Файл: 3. Публичная коммуникация и ее виды (устная, деловая, публицистическая).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Публичная коммуникация и ее виды (устная, деловая, публицистическая).

Викулова:

10. Публичная коммуникация — вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Такая коммуникация относится к институциональной, т. е. статусно-ориентированной. При официальном общении соблюдается определенный регламент.

Информация должна затрагивать общественные интересы, что придает ей публичный статус.

* Информация сообщается лицом, имеющим социальный статус (формально установленный или признаваемый обществом).

* Официальность обстановки предполагает своевременное оповещение аудитории о теме сообщения, месте и времени общения с аудиторией, и статусе выступающего.

• При публичном общении аудитория находится в поле зрения говорящего (контактное общение), а ее параметры (численность аудитории, возраст, профессия, пол и др.) заранее известны говорящему.

В учебной сфере деятельности преобладают такие жанры, как объяснение педагога на занятии, педагогический диалог учителя и учеников в ситуациях опроса, лекции, семинара, защиты курсовой или дипломной работ. Основная цель общения — передача знаний и контроль их уровня.

В научной сфере представлены такие жанры, как научный доклад, круглый стол (при наличии слушателей), защита диссертации на ученом совете (при наличии приглашенных). Такой жанр, как защита, носит ритуализованный характер, где существует жесткая процедура организации коммуникации. Основная цель общения — нахождение научной истины или признание найденной научной истины.

В деловой сфере выделяют жанры, общие для всех субъектов независимо от сферы трудовой деятельности (университет, театр, фирма и т. д.), — собрание, банкет, юбилей, свадьба,, целью которых является обеспечение функционирования коллектива как единого организма и формирование организационной (корпоративной) культуры через различные обряды, традиции и церемонии.

Для религиозной сферы характерен такой публичный жанр, как проповедь, целью которой является формирование нравственных ценностей прихожан.

В общественно-политической и социокультурной сферах жанры публичной речи представлены политическим выступлением на митинге, публичными теле- и радиодебатами н интервью на ТВ (при наличии зрителей в студии), ток-шоу, теле- и радионграми с вопросами и ответами, телесобщением с «героями без галстуков» и др. Их цель — привлечь внимание к общественно значимым проблемам и создать общественное мнение.


Таким образом, публичная коммуникация дает человеку возможность:

•ф- осуществлять совместную деятельность с другими по успешному решению жизненных задач;

•Ф- получать знания о мире;

•ф- формировать образцы и модели своего поведения;

•ф- организовывать мышление, развивать способность к анализу и оценке, создавать образ мира.

14.3. УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ УЧЕБНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Публичная речь в сфере образования выполняет в основном информативную функцию, служит задаче передачи знаний, воспитания.

Основными жанрами публичной учебной речи являются монологические жанры — лекция и объяснение на уроке, где адресантом выступает преподаватель или учитель, а адресатом — поток студентов, класс.

В российской системе высшего образования центральным звеном обучения продолжает оставаться лекция.

Лекция (лат. 1есио — чтение) определяется как «цельнооформленное речевое произведение публичной адресованности на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителя языка»

К этим пр№ знакам относят:

-ф- вид общения — объяснительный монолог, включающий анализ фактов, выделение их существенных признаков, сопоставление с другими фактами с целью установления обобщающих выводов;

-ф- цель лекции — передать знания так, чтобы они были усвоены;

-ф- порционная подача материала, дающая возможность ее письменного фиксирования слушателями;

-ф- зрительная наглядность объяснения с помощью чертежей, графиков, таблиц и т.д.;

-ф- подготовленный характер, т.е. лектор имеет четкий план лек¬ции, пишет тезисы лекции или весь текст, что не исключает эле¬ментов импровизации в лекции, связанных с наличием адресата в аудитории;

-ф- временная протяженность — 1 час 30 минут;

-ф- большое количество контактоустанавливающих средств, на-правленных на диалогизацию монолога и выражающихся не просто в использовании формальных приемов внешней диало-гизации, а пронизывающих всю содержательную часть лекции.

14.4. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Устная деловая публичная речь обслуживает разные субъекты деловой сферы — от индивидуальных субъектов (фирмы, организации) до институциональных (суды, парламент).

Деловое общение - процесс взаимодействия деловых партнеров

, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В целом деловое общение может проходить в форме межличностного (например, деловая беседа), группового (совещание, переговоры) или коллективного общения (собрание). Эффективность публичного делового общения для групп с различным характером иерархических отношений будет исчисляться по-разному в зависимости от стиля руководства, который определяется степенью делегирования руководителем своих полномочий подчиненным, степенью участия подчиненных в принятии решения, уровнем информированности подчиненных и типом власти, используемым руководителем

Для авторитарного стиля руководства, который характеризуется единоличным принятием решения руководителем, жестким управлением деятельностью подчиненных, ограничением инициативы подчиненных, эффективным будет информативный тип собрания или собрание-инструктаж.

Для демократического стиля руководства, при котором руководитель передает подчиненным часть своих властных полномочий, в том числе осуществление контроля, вводит элементы коллективного самоуправления, консультируется с подчиненными, а подчиненные принимают участие в выработке решений, имея достаточно информации, эффективными будут формы публичной коммуникации, основанные на поощрении инициативы (собрание — поиск решения, «мозговой штурм») и кооперативной совместной работе (собрание — принятие решений).

При либеральном стиле руководства руководитель вообще старается минимально вмешиваться в деятельность группы, обеспечивая своих подчиненных информацией и материалом, необходимым для выполнения работы, он минимально использует властные полномочия, поэтому либеральные руководители в меньшей степени используют формы деловой публичной коммуникации.

Выделяют общие и специальные жанры деловой публичной коммуникации.

Собрание — устное коммуникативное взаимодействие коллектива, 1 которое организуется руководителем организации для обмена определенной-^ деловой информацией, связанной с жизнью коллектива.

Основными особенностями собрания как публичного делового жанра общения являются следующие:


^ подготовленный характер общения, т.е. наличие заранее объяв¬ленной повестки дня (обсуждаемых вопросов и основных до¬кладчиков);

•ф- наличие ведущего — председателя собрания, который следит за соблюдением процедуры собрания;

•ф- наличие регламента, временная протяженность всего собрания не более 2 часов 10 минут;

•ф- чередование монологических, диалогических и полилогических форм общения, обычно — основное сообщение, вопросы, вы-ступления с мест в виде дискуссии;

•ф- ведение протокола собрания;

•ф- принятие решений по итогам собрания на основе голосования;

•ф- групповой характер общения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сценарий собрания чаще всего строится следующим об¬разом. Сначала ведущий (обычно руководитель организации, если он не является основным докладчиком) во вступительном слове объявляет тему собрания, основные задачи собрания, регламент или ставит этот вопрос на голосование, предоставляет слово перво¬му докладчику.

Основная часть собрания состоит в обсуждении поставленных на повестку дня вопросов. В за-дачу ведущего входит создание атмосферы заинтересованности, доброжелательности, конструктивного обсуждения. Если в повестку дня внесен конфликтный вопрос, требующий, коллективного решения, то в начале дискуссии ведущий должен четко сформулировать суть спорного вопроса, четко обозначить разногласия сторон.

На собрании ведущему приходится иметь дело с разными психо¬логическими моделями поведения людей. Типология участников деловой беседы в какой-то степени может характеризовать и участ¬ников собрания.

Вздорный человек, «нигилист» — склонен все предло-жения отвергать, ничего не предлагая, нетерпелив, возбужден. По отношению к нему лучше использовать тактику «группового давле¬ния», т.е. дать высказаться по этому вопросу другим участникам со¬брания.

Позитивный человек— доброжелателен, стремится к со¬

трудничеству, вносит конструктивные предложения. Ему следует

дать слово в критической ситуации, когда нужен трезвый взгляд на

проблему. ;

Всезнайка — уверен, что знает все лучше всех, постоянно требует слова. Хорошо использовать эти качества при переходе к резюмированию, формулировке промежуточных заключений.

Болтун — пространно высказывается, отклоняется от темы,-уводит ход дискуссии в сторону. Чтобы остановить его, стоит вое--1 пользоваться регламентом, применяя для этого резюмирующее вы-,Г сказывание: «Спасибо. Ваша точка зрения ясна».


Трусишка - неуверен в себе, боится показаться глупым, смешным. Он нуждается в ободрении: «Всем было бы интересно ус¬лышать Ваше мнение»; реплики-поддержки — «Да? Очень интерес¬но!»; задавать уточняющие вопросы.

Хладнокровный, неприступный — держится отчуж¬денно, не включается в обсуждение, так как это кажется ему недо¬стойным его внимания и усилий. Если его мнение необходимо для принятия коллективного решения, примените тактику отражения чувств: «Кажется, Вы не удовлетворены ходом дискуссии. Почему?»

Незаинтересованный — тема собрания его вообще не ин-тересует. Если необходимо привлечь его к обсуждению, попросите его высказать мнение по вопросу, в котором он наиболее компе¬тентен.

Важная птица — считает себя выше остальных, выражает скептическое отношение ко всему сказанному. До определенного времени соглашайтесь с ним, чтобы уменьшить его желание проти¬воречить, а затем задайте уточняющий вопрос: «Вы совершенно правы. Учли ли Вы то, что...?»

Почемучка — любит задавать вопросы по любому поводу. Переадресуйте вопрос ему самому: «А что Вы сами думаете по этому поводу?» На вопросы информационного характера отвечайте сразу. Если не можете дать нужный ему ответ, признайте его правоту.

В заключительной части собрания ведущий подводит итоги об-суждения и в зависимости от результатов обсуждения ставит во¬прос о принятии решения по обсуждаемым вопросам на голосова¬ние

РК-жанры. Пресс-конференция— встреча официальных лиц (руково-дителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.д.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информиро-вания общественности по актуальным вопросам.

Пресс-конференции обычно проводятся по итогам какой-то важной встречи в стратегических целях, т.е. в целях продвижения какой-то идеи, создания вокруг нее положительного общественного мнения.

Инициатором пресс-конференции, как правило, выступают сами руководящие лица, хотя известны случаи, когда инициаторами были представители СМИ, которых интересовала информация из первых рук. Но время и место проведения пресс-конференции выбирает официальное лицо.

Специальные жанры деловой публичной коммуникации.

Парламентские дебаты (или парламентские слушания) — это ком¬плексный жанр устной публичной речи, представляющий собой коллектив¬ное обсуждение политической проблемы с последующим принятием ре-шения.