Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 445
Скачиваний: 3
Педагогическая психология и кибернетическая модель обучения.
Олевский Виктор Аронович, к.т.н.,
г.Саров, Нижегородская область.
«Кибернетическая модель обучения» - красивый модный термин в современной педагогической учебной психологии, да и только, попробую доказать.
-
Прежде всего рассмотрим научные определения.
«Киберне́тика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.
Термин «кибернетика» изначально ввел в научный оборот Ампер, который в своем фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. А в современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе» [1], впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году.
Кроме средств анализа, в кибернетике используются мощные инструменты для синтеза решений, предоставляемые аппаратами математического анализа, линейной алгебры, геометрии выпуклых множеств, теории вероятностей и математической статистики, а также более прикладными областями математики, такими как математическое программирование, эконометрика, информатика и прочие производные дисциплины [1].
Никаких сомнений по использованию психологами кибернетики не возникает, но как применяется кибернетика психологами в обучении – это большой вопрос.
-
В частности, в достаточно современной книге – учебнике по педагогической психологии [2] кибернетическая модель обучения описывается следующим образом:
-
В кибернетической модели, современной формой которой является дистанционное образование, обучение строится на принципах управления познавательной деятельностью учащихся.
-
Программированное обучение — организация учебного процесса по
определенной обучающей программе, обеспечивающей самостоятельное приобретение навыков и умений.
Программированному обучению присущи следующие признаки:
-
наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
-
расчлененность изучаемого материала и деятельности участников обучения на небольшие шаги (порции);
-
возможность получения информации о выполнении обучаемым
каждого шага (наличие оперативной обратной связи, сигнализирующей о правильности прохождения шагов, и использование ее для коррекции учебной деятельности);
-
особая организация учебного процесса, при которой преподаватель не только осуществляет контроль за работой учащихся, но и оказывает помощь на основе данных выборочного контроля;
-
использование в ходе обучения специальных программированных учебных пособий и технических средств.
-
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА не соответствия термина «кибернетическая модель обучения» своему высокому званию.
Может где-то и существуют такое заявленное дистанционное образование в единичном исчислении, но только не даже в мелко серийном количестве, может это для далёкого будущего. В таком продвинутом в культуре и науке городе Санкт Петербурге наш внук учится (9 класс) в экстернате – как бы дистанционно, но это единичный случай обучения, большая часть школьников учится в традиционных школах. Однако, все приёмы зачётов и текущих ответов в экстернате, также как при заочном обучении – только почти еженедельно и обязательно очные. И лишь примитивная передача заданий иногда происходит по электронной почте или через интернет. ГДЕ здесь КИБЕРНЕТИКА в научении или в обучении?
Примечание. Основное достижение и, наверное, главное для дистанционного образования – это бизнес, взаимовыгодный для специализированных организаций и воспитателей, учителей, преподавателей: за умеренную плату не напрягаясь – без обучения можно получить свидетельство или сертификат об учёбе на курсах повышения квалификации и т.п. платных услугах, т.к. проверка знаний здесь отсутствует. Но изредка интересы и заинтересованность обучаемого совпадают с содержанием обучения и тогда происходит полноценное дистанционное образование: самостоятельное обучение по присланным материалам и сдача зачётов-экзаменов. Все три случая дистанционного образования в нашей семье присутствуют.
Программированное обучение по определённой обучающей программе – тоже какое-то сомнительное кибернетическое понятие: что в церковно – приходских школах, в школах и в ДОУ советского периода не было программ обучения? И цели учебной работы, и алгоритмы достижения этих целей (те же, что и сейчас – учебник) были, а кибернетики ещё толком и не было. Вообще-то в кибернетике есть такое понятие – математическое программное обеспечения, вряд ли оно используется в педагогических программах обучения. Понятно было, если бы учились, например, по модулю, типа запатентованного [3], или по АРИЗ или ТРИЗ [4], тогда было бы намного ближе к кибернетике, т.к. там серьёзные алгоритмы на кибернетическом уровне и решаются проблемы, а не раздаются ценные указания, как это происходит в современных педагогических программах с замысловатой новейшей терминологией. Аналогично можно возразить и «по шаговому подходу», как будто предметы учились единовременно от корки до корки, а не постепенно частями.
Аналогично, и о выборочном контроле знаний, в 50-х годах ХХ века да и раньше всех так учили (ведь нельзя же весь класс ежедневно проверять на знание и понимание). ГДЕ здесь КИБЕРНЕТИКА? Только и того, что изучают кибернетические понятия на занятиях по «Информатике».
Вот технические средства такие, каких раньше не было, что «Да», то «Да», да и только. А в остальном система обучения простая и традиционная: пожалуйста, выучи или учи предмет хорошенько и сдай.
Таким образом, более чем за 100 лет в процессе школьного научения почти ничего не изменилось по использованию кибернетической модели обучения, как её не было, так и нет. Более того, весьма смутно представляется педагогической психологией, судя по книге – учебнике [2], какой должно быть обучение с применением кибернетики, чтобы выполнять главное в образовании: «Главной целью образования является формирование людей творческих, способных делать открытия», Ж.Пиаже, т.е. массово уметь креативно мыслить.
Литература.
-
Кибернетика. СПбГУ аэрокосмического приборостроения. 2015.
-
Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб. Питер. 2011. 416 стр.
-
Патент на изобретение № 2652501, 2017. Модуль поиска блока информации по входным данным. Авторы: Олевская В.В., Олевский В.А., Чиркин С.В.
-
Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа, в Сб.: Правила игры без правил, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г., или "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы". Электронная ткнига.
Январь 2019 г.