуют рыночные цены, отража- ющие полную стоимость электроэнергии. Реформа, разделившая рынок энергии на оптовый и розничный, выделила крупных покупателей и поставщиков.
При этом оптовый рынок электроэнергии и мощности поделен на три сектора: долгосрочный рынок двусторонних договоров, рынок на сутки вперед и балансирующий рынок. Кроме того, в настоящее время ОРЭМ по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных, почти или совсем не сообщающихся между собой географических зон: первая