Файл: Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами была отражена важнейшая функция государства, которая лежит на органах внутреннего правопорядка, а именно обеспечение безопасности общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5
Введение
Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами была отражена важнейшая функция государства, которая лежит на органах внутреннего правопорядка, а именно – обеспечение безопасности общества. Хотелось бы обратить внимание, что согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Выбранная тема дипломного исследования, безусловно, актуальна, процесс обеспечения личной безопасности человека и гражданина, его законодательных прав и свобод – это одна из основных функций государственной власти. Для того чтобы эти задачи эффективно реализовывались необходимо создать специальную правовую базу и механизм, обеспечивающий безопасность каждого человека в отдельности и общества в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение данной темы важно в первую очередь для общества. Так своевременное выделение проблемы может быть залогом её решения. Только при условии существования общественного порядка можно гарантировать положительные условия для удовлетворения естественных потребностей человека и гармоничного развития общества. Именно поэтому, как уже говорилось ранее, одной из основных задач любого государства является обеспечение общественного порядка, без которого невозможно развитие страны ни в какой из сфер жизни общества.
В процессе проведения исследования можно определить уникальные особенности системы общественного правопорядка в России, выделить проблемные зоны, выяснить причины их появления и, наконец, предотвратить нежелательные последствия в настоящем и будущем времени. Последнее можно сделать путём составления программы по совершенствованию системы общественного правопорядка.
На данный момент по результатам предварительного анализа, можно сказать, что действующее в Российской Федерации законодательство, диктующее основные нормы работы правоохранительных органов может обеспечить эффективное развитие данной системы. Кроме того, существенным положительным аспектом в работе

6 является желание существенной части населения страны сотрудничать с органами, обеспечивающими общественный правопорядок.
Общественный порядок и общественная безопасность являются важными элементами правовой основы жизнедеятельности граждан и общества в целом. Но, несмотря на принимаемые сегодня меры, состояние общественного порядка и безопасности в России нельзя признать удовлетворительным по следующим причинам:
1 большая часть правонарушений, совершаемых в общественных местах, прямо или косвенно посягает на общественный порядок, личную безопасность граждан;
2 статистика свидетельствует, что в нашей стране привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан. В то же время необходимо отметить, что латентность административных правонарушений имеет более широкое распространение, чем латентность преступлений. Поэтому официальные статистические данные в значительной степени свидетельствуют об объеме работы правоохранительных органов, а не о фактически совершенных административных правонарушениях;
3 правовая, экономическая и социальная реформы привели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятий. Сегодня такого рода лица стали не только своеобразным элементом социального ландшафта страны, но также усилили угрозу общественному порядку и общественной безопасности.
В связи с этим исследование организационно-функциональных аспектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности становится актуальным и востребованным как в теоретическом, так и практическом отношениях.
Объектом данного дипломного исследования можно назвать организационно- функциональную характеристику сил и средств, обеспечивающих охрану общественного порядка и общественную безопасность


7
Предмет исследования – организационно-функциональная деятельность органов, обеспечивающих общественный порядок в Российской Федерации, а также характеристика сил и средств, обеспечивающих охрану общественного порядка.
Цель данной работы – проанализировать организационно-функциональную характеристику сил и средств, обеспечивающих охрану общественного порядка.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1 проанализировать понятие сил и средств общественного порядка, привести их классификацию;
2 исследовать особенности обеспечения охраны общественного порядка;
3 охарактеризовать организационные и тактические принципы охраны общественного порядка подразделениями органов внутренних дел;
4 дать организационно-функциональную характеристику сил и средств органов внутренних дел, используемых на патрульных участках.
Работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
Во введении обоснована актуальность исследования, поставлена цель, задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой части даётся характеристика органам, обеспечивающим общественный порядок.
Во второй части исследованы организационные и тактические принципов охраны общественного порядка подразделениями полиции , а также организационно- функциональные характеристики сил и средств полиции общественной безопасности, используемых на патрульных участках.
В заключении будут сформулированы выводы и даны рекомендации по проведенному исследованию.

8 1 Общая характеристика сил и средств общественного порядка и общественной безопасности
1.1 Понятие, классификация сил и средств общественного порядка и общественной безопасности
Общественный порядок и общественная безопасность – это основные объекты деятельности органов безопасности обществ в любом современном государстве.
Естественно, что со временем у этого вида социально-правовых отношений образовались уникальные особенности, благодаря которым реализовывается деятельность органов общественного правопорядка:
1 Общественный порядок касается всех постоянных и непостоянных жителей государства с момента их появления на территории государства и вплоть до того, как они его покинут.
2 Как правило, общественный порядок касается поступков, которые оказывали прямое влияние на жизнь общества. Они должны быть публичны, понятны и открыты для всех жителей государства. И, наконец, общественная деятельность относится к обыкновенным действиям и поступкам, совершаемыми членами общества.
3 Механизмом регулирования общественного порядка могут выступать не только правовые нормы, но и другие виды общественных норм (мораль, технические правила и т.д.).
4 В процессе деятельности по обеспечению общественного правопорядка регистрируется огромное количество правонарушений, сумма которых составляет более двух миллионов. По этой причине органы правопорядка вынуждены применять различные меры принуждения по отношению к нарушителям.
5 На сегодняшний день хоть и отмечается снижение количества преступлений, тоже ссылка связанных с незаконным оборотом веществ и объектов, которые несут опасность для общества. Например, приобретение хранение, использование и перевозка огнестрельного оружия, взрывчатых и химически опасных вещества, радиоактивных изотопов и т.д. Поэтому государство вынуждено поручить лицензионно-разрешительную деятельность некоторым структурным подразделениям органов общественного правопорядка, с целью предотвращения


9 последствий от неправильной перевозки и пресечения незаконного использования данных предметов.
6 С областью обеспечения общественной безопасности тесно взаимосвязаны различные антисоциальные общественные явления: проституция и др. Для борьбы с ними в крупных населённых пунктах могут быть созданы специальные подразделения.
7 Общественной безопасности часто могут угрожать различные массовые мероприятия, отличительной особенностью которых является большое скопление народа на сравнительно небольшой площади. В этих условиях создаётся большая степень опасности для жизни граждан и нормального функционирования общества.
Подобные мероприятия могут иметь политический (митинга, демонстрации, шествия), культурный (фестивали, концерты, местные праздники), спортивный
(олимпиады, футбольные, хоккейные и пр. матчи) и религиозный (крестный ход, освящение) характер.
8 Помимо всего вышеназванного к сфере обеспечения общественного порядка можно также отнести различные виды незаконных массовых мероприятий: вооружённые и невооружённые конфликты, террористические акты и т.п. Очень часто подобные действия могут сопровождаться убийствами, поджогами, разрушением железнодорожных путей, мостов и линий связи и электропередачи.
9 И, наконец, с областью общественной безопасности тесно связаны чрезвычайные ситуации, которые возникают при наступлении крупных стихийных бедствий, пожаров, техногенных катастроф, эпидемий и других явлений, которые могут помешать гармоничному развитию общества. Для устранения последствий данных явлений необходимо проводить комплекс восстановительных мероприятий.
Благодаря названным выше особенностям была продемонстрирована важность деятельности органов внутренних дел, а также определены основные правоохранительные функции и полномочия. Главной целью обеспечения общественного порядка является установление безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для удовлетворения естественных потребностей человека, организация процесса труда и отдыха,

10 правильное взаимодействие между людьми (уважительное отношение друг к другу, соблюдение основных моральных и этических норм). Система общественного правопорядка складывается за счёт соблюдения основных норм права и морали в обществе. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что общественный порядок складывается не столько из установления основных социальных норм, но и общественных правоотношений.
В чём же заключается суть любых общественных отношений? Основа общественных отношений заключается в удовлетворении нужд людей в общении и получении материальных и духовных ценностей в общественных местах.
Общественные места можно разделить на три вида:
1 общественные места постоянного пользования: улицы, площади, скверы, общественный транспорт и т.п.;
2 общественные места временного пользования: магазины, театры, стадионы и т.д.;
3 общественные места эпизодического пользования: лес, озеро, река и т.п. [2.13, c. 164].
Средствами регулирования таких отношений являются общественные и социальные правовые нормы, а также нормы морали, обычаи и правила поведения. С помощью правовых норм: устанавливаются основные обязательные правила поведения, вводятся необходимые запреты и разрешения, определяются задачи и функции государственных органов, а также методы деятельности органов, обеспечивающих общественную безопасность и формирование охраны общественного порядка.
Общественный порядок – это система общественных взаимоотношений, которые складываются в общественных местах различного вида на основе норм права и других социальных норм, направленные на обеспечение нормальных условий для труда и отдыха людей, а также уважения людей по отношению друг к другу.
С понятием «общественный порядок» тесно взаимосвязано понятие
«общественная безопасность». Общественная безопасность – это система общественных отношений, которые складываются по техническим, строительным,


11 социальным, экономическим, культурным и другим видам норм для использования предметов, которые могут нести общественную опасность для каждого человека или общества в целом.
В каких случаях могут складываться условия общественной опасности? Угроза общественной безопасности может возникнуть при нарушении правил эксплуатации и автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспортных средств; при неправильной эксплуатации дорожных, ремонтных, пожароопасных объектов и устройств; и, наконец, обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и сильнодействующими веществами.
Основным элементом в механизме охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности является патрульно-постовая служба полиции (ППСП) которая, исходя из поставленных перед ней задач, обеспечивает правопорядок на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, а также безопасность личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования. ППСП полиции рассматривается на двух уровнях.
1 как система аппаратов и подразделений, предназначенных для организации решения задач охраны общественного порядка и обеспечения безопасности и функционирующих на федеральном уровне в составе Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГУОООП).
2 как вид деятельности, предназначенной для непосредственного решения задач охраны общественного порядка и обеспечения безопасности на территориальном уровне.
На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1 Под силами общественного порядка и общественной безопасности понимают личный состав подразделений органов внутренних дел, которые выполняют возложенные на них задачи по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.

12 2 Под средствами обеспечения общественного порядка и общественной безопасности понимают специальные автомобили: бронемашины, вертолеты, мотоциклы, велосипеды, катера и другие транспортные средства; центры управления нарядами, аппаратные программные комплексы; средства теленаблюдения, видеонаблюдения, радионаблюдения; оружие, снаряжение, специальные средства, осветительные приборы, ограждения, а также служебные животные.
Классификация сил и средств общественного порядка и общественной безопасности.
В литературе силы полиции общественной безопасности с учетом назначения, роли и места подразделяются на основные, дополнительные и приданные.
Основными силами, обеспечивающими правопорядок, являются подразделения патрульно-постовой службы полиции.
Строевые подразделения ППСП должны использоваться только по своему прямому назначению. Привлечение их к решению задач, не связанных с охраной общественного порядка, категорически запрещается.
Дополнительные силы состоят из частей и подразделений органов внутренних дел, которые наряду с выполнением своих основных функций осуществляют функции
ППСП. К ним относятся: подразделения дорожно-патрульной службы, управляющий состав органов внутренних дел, привлекаемых к охране общественного порядка, а также может быть привлечен личный состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Основные и дополнительные силы ППСП полиции находятся в непосредственном подчинении у тех начальников, которые организуют охрану общественного порядка на закрепленных территориях и действуют в их пределах.
Приданные силы представляют собой части и подразделения органов внутренних дел, которые по распоряжению начальника вышестоящего органа поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа для усиления ППСП при осложнении оперативной обстановки или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении массовых мероприятий во время стихийных бедствий). В качестве приданных сил ППСП могут использоваться


13 отряды полиции особого назначения, резервные части и подразделения МВД, УВД, личный состав специализированных учебных заведений, часть сил территориальных органов внутренних дел, направляемых для охраны общественного порядка в другой орган.
В целях обеспечения охраны общественного порядка при производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, при групповых антиобщественных проявлениях, массовых беспорядках, проведении мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников в столицах республик, краевых и областных центрах в составе полков, отдельных батальонов и рот ППСП созданы специальные подразделения полиции. В обычных условиях эти подразделения привлекаются в районах со сложной оперативной обстановкой.
Для успешного осуществления возложенных на них задач силы ППСП обеспечиваются различными техническими средствами и служебными животными. К числу широко применяемых технических средств относятся: патрульные автомашины, бронемашины, мотоциклы, катера, велосипеды, автотранспорт для перевозки служебных нарядов, специальные автомобили и вертолеты.
Наряды полиции обеспечиваются необходимым табельным вооружением, снаряжением и специальными средствами. В качестве служебных животных в ППСП полиции наиболее широко используются лошади и собаки.
Для начала необходимо определить, что для успешного выполнения поставленных перед ними задач, в состав органов, обеспечивающих общественную безопасность и порядок должны входить высококвалифицированные кадры, поддержка которых обеспечивается применением высоких технологий [2.34, c. 158].
Также необходимо учесть, что эффективная работа правоохранительных органов зависит не только от того какие люди и с использованием каких средств выполняют возложенные на них обязанности, но и от того как эти органы организованы, расставлены и используются. Причём это проблема может возникнуть не только в некоторых малонаселённых регионах страны, но и в довольно крупных муниципальных образованиях.

14
А теперь хотелось бы уделить особое внимание классификации различных сил и средств, используемых для обеспечения безопасности общества. Силы подразделений полиции ООП состоят из нескольких структурных элементов, в том числе: личный состав подразделения, другие подразделения и службы, которые также взаимодействуют с различными группами органов внутренних дел и других лиц, которые принимают участие в обеспечении безопасности.
Уникальными особенностями различных отрядов органов внутренних дел являются:
1 большая численность сил, обеспечивающих внутреннюю безопасность;
2 по сути дела, это вооружённая и хорошо организованная группа людей, которая осуществляет защиту общественного порядка, опираясь на действующее законодательство;
3 наличие необходимых технических возможностей для эффективной борьбы с преступностью;
4 деятельность органов правопорядка должна проходить в тесном союзе с различными общественными объединениями, которые также заинтересованы в организации общественного порядка.