Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права Тема Право и мораль проблемы соотношения и взаимодействия.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине « Теория государства и права»
Тема: Право и мораль: проблемы соотношения и взаимодействия
Выполнил:
Курсант факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений
1 курса….учебного взвода рядовой полиции
Проверил:
Санкт-Петербург
2022 г
Содержание
Введение 3
Глава 1. Право и мораль – элементы системы социальных регуляторов 7
Глава 2. Единство и различие права и морали 16
Глава 3. Взаимодействие права и морали в общественной жизни современного Российского государства 20
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Введение
Предмет исследования на протяжении всего исторического процесса развития человечества, от античности до наших дней, соотношение права и этики обсуждалось в теории государства и юриспруденции, а также во многих других общественных науках и даже в философии и юридических дисциплинах. Это объясняется той важной ролью, которую эти понятия играют в обществе и истории. Именно право проникает в важнейшие сферы социального регулирования и со временем расширяет рамки общественных отношений, а моральные нормы обеспечивают мотивацию и установки личности и общества, формируют их отношение к государственному строю и правовым нормам.
Господствующие в обществе моральные нормы закономерно влияют на содержание принимаемых в этом обществе правовых актов, которые определяют поведение членов общества и тем самым влияют на общественную мораль.
Таким образом, правовые и моральные нормы в определенной степени взаимозависимы, но их не следует путать. В то же время применение права неизбежно затрагивает нравственное измерение, что особенно ярко проявляется в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Это обусловлено тем, что в условиях обостряющейся борьбы за оздоровление нравственной атмосферы современного российского общества эффективное взаимодействие этих социально-регулятивных факторов в повышении уровня морального и правового сознания, общественной культуры в целом и личности в частности, а также в решении многих теоретических и практических проблем, связанных с укреплением законности, обусловлено тем, что от этого зависит успех.
Целью курса является анализ взаимосвязи моральных и правовых норм и влияния моральных норм на деятельность сотрудников полиции.
Достижение этих целей будет обеспечено выполнением следующих задач
- Изучение понятий права и этики и характеристика их роли в социальном регулировании.
- Выявление основных черт сходства и различия между правом и этикой и анализ коллизий между правовыми и этическими нормами.
- Изучение механизмов соотношения и взаимодействия права и этики и исследование основных направлений их взаимодействия в современном российском обществе.
Уровень научной разработанности проблемы На протяжении всей истории философии и юриспруденции вопрос о соотношении права и морали пользовался пристальным вниманием великих мыслителей разных эпох. Например, мир идей Платона и формы Аристотеля определяют рациональный порядок человеческого мира.
На религиозный характер миропорядка ссылались мыслители средневековья (например, Фома Аквинский). Принципы: равенство граждан перед законом, провозглашение справедливости и верховенства права были характерны для эпохи Просвещения.Р Декарт и Спиноза рассматривали право и мораль с рациональной точки зрения.
Т. Гоббс и Дж. Локк рассматривали право и мораль с эмпирической точки зрения. Немецкие философы Иоганн Кант и Гегель рассматривали мораль и право с идеалистической точки зрения, подчеркивая их историческую и логическую природу. Маркс и Энгельс, основатели исторического материализма, приравнивали право к законам правящего класса и признавали мораль совместимой с интересами пролетариата.
В 20 веке возникли следующие школы правовой мысли: неокантианство (например, Р. Штаммлер), неогегельянство (например, Г. Геллер), унификационная юриспруденция (например, Р. Дворкин) и возрожденческая концепция естественного права (например, К. Барт).
Российские правоведы и мыслители внесли значительный вклад в исследования в области этики и права: во второй половине XIX века появились юридический позитивизм (Г. Ф. Шершеневич и др.), концепция монархического права (К. П. Победоносцев и др.), психологическая школа (Л. И. Петражицкий и др.), теория естественного права (К. И. Победоносцев и др. ), теория естественного права (К. И. Победоносцев и др. Победоносцев и др.) и учение о правовом государстве (Л. И. Победоносцев и др.). Что касается последнего, то особое значение приобрело учение о правах человека (В. И. Победоносцев и др.). С. Соловьев, Б. Н. Чичерин и др.), Н. А. Бердяев о соотношении свободы личности и дозволенного законом поведения, А. С. Ященко об интеграции права и нравственности.В XX веке возник и развивался советский марксизм, в работах правоведов этого периода раскрывалась связь морали и права, особенно с позиций диалектического материализма (С.С. Алексеев, Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц и др.). В конце 1980-х - начале 1990-х годов XX века в результате реформ в российском обществе и обновления правовой системы проблеме соотношения морали и права в научной литературе уделялось мало внимания (с аксиоматической стороны она рассматривалась в работах В. В. Афанасьева, Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца и др. В конце 1990-х годов интерес исследователей возродился: в работах В.Г. Графского, В.В. Кожевникова, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, А.И. Екимова, А.Е. Якубова и других анализировалось взаимодействие этики и права. Проанализированы аспекты.
Отечественная наука в последние десятилетия расширила этические, идеологические и морально-правовые проблемы, которые рассматриваются в работах С.С. Алексеева, В.Г. Графского, О.Г. Дробницкого, Д.А. Керимова, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца и других, что отражено в их трудах.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области этики, философии права, общей философии и теории права. Юристы С.С. Алексеев и В.С. Нерсесянц рассматривают в своих работах вопрос о соотношении морали и права; В.Г. Графский рассматривает исторические подходы и современные взгляды на соотношение морали и права и утверждает, что в настоящее время мораль шире и выше права, которое выступает как ее ограничение и стеснение, и указывает, что преобладает мнение об исторической обусловленности.
Работа Е.А. Лукашевой следует идее интеграции этики и права, где этика определяется как критерий правовой ценности, а действующее российское право рассматривается с этической точки зрения. В статье использованы статьи, учебники, доклады и материалы конференций многих ученых, работавших над данной темой, таких как Н.В. Варламова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.И. Марченко, А.Ф. Черданцев, Р.А. Ромашов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Право и мораль – элементы системы социальных регуляторов
Будучи сложной системой социальных взаимодействий между людьми, человеческое общество нуждается в регулировании своего поведения и обеспечении желаемого направления развития. В любом обществе порядок является необходимым условием для нормального функционирования общества.
Это стабильность и согласованность существующих социальных отношений, а также гармония в существующих взаимодействиях. Процесс регулирования социальных отношений осуществляется определенными агентами, через личностные или нормативные регуляторы, для придания этим отношениям направления развития и называется социальным регулированием. Совокупность конкретных приемов, используемых для осуществления социального регулирования, называют социальными регуляторами.
Содержание нормативной системы социальных отношений включает в себя совокупность правил и норм, которыми руководствуются индивиды в своей повседневной деятельности. В научной литературе существуют различные определения понятия социальных правил.
Например, Н.С. Нижник, определяет социальные нормы, как связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру организации обществ1.
Автор выделяет при этом следующие их признаки: имеют социальный характер; являются результатом исторического развития общества; определяют границы возможного или должного поведения; действуют непрерывно во времени; носят неперсонифицированный характер; поддерживаются определенными мерами обеспечения; обладают многократностью действия; соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества2.
Р.А. Ромашов определяет социальные нормы как определенные нормы, стандарты и образцы поведения участников социальной коммуникации, регулирующие поведение человека в обществе; Н.С. Нижник классифицирует социальные нормы следующим образом: моральные нормы, нравы, обычаи, традиции и привычки, религиозные нормы, деловые нормы, эстетические нормы, этикетные нормы и ритуалы. В зависимости от специфики регулирования норм различают нормы морали, нормы обычаев, традиций и привычек, религиозные нормы, политические нормы, семейные нормы, корпоративные нормы, эстетические нормы, этикетные нормы, ритуально-обрядовые нормы, правовые нормы и деловые обычаи.
Кроме того, в зависимости от сферы применения, существуют также экономические нормы, политические нормы, религиозные нормы, экологические нормы и социальные нормы, относящиеся к другим областям общественной жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, право и мораль играют особую роль в системах социального регулирования.
Право и мораль возникают из единых норм. Исторически последовательными ступенями в их развитии были талион и "золотой стандарт" морали. Исторически талион был первым типом социального регулирования, суть которого заключалась в равной справедливости: делать то, что делают другие, в той мере, в какой это не поднимается выше уровня вреда.
Тарион стал методом моральной регуляции, превратившись в "золотое правило", которому следовали люди: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой", чтобы они могли формировать свое отношение к другим через свое отношение к себе. "Золотое правило" сочетает в себе произвольность моральных требований и универсальность моральных требований. В праве развод становится принципом ретрибутивной справедливости, характеризующейся справедливостью и равным возмездием.
Мораль - это форма общественного сознания и, как и другие формы, является отражением общественного бытия. Философский словарь определяет мораль как способ самореализации индивидов, их автономии и порядок отношений между членами общества, основанный на общих понятиях, таких как правила, принципы и идеалы, которые подкрепляют ценность добра.
В. С. Нерсесянц определяет мораль как систему исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Аналогично определяет мораль Е. А. Лукашева3.
Иногда его приравнивают к термину "мораль", что не совсем справедливо. Хотя эти понятия схожи, между ними есть некоторые различия. Этика - это форма общественного сознания, набор принципов, правил и норм, которые направляют поведение социальных субъектов.
О морали можно говорить тогда, когда моральные правила, принятые в обществе, затрагивают внутреннюю жизнь людей, когда люди осознают их и начинают применять на практике. Поэтому мораль понимается как устойчивая привычка соблюдать моральные нормы и вера в правильность и уместность их применения. Другими словами, этика - это то, что мы должны делать, а этика - это этика на практике, действие, посредством которого моральные правила и принципы реализуются.
Более того, этика динамична и подвержена изменениям. Например, различные этические правила проникают в разные периоды общественного развития, в то время как мораль статична, и люди либо моральны, либо нет. Гегель первым разделил понятия морали и этики, заявив, что первая ступень развития воли имеет дело с абстрактным правом, вторая - с этикой, а третья - с нравственностью. Сущность, происхождение, функции и эволюция морали изучаются в этике.
Вопрос о происхождении морали, ее природе и специфике до сих пор является дискуссионным в современной науке. Существуют различные подходы к вопросу о происхождении морали, но наиболее распространенными являются религиозный подход (приписывающий морали божественное происхождение), натуралистический подход (выводящий мораль из естественных законов, в частности биологической эволюции) и социальный подход (рассматривающий мораль как один из механизмов общества, обеспечивающий социальную стабильность).