Файл: Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами была отражена важнейшая функция государства, которая лежит на органах внутреннего правопорядка, а именно обеспечение безопасности общества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач
ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
24
Патруль – подвижный наряд органов внутренних дел, состоящий из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск
МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, на мотоцикле, на катере, на вертолетах, на конях, в пешем порядке, со служебными собаками.
Патрульная группа – наряд органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.
Пост – наряд органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
Группа немедленного реагирования (ГНР) – наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, – временно.
Для несения ППСП помимо названных назначаются и другие виды нарядов: контрольно-пропускные пункты, контрольные посты полиции, заслоны, резерв и др.
В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на полицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, Приказом МВД России от 29
25 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» определена организационная основа комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении правопорядка. Итак, данной основой является план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокаций постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.
На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайлиноргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
26
Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.
Согласно установленному плану дислокации в организации патруля общественной безопасности обязаны принимать участие следующие наряды основных, приданных и дополнительных сил:
1 Патруль – подвижный наряд органов внутренних дел, состоящий из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск
МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, на мотоцикле, на катере, на вертолетах, на конях, в пешем порядке, со служебными собаками.
2 Патрульная группа (ПГ) – наряд органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.
3 Пост – наряд органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
4 Стационарные посты полиции – специально оборудованные техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещения, устанавливаемые в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от горрайлиноргана внутренних дел, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
27 5 Группа немедленного реагирования – наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, – временно.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что под организационной структурой органов внутренних дел, осуществляющих общественный порядок и безопасность понимают, - совокупность органов внутренних дел, которая основана на разделении функций должностей и подразделений, которая обеспечивает целостность, взаиморасположение и упорядоченность всех элементов. Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил. В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
Можно выделить два основных принципа реализации охраны общественного порядка:
1 Принцип комплексного подхода
2 Территориальный или отраслевой принцип.
Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности
(патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил. В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
28
Заключение
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы. Под силами общественного порядка и общественной безопасности понимают личный состав подразделений органов внутренних дел, которые выполняют возложенные на них задачи по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Под средствами обеспечения общественного порядка и общественной безопасности понимают специальные автомобили: бронемашины, вертолеты, мотоциклы, велосипеды, катера и другие транспортные средства; центры управления нарядами, аппаратные программные комплексы; средства теленаблюдения, видеонаблюдения, радионаблюдения; оружие, снаряжение, специальные средства, осветительные приборы, ограждения, а также служебные животные.
Основным критерием классификации сил и средств общественного порядка и безопасности является повышение эффективности решения соответствующих задач, которые стоят перед подразделениями органов внутренних дел и на основе этого они подразделяются на: основные, дополнительные, приданные. Некоторые авторы дополняют данный перечень сил и средств таким видом как взаимодействующие. К основным силам относится личный состав различных структурных подразделений органов правопорядка, к задачам которых можно отнести обеспечение общественного правопорядка. В состав дополнительных сил входят подразделения полиции, которые также принимают участие в обеспечении общественного правопорядка, но выполняют иные специальные задачи также имеющие важное значение для системы. Приданными силам называют органы внутренних дел, которые включаются в систему только в том, случае если в их вмешательстве есть острая необходимость. Они служат для усиления органов общественного правопорядка. К взаимодействующим видам сил органов относятся силовые ресурсы, которые участвуют в установлении правопорядка, но только по ограниченному ряду вопросов, которые определены специальными законодательными актами.
Правая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности характеризуются определенными особенностями, как в организации,
29 так и в тактике ее осуществления и это зависит от: местности, времени, от погодных условий, квалифицированных кадров и численности личного состава органов внутренних дел; от наличия полного обеспечения техническими, специальными средствами сотрудников.
Основной особенностью обеспечения охраны общественного порядка является то, что в отличие от ранее действовавшего Закона
РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции», возлагавшего на милиции задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности,
Федеральный закон «О полиции» определяет в качестве направления деятельности полиции обеспечение правопорядка в общественных местах. Эта новелла отражает современное понимание юридической сути порядка в общественных местах и роли полиции по его обеспечению.
Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется посредствам организационных и тактических принципов. К организационным принципам относятся: принцип комплексного подхода, территориальный принцип, отраслевой принцип, линейно-зональный принцип, принцип единоначалия и персональной ответственности.
К тактическим принципам относятся: принцип комплексного использования и тесного взаимодействия, принцип профилактической направленности, принцип непрерывности охраны общественного порядка и безопасности, принципы сосредоточения и гибкости. Рассмотренные организационные и тактические принципы взаимосвязаны и находятся в неразрывном диалектическом единстве и характеризуют сущность деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности. Их глубокое знание и умелое использование в практической деятельности в конкретной оперативной обстановке позволит повысить эффективность и результативность действий органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями, обеспечить общественную и личную безопасность граждан.
Под организационной структурой органов внутренних дел, осуществляющих общественный порядок и безопасность понимают, - совокупность органов внутренних дел, которая основана на разделении функций должностей и
30 подразделений, которая обеспечивает целостность, взаиморасположение и упорядоченность всех элементов. Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач
ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты, стационарные посты полиции, контрольно-пропускные пункты, контрольный пост полиции, заслон, резерв.
Хотелось бы обратить внимание на то, что полицейская система в различных странах децентрализована и имеет многоступенчатое строение.
Как правило, за рубежом полиция создаётся, подчиняется и содержится за счёт органов местного самоуправления. Кроме того, она действует в строго определённых рамках и выполняет ограниченный круг обязанностей по обеспечению безопасности населения. Органы полиции – это одна из составляющих национальной полиции, и она занимается решением задач по обеспечению общественного правопорядка. При этом, хотелось бы отметить, что повтор полицейских функций органами местного самоуправления не допускается.
Благодаря названным в работе особенностям была продемонстрирована важность деятельности органов внутренних дел, а также определены основные правоохранительные функции и полномочия, которые должны выполняться правоохранительным функциями и полномочиями.
Главной целью обеспечения общественного порядка является установление безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для удовлетворения естественных потребностей человека, организация процесса труда и отдыха, правильное взаимодействие между людьми (уважительное отношение друг к другу, соблюдение основных моральных и этических норм).
Система общественного правопорядка складывается за счёт соблюдения основных норм права и морали в обществе.
31
Список использованных источников:
1 Нормативные правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от
21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
1.2 О полиции: федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-
ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
1.3 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно- постовой службы полиции (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции»): приказ МВД РФ от 29.01.2008 г. №80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. № 27. – 7 июля.
1.4 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г.
№185 // Российская газета. – 2009. – №122. – 7 июля.
1.5 Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение: приказ
МВД РФ от 17 ноября 1999 г. №938 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – №52.
1.6 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно- постовой службы полиции: приказ МВД РФ от 29 января 2008 № 80 (ред. от 11 марта
2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
1.7 Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 81 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
32 1.8 Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД РФ от 30.04.2012 № 389 (в ред. от
19.06.2014) // Российская газета. - 2012. - № 189.
1.9 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
2 Научная и учебная литература
2.1 Аврутин, Ю.Е. Административно-правовой режим обеспечения общественного порядка как доктринальная категория и категория действующего права / Ю.Е. Аврутин – Воронеж.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. – 232 с.
2.2 Алиуллов, P. P. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности органами внутренних дел во время проведения массовых мероприятий: учебное пособие. / Р. Р. Алиуллов. – Казань: КЮИ МВД России, 2013.
– 52 с.
2.3 Бахрах, Д.Н. Административное право. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н.
Старилов – М.: Норма, 2015. – 696 с.
2.4 Белкин Р.С. Нравственные начала деятельности следователя органов внутренних дел / Р.С. Белкин: учеб. пособие – М.: Академия управления МВД России,
2016. –24 с.
2.5 Виприцкий, Н. Н. Административная деятельность полиции [Текст]: конспект лекций. / Н. Н. Виприцкий. – Ставрополь, 2014. – 43 с
2.6 Грядовой, Д.И. Управленческое решение: Философскосоциологический анализ / Д.И. Грядовой: Монография. – М., 2014. – 192 с.
ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
24
Патруль – подвижный наряд органов внутренних дел, состоящий из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск
МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, на мотоцикле, на катере, на вертолетах, на конях, в пешем порядке, со служебными собаками.
Патрульная группа – наряд органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.
Пост – наряд органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
Группа немедленного реагирования (ГНР) – наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, – временно.
Для несения ППСП помимо названных назначаются и другие виды нарядов: контрольно-пропускные пункты, контрольные посты полиции, заслоны, резерв и др.
В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на полицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, Приказом МВД России от 29
25 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» определена организационная основа комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении правопорядка. Итак, данной основой является план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокаций постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.
На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайлиноргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
26
Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.
Согласно установленному плану дислокации в организации патруля общественной безопасности обязаны принимать участие следующие наряды основных, приданных и дополнительных сил:
1 Патруль – подвижный наряд органов внутренних дел, состоящий из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск
МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, на мотоцикле, на катере, на вертолетах, на конях, в пешем порядке, со служебными собаками.
2 Патрульная группа (ПГ) – наряд органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.
3 Пост – наряд органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
4 Стационарные посты полиции – специально оборудованные техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещения, устанавливаемые в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от горрайлиноргана внутренних дел, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
27 5 Группа немедленного реагирования – наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, – временно.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что под организационной структурой органов внутренних дел, осуществляющих общественный порядок и безопасность понимают, - совокупность органов внутренних дел, которая основана на разделении функций должностей и подразделений, которая обеспечивает целостность, взаиморасположение и упорядоченность всех элементов. Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил. В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
Можно выделить два основных принципа реализации охраны общественного порядка:
1 Принцип комплексного подхода
2 Территориальный или отраслевой принцип.
Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности
(патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил. В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
28
Заключение
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы. Под силами общественного порядка и общественной безопасности понимают личный состав подразделений органов внутренних дел, которые выполняют возложенные на них задачи по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Под средствами обеспечения общественного порядка и общественной безопасности понимают специальные автомобили: бронемашины, вертолеты, мотоциклы, велосипеды, катера и другие транспортные средства; центры управления нарядами, аппаратные программные комплексы; средства теленаблюдения, видеонаблюдения, радионаблюдения; оружие, снаряжение, специальные средства, осветительные приборы, ограждения, а также служебные животные.
Основным критерием классификации сил и средств общественного порядка и безопасности является повышение эффективности решения соответствующих задач, которые стоят перед подразделениями органов внутренних дел и на основе этого они подразделяются на: основные, дополнительные, приданные. Некоторые авторы дополняют данный перечень сил и средств таким видом как взаимодействующие. К основным силам относится личный состав различных структурных подразделений органов правопорядка, к задачам которых можно отнести обеспечение общественного правопорядка. В состав дополнительных сил входят подразделения полиции, которые также принимают участие в обеспечении общественного правопорядка, но выполняют иные специальные задачи также имеющие важное значение для системы. Приданными силам называют органы внутренних дел, которые включаются в систему только в том, случае если в их вмешательстве есть острая необходимость. Они служат для усиления органов общественного правопорядка. К взаимодействующим видам сил органов относятся силовые ресурсы, которые участвуют в установлении правопорядка, но только по ограниченному ряду вопросов, которые определены специальными законодательными актами.
Правая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности характеризуются определенными особенностями, как в организации,
29 так и в тактике ее осуществления и это зависит от: местности, времени, от погодных условий, квалифицированных кадров и численности личного состава органов внутренних дел; от наличия полного обеспечения техническими, специальными средствами сотрудников.
Основной особенностью обеспечения охраны общественного порядка является то, что в отличие от ранее действовавшего Закона
РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции», возлагавшего на милиции задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности,
Федеральный закон «О полиции» определяет в качестве направления деятельности полиции обеспечение правопорядка в общественных местах. Эта новелла отражает современное понимание юридической сути порядка в общественных местах и роли полиции по его обеспечению.
Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется посредствам организационных и тактических принципов. К организационным принципам относятся: принцип комплексного подхода, территориальный принцип, отраслевой принцип, линейно-зональный принцип, принцип единоначалия и персональной ответственности.
К тактическим принципам относятся: принцип комплексного использования и тесного взаимодействия, принцип профилактической направленности, принцип непрерывности охраны общественного порядка и безопасности, принципы сосредоточения и гибкости. Рассмотренные организационные и тактические принципы взаимосвязаны и находятся в неразрывном диалектическом единстве и характеризуют сущность деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности. Их глубокое знание и умелое использование в практической деятельности в конкретной оперативной обстановке позволит повысить эффективность и результативность действий органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями, обеспечить общественную и личную безопасность граждан.
Под организационной структурой органов внутренних дел, осуществляющих общественный порядок и безопасность понимают, - совокупность органов внутренних дел, которая основана на разделении функций должностей и
30 подразделений, которая обеспечивает целостность, взаиморасположение и упорядоченность всех элементов. Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач
ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты, стационарные посты полиции, контрольно-пропускные пункты, контрольный пост полиции, заслон, резерв.
Хотелось бы обратить внимание на то, что полицейская система в различных странах децентрализована и имеет многоступенчатое строение.
Как правило, за рубежом полиция создаётся, подчиняется и содержится за счёт органов местного самоуправления. Кроме того, она действует в строго определённых рамках и выполняет ограниченный круг обязанностей по обеспечению безопасности населения. Органы полиции – это одна из составляющих национальной полиции, и она занимается решением задач по обеспечению общественного правопорядка. При этом, хотелось бы отметить, что повтор полицейских функций органами местного самоуправления не допускается.
Благодаря названным в работе особенностям была продемонстрирована важность деятельности органов внутренних дел, а также определены основные правоохранительные функции и полномочия, которые должны выполняться правоохранительным функциями и полномочиями.
Главной целью обеспечения общественного порядка является установление безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для удовлетворения естественных потребностей человека, организация процесса труда и отдыха, правильное взаимодействие между людьми (уважительное отношение друг к другу, соблюдение основных моральных и этических норм).
Система общественного правопорядка складывается за счёт соблюдения основных норм права и морали в обществе.
31
Список использованных источников:
1 Нормативные правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от
21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
1.2 О полиции: федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-
ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
1.3 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно- постовой службы полиции (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции»): приказ МВД РФ от 29.01.2008 г. №80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. № 27. – 7 июля.
1.4 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г.
№185 // Российская газета. – 2009. – №122. – 7 июля.
1.5 Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение: приказ
МВД РФ от 17 ноября 1999 г. №938 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – №52.
1.6 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно- постовой службы полиции: приказ МВД РФ от 29 января 2008 № 80 (ред. от 11 марта
2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
1.7 Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 81 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
32 1.8 Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД РФ от 30.04.2012 № 389 (в ред. от
19.06.2014) // Российская газета. - 2012. - № 189.
1.9 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
2 Научная и учебная литература
2.1 Аврутин, Ю.Е. Административно-правовой режим обеспечения общественного порядка как доктринальная категория и категория действующего права / Ю.Е. Аврутин – Воронеж.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. – 232 с.
2.2 Алиуллов, P. P. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности органами внутренних дел во время проведения массовых мероприятий: учебное пособие. / Р. Р. Алиуллов. – Казань: КЮИ МВД России, 2013.
– 52 с.
2.3 Бахрах, Д.Н. Административное право. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н.
Старилов – М.: Норма, 2015. – 696 с.
2.4 Белкин Р.С. Нравственные начала деятельности следователя органов внутренних дел / Р.С. Белкин: учеб. пособие – М.: Академия управления МВД России,
2016. –24 с.
2.5 Виприцкий, Н. Н. Административная деятельность полиции [Текст]: конспект лекций. / Н. Н. Виприцкий. – Ставрополь, 2014. – 43 с
2.6 Грядовой, Д.И. Управленческое решение: Философскосоциологический анализ / Д.И. Грядовой: Монография. – М., 2014. – 192 с.
1 2 3 4