Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки высшего образовании Республики Казахстан
Карагандинский университет им. Е.A. Букетова
Исторический факультет
Кафедра археологии, этнологии и отечественной истории
Курсовая работа
на тему: «Активное обучение в преподавании истории»
по специальности 6B01601 – «История»
Выполнила: студентка гр. ИО-32
Aмaнжoл P.
Проверила: к.и.н., ассоц. проф. Мырзахметова А. Ж.
Караганда
2022
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Основные понятии активных методов обучения 7
Раздел 2. Технологии активного обучения 12
Заключение 21
Список использованной литературы 24
Введение
Активное обучение – это форма высокого учебного процесса и запросам практический уровень обучения, соответствующий современным, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем) нацеленному на выработку правильного понимания.
Как показывает практика подготовки будущих специалистов в различных профессиональных областях, наиболее эффективными оказываются методы активного обучения, так как они работают не только на когнитивном уровне, но и на смысловом, эмоциональном и поведенческом. Вопросы, связанные с повышением уровня профессионализма, овладением новыми профессиональными навыками и умениями, развитием профессионально-важных качеств личности, личностным развитием возникают все более активно в современной психологической практике и требуют особого подхода к их решению. Многие методические инновации связаны сегодня с применением активных и интерактивных методов обучения [1, с. 279].
Актуальность темы. Одной из главных фактов актуальности данной темы в том, что, современное высшее образования увеличивается посредством использования активных методов обучения и использования информационных технологий в средних и высших школах. Непосредственно педагоги выступают за широкое использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся.
Исследования показывают, что именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Фраза «наиболее полно и с пользой для себя» означает, что учащиеся думают о том, что они изучают, применяют это в ситуациях реальной жизни или для дальнейшего обучения и могут продолжать учиться самостоятельно. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.
Историография. Европейская и американская школа. В первой половине XX в. в зарубежной педагогике идет бурное исследование активных методов обучения. Однако образовалось это все не так спокойно, происходило движение за прогрессивное образование которая развивалось одновременно и независимо в Европе и Соединенных Штатах в конце XIX века.
Сторонники полагали, что традиционные школы мало связаны с потребностями нового технического и индустриального общества и обеспечивают неадекватную подготовку к демократическому обществу будущего. Они хотели, чтобы школы поощряли сотрудничество, альтруизм, интернационализм и групповую жизнь. Детско-ориентированная фракция, одна из участников движения которая доминировала в Движении в 1920-х и 1930-х годах, подчеркивала индивидуальную свободу, самовыражение, индивидуальную инициативу и отсутствие предписанных методов.
Движение подчеркивало, что активное обучение — это опыт, эксперименты, решение проблем, научный метод, проекты, совместное планирование, индивидуальные интересы, отношение школы к сообществу, взаимосвязанность предмета и демократии в действии.
Удивительно, но «новые учебные программы» с начала 1960-х годов представляли собой идеи открытий и исследований Руссо, Песталоцци и Дьюи — первых прогрессистов. К середине 1960-х годов, в разгар новых социальных потрясений, маятник качнулся в сторону «нового» прогрессивизма в попытке решить проблемы расы и бедности. Внезапно появилось значительное количество литературы протеста против традиционного обучения (что бы это ни значило), а также против бесплатных школ и исключения из школы.
Согласно литературе, открытые классы, открытые кампусы и элективная учебная программа стала модной, но к середине 1970-х появилось разочарование в новых школьных свободах. В начале 1980-х годов возникло движение back to basics, которое до сих пор держится в государственных школах. Методы и занятия в школах сильно различались; однако, все школы согласились с основными принципами активного обучения. Движение заключалось в том, что приобретение знаний должно быть активным процессом [2, с. 41-56].
В российской школе (советская педагогика). С конца XIX и начало XX вв. учителя и методисты работали над совершенствованием преподавания истории. В первую очередь педагоги стремились к такому построению урока, которое стимулировало бы самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формировало у них потребность в знаниях.
В теоретических работах, советских авторов накоплены ценные материалы по вопросам педагогика, по обучению и методикам разных предметов. Которые в свою очередь позволяют дать, подробное систематическое освещение по вопросам о сущности, принципах, содержании, методах и организационных формах обучения в школе.
Основные понятия и разработка целостной концепции активного обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Л.В. Зановым С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперины Н. Ф. Талызины и других педагогов. Два основных направления активного обучения системно разработаны В.В. Давыдовым и Л.В. Зановым. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний [3, с. 1-4].
В 1960 – 1970 -е годы происходит «Второе рождение» методов активного обучения в советской педагогике в книге «Дидактика» М. А. Данилов и В. П. Есипов сформулировали некоторые принципы активизации процесса обучения, а М. И. Скаткин указал на перспективность научно-теоретической разработки и внедрения в практику активного обучения
Следующим этапом изучение активных методов обучения становятся 1990-е гг., когда проблема активизации обучающихся в образовательном процессе особенно остро обозначилась в системе высшего и последипломного (послевузовского) образования. Наиболее важные исследования в этот период по активным методам обучения проводятся Б. Н. Христенко, А. М. Смолкиным, А. А. Вербицким (продемонстрировал эффективность знаково-контекстного обучения), В. М. Ефимовым, В. Ф. Комаровым, Г. П. Щедровицкий и др.
Начиная 2000-х гг. характеризуется интенсивным международным обменом опытом в области применения активных форм и методов в подготовке персонала на предприятиях, специалистов в учреждениях высшего образования и системе повышения квалификации.
Но в связи с тем, что данные исследования по активным методам проводились в основном на материале школьного обучения, что затруднило внедрение активных методов в высших школах, так как требовалась определенная адаптация для теории активных методов к вузовскому дидактическому процессу [1, с. 279].
Целью курсовой работы было определено – сформировать представление об основных понятиях и содержании активных методов и технологии обучения.
При написании курсовой работы следовательно поставлены следующие
задачи:
- знать теоретические основы активного обучения иметь представление об основных методах активного обучения;
- понимание и анализирование специфик и особенностей изучаемого метода, иметь представление о возможностях их эффективного применения;
Объектом исследования является образовательные процессы средней и общеобразовательной школы
Предметом исследования является активное обучение его методы и основные технологии.
Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение специальной литературы, публикаций и изученных учебных пособий, научно-исследовательских статей касательно данной темы.
Источниковую базу курсовой работы составили нормативное правовые документы, стандарты Государственного общеобязательного стандарта основного образования общего среднего образования, учебно – методические пособи российских и зарубежных университетов, научно – исследовательские статьи
Согласно Закону РК «Об образовании» принятую в 27 июля 2007 г. статье 1 «Задачи системы образования», где указывается одна из его задач «развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знании и компетентности». Таким образом, активные методы обучения в системе образования связывает в себе одну из задачи приписанной в Законе РК [4].
Согласно стандартам образования ГОСО, при организации учебного процесса использование активных методов обучение, которые основаны на освоения опыта самим обучающимся путем проявления инициативы к поиску, реализуют принцип единства обучения, воспитания и развития [5].
Практическая значимость курсовой заключается в том, что результаты выполненной работы на тему «Активное обучение в обучении истории» могут использоваться в качестве базы теоретико-исследовательской, аналитической и проектной деятельности.
Структура работа состоит из введения, двух разделов, заключение и списка использованной литературы, включающей в себя 13 наименований и 24 страниц в целом
1 Основные понятии активных методов обучения
Активное обучение это - обучение, при помощи которого решаются проблемы мышления учащихся с использованием реальных и воображаемых ситуаций Прежде всего имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, методы математического моделирования и т.д. Разработка и внедрение «активных» форм и методов обучения, например деловых игр и конкретных ситуаций, приобретает широкое распространение, превращаясь в некоторых случаях в моду. Понимание активное обучение состоит из синонимов, «нетрадиционные формы уроков», «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока».
По Вербицкому, традиционное образование настроено на «передачу основ наук» и консервацию привычных форм и методов обучения, завоевавших свои позиции аж в XVIII в и доминирующих до настоящего времени. Стремясь сохранить себя как систему, образование, как и любая другая система, сопротивляется педагогическим инновациям, тем более что многие из них с научной точки зрения таковыми не являются [3, с. 2].
Классический лекционный зал, эффективно вмещающий сотни студентов в многоуровневом амфитеатре, хорошо работает для многих целей, включая декламацию, научную демонстрацию, медиа-проекцию и ограниченное обмен мнениями между ведущим и аудиторией. При некоторой доброжелательности со стороны студентов преподаватель может успешно, хотя и неловко, вовлекает студентов в совместные упражнения и обучение сверстников. Однако никуда не деться от того, что стационарное сидение рядами с ограниченным пространством на столе и почти отсутствие доступа к доске ограничивает возможности взаимодействия студентов друг с другом и с содержанием курса.
Ученикам трудно перемещаться между местами или перестраиваться, чтобы они могли стоять лицом друг к другу, чтобы обсудить вопрос или поработать над общей проблемой. Инструкторам может быть трудно следить за отдельными группами студентов или пробираться в центр комнаты, чтобы ответить на вопросы. В конце концов, это лекционный зал, хотя он может служить многим целям, он оптимизирован для лекций.
Опыт использования активных учебных во всех звеньях системы профессионального образования показывает что данный вид обучения решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:
-
Повышает удовлетворенность студентов и положительное отношение к материалам курса, а также их уверенность в себе и самостоятельность; -
Мотивирует студентов быть вовлеченными учениками; -
Повышает знание содержания, критическое мышление и способность запоминать содержание курса; -
Формирует не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы -
Воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире -
Воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом; овладевать методами моделирования [6, 7].
Делает ли активная учебная деятельность значимой учебу и одновременно вызывает ли у учащихся интерес, вовлеченность и мотивацию?