ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если черный поставлен на второе место, это значит, что человек хочет осудить все остальное, во имя того, что он удержит то, что выражено цветом, поставленным им на первое место. Например, если на первое место поставлена красная карточка, а черная – на второе, то удовлетворение преувеличенных желаний должно компенсировать все, чего человек лишен. Когда синий цвет предшествует черному, человек считает, что абсолютное спокойствие восстановит нарушенную гармонию и эмоциональное беспокойство. Когда на первых двух местах желтый стоит перед черным, ожидается, что какое-то резкое и, возможно, катастрофическое событие или перемена курса положит конец бедствиям человека. Когда впереди стоят серый и черный, тогда человек рассчитывает, что невмешательство поможет ему преодолеть нетерпимое отношение к окружающему.
Находясь на 3 месте, черный требует компенсации от цветов, занимающих два первых места. Черный цвет действует на соседние с ним цвета так же, как действует серый на своих соседей. Цвета, который находятся перед черным в первом раскладе, и после него – во втором раскладе (если они вместе помещены в первой половине ряда), являются выражением конфликта дополнительными источниками беспокойства.
Чаще всего черный стоит на 8 месте, что выражает более или менее естественное желание не отказываться от чего бы то ни было и сохранять контроль над своими решениями и действиями. Однако, когда такое положение отражает беспокойство, это свидетельствует о том, что человек просит слишком многого.
Во время прохождения теста Люшера испытуемая в основном выбирала мягкие цвета.
В целом результаты теста Т.И. Балашовой и методике «Экспресс-диагностики невроза» и теста Люшера конгруренты. И в первом и втором тесте, есть определённые сходства которые выражаются в стремлении человека активно двигаться в будущее, не обращая внимание на то что происходит у этого человека в жизни сейчас.
Это подтверждается отрицанием внутренней раздражительности, и страхом внутреннего одиночества который человек отрицает в первом тесте, вследствие чего появляется внутренний конфликт, и отрицание текущего эмоционального состояние испытуемого.
Из-за этого человек бежит и активно смотрит в будущее, для того что бы сбежать внутреннего конфликта.
2. Проведите диагностику уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у субъекта, проявляющего признаки профессиональной деформации, по опроснику В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания личности». Опишите полученные результаты. Попросите испытуемого пройти «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. При выборе «значимых» для испытуемого лиц, стоит включить в список: близких, друзей, начальство, коллег по работе, подчиненных (если они есть), клиентов (пациентов). Всего должно быть выбрано 8 ключевых фигур из примерного списка, приведенных выше категорий.
Испытуемая женщина 34 года
Диагностика уровня эмоционального выгорания
I. Фаза напряжения 21 | | |||
[ фаза не сформировалась ] | | | ||
Переживание обстоятельств | | 4 | ||
Неудовлетворенность собой | | 3 | ||
«Загнанность в клетку» | | 2 | ||
Тревога и депрессия | 9][1015][1630][0 | 12 | ||
не сложившийся симптом ⇒ складывающийся ⇒ сложившийся |
II. Фаза резистенции 51 | | |||
[ фаза в стадии формирования ] | | | ||
Неадекватное реагирование | | 7 | ||
Эмоциональная дезориентация | | 7 | ||
Расширение сферы экономии | | 22 | ||
Редукция проф. обязанностей | 9][1015][1630][0 | 15 | ||
не сложившийся симптом ⇒ складывающийся ⇒ сложившийся |
III. Фаза истощения 34 | | |||
[ фаза не сформировалась ] | | | ||
Эмоциональный дефицит | | 13 | ||
Эмоциональная отстраненность | | 8 | ||
Личностная отстраненность | | 6 | ||
Психосоматические нарушения | | 7 | ||
не сложившийся симптом ⇒ складывающийся ⇒ сложившийся |
Содержательная интерпретация
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, напомним читателю, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
I. Фаза напряжения
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов.
• Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
• Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства», впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания – интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.
• Симптом «загнанности в клетку». Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и ус гранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо