Файл: Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами была отражена важнейшая функция государства, которая лежит на органах внутреннего правопорядка, а именно обеспечение безопасности общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплексное использование сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах предполагает такую расстановку на территории обслуживания, при которой обеспечивается одновременное выполнение различными органами, подразделениями и службами как возложенных на них функциональных полномочий, так и обязанностей полиции по обеспечению правопорядка в общественных местах, а также заблаговременное создание условий для увеличения сил и средств на определённой территории для обеспечения правопорядка с учётом складывающейся оперативной обстановки [2.7, c. 574].
Силы обеспечивающие общественный порядок можно разделить на четыре группы:
1 основные;
2 дополнительные;
3 приданные;

15 4 взаимодействующие.
К основным силам можно отнести личный состав различных структурных подразделений органов правопорядка, к задачам которых можно отнести обеспечение общественного правопорядка. Примерами таких подразделений являются: личный состав транспортных и территориальных органов полиции, которые выполняют задачи по обеспечению патрульно-постовой службы на закреплённой за ними территории.
Далее мы рассмотрим дополнительные силы, в состав которых входят подразделения полиции, которые также принимают участие в обеспечении общественного правопорядка, но выполняют иные специальные задачи также имеющие важное значение для системы. Примерами таких дополнительных сил могут служить: офисные работники различных структурных подразделений органов правопорядка, которые периодически могут привлекаться к участию в патруле и иных формах обеспечения общественного правопорядка; личный состав внутренних войск
МВД России; курсанты и другие обучающиеся на будущих работников правоохранительных органов; дорожно-патрульная служба ГИБДД; внештатные сотрудники органов, обеспечивающих общественную безопасность; подразделения, которые находятся вне системы органов правопорядка, подразделения дорожно- патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, строевые подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, подразделения органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру, медицинские вытрезвители и иные подразделения органа внутренних дел, задействованные в обеспечении правопорядка в общественных местах.
Приданными силам называют органы внутренних дел, которые включаются в систему только в том, случае если в их вмешательстве есть острая необходимость.
Они служат для усиления органов общественного правопорядка. Примерам таких оборонных сил могут служить: вооружённые силы Министерства обороны РФ и спецназ органов внутреннего правопорядка.
И, наконец, хотелось бы обратить внимание на взаимодействующие силы. К таким видам органов относятся силовые ресурсы, которые участвуют в установлении


16 правопорядка, но только по ограниченному ряду вопросов, которые определены специальными законодательными актами. К этому виду сил правопорядка относятся:
ФСБ и прочие специальные службы, в том числе добровольческие отряды.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что к силам органов внутреннего правопорядка относятся личный состав полиции, различные органы и физические лица, которые входят в систему обеспечения внутренней безопасности, а также субъекты, которые оказывают поддержку органам правопорядка или принимают участие в их деятельности. С целью повышения эффективности деятельности органов правопорядка, ими используются специальные технические средства, благодаря которым может быть повышена их мобильность манёвренность и сила. Кроме того, благодаря этим техническим приспособлениям может быть существенно упрощена задача координаторов и руководителей различных подразделений.
Технические средства, которые могут быть использованы при обеспечении правопорядка разделяют на четыре группы:
1 транспортные средства (патрульные автомобили, вертолёты, велосипеды, катера и другой транспорт, предназначенный для нужд полиции);
2 средства связи (радио и звукопередатчики, телефоны, телевизоры, сигнализация и другие виды технических приспособлений, используемых для связи между специалистами по безопасности);
3 табельное оружие, снаряжение, специальные средства и аппаратура для усиления работников полиции (огнестрельное оружие, средства защиты и т.д.);
4 в последнюю, особую группу, входят животные, которые могут усилить органы правопорядка (служебные собаки, лошади и т.д.) [2.30, c. 14].
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что основным критерием классификации сил и средств общественного порядка и безопасности является повышение эффективности решения соответствующих задач, которые стоят перед подразделениями органов внутренних дел и на основе этого они подразделяются на: основные, дополнительные, приданные. Некоторые авторы дополняют данный перечень сил и средств таким видом как взаимодействующие. Я считаю это

17 целесообразным, так как не малое значение в эффективности правопорядка могут оказывать различные общественные объединения, народные дружины и другие.
1.2 Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18 апреля 1991 г.
№1026-I «О милиции», возлагавшего на милицию задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, Федеральный закон «О полиции» определяет в качестве направления деятельности полиции обеспечение правопорядка в общественных местах (п. 6 ч. 1 ст. 2). Эта новелла отражает современное понимание юридической сути порядка в общественных местах и роли полиции по его обеспечению.
В современной научной литературе общественный порядок связывается только с правовыми нормами и трактуется как урегулированные законодательством социальные связи, складывающиеся, как правило, в публичных (общественных) местах.
Под публичными
(общественными) понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц.
Общественный порядок может быть нарушен и в непубличных местах, в частности в жилище, когда ущемляются права других граждан, в т. ч. и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейно- бытовой конфликт и т. п.).
В связи с этим применительно к Федеральному закону «О полиции» обеспечение правопорядка можно охарактеризовать как осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе безопасности личности, общества или государства – и в иных местах деятельность полиции по надзору за соблюдением действующего там законодательства и защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от


18 преступных и административно наказуемых посягательств, а также общественно опасных событий.
Утвержденное приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. № 81 Наставление об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах детально регламентирует вопросы обеспечения правопорядка в общественных местах.
Понятием «обеспечение правопорядка в общественных местах» охватывается и обеспечение общественной безопасности, т. е. защита всех и каждого от неосторожных противоправных деяний, последствий использования источников повышенной опасности, стихийных сил природы, катастроф, аварий и т. п.
Вместе с тем специфика и особая значимость ряда направлений обеспечения общественной безопасности обусловили выделение такого направления деятельности полиции, как обеспечение безопасности дорожного движения (п. 7 ч. 1 ст. 2).
Выделение этого направления связано с особой значимостью данной проблемы и роли полиции в ее решении.
Достаточно сказать, что ежегодно в России происходит более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых получают ранения свыше 257 тыс. человек, а погибают около 26 тыс.
Основные требования к организации данной работы установлены в
Административном регламенте МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что правая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности характеризуются определенными особенностями как в организации, так и в тактике ее осуществления и это зависит от: местности, времени, от погодных условий, квалифицированных кадров и численности личного состава органов внутренних дел; от наличия полного обеспечения техническими, специальными средствами сотрудников.
На сегодняшний день основная задача по обеспечению лежит на различных подразделениях органов внутренних дел. Именно они занимаются созданием и

19 динамичным развитием системы общественной безопасности. В данном случае под этим понятием понимают совокупность общественных взаимоотношений, которые складываются в общественных местах различного вида на основе норм права и других социальных норм, направленные на обеспечение нормальных условий для труда и отдыха людей, а также уважения людей по отношению друг к другу.
Среди основных видов сил, обеспечивающих охрану общественного порядка можно выделить четыре группы:
1 основные (личный состав транспортных и территориальных органов полиции, которые выполняют задачи по обеспечению патрульно-постовой службы на закреплённой за ними территории);
2 дополнительные (офисные работники различных структурных подразделений органов правопорядка, которые периодически могут привлекаться к участию в патруле и иных формах обеспечения общественного правопорядка и т.д.);
3 приданные (вооружённые силы Министерства обороны РФ и спецназ органов внутреннего правопорядка);
4 взаимодействующие (ФСБ и прочие специальные службы, в том числе добровольческие отряды).


20 2 Организационно-функциональные основы общественного порядка и общественной безопасности
2.1 Организационные и тактические принципы охраны общественного порядка подразделениями полиции
Организационные и тактические (или специальные) принципы охраны общественного порядка подразделениями полиции являются производными от социально-правовых принципов и используются для их наилучшей реализации.
К организационным принципам охраны общественного порядка относятся:
1 Принцип комплексного подхода к охране общественного порядка, состоящий в использовании множества согласованных мер, направленных на предупреждение, пресечение правонарушений, повышение эффективности воздействия на правонарушителей. Этот принцип дает возможность осуществлять охрану общественного порядка с учетом местных условий, поддерживать постоянную связь с администрацией, трудовыми коллективами организаций и населением.
2 Территориальный, отраслевой, линейно-зональный принципы построения и функционирования аппаратов и подразделений органов внутренних дел [2.11, c. 197].
Территориальный принцип заключается в организации охраны общественного порядка по зонам профилактического обслуживания, патрульным районам, участкам.
Он позволяет лучше знать особенности оперативной обстановки, повышать ответственность каждого сотрудника за состояние общественного порядка, усиливать контроль за его работой и тем самым способствовать повышению эффективности использования сил и средств в охране общественного порядка. Отраслевой принцип выражается в специализации подразделений и работников по определенным линиям деятельности (организация патрульно-постовой службы, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы и т. д.).
Специализация дает возможность личному составу глубоко изучить задачи, формы и методы работы, проблемы охраны общественного порядка, выявить и внедрять передовой опыт соответствующей отрасли, разрабатывать мероприятия по совершенствованию служебной деятельности. Такая специализация способствует улучшению качественного состава кадров, принятию обоснованных управленческих

21 решений и эффективному их проведению в жизнь. Линейно-зональный принцип состоит в том, что каждый сотрудник ведает одной линией работы и в этом качестве специализируется на изучении материалов и подготовке решений по определенной группе вопросов (например, по сбору и обработке поступающей информации).
Параллельно он следит за работой подчиненных подразделений, охраняющих общественный порядок в установленной зоне. Такое построение аппарата помогает сочетать преимущества узкой специализации с наблюдением за работой группы подчиненных органов, охраняющих общественный порядок. Данный принцип повышает эффективность результатов работы по борьбе с правонарушениями.
3 Принцип единоначалия и персональной ответственности, способствующий в условиях особой дисциплины необходимости слаженной и четкой работы по борьбе с правонарушениями. Единоначалие в органах внутренних дел не исключает коллегиальности, которая проявляется в обсуждении вопросов охраны общественного порядка на заседаниях коллегий, на служебных совещаниях. Однако окончательное решение по обсуждаемым вопросам принимает руководитель органа, т. к. он несет персональную ответственность за всю деятельность аппаратов и подразделений органов внутренних дел, за состояние дисциплины и законности.
Деятельность полиции по охране общественного порядка эффективна лишь при условии грамотного, научно обоснованного использования тактических принципов ее осуществления, к которым следует отнести:
1 Комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств в охране общественного порядка. Тесная связь организационных и практических мер по охране общественного порядка предполагает сочетание организационных и тактических принципов, придает им взаимообусловленный характер. Комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств как тактический принцип означает целенаправленную и согласованную деятельность подразделений полиции по обеспечению общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности. Указанный принцип реализуется в повседневной организации патрульно-постовой службы по единой дислокации, предусматривающей согласованную расстановку и использование сил и средств по


22 месту и времени, а также при проведении комплексных оперативно- профилактических мероприятий, целевых операций и рейдов по укреплению правопорядка на улицах и в местах массового отдыха населения, по выявлению незаконно хранящегося оружия, угону автотранспорта, по обеспечению безопасности дорожного движения и так далее.
2 Профилактическая направленность правоохранительной деятельности, которая выражается в выдвижении на первый план задач по борьбе с правонарушениями: выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, предупреждению возможных антиобщественных действий. В этом направлении необходимо разъяснять личному составу, что несение патрульной службы по охране общественного порядка должно осуществляться так, чтобы сам факт появления патрульного и постового в общественном месте вселял в граждан уверенность в безопасности и вместе с тем оказывал сдерживающее, отрезвляющее влияние на лиц, склонных к совершению правонарушений.
3 Непрерывность охраны общественного порядка, вытекающая из необходимости постоянной охраны общественного порядка в различных населенных пунктах. Его реализация тесно связана со своевременным предупреждением, пресечением правонарушений и задержанием виновных. Поэтому данный принцип не означает, что непрерывность охраны порядка и безопасности нарядами полиции должна осуществляться повсеместно. Наряды полиции для несения патрульно- постовой службы выставляются, прежде всего, в тех местах и в то время, где и когда возможно совершение правонарушений. На других участках обслуживаемой территории непрерывность охраны общественного порядка обеспечивается незамедлительным в любое время суток реагированием дежурных частей, оперативных групп на сигналы граждан о правонарушениях.
4 Высокая активность по пресечению правонарушений, представляющая собой инициативу сотрудников полиции, принятие ими решительных мер по защите прав граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, своевременное пресечение хулиганства и других правонарушений.

23 5 Сосредоточение усилий, сил и средств на важнейших направлениях и в решающий момент, которое выражается в умении сконцентрировать силы и средства на таких участках работы и в такое время, чтобы это обеспечивало надежную охрану общественного порядка, прав граждан, интересов общества и государства.
Начальники органов внутренних дел, руководствуясь данным принципом, осуществляют расстановку и использование патрульных и постовых нарядов полиции на тех участках территории, где больше постовой службы, израсходовавший резерв, должен создать новый. Состав резерва, место его нахождения, порядок использования определяет начальник, организующий службу, с учетом конкретной обстановки. Чем сложнее обстановка, тем больше сил и средств нужно иметь в резерве.
Подводя итог можно сделать следующий вывод. Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется посредствам организационных и тактических принципов. К организационным принципам относятся: принцип комплексного подхода, территориальный принцип, отраслевой принцип, линейно- зональный принцип, принцип единоначалия и персональной ответственности. К тактическим принципам относятся: принцип комплексного использования и тесного взаимодействия, принцип профилактической направленности, принцип непрерывности охраны общественного порядка и безопасности, принципы сосредоточения и гибкости.
2.2 Организационно-функциональная характеристика сил и средств полиции общественной безопасности, используемых на патрульных участках
В целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
1   2   3   4