Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МКОУ
«ВОЛЧИХИНСКАЯ СШ №2»
Индивидуальный проект
Тип проекта :исследовательский
"Мифы и познание мира"
Автор проекта:
Бусс Николай
Обучающийся 11 класса
Наставник : учитель истории и обществознания
Прилуцкая А.Е
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
-
Теоретическая часть…………………………………………………………3-
Мифы и мифологии………………………………………………………….4 -
Мифы как познание мира. Разновидности мифов………………………………………………………5-7
-
-
Практическая часть………………………………………………………….8-12
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Все современные люди знают, как устроен наш мир. Мы живем на планете Земля, которая вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. Наша Солнечная система входит в галактику с множеством других галактик.
Вопрос об устройстве Мироздания неотделим от вопроса о его происхождении.
Человека во все времена волновало, откуда взялся этот мир и каковы основные этапы его становления.
В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли.
Мифы о происхождении Вселенной основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются они с описания пустоты, отсутствия порядка во Вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы этих мифов – структурирование космического пространства и времени, разделение богами земли и неба, установление космической оси –мирового дерева, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных. Творение завершается, как правило, созданием человека. Тема моей проектной работы «Мифы разных народов»
Цель моей работы: Дать представление о значении мифов и их помощи в познании мира
Задача: привести примеры мифов о сотворении мира в нескольких
мифологиях народов мира и дать их сравнительную характеристику.
Актуальность моего проекта заключается в том, что многие даже не знают,
что мифы давали людям новые познания и представления о мире.
Объект исследования: мифы народов мира о сотворении мира.
Гипотеза: у различных народов существуют мифы о происхождении
мира из мирового яйца, первичного Океана, Бога-Творца.
Проектным продуктом выбрал стенгазету.
Теоретическая часть.
1.1 Мифы и мифология
Для раскрытия данной темы стоит уточнить понятие мифа и мифологии в целом.
Мифология - это наука о верованиях различных народов.
Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой.
Само слово "миф" - греческое и означает «предание», «сказание».
Мифы - это огромный пласт культурного развития всего человечества. Мифы в основном предавались через устное повествование и искусство, так они проникали сквозь пласты истории и распространялись по свету. После создания письменности их стали записывать.
Основу любой мифологии составляют мифы о сотворении мира и людей. О них и пойдет речь в моей работе. Здесь сложно выделить какую-либо определенную тенденцию. Творцами мира выступают то боги, то животные, то растения. Каким образом они возникли из первобытного хаоса и как творили мир – на это в каждом мифе своя история. У каждого народа существует миф о сотворении мира (иногда и не один), причем зачастую мифы эти похожи как две капли воды, а иногда сходство довольно условно.
Посмотрим на географию основных мифологий мира.
Для индейцев Северной Америки койот – священное животное. Благодаря ему луна и солнце освещают мир.
Один – бог победы, верховный бог викингов. Он забирает к себе воинов, павших в битве.
Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут его Юпитер.
Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник.
Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму.
Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира.
В Австралии Радужный змей – создал природу.
На Руси – Сварог дал жизнь солнцу.
В данной работе я хотел бы привести примеры мифов о сотворении
мира в нескольких мифологиях и дать их сравнительную характеристику.
Мифы о сотворении мира из первичного Океана Богом -Творцом.
1.2 Мифы как познание мира. Разновидности мифов.
Миф проявляется одновременно во множестве форм. Разновидности мифов:
- космогонические мифы;
- солярные мифы;
- лунарные мифы;
- астральные мифы;
- эсхатологические мифы;
- этиологические мифы;
- антропогонические мифы;
- героические мифы;
- календарные мифы;
- мифы о животных и существах фантастических;
- культовые мифы.
В космогонических мифах отражена мысль о происхождении мира. Главный сюжет космогонических мифологий – мифы о творении, о происхождении космоса из хаоса. Основным мотивом является структурирование космического пространства и времени.
Солярные мифы содержат мифологизацию Солнца и его влияния на земную жизнь. Солярными называются и мифы, в которых у героев есть солярные черты, которые сходны с признаками солнца как мифологического героя.
Лунарные мифы рассказывают о Луне и встречаются в мифологии разных народов. Наиболее распространённый сюжет содержит мотив «небесной свадьбы»: Солнце и Месяц вступают в брак.
Астральные мифы включают группу мифов, связанных с небесными телами: звёздами, созвездиями, планетами. В эту группу входят также солярные и лунарные мифы.
В ранней группе астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. Характерная черта астральных мифов - наличие нескольких космических персонажей, в которых воплощаются расположенные рядом созвездия.
В основе эсхатологических мифов лежит сюжет о предстоящем конце мира. Значительная часть мифов повествует о важнейших событиях прошлого времени – времени мифологического. В отличие от них, данный вид мифов содержат пророчества о будущем конце света.
Мифы эсхатологические о конце мира опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.
Главное содержание архаичных мифологий составляют космогонические и этиологические мифы. Для архаичных мифологий характерно представление о катастрофе, отделяющей мифические времена от настоящего: о потопе, пожаре, гибели поколения великанов, обитавших на земле до появления человечества.
Под этиологическими мифами понимают рассказы о происхождении животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов
, огня, смерти.
Мифы этиологические объясняют появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.
В антропогонических мифах отражены сведения о происхождении (сотворении) человека, мифических первичных предках народа. , первой человеческой пары и т. п., составная статья космогонических мифов.
Героические мифы фиксируют важнейшие моменты жизни одного героя. Отражают испытания героя со стороны старших родичей или враждебных демонов, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Героический миф служит важнейшим источником для формирования героического эпоса и сказки.
Календарные мифы связаны с циклом календарных обрядов: аграрной магией, сменой времён года, ростом растений. В древних земледельческих культурах преобладает миф, символизирующий дух растительности, зерна, урожая.
В мифах о животных и существах фантастических персонажи имеют характерные признаки: время появления, место обитания или появления на земле, определенный внешний вид, приносящие помощь или вред человеку, животным. Например, мифологическое существо появлялось в святки или Духов день, в полночь или в полдень. Его можно было встретить дома, в хлеву, в бане, в воде, в лесу, в поле.
Существа представлены в виде персонажей, не очень любимых людьми: змеи, волка или в образах дракона и фантастических мифологических персонажей.
Животные являются героями космогонических мифов, их образы используются и для описания – космографии. В древнеиндийских поверьях земля держится на спинах семи слонов, которые стоят на спине черепахи. В свою очередь, черепаха стоит на змее.
Аналогичную роль играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которой покоится земля, может привести к землетрясению. Если рыба опускает голову, то начинается наводнение.
2.Практическая часть
2.1 Эпос « Урал-Батыр»
«Ура́л-баты́р» (башк. Урал батыр) — башкирский эпос (кубаир), памятник башкирской словесности.
«Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытно- общинного строя.
Некоторые мотивы и образы «Урал-Батыра» встречаются и в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-Батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.
Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.Эпос передавался устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году Мухамедша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита Аргынбаева (≈1850—1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии. По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.
Впервые о глубокой самобытности эпоса «Урал-батыр» было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений:
«Главный мотив эпоса „Урал-батыр“ — человек сильнее всех сущих, добро неистребимо. Вавилонский эпос опирается на другую идею — все от воли богов». Философ Д. Ж. Валеев видит ценность эпоса «как источника по изучению истории общественного сознания и общественной мысли башкир».
Существует несколько переводов эпоса на русский язык — как подстрочных, так и поэтических. Переводы на русский язык делали несколько писателей и поэтов. Прозаическое переложение эпоса выполнил писатель А. Г. Хусаинов, поэтический перевод на русский язык выполнен поэтом Г. Г. Шафиковым.
В 2003 году «Урал-Батыр» был переведён на английский язык (пер. С. Г. Шафиков). В Уфе вышло подарочное издание эпоса на трёх языках (башкирский оригинал, русский перевод Г. Г. Шафикова и английский перевод С. Г. Шафикова). В 2006 году был издан «Урал-Батыр» на