Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету русский язык 1011 классы Базовый уровень Для образовательных организаций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Примерная РАБОЧАЯ программа
по учебному предмету


«РУССКИЙ ЯЗЫК»
10-11 классы

Базовый уровень

Для образовательных организаций,
реализующих программы
среднего общего образования


Донецк

2022





Рекомендовано решением
научно-методического совета
ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
(протокол № 3 от 11.08.2022 г.)



Составители:

Бескоровайная Л.П., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа № 54 города Донецка», учитель-методист, руководитель районного методического объединения

Мельникова Л.В., заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

Лутова Т.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Специализированная школа с углублённым изучением гуманитарных дисциплин № 18 города Донецка», учитель-методист

Созанская Е.Н., учитель русского языка и литературы, учитель-методист, директор МОУ «Школа №8 им. Д.А. Рыбалко города Тореза»
Научно-методическая редакция:

Зарицкая В.Г., проректор по научно-методической работе ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», кандидат филологических наук, доцент
Рецензенты:

Теркулов В. И., заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», доктор филологических наук, профессор, заслуженный учитель Донецкой Народной Республики

Курмакаева Н.П., доцент кафедры русского языка филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», кандидат филологических наук, доцент

Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза», учитель-методист, руководитель ГМО

Болотникова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 6 города Донецка», учитель-методист
Технический редактор, корректор:


Шевченко И.В., методист отдела издательской деятельности ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 8-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2022. – 60 с.
© ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», 2022

СОДЕРЖАНИЕ


ВСТУПЛЕНИЕ 5

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 12

III. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10–11 КЛАССАХ 16

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 18

10 класс 18

11 класс 31

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ 46

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 48



ВСТУПЛЕНИЕ
Настоящая примерная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 г. № 80-НП), и предназначена для 10–11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учебных заведений (среднее общее образование).

Базовый курс обеспечивает потребность обучающихся в изучении других предметов и получении высшего образования в тех областях, где не предъявляются высокие требования к владению лингвистическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию обучающихся. Содержание примерной программы реализует актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, формирует универсальные учебные действия обучающихся, нацелено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

При обучении русскому языку как средству общения в 10-11 классах используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: обучение средствам языка; обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным); обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (

рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме); обучение умениям и навыкам общения на языке.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных стилей и жанров. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений, эссе, лингвистических-миниатюр и другие творческие задания.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативное обеспечение изучения предмета «Русский язык»

Примерная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании

Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)),

в соответствии с требованиями

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682).

с учетом учебно-методических комплексов Власенкова А. И., Гольцовой Н.Г., Пахновой Т.М.:

Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык (базовый уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Русское слово – учебник. (Электронное издание).

Русский язык. Пахнова Т.М. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Русский язык. Пахнова Т.М. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и Донецкой Народной Республики
, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного пространства страны и формировании гражданской идентичности у её граждан.

В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.

Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке.

2. Общая характеристика курса «Русский язык»

Программа сохраняет преемственность с примерной программой основного общего образования по русскому языку.

На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объём теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи», посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.

В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.

Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения обучающимися определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Примерная программа для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики (10-11 классы, базовый уровень) предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время представленный курс русского языка для старшей школы обладает самостоятельностью и целостностью.

Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была чётко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе.

Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Предлагаемая примерная программа в процессе изучения русского языка гарантирует формирование и совершенствование универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, базирующихся на различных видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.