Файл: Неквалифированнойэлектронной подписью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
НЕКВАЛИФИРОВАННОЙ
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ИНФОРМАЦИЯ О СЕРТИФИКАТЕ Владелец Смагина Мария Викторовна
Должность: Ректор Организация ГБОУ ВО СГПИ
Дата подписания Действителен с 27.09.2022 до 27.09.2025 1 / 297

2
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Ставропольский государственный педагогический институт»
МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА
МАТЕРИАЛЫ
XX межвузовской научно-практической
конференции студентов и молодых ученых мая 2022 года
Ставрополь, 2022 2 / 297

3
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УДК 009:37.0:061.213:159.9
ББК 72.0 М 75 Рекомендовано редакционно-издательским советом
ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт Редакционная коллегия сборника
Григорьев Анатолий Федорович, д. культурологии, доцент
Дворникова Евгения Игнатьевна, д. пед. н, доцент
Корлякова Светлана Георгиевна, д. психол. н, профессор
Магомедов Руслан Расулович, д. пед. н, профессор
Тинькова Елена Львовна, д. биол. н, доцент
Тронина Лариса Анатольевна, д. филос. н, профессор
Шумакова Александра Викторовна, д. пед. н, профессор
Джегутанова Наталья Ивановна, к. пед. н, доцент
Донцов Алексей Викторович, к. филол. н, доцент
Кабушко Анна Юрьевна, к. пед. н, доцент
Леонова Наталья Александровна, к. истор. н, доцент Луговой Дмитрий Борисович, к. филол. н, доцент
Пикалов Дмитрий Владимирович, к. ист. н, доцент
Тоискин Владимир Сергеевич, к. техн. н, профессор
Толстокоров Евгений Стефанович, засл. работник культуры РФ, доцент М 75 Молодежь и образование XXI века : материалы XX научно-практической конференции студентов и молодых ученых (17 мая 2022 г, Ставрополь, СГПИ) под редакцией МГ. Кулешина, ДБ. Лугового, Д.В. Пикалова. – Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2022. – 641 с.
ISBN 978-5-91090-151-7 В сборнике представлены материалы XX научно-практической конференции студентов и молодых ученых Молодежь и образование XXI века, проведенной научно-исследовательским управлением Ставропольского государственного педагогического института. Работы исследователей отражают широкий спектр актуальной проблематики по педагогике, психологии, специальной педагогике и психологии, истории и праву, языкознанию и литературоведению, лингвистике и межкультурной коммуникации, математике и информатике, биологии и экологии, физической культуре и искусству. Фактические сведения приводятся в авторской редакции.
© Ставропольский государственный педагогический институт, 2022.
© Авторы, 2022.
297 3 / 297


4
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
РАЗДЕЛ
1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Азарова Кристина Сергеевна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ессентуки
Azarova K. S.
Stavropol State Pedagogical Institute,
Essentuki
E-mail: kristuha-19@mail.ru Научный руководитель:
Борисова Л.П., доцент
Условия и задачи успешного развития речи младших школьников в период обучения грамоте and tasks of successful speech development of younger schoolchildren
during literacy Аннотация в статье рассмотрена проблема формирования и развития речи, представлены определения термину речь и особенности ее формирования в младшем школьном возрасте, выделены основные условия, направления и задачи успешного развития речи обучающихся в период обучения грамоте the article deals with the problem of the formation and development of speech, presents
the definitions of the term “speech” and the features of its formation in primary school age, highlights
the main conditions, directions and tasks for the successful development of students’ speech during the
period of Ключевые слова речь, младшие школьники, обучение, коммуникация, диалог, формирование речевых навыков words: speech, younger schoolchildren, learning, communication, dialogue, formation of
speech На протяжении всей истории проблема развития речи младших школьников привлекала повышенное внимание отечественных и зарубежных ученых. Среди наиболее значимых можно отметить исследования Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского,
Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, АН. Леонтьева, АР. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. Несмотря на повышенный интерес исследователей к этой проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста, как показывает практика, по прежнему остается недостаточно изученным. В связи с этим возникает дидактическая необходимость в методически грамотно организованной работе по развитию речи на начальном этапе обучения со школьниками.
Речь – это субъективная реализация языка, это его функционирование в действующей ситуации. Речь состоит из языковых знаков и их комбинаций. В настоящее время не существует однозначного понятия речь. Поэтому рассмотрим наиболее распространённые формулировки толкования данного понятия.
В Новейшем психологическом словаре, В.Б. Шапарь дает следующее определение речи это сложившаяся исторически входе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает в себя процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Речь изучается не только психологией, но и психолингвистикой, физиологией, лингвистикой, семиотикой и другими науками [11, с. 542].
Карабутов Е.А. рассматривал речь сточки зрения психолого-педагогической науки. По его
4 / 297


5
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
мнению, речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения. Речевое общение, протекающее в обществе лиц, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляет собой факт культуры, по которому можно идентифицировать многие важные культурные перемены, как в жизни целого общества, таки в жизни отдельно взятого ее субъекта. Это свидетельствует о социокультурном характере речи [4, с. Развитие речи обучающихся – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Правильность речи – показатель уровня культуры, интеллекта, мировоззрения человека. Развитие речи и словарного запаса детей, умение использовать богатство родного языка – один из основных элементов формирования личности.
Развитие речи в учебный период – это процесс, протекающий в разноплановой познавательной деятельности ученика на этапе освоения школьных предметов, изучения и анализа различной вариативной исторической и заимствованной лексики и фразеологии в зависимости от системности и оригинальности учебного материала. В младшем школьном возрасте ребенок учится речи в процессе общения. При этом в основном развивается диалог, как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребенка определяется двумя особенностями во-первых, языки система его средств становятся предметом специального обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной ее формы.
Психолог НИ. Жинкин показал механизм ассимиляции языка ребенка. Однако модель этого механизма подходит и для взрослых При передаче сообщения вводятся два типа информации (в человеческий мозг):
об объектах и явлениях реальности;
о правилах языка, на которых дано сообщение.
Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть нечто иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь [4].
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина указывают на то, что младшие школьники в период обучения грамоте овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение [2]. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
В трудах Л.С. Выготского [3], НИ. Жинкина [4], А.А. Леонтьева [6] указывается, что речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью
– это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но ив фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым. Это также необходимое условие речевого развития обучающихся.
Смердова А.В отмечала, что большое значение для развития речи имеет качественный дидактический материал речевые ситуации, описанные в произведениях русских и зарубежных авторов, образцовая речь дикторов телевидения, актеров, в записи на электронных носителях, памятки по использованию этикетных форм общения, информационные бюллетени, карточки с адаптивной помощью для индивидуальной работы. Учителю необходимо вместе с детьми анализировать речевые ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно и последовательно излагать свои мысли и чувства. В школьном возрасте ребенок изучает язык спонтанно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно спонтанно заученная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка нельзя выучить
5 / 297


6
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
спонтанно, и поэтому они находятся введении школы Дети осваивают язык посредством восприятия речи и говорения, поэтому важны условия формирования правильной речевой деятельности детей, через общение, через выражение своих мыслей. Говорить о формировании чистой, грамотной речи обучающихся можно только в том случае, если учитель наделен чистой речью, богатыми и разнообразными лексико- грамматическими средствами, с точно переданным содержанием высказываний с учетом ситуационных особенностей общения.
В процессе обучения происходит усвоение нормы литературного языка. Дети учатся отличать литературный язык от народного, диалектов и жаргонов, осваивают литературный язык в его художественной, научной и разговорной версиях. Младшие школьники изучают много новых слов, новые значения уже известных слови словосочетаний, много новых грамматических форм и конструкций, узнают уместность использования определенных языковых средств в определенных ситуациях. В процессе систематического обучения у младших школьников развиваются навыки чтения и письма, совершенствуются представления об особенностях письменной речи, культуры речи.
Рассмотрим условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей в период обучения грамоте:
Первое условие речевого развития ребенка, как отмечает В.Н. Леонович, – это потребность общения, или коммуникации Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Второе условие развития речи ребенка. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, те. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. А.А.
Леонтьев подчеркивает, что оттого, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театра в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий В развитии речи выделяют следующие основные направления работа над словом (лексический уровень работа над фразой и предложением (синтаксический уровень работа над связной речью (текстовый уровень);
Эти направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчиненных отношениях.
В результате анализа источников по теме исследования были выделены следующие задачи развития речи обучающихся в период обучения грамоте:
Непрерывная систематическая работа по развитию всех уровней речи лексической, грамматической, фонетической, логической и т.д.
Обеспечение речевой практики средствами создания речевых ситуаций.
Формирование и поддержание хорошей языковой среды средствами чтения и обсуждения художественных произведений, музыки и фильмов.
Обеспечение хорошей речевой (языковой) среды для обучающихся восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.
Обеспечение правильного усвоения обучающимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизация употребления слов, образование форм, построение конструкций, обеспечение формирования конкретных умений в области развития речи.
Создание атмосферы борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Таким образом, вопросы развития речевых навыков младших школьников сегодня
6 / 297


7
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
приобретают первостепенное значение, что объясняется многими обстоятельствами, а именно общество заинтересовано в креативных и грамотных людях, способных на диалог учитывая психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников, в данный возрастной период ребенок имеет потребность в диалоге, в обсуждении разных точек зрения современные стандарты образования нацелены на воспитание личности, способной делать самостоятельные выводы и практически использовать полученную информацию, но качественное обучение невозможно без хорошо развитой речи.
Список литературы. Архипова, Е.В. Принципы речевого развития личности в аспекте преемственности и перспективности языкового образования. /Е.В. Архипова М Спутник, 2017.– С. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык. Программно – методические материалы. Русский язык. Начальная школа /Л.А. Вохмянина. М Дрофа, 2016– с. 214.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский – М ЭКСМО, 1996. с. 17.
4. Жинкин, НИ. Язык. Речь. Творчество. – М Лабиринт, 1998, с. 322.
5. Леонович, Е.Н. Предмет русского языка и задачи развития речи /Е.Н. Леонова // Начальная школа. – №4.– С 6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. /А.А. Леонтьев – М Просвещение,
1999.– 148 с.
7. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников Пособие для учителя. - 3 изд. перераб. / М.Р. Львов – М Просвещение, с. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская– М Академия, 2018.– с. Мали, Л.Д., Арямова, ОС, Климова, С.А., Пескова, НС. Речевое развитие младших школьников Методические рекомендации к работе по программе Речь. /Л.Д. Мали, ОС.
Арямова, С.А. Климова, НС. Пескова – Пенза ПГУ, 2017.– 329 с. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. /Т.П. Сальникова М Институт практической психологии, 2006.–230 с. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха–Ростов на Дону Феникс 808с.]
УДК 372
Андрюнькина Анна Владимировна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ессентуки A.V.
Stavropol State Pedagogical Institute,
Essentuki
E-mail: Научный руководитель Л. П. Борисова, доцент
Графические и каллиграфические ошибки у младших школьников и пути их исправления and calligraphic errors in younger schoolchildren and ways to correct Аннотация в статье рассмотрена проблема формирования каллиграфических навыков в начальной школе, мнение ученых о трактовании терминов графическая ошибка
7 / 297