Файл: Мифы и познание мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
немецком языке в переводе доктора филологии из Германии Алии Тайсиной. Эпос «Урал-Батыр» также был переведён на другие языки мира (абхазскийивриттурецкийчувашский и другие).

В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра». Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (Мухаметша Бурангулов был дважды репрессирован). Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос «Урал-Батыр» чудом уцелел.

Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц — Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — ЯикИдельНугушСакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки Хомай (дочь Самрау), спасённой Урал- батыром, они узнают о существовании Родника жизни — 
Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героем врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами. Эпос об Урале очень богат символами, архетипами коллективного бессознательного: ясновидящие драконы; старый премудрый ясновидящий дракон; Божественный ребенок Урал; могущественный спутник героя — космический конь Акбузат, в будущем помощник Урала; семь драконов на небе — созвездие Большой Медведицы; дракон с большим ключом; волшебная палка; живой родник — живая вода; царь птиц — Самрау, который является мужем Солнца и Луны, в то же время отцом Хомай и Айсылу — этих удивительных символов Анимы; выбор девушкой Хомай для себя жениха (задает загадки, испытывает на верность, честность); космическая пара (или Божественный брак) Урала и Хомай, четверичность — 4 батыра, 4 сына (Хакмар тоже считает себя сыном Урала); удивительные говорящие и ведающие животные — олицетворение человеческих качеств (бык, лев, собака, сокол, птицы и т.п.); многозначный символ Заркум (охота на оленя является одной из бесчисленных аллегорий, обозначающих половой акт, змей — символ одновременно позитивный и негативный, может превратиться в человека); камень и его трансформация; огонь; Всемирный потоп; символ Смерти; числа — архетипы порядка (семерка — число планетарных богов древних, число семь символизирует семь звезд, планетарных божеств, которые, как утверждают алхимики, находятся в пещере в глубине земли; бессознательное использует число в качестве упорядочивающего фактора, числа существовали до возникновения сознания); символы Тени — пещера, подземелье, спуск в глубокий источник, кровь в ракушках как символы дурного духа, вспыльчивого гнева и чувственных пристрастий; Урал-гора как символ самости, символ становления целостной личности; жертвоприношение злому царю Катилу, тема жертвы батыра или смерти героя (которая необходима для излечения от гордости, гордыни, показывающей самое себя). Женитьбы Урала, когда уходит детская безответственность при вступлении в общество; болезненное подчинение дисциплине; архетипы Тени (Шульген), Анимы, Анимуса, Старого мудреца и другие, которые связывают воедино мир сознания и мир бессознательного, являются средствами “духовного возрождения”, индивидуализации.

Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией,
а в образе самого Урал-батыра – черты пророка,
создателя и устроителя мира. Эпос «Урал-батыр» лежит в основе мифологических и морально-нравственных представлений древних башкир. Большинство ученых считает его древнейшим и исходным в системе героических эпосов башкирского народа. Многие произведения представляют собой фактически литературно-эпические переложения эпоса «Урал-батыр». Так, эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-батыра»,образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.

Центральное местов эпосе занимает тема жизни и смерти, бессмертия, органически переплетающаяся с темой добра и зла. Композиционно эпос состоит из нескольких частей, повествующих о деяниях трёх поколений героев.В эпосе в философском плане выражена мысль о неизбежности, необходимости смерти. Слова старца Тараула, обречённого жить вечно, и предсмертное завещание Урал-батыра раскрывают истинный смысл бессмертия — люди бессмертны своими добрыми делами. К тому же в эпосе описано реальное географическое пространство – ареал с географическими объектами Южного Урала. Реальность достигается описанием конкретных топонимических объектов: гор и рек современного Башкортостана: Урал, Шульган (Капова пещера), Иремель, Кыркты, Ямантау, Яик, Агидель, Нугуш, Сакмар. В эпосе их появление связывается с действиями мифических героев-первопредков. Урал-в переводе с башкирского означает пояс. Пояс гор, разделивший Европу и Азию-тело могучего батыра. Нефть, которая когда-то била фонтанами, а при современных способах добычи лишь проступающая на  поверхности земли,-его кровь.» Там ,где цепь уральских гор лежит, Агидель красавица бежит…» Агидель по-русски Белая. Наивное очеловечивание природной среды свойственно для всех народов.

Но есть в эпосе народов Южного Урала и нечто необычное. Во- первых неожиданным подтверждением древнего мифа стали для нас наскальные рисунки эпохи палеолита в пещере Шульган -Таш. 15 тысяч лет назад художник изобразил крылатого коня. Это самое древнее подобное концептуальное изображение. Таким образом, в основу башкирского эпоса были положены очень древние мифы, которые датируются чисто археологически – их возраст примерно 15 тысяч лет. О древности эпоса можно судить также по именам и
названиям, которые есть в его тексте. Так, слово «Ур» имеется во всех индоевропейских языках. А корень «Шуль» встречается в алтайских, уральских, индоевропейских, картвельских, семито-хамитских и некоторых других языках. Например, лексические параллели к этому слову можно привести из финно-угорских языков, где элемент шуле-/сыл- означает «талый, таять», а также из греческого языка, где 3уле/гиле – нижние воды первоматерии . А в урало-алтайских языках он выступает в значении «растаявшая вода», «вода, непригодная для питья». Как мы знаем из эпоса «Урал-батыр», Шульген как раз превращается в повелителя водной стихии, повелителя моря, потом – в повелителя озера Шульган-Куль, воды которого по преданию нельзя пить. Это говорит о том, что мифические образы были созданы ещё до возникновения башкирского языка. Перед входом в пещеру есть два озера – Живое и Мертвое. В Мертвом по преданию скрылся старший брат Урала -Шульган, вместе с волшебным конем Акбузатом. Это озеро, глубиной около 6 метров, находящееся тут же, на входе в пещеру. Интересно еще вот что - вода из Шульгана НЕПРИГОДНА для питья! 

Во-вторых башкирские мифы демонстрируют нам пример высокого экологического сознания. Урал-батыр в отличие от большинства мифических героев не обретает бессмертие. Спасая людей, он пьёт из Мертвого озера, населенного дивами и чудовищами из подземного мира. Урал может исцелиться с помощью живой воды ,но тогда погибнет земля. Батыр даровал людям чистую воду, заповедав никогда не пить из омутов и ям.» Я один, вас много. Не я, а наша родная земля должна быть бессмертной. И пусть на этой земле люди живут счастливо».

 Экологически устойчивое развитие человечества  — это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. Не будем уподобляться мятежному Шульгану, тщеславному и алчному, принимая решения несущие угрозу окружающей среде и всему живому на земле.

Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», он включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ.


Заключение

Людей всегда и повсюду волновали одни и те же вопросы: что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги?

Мифы - древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев. Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.
Я остановился подробно на мифах о сотворении мира, так как они имеют большой мифологический вес в мифологической системе и являются неотъемлемой частью любой мифологии. На их материале отчетливо прослеживаются сходства, а также различия мифологических представлений разных народов. Безусловно, наблюдается взаимопроникновение различных культур, соответственно именно этим объясняется большое количество схожих мотивов и элементов в мифах различных народов.
Каким будет конец этого мира, не дано знать никому.

Урал-гора как символ самости, символ становления целостной личности; жертвоприношение злому царю Катилу, тема жертвы батыра или смерти героя (которая необходима для излечения от гордости, гордыни, показывающей самое себя). Женитьбы Урала, когда уходит детская безответственность при вступлении в общество; болезненное подчинение дисциплине; архетипы Тени (Шульген), Анимы, Анимуса, Старого мудреца и другие, которые связывают воедино мир сознания и мир бессознательного, являются средствами “духовного возрождения”, индивидуализации. Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией, а в образе самого Урал-батыра – черты пророка,
создателя и устроителя мира. Эпос «Урал-батыр» лежит в основе мифологических и морально-нравственных представлений древних башкир

Список используемых источников
1. Бадж Э.А. Уоллис Древний Египет: духи, идолы, боги
2. Гербер Х. Мифы Греции и Рима
3. Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока
4. Скосарь В.Ю. Сотворение мира
5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.