Файл: Рабочая программа среднего общего образования обществознание базовый уровень (для 1011 классов общеобразовательных организаций) москва 2022.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
)
Осуществ лять учебно-исследов ательск ую и проектную деятельность сопор ой на полученные знания о политической сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ политологической и междисциплинарной направленности
Продо
лж
ение
66
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Пр
авово
е регулирование общественных отношений в Российской Федерации (28 ч)
Система права Правовые отношения
Пр ав онар у- шения
(4 ч
)
Пр ав о в системе социальных норм. Источники права Нормативные правовые акты, их виды. Законы из аконо дательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правовые отношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних Пр ав онар ушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации Владеть знаниями оправе как социальном регуляторе, системе права из аконо дательств е Российской Федерации Определять смысл, различать признаки научных понятий право, источник права, система права, норма права, отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон подзаконный акт, законодательный процесс правовые нормы отрасли и институты права источники права нормативные правовые акты виды правовых отношений правонарушения виды юридической ответственности правоохранительные органы iИспоiiльiiзоватьi понятийный аппарат при анализе и оценке правового регулирования в Российской Федерации при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний иерархические связи при описании системы права, но рмативно-пр ав овых актов Приводить примеры взаимосвязи права и морали государства и права действия правовых регуляторов и развития общественных процессов причины и последствия правонарушения и юридической ответственности за него характеризовать функции норм права правоохранительных органов наказания засов ершенно е правонарушение представлять в виде схем систему права, виды правоотношений, виды юридической ответственности iИметь представление о ср авнительно-пр ав ов ом научном методе Применять знания оправе, системе права для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о необходимости поддержания законности и правопорядка юридической ответственности засов ершение правонарушений для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения о юридической ответственности и ее видах фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Создавать типологии источников права, отраслей права, видов и принципов юридической ответственности на основе предложенных критериев
Оценивать
социальную информацию по проблемам правового регулирования, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
67
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Пр
авово
е регулирование общественных отношений в Российской Федерации (28 ч)
Система права Правовые отношения
Пр ав онар у- шения
(4 ч
)
Пр ав о в системе социальных норм. Источники права Нормативные правовые акты, их виды. Законы из аконо дательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правовые отношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних Пр ав онар ушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации Владеть знаниями оправе как социальном регуляторе, системе права из аконо дательств е Российской Федерации Определять смысл, различать признаки научных понятий право, источник права, система права, норма права, отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон подзаконный акт, законодательный процесс правовые нормы отрасли и институты права источники права нормативные правовые акты виды правовых отношений правонарушения виды юридической ответственности правоохранительные органы iИспоiiльiiзоватьi понятийный аппарат при анализе и оценке правового регулирования в Российской Федерации при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний иерархические связи при описании системы права, но рмативно-пр ав овых актов Приводить примеры взаимосвязи права и морали государства и права действия правовых регуляторов и развития общественных процессов причины и последствия правонарушения и юридической ответственности за него характеризовать функции норм права правоохранительных органов наказания засов ершенно е правонарушение представлять в виде схем систему права, виды правоотношений, виды юридической ответственности iИметь представление о ср авнительно-пр ав ов ом научном методе Применять знания оправе, системе права для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа
Испо
ль
зовать
ключевые понятия, теоретические положения о необходимости поддержания законности и правопорядка юридической ответственности засов ершение правонарушений для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения о юридической ответственности и ее видах фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Создавать типологии источников права, отраслей права, видов и принципов юридической ответственности на основе предложенных критериев
Оценивать
социальную информацию по проблемам правового регулирования, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять
Продо
лж
ение
68
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
степень достоверности информации соотносить различные оценки правовых отношений, содержащиеся в источниках информации Давать оценку действиям людей в типичных
(мо дельных) ситуациях сточки зрения норм права Оценивать поведение людей и собственное поведение сточки зрения норм права осознавать неприемлемость антиобщественного поведения Конституционные права, свободы и обязанности человека игр аждани
- на в Российской Федерации ч
)
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские, политические, социально-эконо
- мические и культурные права и свободы человека игр ажданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации Международная защита прав человека в условиях мирного ив оенного времени Владеть знаниями о системе прав, свобод и обязанностей человека игр ажданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, например ах положений статей Конституции Российской Федерации Определять смысл, различать признаки научных понятий правовой статус, гражданство Российской Федерации права человека игр ажданина
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке правового статуса несовершеннолетних при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Выявлять функциональные связи при описании прав, свобод и обязанностей и отражать их в схемах и таблицах знания о конституционных правах, свободах и обязанностях в целях успешного выполнения роли гражданина, определения личной гражданской позиции
Формулировать
на основе приобретенных знаний о законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам защиты и соблюдения прав и свобод человека игр аждани
- напр ав ов ого статуса несовершеннолетнего ключевые понятия, теоретические положения о способах защиты прав человека для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения оправах, свободах и обязанностях человека игр аж- данина в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Создавать типологии прав человека игр ажданина на основе предложенных критериев
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
69
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
степень достоверности информации соотносить различные оценки правовых отношений, содержащиеся в источниках информации Давать оценку действиям людей в типичных
(мо дельных) ситуациях сточки зрения норм права Оценивать поведение людей и собственное поведение сточки зрения норм права осознавать неприемлемость антиобщественного поведения Конституционные права, свободы и обязанности человека игр аждани
- на в Российской Федерации ч
)
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские, политические, социально-эконо
- мические и культурные права и свободы человека игр ажданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации Международная защита прав человека в условиях мирного ив оенного времени Владеть знаниями о системе прав, свобод и обязанностей человека игр ажданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации российские духовно-нр ав ств ен
- ные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, например ах положений статей Конституции Российской Федерации Определять смысл, различать признаки научных понятий правовой статус, гражданство Российской Федерации права человека игр ажданина
Испо
ль
зовать
понятийный аппарат при анализе и оценке правового статуса несовершеннолетних при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний Выявлять функциональные связи при описании прав, свобод и обязанностей и отражать их в схемах и таблицах знания о конституционных правах, свободах и обязанностях в целях успешного выполнения роли гражданина, определения личной гражданской позиции
Формулировать
на основе приобретенных знаний о законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам защиты и соблюдения прав и свобод человека игр аждани
- напр ав ов ого статуса несовершеннолетнего ключевые понятия, теоретические положения о способах защиты прав человека для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения оправах, свободах и обязанностях человека игр аж- данина в Российской Федерации фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Создавать типологии прав человека игр ажданина на основе предложенных критериев
Продо
лж
ение
70
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Пр ав ов ое регулирование гр аж- данских,
семейных, трудовых правоотношений ч
)
Г
р ажданско е право Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права Орг аниз а- ционно-пр ав овые формы юридических лиц . Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право Порядок и условия заключения и расторжения брака Правовое регулирование отношений супругов Прав аи обязанности родителей и детей . Трудовое право Трудовые правоотношения. Порядок приема нар аб оту
, заключения и расторжения трудового договора Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность Защит а трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников iВладетьi знаниями оправ ов ом регулировании гражданских, семейных, трудовых, правовых отношений орг аниз ационно-пр ав овые формы юридических лиц права и обязанности родителей и детей права и обязанности работников и р а- бото дателей
Применять
знания обо со бенно ст ях гражданских, семейных и трудовых правоотношений для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа
Формулировать
на основе приобретенных знаний о гражданском, семейном и трудовом законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам гражданской дееспособности несовершеннолетних защиты трудовых прав работников правового регулировании отношений супругов ключевые понятия, теоретические положения обо со бенно ст ях трудовых правоотношений несовершеннолетних работников для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения о субъектах гражданских правоотношений порядке приема нар аб оту
, заключения и расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних граждан защите трудовых прав работников порядке и условиях заключения и расторжения брака фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Находить, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности iОцениватьi социальную информацию по проблемам правового регулирования, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации соотносить различные оценки правовых отношений, содержащиеся в источниках информации давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях сточки зрения норм гражданского, трудового, семейного права Пр ав ов ое регулирование налоговых, образ о-
Законо дательств о Российской Федерации о налогах и сборах Участники отношений, регулируемых законодательством знаниями оправ ов ом регулировании налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений об экологическом законодательстве
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
71
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Пр ав ов ое регулирование гр аж- данских,
семейных, трудовых правоотношений ч
)
Г
р ажданско е право Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права Орг аниз а- ционно-пр ав овые формы юридических лиц . Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право Порядок и условия заключения и расторжения брака Правовое регулирование отношений супругов Прав аи обязанности родителей и детей . Трудовое право Трудовые правоотношения. Порядок приема нар аб оту
, заключения и расторжения трудового договора Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность Защит а трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников iВладетьi знаниями оправ ов ом регулировании гражданских, семейных, трудовых, правовых отношений орг аниз ационно-пр ав овые формы юридических лиц права и обязанности родителей и детей права и обязанности работников и р а- бото дателей
Применять
знания обо со бенно ст ях гражданских, семейных и трудовых правоотношений для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа
Формулировать
на основе приобретенных знаний о гражданском, семейном и трудовом законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам гражданской дееспособности несовершеннолетних защиты трудовых прав работников правового регулировании отношений супругов ключевые понятия, теоретические положения обо со бенно ст ях трудовых правоотношений несовершеннолетних работников для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения о субъектах гражданских правоотношений порядке приема нар аб оту
, заключения и расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних граждан защите трудовых прав работников порядке и условиях заключения и расторжения брака фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Находить, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности iОцениватьi социальную информацию по проблемам правового регулирования, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации соотносить различные оценки правовых отношений, содержащиеся в источниках информации давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях сточки зрения норм гражданского, трудового, семейного права Пр ав ов ое регулирование налоговых, образ о-
Законо дательств о Российской Федерации о налогах и сборах Участники отношений, регулируемых законодательством знаниями оправ ов ом регулировании налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений об экологическом законодательстве
Продо
лж
ение
72
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
вательных, администр а- тивных,
уго ловных правовых отношений, экологическое законодательство ч) о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения. Федеральный закон Обо бр азов ании в Российской Федерации. Порядок приема на обучение во бра- зов ательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство Экологические правонарушения. Способы защиты права наб лагоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права Понятие преступления и виды преступлений Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних смысл, различать признаки научного понятия «налог»
Классифицировать
налоги и сборы в Российской Федерации права и обязанности налогоплательщиков виды административных правонарушений экологические правонарушения способы защиты права наб лагоприятную окружающую среду виды преступлений виды наказаний в уголовном праве Представлять схематично виды административных правонарушений и наказаний, в табличной форме виды преступлений и наказаний за их совершение Применять знания о системе налогов и сборов, порядке оказания образовательных услуг, экологическом законодательстве для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа
Осуществл
ять
поиск правовой информации о порядке приема на обучение, способах защиты права наб лагоприятную окружающую среду, представленной враз личных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников
Формулировать
на основе приобретенных знаний о законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам ответственности за налоговые правонарушения способам защиты права наб лагоприятную окружающую среду Использовать ключевые понятия, теоретические положения обо со бенно ст ях уголовной ответственности несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения оправ ов ом регулировании оказания образовательных услуг правах и обязанностях налогоплательщика принципах уголовного права фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Основные принципы конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного процессов ч
)
Г
р ажданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса Участники гражданского процесса. Административный процесс Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы ист адии
. Субъекты уголовного процесса. Конституционное судопроизводство Владеть знаниями о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве Применять знания обо сновных принципах гражданского, административного, уголовного процессов для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интер
- нет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
73
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
вательных, администр а- тивных,
уго ловных правовых отношений, экологическое законодательство ч) о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения. Федеральный закон Обо бр азов ании в Российской Федерации. Порядок приема на обучение во бра- зов ательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство Экологические правонарушения. Способы защиты права наб лагоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права Понятие преступления и виды преступлений Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних смысл, различать признаки научного понятия «налог»
Классифицировать
налоги и сборы в Российской Федерации права и обязанности налогоплательщиков виды административных правонарушений экологические правонарушения способы защиты права наб лагоприятную окружающую среду виды преступлений виды наказаний в уголовном праве Представлять схематично виды административных правонарушений и наказаний, в табличной форме виды преступлений и наказаний за их совершение Применять знания о системе налогов и сборов, порядке оказания образовательных услуг, экологическом законодательстве для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа
Осуществл
ять
поиск правовой информации о порядке приема на обучение, способах защиты права наб лагоприятную окружающую среду, представленной враз личных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников
Формулировать
на основе приобретенных знаний о законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам ответственности за налоговые правонарушения способам защиты права наб лагоприятную окружающую среду Использовать ключевые понятия, теоретические положения обо со бенно ст ях уголовной ответственности несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности теоретические положения оправ ов ом регулировании оказания образовательных услуг правах и обязанностях налогоплательщика принципах уголовного права фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Основные принципы конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного процессов ч
)
Г
р ажданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса Участники гражданского процесса. Административный процесс Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы ист адии
. Субъекты уголовного процесса. Конституционное судопроизводство Владеть знаниями о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве Применять знания обо сновных принципах гражданского, административного, уголовного процессов для анализа социальной информации оправ ов ом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интер
- нет-р есур сах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ
Продо
лж
ение
74
Федеральная рабочая программа среднего общего образования
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Ар битр ажно е судопроизводство Юридическое образование, юристы как социально-пр оф ессио
- нальная группа Формулировать на основе приобретенных знаний о законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы обо со бенно ст ях профессиональной деятельности представителей юридических профессий (опираясь на социальные ценно сти)
Конкретизировать
теоретические положения о принципах уголовного процесса, гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта Повторитель- но-о бо бща- ющий урок пор аз делу Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации ч
)
Осуществ лять сопор ой на полученные знания оправ ов ом регулировании из аконо дательств е Российской Федерации учебно-исследов ательск ую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности готовить устные выступления и письменные работы развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты
Итогово
е повторение, представление результатов пр
оек
тно-исследов
ательской деятельности (6 ч
1 2 3 4 5 6 7 8 9