Файл: Реферат краткий анализ Оптового и Розничного рынков электрической энергии и мощности, который проводило научнотехническое сообщество России.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Потребитель - потребитель, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд [1];
Покупатель - покупатель, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению [1];
Сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача электрической энергии потребителям (покупателям) [1];
Энергосбытовые, энергоснабжающие организации (далее – ЭСК , ЭСО) - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии [1];
Субъекты оперативно-диспетчерского управления (далее – субъекты ОДУ) - организации, осуществляющие комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителя, если эти объекты влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы [1].
Собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности), который входит в ЕЭС России, в отношении которого на оптовом рынке не зарегистрированы ГТП и установленная генерирующая мощность которого составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которого не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке (в соответствии с Правилами оптового рынка), а также собственник или иной законный владелец объекта по производству в ТИЭС и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и ТИЭС [1].
В целях применения Основных положений на территориях, объединенных в ЦЗ и в НЦЗ оптового рынка, к производителю электрической энергии (мощности) на РРЭ в пределах объемов продажи, определяемых в соответствии с Основными положениями, также приравнивается субъект РРЭ, соответствующий одновременно следующим условиям :
-
субъект РРЭ владеет на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего объема или части объема э/э, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта; -
в отношении объектов по производству э/э (мощности) и энергопринимающих устройств такого субъекта не зарегистрированы ГТП на оптовом рынке; -
на субъекта РРЭ в части указанных объектов по производству э/э (мощности) не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой э/э (мощности) только на ОРЭМ [1].
2.1 Участники розничных рынков электроэнергии
-
потребители электрической энергии; -
исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг; -
гарантирующие поставщики; -
независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации; -
производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка; -
сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства; -
системный оператор [2].
2.2 Ценообразование на розничном рынке электроэнергии
1. Регулируемые цены — для населения и приравненных к нему категориям [2].
Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов [2].
Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки [2].
2. Нерегулируемые (свободные) цены — для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий [2].
На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 [2].
2.3 Анализ состояния конкуренции на розничных рынках электроэнергии и мощности в 2020 году
2.3.1 Продуктовые границы розничных рынков электрической энергии (мощности)
По условиям, предусмотренным договором энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Таким образом, продуктовыми границами рынка является купля-продажа (поставка) электроэнергии.
Электрическая энергия не является взаимозаменяемым товаром. Кроме того, производство, купля-продажа и потребление электрической энергии на розничных рынках осуществляется одновременно с мощностью. На розничном рынке, в отличие от оптового рынка, электрическая энергия и мощность продаются и покупаются совместно и оплачиваются одновременно. В связи с этим, невозможно рассматривать розничный рынок электрической энергии и розничный рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.
2.3.2 Географические границы розничных рынков электрической энергии (мощности)
Географическими границами деятельности гарантирующих поставщиков являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Для локальных рынков географические границы определяются:
- по зонам деятельности гарантирующих поставщиков, осуществляющих эксплуатацию генерирующих объектов и объектов электросетевого хозяйства, технологически не связанных с ЕЭС России (которым присвоен в соответствующем порядке статус гарантирующего поставщика);
- по границе балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей электросетевой организации, к сетям которой присоединены потребители.
По результатам Анализа установлено, что практически во всех регионах гарантирующие поставщики действуют в географических границах соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом, в пределах одного субъекта Российской Федерации формируются несколько локальных рынков (в основном в границах муниципальных образований). В целом по Российской Федерации, в пределах одного субъекта Российской Федерации, сформированные ранее локальные рынки остаются высококонцентрированными с неразвитым уровнем конкуренции.
2.3.3 Уровень концентрации розничных рынков электрической энергии (мощности)
Для оценки состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности) территориальными органами ФАС России производилась оценка количественных показателей. Использовался коэффициент рыночной концентрации (CR) (сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке), а также определялся индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) (сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке).
По результатам расчетов, территориальными органами ФАС России установлено, что в 2020 году региональные розничные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности) характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией (при 70%<= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000).
2.3.4 Оценка состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности)
В 2020 году гарантирующие поставщики занимают долю на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии около 75% на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в большинстве регионов их доля близка к 100%. При этом, в ряде регионов только гарантирующий поставщик является субъектом оптового рынка электрической энергии и все остальные энергосбытовые компании покупают электроэнергию у него. В некоторых регионах произошло возрастание рыночной доли гарантирующего поставщика электроэнергии, в том числе за счет поглощения энергосбытовых компаний. В ряде регионов произошло ослабление доли гарантирующего поставщика за счет увеличения доли иных энергосбытовых организаций.
Доли большинства энергосбытовых компаний не превышают 35% на розничных рынках электрической энергии (мощности).
Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности, в условиях, если продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации. В связи с этим необходимо отметить, что в ряде регионов наблюдается тенденция развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, выразившаяся в появлении независимых энергосбытовых компаний, продающих покупаемую ими на оптовом рынке электроэнергию на розничном рынке, наряду с гарантирующими поставщиками.
2.3.4 Выводы анализа розничных рынков электрической энергии (мощности)
В рамках проведения анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2020 году Управлением регулирования электроэнергетики установлено следующее.
1. Картина состояния конкурентной среды в регионах России в целом является схожей по сравнению с 2019 годом: в 2020 году территориальными органами были отмечены 770 энергосбытовых организаций (в их числе филиалы энергосбытовых организаций, действующих на территориях нескольких субъектов Российской Федерации), 325 из которых обладали статусом гарантирующего поставщика.
2. Розничные рынки электрической энергии (мощности) во всех субъектах Российской Федерации характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции.
3. Доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии в пределах административных границ субъектов Российской Федерации занимают гарантирующие поставщики с долей более 50% (в большинстве регионов доля близка к 100%). При этом в отдельных регионах отмечается снижение их доли на рынках.
4. Необходимо продолжать антимонопольный контроль за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), в том числе гарантирующих поставщиков, которые обладают реальной рыночной властью и могут препятствовать входу на розничные рынки электрической энергии (мощности) новых энергосбытовых организаций, а также выходу сбытовых компаний и крупных потребителей на оптовый рынок электрической энергии.
-
Направления реформирования электроэнергетики
3.1 Оптовый рынок электроэнергии
В ходе трансформации существующей на тот момент системы хозяйственных отношений в электроэнергетике должны были быть обеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим условиям. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка [3].
На оптовый рынок будет поставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций, а также электроэнергия, вырабатываемая электростанциями региональных энергокомпаний и других производителей независимо от организационно-правовой формы [3].
На первом этапе каждому поставщику, за исключением независимых, обеспечивается равное право продажи на торгах определенной, одинаковой для всех, доли электроэнергии (5-15 процентов выработки) с целью отработки конкурентных механизмов, формирования инфраструктуры рынка, определения с помощью рыночных механизмов реальной стоимости энергии. На всю остальную электрическую энергию сохраняется государственное регулирование тарифов. Независимые производители поставляют всю произведенную электроэнергию по нерегулируемым государством тарифам с использованием механизма коммерческой диспетчеризации [3].