ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И всё заносит в лоск
<…>
Утайщик нераскаянный, -
Под белой бахромой…20
(«Первый снег», 1956)
Образ метели создается за счет повтора («снег идет»), который передает не остановимое, как время, движение падающего снега:
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Снег идет , и все в сметеньи,
Все пускается в полёт…
<…>
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья21.
(«Снег идет», 1957)
В стихотворении «Снег идет» повторяется анафора («снег идёт» в начале каждой строфы, что создаёт динамику мотива, символизирующую скоротечность времени.
Поэтическая символизация усиливается риторическим вопросом:
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следует, как снег идёт,
Или как слова в поэме?22
Более того, риторический вопрос создаёт философский подтекст – бытие-движение снега, падающие хлопья («всё в смятении») – олицетворение хаоса, падающий снег с неба является символом времени: («может быть, за годом год // Следует как снег идёт…»)
Сравнения как художественное выразительное средство участвует в создании мотива метели. Развёрнутые сравнительные обороты придают мотиву особую поэтическую выразительность. Метель сравнивается с «небосводом», который «сходит наземь»:
Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салоне
Сводит наземь небосвод.
<…>
Словно с видом чудака
Сходит небо с чердака23.
(«Снег идёт»)
Зима, снег, стужа, вьюга – это составляющие элементы мотива, которые сравниваются с «белой женщиной мёртвой из гипса»:
Я, наверно, не прав, я ошибся,
Я слеп, я лишился ума.
Белой женщиной мёртвой из гипса
Наземь падает навзничь зима24.
(«После вьюги», 1957)
Рисуя картину «заснеженного мира», поэт делает вывод о том, что метель, которая обладает стихийным началом, повелевает всем миром, каждой его частью:
Всё в снегу: двор и каждая щепка,
И на дереве каждый побег.
<…>
Целый мир, целый город в снегу25.
Человек и природа одинаково одушевлены и одухотворены в их единстве и взаимодействии. Лирический герой находится в постоянном контакте с миром природы, природными явлениями: «И видеть, как в единоборстве // С метелью, с лютейней из лютен, // Он - этот мой голос…». Зима не бывает без снега, спокойной, без метелей и вьюг, она бушующая, морозная, а метель, снегопад, буран – нарушение обычного порядка жизни. Метель есть неизменный атрибут зимы:
Зимы делаются метелями,
Когда, тронувшись как бы в рассудке,
Снег повалил и валит неделями,
День за днём и за сутками сутки…26
(«Зимы…»)
Мотив метели создаётся за счёт анафорического повтора, повтора сродных звуков, слов, ритмических построений в начале смежных стихотворных строк и строф (единоначатие): «Сыпет, сыпет и сыпет неделями // Снег уляжется и подморозит». Таким образом, повтор таких строк придаёт мотиву динамичность.
Мотив метели меняется на протяжении всего творчества Пастернака. Происходит трансформация мотива метели: мотив формируется из мотива дождя, ливня. Метель – это падающий снег с неба. Снег – это «зимняя» вода. Вода воплощена в образе ливня, дождя так же природная стихия. Вода преимущественно в форме атмосферных осадков, падающая, оседающая сверху.
В поэтическом тексте контрастные природные явления становятся синонимическими образами, олицетворённые в злобном, агрессивном существе: «Весь вечер вьюга, не щадя затрещин, // Врывалась сквозь трещины тесин… // Мело, мело. Метель костры лизала…» («Спекторий», 1925-1930 г.г.)
Образ метели олицетворяет хаос, мировой, государственный беспорядок во всём мире, в мире природных вещей. Часто снег сменяется дождём:
Все снег да снег, - терпи и точка
Скорей уж, право б, дождь пошёл.
И горькой тополевой точкой
Подруги сдобрил скромный стол27.
(«Все снег да снег…», 1931 г.)
«Снег» как событийный фон доминирует не только в лирике, но и в прозе (роман «Доктор Живаго»).
Мотив метели (снега) пронзает художественный текст, вживается в его строки. В поздней лирике снег завладевает той землей, под которой когда-то шли дожди. Мотив ливня, дождя, текущей воды переходит в снежную бурю, метель – и это не случайно. Снег – невозвратимо уходящее время, снег – уведомление о конце:
Тогда я понял, почему
Она во время снегопада,
Снежинками пронзая тьму,
Заглядывала в дом из сада.
Она шептала мне: «Спеши!»28
(«После перерыва»)
Снег – смерть: «Белой женщиной мёртвой из гипса // Наземь падает навзничь зима».
Так замыкается жизненный круг. «Водяной знак» (дождь, ливень, снег) жизнеподателя-дождя превращается в «водяной знак» могильщика-снега.
Метель появляется тогда, когда наступает страх, боязнь, смерть, социальная нестабильность (революция), многие события в жизни природы и человека происходят на фоне метели.
Через всю поэзию Пастернака проходит мотив метели, он является сквозным в его творчестве. Мотив проходит сложную эволюцию в поэзии Пастернака, он трансформируется в другие мотивы, имеет различные символические значения.
Через внешние проявления стихии многие писатели раскрывают внутренний мир своих героев, их переживания. Стихия в произведениях русской литературы XIX-XX в.в. нередко выступает как против человека, так и заодно с ним.
Таким образом, мотив метели – это устойчивый мотив, повторяющийся в поэзии Пастернака. Она выражается в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых его элементов.
Список использованной литературы
-
Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л., 1990. -
Баевский В.С. Борис Пастернак – лирик: Основы поэтической системы. – Смоленск, 1993. -
Берёзов Р. Свеча горела. // Р. Берёзов. Лебединая песня. – М., 1991. С. 266-268. -
Бухштаб Б.Я. Лирика Б. Пастернака. // Литературное обозрение. – 1987, №9. С. 106-112. -
Клинг О. Б. Пастернак и символизм. // Вопросы литературы. 2002, № 2. С. 25-59. -
Ковалёв В.А. Лирика Б. Пастернака. // Русская литература. 1980, №4. С. 59-70. -
Кунин Н.Ф. Как читать ранние стихи Пастернака. // Русская речь. – 1994, №1. С. 12-19. -
Марговелошвили Т.С. С бурей и ветром в лад. // Единство. 1972, №5. С. 343. -
Мир Пастернака. – М., 1989. -
Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак – поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, М., 1990, №4. С. 7-22. -
Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В пяти томах. – М.: «Художественная литература», 1989-1992. -
Пастернак Е.Б. Мир Пастернака. – М., 1989. -
Смирнов И.П. Б. Пастернак. Метель. // Поэтический строй русской лирики. – Л.: 1973. – С. 231-240. -
Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1990.
1 Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак – поиски призвания (от философии к поэзии). // Вопросы литературы. – М., 1990. №4. С.7.
2 Бавин А.М. Б. Пастернак. // Бавин, Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века. 1993. – С. 334.
3 Ковалёв Н.С. Лирика Б. Пастернака. // Русская литература. 1990. №4. – С. 60.
4 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 76
5 Смирнов И.П. Б. Пастернак. Метель. // Поэтический строй русской лирики. – М.: 1973. – С. 237.
6 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 76.
7 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 76.
8 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 76.
9 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 77
10 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 71.
11 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 192.
12 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 281.
13 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 193.
14 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.2. – С. 29.
15 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.2. – С. 149.
16 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.2. – С. 546.
17 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.1. – С. 75.
18 Бухштаб Б.Я. Лирика Б. Пастернака. // Литературное обозрение. – 1987. №9. С. 107.
19 Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5-ти томах. – М.: 1989-1992. Т.2. – С. 106.
20 Пастернак Б. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 106.
21 Пастернак Б. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 108.
22 Пастернак Б. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 108.
23 Пастернак Б. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 108.
24 Пастернак Б. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 111.
25 Пастернак Б. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 111.
26 Пастернак Б. Полное собрание сочинений. Т.2. С. 581.
27 Пастернак Б. Собрание сочинений. Т.1. – С. 397.
28 Пастернак Б. Собрание сочинений. Т. 2. – С. 106.