Файл: Развитие навыков критического мышления Практика 1 Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Плюсы: можно решить вопрос за короткий срок времени, появляются альтернативные методы решения задач, каждый сотрудник\ученик участвует в обсуждении данного вопроса, возможность оценить уровень знаний каждого из участников.
Минусы: Опасность «зацикливания» участников на одной идее. Руководство не принимает участие в обсуждениях, хотя в некоторых моментах его модерация может быть полезна.
Задание 4. Прочитайте текст, раскрывающий позицию Карла Поппера по отношению к дискуссии.
ЗАДАНИЕ: Ответьте (письменно) на вопрос: как оценивает К. Поппер дискуссию и ее роль в научной и образовательной сферах.
«К. Поппер уделяет значительное внимание такой форме общения, как дискуссия. Роль мышления заключается в проведении революций путем критических споров, а не при помощи насилия и войн. Монолитное социальное состояние (в отличие от плюралистического) означает гибель свободы, свободы мысли, свободы поиска мысли, а вместе с ними — рациональности и достоинства человека.
Результат дискуссии не следует сводить к согласию или победе в споре, он включает также знания, полученные участниками, количество интересных и трудных вопросов, заданных участникам, и новых ответов, вызванных изменениями мнений и точек зрения участников дискуссии, расширением интеллектуального горизонта. Столкновение мнений порождает новые и интересные аргументы, даже если эти аргументы не являются достаточно убедительными, поэтому возможна «плодотворная конфронтация». Прояснение проблемы, понимание своей и чужой позиции, видение вещей в новом свете, приближение к истине, избавление от предрассудков (в том числе неосознанных) также могут быть результатами дискуссии.
Догматическое, некритическое обучение, отмечает К. Поппер, — большее препятствие для дискуссии, чем любое расхождение между культурами и языками.
Выделяются некоторые компоненты дискуссии: «концептуальный каркас», «нормы понимания», «правила языка». Нормы понимания могут быть завышены. Правила языка — «интеллектуальная тюрьма», причем мы не сознаем факт своего заключения. Дискуссия позволяет обнаружить слабые места оков, разбить их и тем самым выйти за пределы самих себя».
Ответ:
К. Поппер считает, что дискуссия может помочь в прояснение проблемы, так как столкновение мнений порождает новые и интересные аргументы, даже если эти аргументы не являются достаточно убедительными, помогает увидеть некоторые вещи в «новом свете». Дискуссия позволяет обнаружить слабые места оков, разбить их и тем самым выйти за пределы самих себя».