Файл: Развитие навыков критического мышления Практика 1 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие навыков критического мышления

Практика 1

Задание 1 : Пользуясь текстом " Теория "Идолов" как критическая часть философии Ф. Бэкона",

  1. составить 5 вопросов, отражающих содержание работы Ф. Бэкона

  • Что такое «идолы», какое значение они имеют в познании мира?

  • В чем особенность идолов пещеры, как устранить из познания эти идолы?

  • Что подразумевает Ф. Бэкон под идолами театра?

  • Cубъективный внутренний мир – что это?

  • Какие идолы по мнению Бэкона наиболее тяжкие из всех?



  1. ответить на следующие вопросы:

Какие "идолы" и почему являются самыми опасными для человека? идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра, так как они сковывают человеческий разум и препятствуют в поиске истины

Почему Бэкон сравнивает ум человека с кривым зеркалом? Потому что человеческий ум смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает, ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет

Какой, по мнению Бэкона, основной порок человеческого ума? Основной порок человеческого ума, по мнению Бэкона, заключается в том, что вместо критического отношения, согласно которому следует быть готовым в целях прогресса в науке отвергнуть гипотезу, догадку, или теорию, если обнаруживаются противоречащие ей факты

Что такое идолы площади или рынка? Идолы площади или рынка – это ложные представления людей, которые вызваны неправильным употреблением слов.

Что является причиной субъективного восприятия человеком окружающего мира? Субъективный внутренний мир, который накладывает отпечаток на все человеческие суждения о вещах и процессах действительности, порождает неспособность человека выйти за пределы своей субъективности

По какой причине человек может не признавать противоположное мнение? из пренебрежения, или путает их с различиями и отбрасывает – из тяжкого и вредного предрассудка, лишь бы сохранить в целостности свои первые утверждения

Влияет ли общество на то, каким человек видит мир?
Да, влияет, но только благодаря освобождению ума от «идолов», человек, по мнению Бэкона, может наконец обратиться к настоящему изучению природы

Теория «идолов» как критическая часть

философии Френсиса Бэкона.
«Человек слуга и интерпретатор природы, – пишет Бэкон в начале первой книги «Нового Органона», – действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путем наблюдения за вещами и работой ума; он не знает и не может знать ничего сверх того».

Бэкон намерен провести полное обновление знания, начав с самых основ науки. Это неотложное дело имеет две стадии: первая – разрушение – состоит в освобождении разума от идолов, или ложных понятий, вторая – созидание – состоит в изложении и подтверждении правил того единственного метода, который только и может привести человеческий ум к контакту с действительностью и установить новые отношения между словом и делом.

Критическая, «разрушающая» часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению.

«Идолы и ложные понятия, сковавшие человеческий разум, пустив в нём глубокие корни, не только препятствуют в поиске истины, но (даже если доступ к ней открыт) они продолжали бы вредить в процессе обновления наук, если бы люди, предупрежденные об этом, не боролись, насколько возможно». Различать идолы необходимо для освобождения от них. Есть четыре вида идолов, осаждающих человеческий ум.

Это: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в наделении природных явлений человеческими характеристиками, в примешивании к естественной природе своей собственной, человеческой природы. Они «вскормлены самой человеческой природой, человеческой семьей, или родом. Человеческий ум все равно, что кривое зеркало, отражающее лучи от предметов; он смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает». Человеческий ум по собственной структуре придает вещи «больший порядок», нежели действительно существующий; ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет. «Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедительным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним. И даже если мощь и число противоположных понятий больше, он или не признает этого – из пренебрежения, или путает их с различиями и отбрасывает – из тяжкого и вредного предрассудка, лишь бы сохранить в целостности свои первые утверждения».



Основной порок человеческого ума, по мнению Бэкона, заключается в том, что вместо критического отношения, согласно которому следует быть готовым в целях прогресса в науке отвергнуть гипотезу, догадку, или теорию, если обнаруживаются противоречащие ей факты – ум самоутверждается, «не замечает высшие истины природы – из-за суеверия, свет опыта – из-за высокомерия и тщеславия…парадоксы – чтобы не расходиться с общепринятым мнением», и ещё «чувство проникает в разум и разрушает его».  Кроме того, «человеческий ум по своей природе стремится к абстракции и воображает стабильным то, что на самом деле склонно к изменению».

Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять переживания  органов чувств с предметами окружающего  мира и тем самым проверять их правильность.

Идолы пещеры – это искажённые представления о действительности, которые исходят от отдельного человека, связаны с субъективностью восприятия окружающего мира. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную «пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимости от того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной». Дух людей «различен, склонен к изменчивости и почти случаен». Идолы пещеры «берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей». Мало тех, кому удается держаться середины, т. е. не презирать того, что есть справедливого в учении древних, и не забывать его в связи с открытиями современных ученых».

Субъективный внутренний мир, который накладывает отпечаток  на все человеческие суждения о вещах  и процессах действительности, порождает  неспособность человека выйти за пределы своей субъективности. Это  и есть причина данного вида заблуждений.

Идолы площади или рынка – это ложные представления людей, которые вызваны неправильным употреблением слов. Бэкон пишет: «Есть также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением». В самом деле, «связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей». Во всяком случае, говорит Бэкон, «слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчисленными противоречиями и неверными заключениями».


В одни и те же слова  люди часто вкладывают различный  смысл, что ведёт к непониманию, к пустым бесплодным спорам, увлечению  словопрениями, а в результате приводит к тому, что природные явления понимаются неправильно и это отвлекает от действительного их изучения.

Идолами рынка или  площади Бэкон называет их потому, что в то время в средневековых  городах распространены были схоластические словопрения на различные отвлечённые  темы и происходили они на рынках и площадях, в местах скопления  людей. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (как, например, «судьба», «вечный двигатель» и т.д.), или это имена вещей существующих, но путаные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.

Идолы площади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, «потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен». Люди «верят, что их разум господствует над словом, но случается и так, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистическими и бездеятельными».

Идолы театра «проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства». Это ложные представления о мире, которые заимствованы людьми из различных философских систем, но заимствованы некритически. Бэкон называет их идолами театра, потому что каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия, которые изображают вымышленные, искусственные идеи. Бэкон считает все философские системы «сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров». С баснями мы сталкиваемся не только в современных философских доктринах и «античных философских сектах», но и во «многих научных принципах и аксиомах, утвердившихся в силу традиции, слепой беспечной веры».

Люди принимают эти  «постановки» за истину, ссылаются  на них в рассуждениях, даже используют их в качестве руководства для  жизни, в то время как это всего  лишь театральное действо.

Но это не обвинение древних и не неуважение к ним. Просто древним был незнаком новый метод, который позволит и более скромным умам достичь больших результатов, его ищет философия нового времени и Бэкон – её яркий представитель.


Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам человека, потому их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания.

Идолы рынка и театра следствие ума. Они появляются от господства над человеком прошлого опыта: авторитета мыслителей, церкви и т.п. Потому борьба с ними происходит только через преобразование общественного сознания.

Освободив ум от «идолов», человек, по мнению Бэкона, может наконец обратиться к настоящему изучению природы.

Задание 2. Приведите в соответствие понятие и его определение


1. Сравнение

а) соединение элементов, сторон предмета или явления в единое целое; (путём умозаключения, используя косвенные признаки);

В

2. Анализ

б) логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы мысленно создать его структуру и выделить его свойства;

Б

3. Абстракция

в) установление сходств и различий предметов или явлений при непосредственном или опосредованном восприятии

Г

4. Синтез 

г) отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

А

Задание 3. По описанию метода «Мозгового штурма» оцените его возможные плюсы и минусы

(Сформулируйте свои аргументы в письменной форме)
Метод «Мозговой штурм» («мозговая атака») – форма коллективного творчества по поиску эффективного решения по конкретной проблеме. «Мозговой штурм» реализуется через обсуждение проблемы по сценарию, подготовленному квалифицированным руководителем. Основные правила «мозгового штурма»:

- во время обсуждения недопустима никакая критика выдвигаемых идей, даже самых невероятных;

- руководство не принимает участия в обсуждении, присутствует лишь в качестве наблюдателя.

Ответ: