Файл: Рабочая программа среднего общего образования обществознание базовый уровень (для 1011 классов общеобразовательных организаций) москва 2022.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
)
Ро ль экономики в жизни общества Экономика как наука и хозяйственная деятельность человека Предмет и методы экономической науки . Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей Главные вопросы экономики
Т
ипы экономических систем
Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста Понятие экономического цикла
Фазы экономического цикла
Причины экономических циклов
Владеть
знаниями об экономике как науке и хозяйстве Определять смысл, различать признаки научных понятий экономическая система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов, валовой внутренний продукт Определять различные смыслы многозначных понятий экономика, собственность типы экономических систем
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке факторов долгосрочного экономического роста, причини последствий циклического развития экономики при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Приводить примеры взаимосвязи главных вопросов экономики, основных макроэкономических показателей и показателей качества жизни
Представл
ять
в виде схемы взаимосвязи различных путей достижения экономического роста, в виде графика кривую производственных возможностей
Продо
лж
ение
46
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
У
станавливать
взаимосвязь развития общества и его экономической жизни при изучении экономической жизни общества на основе анализа, социального прогнозирования, объяснять основные тенденции развития экономической сферы Формулировать собственные суждения и аргументы по проблеме определения путей достижения экономического роста (опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о проблеме ограниченности экономических ресурсов и необходимости экономического выбора, сущности циклического развития экономики для объяснения явлений социальной действительности Рыночные отношения в экономике
(6 ч
)
Функционир ов ание рынков . Рыночный спрос. Закон спроса Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения Рыночное равновесие. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков . Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты конкуренции Антимонопо льно ер егулир ов ание в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации во бласти занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов iВладетьi знаниями обо со бенно ст ях рыночных отношений в современной экономике, ого судар ств ен
- ной политике поддержки конкуренции типы рыночных структур, виды безработицы, рынки ресурсов производства Выявлять функциональные связи в деятельности различных видов рынков
Приводить примеры взаимосвязи спроса и пр едло
- жения
Характеризовать
причины и последствия б езр аб о- тицы
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о действии экономического механизма функционирования рынка для объяснения явлений социальной действительности, конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта обо со бенно ст ях трудоустройства молодежи в условиях конкуренции на рынке труда Оценивать социальную информацию по проблемам развития экономической жизни общества, определять степень ее достоверности, соотносить различные оценки направлений и методов экономической политики государства, текущих экономических событий в России ив мире, давать оценку действиям участников экономики и их способностям в типичных ситуациях сознательно выполнять морально- правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность Экономическая деятельность ч
)
Рационально е экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность ая культура Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах iВладетьi знаниями обо со бенно ст ях профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах iХарактеризоватьi российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценности патриотизма и служения Отечеству, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, коллективизма причинно-следств енные связи между экономической деятельностью и проблемами устойчивого развития
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
47
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
У
станавливать
взаимосвязь развития общества и его экономической жизни при изучении экономической жизни общества на основе анализа, социального прогнозирования, объяснять основные тенденции развития экономической сферы Формулировать собственные суждения и аргументы по проблеме определения путей достижения экономического роста (опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о проблеме ограниченности экономических ресурсов и необходимости экономического выбора, сущности циклического развития экономики для объяснения явлений социальной действительности Рыночные отношения в экономике
(6 ч
)
Функционир ов ание рынков . Рыночный спрос. Закон спроса Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения Рыночное равновесие. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков . Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты конкуренции Антимонопо льно ер егулир ов ание в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации во бласти занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов iВладетьi знаниями обо со бенно ст ях рыночных отношений в современной экономике, ого судар ств ен
- ной политике поддержки конкуренции типы рыночных структур, виды безработицы, рынки ресурсов производства Выявлять функциональные связи в деятельности различных видов рынков
Приводить примеры взаимосвязи спроса и пр едло
- жения
Характеризовать
причины и последствия б езр аб о- тицы
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о действии экономического механизма функционирования рынка для объяснения явлений социальной действительности, конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта обо со бенно ст ях трудоустройства молодежи в условиях конкуренции на рынке труда Оценивать социальную информацию по проблемам развития экономической жизни общества, определять степень ее достоверности, соотносить различные оценки направлений и методов экономической политики государства, текущих экономических событий в России ив мире, давать оценку действиям участников экономики и их способностям в типичных ситуациях сознательно выполнять морально- правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность Экономическая деятельность ч
)
Рационально е экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность ая культура Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах iВладетьi знаниями обо со бенно ст ях профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах iХарактеризоватьi российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценности патриотизма и служения Отечеству, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, коллективизма причинно-следств енные связи между экономической деятельностью и проблемами устойчивого развития
Продо
лж
ение
48
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Формулировать
собственные суждения и аргументы по проблемам взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности (опираясь на социальные ценно сти)
Экономик а предприятия ч
)
Пр едприятие в экономике . Цели предприятия. Факторы производства Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий Издержки, их виды . Выручка, прибыль . Поддержка малого среднего) бизнеса и предпринимательства в Российской Федерации. Предпринимательская деятельность Владеть знаниями о роли предприятий в экономическом развитии страны, важнейших показателях эффективности их деятельности факторы производства, виды издержек производства, источники финансирования предприятия социально-экономические функции предпринимательства Использовать экономические знания для успешного выполнения типичных социальных ролей (производитель, потребитель, собственник, ориентации в актуальных экономических событиях, определения личной гражданской позиции в экономической деятельности теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта об использовании мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, о выборе способов рационального экономического поведения людей Создавать типологии видов предпринимательской деятельности, видов издержек производства на основе предложенных критериев
Оценивать
поведение людей и собственное поведение сточки зрения социальных норм, экономической рациональности, сф ормир ов анно сти социально ценных мотивов выбора средств достижения целей экономической деятельности, ответственности за принятые экономические решения для себя, своего окружения, общества в целом
Финансовый рынок и финансовые институты
(3 ч
)
Финансовый рынок . Финансовые институты . Банки . Банковская система . Центральный банк Российской Ф
едер ации:
задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Цифровые финансовые услуги. Финансовые услуги, финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты Инфляция причины, виды,
по следствия
Владеть
знаниями о финансовых институтах, банковской системе
Характеризовать
причины и последствия инфляции, функции Центрального банка Российской Федерации, финансовых институтов
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о финансовых технологиях и финансовой безопасности, монетарной политике для объяснения явлений социальной действительности, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений подо стижению финансовых целей и управлению личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
49
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Формулировать
собственные суждения и аргументы по проблемам взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности (опираясь на социальные ценно сти)
Экономик а предприятия ч
)
Пр едприятие в экономике . Цели предприятия. Факторы производства Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий Издержки, их виды . Выручка, прибыль . Поддержка малого среднего) бизнеса и предпринимательства в Российской Федерации. Предпринимательская деятельность Владеть знаниями о роли предприятий в экономическом развитии страны, важнейших показателях эффективности их деятельности факторы производства, виды издержек производства, источники финансирования предприятия социально-экономические функции предпринимательства Использовать экономические знания для успешного выполнения типичных социальных ролей (производитель, потребитель, собственник, ориентации в актуальных экономических событиях, определения личной гражданской позиции в экономической деятельности теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта об использовании мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, о выборе способов рационального экономического поведения людей Создавать типологии видов предпринимательской деятельности, видов издержек производства на основе предложенных критериев
Оценивать
поведение людей и собственное поведение сточки зрения социальных норм, экономической рациональности, сф ормир ов анно сти социально ценных мотивов выбора средств достижения целей экономической деятельности, ответственности за принятые экономические решения для себя, своего окружения, общества в целом
Финансовый рынок и финансовые институты
(3 ч
)
Финансовый рынок . Финансовые институты . Банки . Банковская система . Центральный банк Российской Ф
едер ации:
задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Цифровые финансовые услуги. Финансовые услуги, финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты Инфляция причины, виды,
по следствия
Владеть
знаниями о финансовых институтах, банковской системе
Характеризовать
причины и последствия инфляции, функции Центрального банка Российской Федерации, финансовых институтов
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о финансовых технологиях и финансовой безопасности, монетарной политике для объяснения явлений социальной действительности, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений подо стижению финансовых целей и управлению личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности
Продо
лж
ение
50
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Экономик аи государство ч
)
Экономические функции государства Общественные блага Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и пр официт государственного бюджета Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов
Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты . Фискальная политика государства Государственная политика импо ртоз аме
- щения в Российской Федерации Цифр овиз ация экономики в Российской Федерации Владеть знаниями о (об) роли государства в экономике, роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений, особенностях государственной политики импо ртоз амещения
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий общественные блага, государственный бюджет Классифицировать механизмы государственного регулирования экономики
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке производства и потребления общественных благ, воздействия внешних эффектов при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний собственные суждения и аргументы по проблемам роли государства в экономике, цифр овиз ации экономики (опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о методах фискальной политики государства для объяснения явлений социальной действительности Мир ов ая экономика ч
)
Междунар одная экономика Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг . Выгоды и убытки от участия в международной торговле Государ ств енно ер егулир ов ание внешней торговли iОпределiiятьi смысл, различать признаки научного понятия международное разделение труда Анализировать и оценивать противоречивые последствия экономической глобализации в виде диаграммы структуру экспо рта и импорта России Применять полученные экономические знания для анализа социальной информации о проб лемах,
совр еменных тенденциях, направлениях и механизмах экономического развития, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-р есур сах ив СМИ
Формулировать
собственные суждения и аргументы по проблеме выбора методов государственного регулирования внешней торговли (опираясь на социальные ценно сти)
Повто ри
- тельно- обобщающий ур ок пор аз делу Экономическая жизнь общества ч
)
Осуществл
ять
сопор ой наб аз овые экономические знания и ценностные ориентиры учебно-исследов а- тельск ую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ экономической и междисциплинарной направленности повторение, представление результатов пр
оек
тно-исследов
ательской деятельности (6 ч
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
51
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Экономик аи государство ч
)
Экономические функции государства Общественные блага Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и пр официт государственного бюджета Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов
Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты . Фискальная политика государства Государственная политика импо ртоз аме
- щения в Российской Федерации Цифр овиз ация экономики в Российской Федерации Владеть знаниями о (об) роли государства в экономике, роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений, особенностях государственной политики импо ртоз амещения
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий общественные блага, государственный бюджет Классифицировать механизмы государственного регулирования экономики
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке производства и потребления общественных благ, воздействия внешних эффектов при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний собственные суждения и аргументы по проблемам роли государства в экономике, цифр овиз ации экономики (опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о методах фискальной политики государства для объяснения явлений социальной действительности Мир ов ая экономика ч
)
Междунар одная экономика Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг . Выгоды и убытки от участия в международной торговле Государ ств енно ер егулир ов ание внешней торговли iОпределiiятьi смысл, различать признаки научного понятия международное разделение труда Анализировать и оценивать противоречивые последствия экономической глобализации в виде диаграммы структуру экспо рта и импорта России Применять полученные экономические знания для анализа социальной информации о проб лемах,
совр еменных тенденциях, направлениях и механизмах экономического развития, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-р есур сах ив СМИ
Формулировать
собственные суждения и аргументы по проблеме выбора методов государственного регулирования внешней торговли (опираясь на социальные ценно сти)
Повто ри
- тельно- обобщающий ур ок пор аз делу Экономическая жизнь общества ч
)
Осуществл
ять
сопор ой наб аз овые экономические знания и ценностные ориентиры учебно-исследов а- тельск ую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ экономической и междисциплинарной направленности повторение, представление результатов пр
1 2 3 4 5 6 7 8 9
оек
тно-исследов
ательской деятельности (6 ч
Федеральная рабочая программа среднего общего образования К
ЛАСС
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура общества ч
)
Социальные группы и общности, их типы . Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Социальное неравенство Социальная структура российского общества Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Ф
едер а- ции
Владеть
знаниями о социальной структуре общества Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная группа Классифицировать социальные общности игр уппы
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальной структуры Объяснять причинно-следств енные связи при описании социальной структуры, социальной стратификации и социального неравенства Использовать ключевые понятия, теоретические положения о социальной структуре российского общества для объяснения явлений социальной действительности знаниями о социальных отношениях,
по литике государственной поддержки социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации Социальное положение личности во бществ е и пути его изменения
(2 ч
)
По ложение индивида во бще
- ств е .
Социальные статусы Социальные роли. Социальная мобильность, ее виды и каналы в современном российском обществе iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальный статус, социальная роль, социальная мобильность виды социальной мобильности понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Проводить сравнение видов и каналов социальной мобильности в современном российском обществе Использовать знания о социальных ролях в целях успешного выполнения ролей, свойственных один- надцатиклассник ам: учащегося, члена семьи, потребителя финансовых услуги др
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам положения индивида во бществ е, социальной мобильности, ее видов и каналов (опираясь на социальные ценно сти)
Создавать
типологии видов социальной мобильности на основе предложенных критериев
Семья и семейные ценности ч
)
Ро ль семьи в жизни личности ив развитии общества Семья и брак. Функции и типы семьи
Семья как малая группа. Семья как социальный институт . Тенденции развития семьи в совр е-
Владеть
знаниями о поддержке семьи в Российской Федерации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность семьи
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий семья и брак ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11
К
ЛАСС
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура общества ч
)
Социальные группы и общности, их типы . Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Социальное неравенство Социальная структура российского общества Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Ф
едер а- ции
Владеть
знаниями о социальной структуре общества Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная группа Классифицировать социальные общности игр уппы
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальной структуры Объяснять причинно-следств енные связи при описании социальной структуры, социальной стратификации и социального неравенства Использовать ключевые понятия, теоретические положения о социальной структуре российского общества для объяснения явлений социальной действительности знаниями о социальных отношениях,
по литике государственной поддержки социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации Социальное положение личности во бществ е и пути его изменения
(2 ч
)
По ложение индивида во бще
- ств е .
Социальные статусы Социальные роли. Социальная мобильность, ее виды и каналы в современном российском обществе iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальный статус, социальная роль, социальная мобильность виды социальной мобильности понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Проводить сравнение видов и каналов социальной мобильности в современном российском обществе Использовать знания о социальных ролях в целях успешного выполнения ролей, свойственных один- надцатиклассник ам: учащегося, члена семьи, потребителя финансовых услуги др
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам положения индивида во бществ е, социальной мобильности, ее видов и каналов (опираясь на социальные ценно сти)
Создавать
типологии видов социальной мобильности на основе предложенных критериев
Семья и семейные ценности ч
)
Ро ль семьи в жизни личности ив развитии общества Семья и брак. Функции и типы семьи
Семья как малая группа. Семья как социальный институт . Тенденции развития семьи в совр е-
Владеть
знаниями о поддержке семьи в Российской Федерации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность семьи
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий семья и брак
Продо
лж
ение
54
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
менном мире Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Определ
ять
различные смыслы многозначных понятий семья как малая группа и семья как социальный институт»
Классифицировать
типы семьи
Характеризовать
функции семьи
Представл
ять
функции семьи в форме таблицы Проводить анализ результатов социологических опросов о тенденциях развития семьи в современном мире при изучении семьи как социального института Применять знания для анализа социальной информации о мерах государственной поддержки семьи в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам тенденций развития семьи в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о роли семьи в жизни личности ив развитии общества для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения ого- судар ств енных мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Этнические общности и нации (
2 ч
)
Мигр ационные процессы в современном мире Этнические общности. Нации и межнациональные отношения . Этно социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Владеть знаниями ого судар ств енной политике Российской Федерации в сфере межнациональных отношений
Характеризовать
российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность исторического единства народов России Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, этническая общность, «нация»
Определ
ять
различные смыслы многозначного понятия «нация»
Классифицировать
виды миграционных процессов в современном мире Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Применять знания, полученные при изучении межнациональных отношений, для взаимодействия спр едст авителями других национальностей при решении жизненных задач, для анализа социальной
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
55
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
менном мире Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Определ
ять
различные смыслы многозначных понятий семья как малая группа и семья как социальный институт»
Классифицировать
типы семьи
Характеризовать
функции семьи
Представл
ять
функции семьи в форме таблицы Проводить анализ результатов социологических опросов о тенденциях развития семьи в современном мире при изучении семьи как социального института Применять знания для анализа социальной информации о мерах государственной поддержки семьи в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам тенденций развития семьи в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о роли семьи в жизни личности ив развитии общества для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения ого- судар ств енных мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Этнические общности и нации (
2 ч
)
Мигр ационные процессы в современном мире Этнические общности. Нации и межнациональные отношения . Этно социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Владеть знаниями ого судар ств енной политике Российской Федерации в сфере межнациональных отношений
Характеризовать
российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность исторического единства народов России Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, этническая общность, «нация»
Определ
ять
различные смыслы многозначного понятия «нация»
Классифицировать
виды миграционных процессов в современном мире Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Применять знания, полученные при изучении межнациональных отношений, для взаимодействия спр едст авителями других национальностей при решении жизненных задач, для анализа социальной
Продо
лж
ение
56
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
инф ормации о национальной политике в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интер
- нет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам миграционных процессов в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Конкретизировать
теоретические положения о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Оценивать социальную информацию по проблемам межнациональных отношений, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации Социальные нормы и социальный контроль ч
)
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантно е) поведение Формы социальных девиаций
Конф ормизм
. Социальный контроль и самоконтроль российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность норм морали и нравственности смысл, различать признаки научных понятий социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль социальные нормы Характеризовать причины и последствия отклоняющегося (девиантного) поведения функции социальных норм, социального контроля Представлять социальные нормы, формы социальных девиаций в виде схем
Создавать
типологии социальных норм, форм социальных девиаций на основе предложенных критериев
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам конформизма (опираясь на социальные ценно сти)
Д
авать оценку действиям людей сточки зрения социальных норм Оценивать собственное поведение сточки зрения социальных норм, включая нормы морали и права Осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании
Социальный конфликт ч
)
Виды социальных конфликтов, их причины . Способы разрешения социальных конфликтов Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальные группы, социальный конфликт социальные конфликты причины и последствия социальных конфликтов
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
57
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
инф ормации о национальной политике в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интер
- нет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам миграционных процессов в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Конкретизировать
теоретические положения о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Оценивать социальную информацию по проблемам межнациональных отношений, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации Социальные нормы и социальный контроль ч
)
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантно е) поведение Формы социальных девиаций
Конф ормизм
. Социальный контроль и самоконтроль российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность норм морали и нравственности смысл, различать признаки научных понятий социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль социальные нормы Характеризовать причины и последствия отклоняющегося (девиантного) поведения функции социальных норм, социального контроля Представлять социальные нормы, формы социальных девиаций в виде схем
Создавать
типологии социальных норм, форм социальных девиаций на основе предложенных критериев
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам конформизма (опираясь на социальные ценно сти)
Д
авать оценку действиям людей сточки зрения социальных норм Оценивать собственное поведение сточки зрения социальных норм, включая нормы морали и права Осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании
Социальный конфликт ч
)
Виды социальных конфликтов, их причины . Способы разрешения социальных конфликтов Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальные группы, социальный конфликт социальные конфликты причины и последствия социальных конфликтов
Продо
лж
ение
58
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Осуществл
ять
целенаправленный поиск информации, представленной враз личных знаковых системах, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении социальных конфликтов и способов их разрешения знания о социальных конфликтах для ориентации в актуальных общественных со бы- тиях
Создавать
типологии социальных конфликтов на основе предложенных критериев
Конкретизировать
теоретические положения о социальных конфликтах, включая этно социальные, и путях их разрешения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов Повторитель- но-о бо бща- ющий урок пор аз делу
«Социальная сфера ч
)
Осуществ лять учебно-исследов ательск ую и проектную деятельность сопор ой на полученные знания о политической сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ политологической и междисциплинарной направленности сфера (20 ч)
По литиче
- ск ая власть и политические отношения ч
)
Власть и политическая власть Субъекты политики в современном обществе Политические институты. Политическая деятельность. Политические отношения
Определ
ять
различные смыслы многозначного понятия власть Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая власть, политический институт, политические отношения»
Приводить примеры взаимосвязи политической сферы и других сфер жизни общества Использовать ключевые понятия, теоретические положения обо со бенно ст ях политической власти для объяснения явлений социальной действительности социальную информацию по проблемам политической жизни общества, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций определять степень достоверности информации Политическая система. Государство основной институт политической системы ч
)
Стр ук тура и функции политической системы . Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государственный суверенитет. Функции государства Форма государства формы правления, государств ен
- но-тер рито риального устройства, политические режимы Владеть знаниями остр ук туре и функциях политической системы общества Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая система, государство формы государства Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке структуры политической системы при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
59
ЛАСС
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура общества ч
)
Социальные группы и общности, их типы . Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Социальное неравенство Социальная структура российского общества Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Ф
едер а- ции
Владеть
знаниями о социальной структуре общества Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная группа Классифицировать социальные общности игр уппы
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальной структуры Объяснять причинно-следств енные связи при описании социальной структуры, социальной стратификации и социального неравенства Использовать ключевые понятия, теоретические положения о социальной структуре российского общества для объяснения явлений социальной действительности знаниями о социальных отношениях,
по литике государственной поддержки социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации Социальное положение личности во бществ е и пути его изменения
(2 ч
)
По ложение индивида во бще
- ств е .
Социальные статусы Социальные роли. Социальная мобильность, ее виды и каналы в современном российском обществе iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальный статус, социальная роль, социальная мобильность виды социальной мобильности понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Проводить сравнение видов и каналов социальной мобильности в современном российском обществе Использовать знания о социальных ролях в целях успешного выполнения ролей, свойственных один- надцатиклассник ам: учащегося, члена семьи, потребителя финансовых услуги др
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам положения индивида во бществ е, социальной мобильности, ее видов и каналов (опираясь на социальные ценно сти)
Создавать
типологии видов социальной мобильности на основе предложенных критериев
Семья и семейные ценности ч
)
Ро ль семьи в жизни личности ив развитии общества Семья и брак. Функции и типы семьи
Семья как малая группа. Семья как социальный институт . Тенденции развития семьи в совр е-
Владеть
знаниями о поддержке семьи в Российской Федерации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность семьи
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий семья и брак ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11
К
ЛАСС
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура общества ч
)
Социальные группы и общности, их типы . Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Социальное неравенство Социальная структура российского общества Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Ф
едер а- ции
Владеть
знаниями о социальной структуре общества Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная группа Классифицировать социальные общности игр уппы
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальной структуры Объяснять причинно-следств енные связи при описании социальной структуры, социальной стратификации и социального неравенства Использовать ключевые понятия, теоретические положения о социальной структуре российского общества для объяснения явлений социальной действительности знаниями о социальных отношениях,
по литике государственной поддержки социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации Социальное положение личности во бществ е и пути его изменения
(2 ч
)
По ложение индивида во бще
- ств е .
Социальные статусы Социальные роли. Социальная мобильность, ее виды и каналы в современном российском обществе iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальный статус, социальная роль, социальная мобильность виды социальной мобильности понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Проводить сравнение видов и каналов социальной мобильности в современном российском обществе Использовать знания о социальных ролях в целях успешного выполнения ролей, свойственных один- надцатиклассник ам: учащегося, члена семьи, потребителя финансовых услуги др
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам положения индивида во бществ е, социальной мобильности, ее видов и каналов (опираясь на социальные ценно сти)
Создавать
типологии видов социальной мобильности на основе предложенных критериев
Семья и семейные ценности ч
)
Ро ль семьи в жизни личности ив развитии общества Семья и брак. Функции и типы семьи
Семья как малая группа. Семья как социальный институт . Тенденции развития семьи в совр е-
Владеть
знаниями о поддержке семьи в Российской Федерации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность семьи
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий семья и брак
Продо
лж
ение
54
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
менном мире Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Определ
ять
различные смыслы многозначных понятий семья как малая группа и семья как социальный институт»
Классифицировать
типы семьи
Характеризовать
функции семьи
Представл
ять
функции семьи в форме таблицы Проводить анализ результатов социологических опросов о тенденциях развития семьи в современном мире при изучении семьи как социального института Применять знания для анализа социальной информации о мерах государственной поддержки семьи в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам тенденций развития семьи в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о роли семьи в жизни личности ив развитии общества для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения ого- судар ств енных мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Этнические общности и нации (
2 ч
)
Мигр ационные процессы в современном мире Этнические общности. Нации и межнациональные отношения . Этно социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Владеть знаниями ого судар ств енной политике Российской Федерации в сфере межнациональных отношений
Характеризовать
российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность исторического единства народов России Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, этническая общность, «нация»
Определ
ять
различные смыслы многозначного понятия «нация»
Классифицировать
виды миграционных процессов в современном мире Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Применять знания, полученные при изучении межнациональных отношений, для взаимодействия спр едст авителями других национальностей при решении жизненных задач, для анализа социальной
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
55
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
менном мире Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Определ
ять
различные смыслы многозначных понятий семья как малая группа и семья как социальный институт»
Классифицировать
типы семьи
Характеризовать
функции семьи
Представл
ять
функции семьи в форме таблицы Проводить анализ результатов социологических опросов о тенденциях развития семьи в современном мире при изучении семьи как социального института Применять знания для анализа социальной информации о мерах государственной поддержки семьи в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам тенденций развития семьи в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о роли семьи в жизни личности ив развитии общества для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения ого- судар ств енных мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Этнические общности и нации (
2 ч
)
Мигр ационные процессы в современном мире Этнические общности. Нации и межнациональные отношения . Этно социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Владеть знаниями ого судар ств енной политике Российской Федерации в сфере межнациональных отношений
Характеризовать
российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность исторического единства народов России Определять смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, этническая общность, «нация»
Определ
ять
различные смыслы многозначного понятия «нация»
Классифицировать
виды миграционных процессов в современном мире Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных отношений, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Применять знания, полученные при изучении межнациональных отношений, для взаимодействия спр едст авителями других национальностей при решении жизненных задач, для анализа социальной
Продо
лж
ение
56
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
инф ормации о национальной политике в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интер
- нет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам миграционных процессов в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Конкретизировать
теоретические положения о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Оценивать социальную информацию по проблемам межнациональных отношений, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации Социальные нормы и социальный контроль ч
)
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантно е) поведение Формы социальных девиаций
Конф ормизм
. Социальный контроль и самоконтроль российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность норм морали и нравственности смысл, различать признаки научных понятий социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль социальные нормы Характеризовать причины и последствия отклоняющегося (девиантного) поведения функции социальных норм, социального контроля Представлять социальные нормы, формы социальных девиаций в виде схем
Создавать
типологии социальных норм, форм социальных девиаций на основе предложенных критериев
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам конформизма (опираясь на социальные ценно сти)
Д
авать оценку действиям людей сточки зрения социальных норм Оценивать собственное поведение сточки зрения социальных норм, включая нормы морали и права Осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании
Социальный конфликт ч
)
Виды социальных конфликтов, их причины . Способы разрешения социальных конфликтов Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальные группы, социальный конфликт социальные конфликты причины и последствия социальных конфликтов
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
57
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
инф ормации о национальной политике в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интер
- нет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам миграционных процессов в современном мире опираясь на социальные ценно сти)
Конкретизировать
теоретические положения о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Оценивать социальную информацию по проблемам межнациональных отношений, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации Социальные нормы и социальный контроль ч
)
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантно е) поведение Формы социальных девиаций
Конф ормизм
. Социальный контроль и самоконтроль российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность норм морали и нравственности смысл, различать признаки научных понятий социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль социальные нормы Характеризовать причины и последствия отклоняющегося (девиантного) поведения функции социальных норм, социального контроля Представлять социальные нормы, формы социальных девиаций в виде схем
Создавать
типологии социальных норм, форм социальных девиаций на основе предложенных критериев
Формулировать
на основе приобретенных знаний остр ук туре общества и социальных взаимодействиях собственные суждения и аргументы по проблемам конформизма (опираясь на социальные ценно сти)
Д
авать оценку действиям людей сточки зрения социальных норм Оценивать собственное поведение сточки зрения социальных норм, включая нормы морали и права Осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании
Социальный конфликт ч
)
Виды социальных конфликтов, их причины . Способы разрешения социальных конфликтов Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога iОпределiiятьi смысл, различать признаки научных понятий социальные общности, социальные группы, социальный конфликт социальные конфликты причины и последствия социальных конфликтов
Продо
лж
ение
58
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Осуществл
ять
целенаправленный поиск информации, представленной враз личных знаковых системах, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении социальных конфликтов и способов их разрешения знания о социальных конфликтах для ориентации в актуальных общественных со бы- тиях
Создавать
типологии социальных конфликтов на основе предложенных критериев
Конкретизировать
теоретические положения о социальных конфликтах, включая этно социальные, и путях их разрешения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов Повторитель- но-о бо бща- ющий урок пор аз делу
«Социальная сфера ч
)
Осуществ лять учебно-исследов ательск ую и проектную деятельность сопор ой на полученные знания о политической сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ политологической и междисциплинарной направленности сфера (20 ч)
По литиче
- ск ая власть и политические отношения ч
)
Власть и политическая власть Субъекты политики в современном обществе Политические институты. Политическая деятельность. Политические отношения
Определ
ять
различные смыслы многозначного понятия власть Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая власть, политический институт, политические отношения»
Приводить примеры взаимосвязи политической сферы и других сфер жизни общества Использовать ключевые понятия, теоретические положения обо со бенно ст ях политической власти для объяснения явлений социальной действительности социальную информацию по проблемам политической жизни общества, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций определять степень достоверности информации Политическая система. Государство основной институт политической системы ч
)
Стр ук тура и функции политической системы . Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государственный суверенитет. Функции государства Форма государства формы правления, государств ен
- но-тер рито риального устройства, политические режимы Владеть знаниями остр ук туре и функциях политической системы общества Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая система, государство формы государства Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке структуры политической системы при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
59
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Осуществл
ять
целенаправленный поиск информации, представленной враз личных знаковых системах, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении социальных конфликтов и способов их разрешения знания о социальных конфликтах для ориентации в актуальных общественных со бы- тиях
Создавать
типологии социальных конфликтов на основе предложенных критериев
Конкретизировать
теоретические положения о социальных конфликтах, включая этно социальные, и путях их разрешения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов Повторитель- но-о бо бща- ющий урок пор аз делу
«Социальная сфера ч
)
Осуществ лять учебно-исследов ательск ую и проектную деятельность сопор ой на полученные знания о политической сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ политологической и междисциплинарной направленности сфера (20 ч)
По литиче
- ск ая власть и политические отношения ч
)
Власть и политическая власть Субъекты политики в современном обществе Политические институты. Политическая деятельность. Политические отношения
Определ
ять
различные смыслы многозначного понятия власть Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая власть, политический институт, политические отношения»
Приводить примеры взаимосвязи политической сферы и других сфер жизни общества Использовать ключевые понятия, теоретические положения обо со бенно ст ях политической власти для объяснения явлений социальной действительности социальную информацию по проблемам политической жизни общества, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций определять степень достоверности информации Политическая система. Государство основной институт политической системы ч
)
Стр ук тура и функции политической системы . Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государственный суверенитет. Функции государства Форма государства формы правления, государств ен
- но-тер рито риального устройства, политические режимы Владеть знаниями остр ук туре и функциях политической системы общества Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая система, государство формы государства Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке структуры политической системы при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний
Продо
лж
ение
60
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Т
ипо логия форм государства Понятие правового государства и объяснять функциональные и иерархические связи при описании формы государства форм правления, государств енно-тер рито
- риального устройства, политических режимов Характеризовать функции государства Представлять в виде схемы структуру политической системы, в форме таблицы компоненты формы государства При изучении структуры политической системы на основе анализа и сравнения объяснять роль государства в политической системе
Испо
ль
зовать
теоретические положения остр ук туре политической системы, функциях государства для объяснения явлений социальной действительности типологию форм государства на основе предложенных критериев
Г
осудар ств о Российская Федерация Государственное управление в Российской Федерации ч
)
Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Конституционный статус и полномочия высших органов государственной власти в Российской Федерации. Государственная служба ист ату с государственного служащего в Российской Федерации. Направления государственной политики в Российской Федерации Опасность коррупции, антико р- р
упционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму Владеть знаниями о направлениях государственной политики Российской Федерации конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти Характеризовать российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценности общественной стабильности и целостности государства Определять смысл понятия национальная безопасность понятийный аппарат при анализе и оценке направлений государственной политики в Российской Федерации, включая антико р
р упцион
- ную политику, противодействие экстремизму, стратегию национальной безопасности, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний функциональные и иерархические связист ату са и полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации причины и последствия преобразований в политической сфере в Российской Федерации функции органов государственной власти в Российской Федерации в виде схемы систему высших органов государственной власти, в форме таблицы информацию о порядке их формирования и по лномо
- чиях
Формулировать
собственные суждения и аргументы об опасности коррупции и необходимости борьбы с ней (опираясь на социальные ценно сти)
Конкретизировать
теоретические положения обо снов ах конституционного строя Российской Федерации о федеративному стр ойств е и политической системе Российской Федерации на современном
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
61
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Т
ипо логия форм государства Понятие правового государства и объяснять функциональные и иерархические связи при описании формы государства форм правления, государств енно-тер рито
- риального устройства, политических режимов Характеризовать функции государства Представлять в виде схемы структуру политической системы, в форме таблицы компоненты формы государства При изучении структуры политической системы на основе анализа и сравнения объяснять роль государства в политической системе
Испо
ль
зовать
теоретические положения остр ук туре политической системы, функциях государства для объяснения явлений социальной действительности типологию форм государства на основе предложенных критериев
Г
осудар ств о Российская Федерация Государственное управление в Российской Федерации ч
)
Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Конституционный статус и полномочия высших органов государственной власти в Российской Федерации. Государственная служба ист ату с государственного служащего в Российской Федерации. Направления государственной политики в Российской Федерации Опасность коррупции, антико р- р
упционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму Владеть знаниями о направлениях государственной политики Российской Федерации конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти Характеризовать российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценности общественной стабильности и целостности государства Определять смысл понятия национальная безопасность понятийный аппарат при анализе и оценке направлений государственной политики в Российской Федерации, включая антико р
р упцион
- ную политику, противодействие экстремизму, стратегию национальной безопасности, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний функциональные и иерархические связист ату са и полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации причины и последствия преобразований в политической сфере в Российской Федерации функции органов государственной власти в Российской Федерации в виде схемы систему высших органов государственной власти, в форме таблицы информацию о порядке их формирования и по лномо
- чиях
Формулировать
собственные суждения и аргументы об опасности коррупции и необходимости борьбы с ней (опираясь на социальные ценно сти)
Конкретизировать
теоретические положения обо снов ах конституционного строя Российской Федерации о федеративному стр ойств е и политической системе Российской Федерации на современном
Продо
лж
ение
62
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
эт апе; государственном суверенитете Российской Федерации государственной службе ист ату сего су- дарственного служащего социальными фактами и модельными ситуациями
Выявл
ять
с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции По литиче
- ск ая культура общества и личности Политическая идеология ч
)
Функции политической культуры общества Политическая социализация. Формирование политической культуры личности Политическое поведение. Функции СМИ в политике. Интернет в современной политической коммуникации. Политическое участие, его типы и формы Причины абсентеизма. Роль политической идеологии во бще
- ств е .
Основные идейно-по лити
- ческие течения современности смысл понятия политическая культура функции СМИ в политической коммуникации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность человеческой жизни, патриотизм и служение Отечеству, права и свободы человека, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины, общественную стабильность и целостность государства Классифицировать виды политических идеологий ключевые понятия, теоретические положения о роли Интернета в современной политической коммуникации для объяснения явлений социальной действительности причинно-следств енные связи между политической культурой личности и ее политическим поведением в виде схемы факторы, влияющие на формирование политической культуры личности Проводить анализ и сравнение идейно-по литиче
- ских течений современности при изучении политической идеологии Вести целенаправленный поиск необходимых сведений о роли идейно-по литических течений современности в политике знания о политической социализации и политической культуре личности для ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
По литиче
- ский процесс и его участники
(3 ч
)
Хар ак теристики политического процесса. Классификация видов политических процессов. Роль средств массовой информации в политической жизни общества Признаки, функции, виды политических партий . Типы партийных систем
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий политический процесс, политическая элита, политическое лидерство функции политических партий в политической жизни общества, функции СМИ
в политике Применять знания, полученные при изучении политического процесса, для анализа социальной информации о политическом развитии российского общества Формулировать собственные суждения и аргументы об участии субъектов политики в политическом
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
63
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
эт апе; государственном суверенитете Российской Федерации государственной службе ист ату сего су- дарственного служащего социальными фактами и модельными ситуациями
Выявл
ять
с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции По литиче
- ск ая культура общества и личности Политическая идеология ч
)
Функции политической культуры общества Политическая социализация. Формирование политической культуры личности Политическое поведение. Функции СМИ в политике. Интернет в современной политической коммуникации. Политическое участие, его типы и формы Причины абсентеизма. Роль политической идеологии во бще
- ств е .
Основные идейно-по лити
- ческие течения современности смысл понятия политическая культура функции СМИ в политической коммуникации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценность человеческой жизни, патриотизм и служение Отечеству, права и свободы человека, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины, общественную стабильность и целостность государства Классифицировать виды политических идеологий ключевые понятия, теоретические положения о роли Интернета в современной политической коммуникации для объяснения явлений социальной действительности причинно-следств енные связи между политической культурой личности и ее политическим поведением в виде схемы факторы, влияющие на формирование политической культуры личности Проводить анализ и сравнение идейно-по литиче
- ских течений современности при изучении политической идеологии Вести целенаправленный поиск необходимых сведений о роли идейно-по литических течений современности в политике знания о политической социализации и политической культуре личности для ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
По литиче
- ский процесс и его участники
(3 ч
)
Хар ак теристики политического процесса. Классификация видов политических процессов. Роль средств массовой информации в политической жизни общества Признаки, функции, виды политических партий . Типы партийных систем
Определ
ять
смысл, различать признаки научных понятий политический процесс, политическая элита, политическое лидерство функции политических партий в политической жизни общества, функции СМИ
в политике Применять знания, полученные при изучении политического процесса, для анализа социальной информации о политическом развитии российского общества Формулировать собственные суждения и аргументы об участии субъектов политики в политическом
Продо
лж
ение
64
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
пр оцессе при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний опираясь на социальные ценно сти)
Определ
ять
степень достоверности информации, соотносить различные оценки политических событий, содержащиеся в источниках информации Создавать типологию видов партийных систем на основе предложенных критериев
Из бир атель
- ная система
(2 ч
)
Т
ипы избирательных систем мажоритарная, пропорциональная, смешанная . Избирательная кампания . Избирательная система в Российской Федерации понятийный аппарат при анализе и оценке типов избирательных систем при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний причины преобразований избирательной системы в Российской Федерации Оценивать роль социологических опросов и политического прогнозирования при описании избирательной кампании знания об избирательной системе в Российской Федерации в целях успешного выполнения в будущем социальной роли избирателя теоретические положения об избирательной системе в Российской Федерации социальными фактами Создавать типологию избирательных систем на основе предложенных критериев
По литиче
- ские элиты и политическое лидерство ч
)
Ф
ормир ов ание политической элиты . Функции политической элиты во бществ е .
Функции политического лидера Типология лидерства Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая элита, политическое лидерство iПрименятьi знания, полученные при изучении политического процесса, для анализа социальной информации о политическом развитии российского общества Формулировать собственные суждения и аргументы об участии субъектов политики в политическом процессе (опираясь на социальные ценно сти)
Создавать
типологии политической элиты, видов политического лидерства, партийных систем на основе предложенных критериев
Определ
ять
степень достоверности информации, соотносить различные оценки политических событий, содержащиеся в источниках информации Давать оценку действиям граждан, политической элиты, политических лидеров в политической сфере, основываясь на нормах морали и права Повто ритель
- но-о бо бща- ющий урок пор аз делу Политическая сфера ч
)
Осуществ лять учебно-исследов ательск ую и проектную деятельность сопор ой на полученные знания о политической сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ политологической и междисциплинарной направленности
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
65
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
пр оцессе при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний опираясь на социальные ценно сти)
Определ
ять
степень достоверности информации, соотносить различные оценки политических событий, содержащиеся в источниках информации Создавать типологию видов партийных систем на основе предложенных критериев
Из бир атель
- ная система
(2 ч
)
Т
ипы избирательных систем мажоритарная, пропорциональная, смешанная . Избирательная кампания . Избирательная система в Российской Федерации понятийный аппарат при анализе и оценке типов избирательных систем при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний причины преобразований избирательной системы в Российской Федерации Оценивать роль социологических опросов и политического прогнозирования при описании избирательной кампании знания об избирательной системе в Российской Федерации в целях успешного выполнения в будущем социальной роли избирателя теоретические положения об избирательной системе в Российской Федерации социальными фактами Создавать типологию избирательных систем на основе предложенных критериев
По литиче
- ские элиты и политическое лидерство ч
)
Ф
ормир ов ание политической элиты . Функции политической элиты во бществ е .
Функции политического лидера Типология лидерства Определять смысл, различать признаки научных понятий политическая элита, политическое лидерство iПрименятьi знания, полученные при изучении политического процесса, для анализа социальной информации о политическом развитии российского общества Формулировать собственные суждения и аргументы об участии субъектов политики в политическом процессе (опираясь на социальные ценно сти)
Создавать
типологии политической элиты, видов политического лидерства, партийных систем на основе предложенных критериев
Определ
ять
степень достоверности информации, соотносить различные оценки политических событий, содержащиеся в источниках информации Давать оценку действиям граждан, политической элиты, политических лидеров в политической сфере, основываясь на нормах морали и права Повто ритель
- но-о бо бща- ющий урок пор аз делу Политическая сфера ч